реклама
Видеокарты

ASUS Radeon 9800 XT: переломный момент

⇣ Содержание
В каждом бизнесе неизбежно наступают
переломные моменты - когда
влияние внешней среды и изменившихся
условий бизнеса достигают десятикратной
величины. Последними их замечают высшие
менеджеры компаний-лидеров.
Иногда бывает слишком поздно...

Эндрю Гроув

ASUS RADEON 9800 XT
Чип VPU ATI R360
Память DDR 256 Mb; 2.5 ns
Частоты: 412/750 (DDR) MHz
Особенности: VIVO
Динамический разгон
Цена: 500$

Немного истории

Еще лет десять назад рынок графических карт потребителького уровня был прост как три копейки - S3 и Trident выпускали мейнстримовские чипы и раздавали их всем желающим, ATI и Matrox позиционировались как компании посерьезней и никому своих разработок не отдавали. Но в те времена единственным показателем видеотестов, наполненным хоть каким-то смыслом и который можно было померить, был "скорость отрисовки графического интерфейса", ну, и пожалуй "кристальная чистота изображения", прикинутая на глазок, чем так славилась компания Matrox.

Появление на графическом рынке компании 3dfx спровоцировало сразу четыре события, которые ключевым образом повлияли на всю компьютерную индустрию:

Первое - появление на рынке первой графической карты, работающей в двух режимах - 2D и 3D. Точнее за 2D отвечало "что-то традиционное", стоящее в обычном на то время PCI слоте, а рядом сидела специализированная видеокарта для игроков, в корне меняющая вид убогих на то время 3D игрушек на нечто действительно потрясающее и не имеющее аналогов.
Последствие: взрыв интереса к трехмерным технологиям со стороны массового рынка.

Второе - Glide от 3dfx, как первый серьезный графический API, предназначенный исключительно для игр.
Последствие N1: Под Glide тут же были переписаны сотни 3D игр в виде выпуска патчей под уже изданные игры. Кто помнит наши новости тех лет, подтвердит, что каждый день выходило по несколько заплаток кряду и так продолжалось целый год.
Последствие N2: DirectX, стандарт для мультимедийных приложений, разрабатываемых на платформе Windows, был обьявлен впервые в 1995 году, но не получил поддержки со стороны разработчиков. Встроенный в DirectX стандарт взаимодействия с 3D акселераторами (Direct3D) появился только в третьей версии и был не более чем поспешным ответом на стандарт Glide от 3dfx. Т.е. своим появлением и дальнейшим победоносным развитием он полностью обязан Glide.

Третье - все традиционные игроки S3, ATI, Matrox, Trident не поняли серьезности наступившего "ключевого момента" и продолжали неспешно модернизировать свои архитектуры чипов, тогда как их необходимо было в корне менять.
Последствие: появление на рынке компании nVidia, которая сделала ставку именно на конкуренцию с 3dfx в области 3D. Их первоначальной задачей стало интеграция 2D и 3D в одном флаконе, на что долго не решалась 3dfx. И полное игнорирование Glide со стороны nVidia - ставка делалась на DirectX, за что nVidia получила необходимую поддержку со стороны MS.

Четвертое - битва графических акселераторов между 3dfx и nVidia на многие годы застолбила заголовки новостей компьютерных изданий и стала темой "номбер ван".
Последствие: Такой разворот событий заставил наконец некоторых неповоротливых и непонятливых обратить свой взгляд на очевидные для потребителя вещи. Для большинства старичков пропуск "ключего момента" было последним, что они наконец поняли, а вот компания ATI решилась в полной мере ввязаться в схватку.

Итак, все это уже стало седой историей и происходило еще в прошлом веке. В результате массовых скупок и разорений, в новый век видеоиндустрия вошла полностью обновленной. На исходе 2000-го года nVidia скупила руины 3dfx, S3 был выкуплен Diamond Multimedia, которую в свою очередь за ничтожные 50 млн$ выкупила VIA, Micron Technology прибрал Rendition и т.д... и т.п... всего уже и не припомнишь.


Сегодня: ATI или nVidia?

Сегодня мы имеем двух реальных лидеров - ATI и nVidia и кто из них "первый" ответить не так уж и просто. Что считать лидерством?

  • Победу в производительности самой крутой видеокарты из арсенала компаний? Пусть так, но продажи hi-end решений малы (5-8%). Цель их выпуска - демонстрация технологических достижений.
  • Доля общего рынка проданых чипов? Хорошо, но чипов и линеек продукции слишком много - начальные 5200, 9200, средние 5600 и 9600, Hi-end всех мастей, интегрированные чипсеты, плюс решения для ноутбуков, игровых приставок, сотовых телефонов и всяческого эмбеддеда для аэропортов, банков и магазинов. Подсчитать долю никто не в силах.
  • Пакет наработок на будущее и технологический задел? Несомненно...
  • Чистый доход от деятельности за год и перспективы на развитие? Да! Поскольку в этом есть хоть какой-то смысл от предыдущих телодвижений...

Вот мы и пришли к пониманию такого простого факта, что только тщательное рассмотрение всего комплекса этих факторов позволит высказать вердикт в отношении их лидерства на рынке.

Но, в конце концов, мы с вами не инвесторы и покупаем не многомиллиардные компании со всеми ими потрохами, а их продукцию на данный конкретный исторический отрезок времени. И тут уже несколько тезисов для общего их состояния можно привести без опасения быть подвергнутым остракизму со стороны PR-отделов этих компаний, поскольку они общеизвестны.

Факты на конец 2003-го года:

  1. По производительности hi-end решений в современных графических приложениях оба лидера имеют примерный паритет.
  2. "Графическая технология будущего" - пиксельные шейдеры - технология, позволяющяя оперировать объектом на уровне пикселя (дым, огонь, трава, облака, волосы) лучше реализована у ATI и это общеизвестный и сто раз доказанный факт. Лидерство началось с прошлогодним выпуском RADEON 9700 Pro - первой видеокартой с поддержкой DX9.
  3. "Технологический процесс" - тут всё не просто. nVidia начала свой переход на 0.13 микрон с выпуска NV30 - т.е. чипа, который должен был по плану противостоять 9700Pro. Но именно этот дорогостоящий переход несоизмеримо повысил стоимость чипа, что сделало конкуренцию невозможной. ATI начала свой шаг к 0.13 микронам позже и с более простого в изготовлении чипа - RADEON 9600 и сделала свой переход менее болезненным. Налицо серьезная ошибка nVidia, которую она расхлебывает до сих пор.
  4. "Успешность выхода на новые рынки"? - тоже правильно и важно... у обоих компаний значительные успехи. Правда, у nVidia в прошлом (чипсет nForce2 для закрытого проекта Athlon и проигранный тендер для XBox2 - поставки чипов для первого XBox давали nVidia 25% всего их дохода), а у ATI в будущем (чипсет RADEON 9100 IGP для P4 и выигранный тендер для XBox2).
  5. "Средняя стоимость продукции" - видеочипы от ATI традиционно несколько дешевле аналогичной продукции nVidia. Соответственно и карты тоже.
  6. "Доля общего рынка проданых чипов" - несомненно самый важный фактор. И тут доля nVidia в общих продажах видеокарт несоизмеримо больше чем ATI. За исключением мобильных решений.
  7. "Стоимость акций"? - за ними интересно следить, но их стоимость совершенно не отражает реальное положение вещей. Это игра других игроков...


Asus - как катализатор переломного момента

Так почему же, невзирая на то, что видеокарты ATI дешевле и мощнее, потребитель до сих пор предпочитает nVIDIA? Потребительская инерция - штука страшная и в один момент ее не переломить. Необходимо подряд несколько успешных циклов смены линеек, прежде чем мы с вами привыкнем к очередному лидеру, к которому много лет относились с пренебрежением. Второй фактор - элементарный дефицит чипов. Размещение заказов на фабриках, располагающих необходимым оборудованием - дело хлопотное и планируется на годы вперед. Сама ATI, по их признанию, никак не могла прогнозировать свой успех RADEON9700/RADEON9800 и заказать в то время необходимое рынку число чипов. И третий фактор - партнеры. В обойме nVidia традиционно находилось абсолютное большинство всех приличных и не очень компаний, повязанных многолетними контрактами на закупку чипов и изготовление карт (такие вещи тоже планируются на годы вперед).


 ASUS RADEON 9800 XT Logo

Сегодня можно констатировать, что и этим дням приходит конец. ASUS, один из самых старых и надежных партнеров NVIDIA, теперь производит карты ATI, сохранив линейку NVIDIA, и сломив тем самым многолетюю традиции "партнерства с одним поставщиком". GIGABYTE даже немного раньше объявил о производстве карт обоих ведущих производителей графических чипов. Но, фактически, ASUS уже выпустил свою первую видеокарту на чипе ATI - Asus RADEON 9800 XT, которая и стоит сегодня на нашем стенде.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 48 мин.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 2 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 3 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 5 ч.
Роскомнадзор с декабря начнёт блокировать сайты за публикацию научной информации о VPN 5 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 6 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 8 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 8 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 10 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 11 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 27 мин.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скорость до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 32 мин.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 47 мин.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 3 ч.
SpaceX рассказала, почему затопила ракету Super Heavy во время последнего запуска Starship 4 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 6 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 7 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 8 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 8 ч.
HPE готова ответить на любые вопросы Минюста США по расследованию покупки Juniper за $14 млрд 8 ч.