Deluxe вариант ASUS AGP-V3800 TVR отличается от регулярного не многим: карта оснащена 32Mb 6-наносекундной SGRAM и в комплекте с Deluxe идут дополнительно стереоочки ASUS VR100, которые и представляют наибольший интерес.
Очки имеют массивную, но легкую пластмассовую конструкцию и подсоединяются к видеокарте двухметровым кабелем, массивная конструкция позволяет надевать их поверх обычных очков. Расстояние между стеклами очков не регулируется, но стекла очков очень широкие и они подойдут подавляющему большинству людей.
На момент тестирования варианта карты со стереоочками в Интернете стала доступна новая версия драйверов от ASUS сделанная на референс-драйвере от nVidia версии 2.08, тестирование очков проводилось именно на этих драйверах. В новых драйверах в закладке Advanced появилось чуть болшее количество настроек: возможность сохранять различные схемы настроек работы очков для различных игр и установка частоты обновления экрана в режиме стерео. Если раньше при установке частоты обновления в 75Hz перейти в стереорежим, то на экран будет выдаваться картинка с частотой 150Hz, а такое выдержит не каждый монитор. Теперь же установки для обычных режимов работы акселератора и для стереорежима разделены, что очень удобно, и стало возможным простое ограничение частоты обновления в стереорежиме, ну скажем, в 120Hz. Таким образом, можно работать в режиме 800*600 при 100Hz, а при переключении в стереорежим частота смениться не на 200Hz, а на заранее указанные 120Hz.
Да и вообще, с новыми драйверами значительно улучшилась работа в режиме стерео. Если поставить глочку в пункте Enable OSD, то в Direct3D играх по нажатию "горячих" клавиш станет доступно меню с настройками стереоочков и регулировками яркости-контрасности-гаммы изображения, окно сделано по принципу экранного меню мониторов (появляется прямо во время игры, что позволяет сразу оценить все сделанные изменения). Кстати это меню появляется в Direct3D играх и при отключенном режиме стерео, что очень удобно использовать для регулировки гаммы в играх, и прямо в этом меню можно переключатся между режимами стерео и обычным 3D-режимом. Скриншот снизу сделан в игре Incoming в режиме стерео с включенным OSD, вот такое размазанное изображение видишь когда не надеты очки, а если их надеть, то две половинки изображения сливаются и оно получает глубину и очень реалистичную трехмерность. Это достигается за счет того что драйвера формируют изображение поочередно то для одного, то для другого глаза, а стекла очков затемняются также синхронно передавая изображение только тому глазу, которому оно предназначалось и в мозгу формируется объемная картинка.
С очками были опробованы следующие игры:
Игра |
Версия драйверов - результат |
Прим. |
Incoming |
1.91 - да / 2.08 beta3- нет |
Direct3D |
Unreal |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
NFS: High Stakes |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Forsaken |
1.91 - да / 2.08 beta3- нет |
Direct3D |
Turok 2 |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Mortyr Demo |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Redline Racer |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Extreme-G 2 |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Aliens versus Predator |
1.91 - да / 2.08 beta3 - да |
Direct3D |
Quake2, SiN, Half-Life, Quake3 test 1.07 |
1.91 - нет / 2.08 beta3- нет |
GLDirect / Unified |
Как видно из таблицы, что в играх работающих через Direct3D, нет больших проблем с запуском в стереорежиме, а вот игры на OpenGL и Glide при запуске через врапперы GLDirect и Creative Unified, прерадресующие вызовы API в Direct3D, не давали стереоизображения, хотя стереорежим стартовал но изображение все равно было обыкновенным.
Впечатления от стереоочков:
- изображение в играх получает очень реалистичную глубину
- монитор отображает не просто проекцию трехмерного мира на плоскости экрана, а становится окном в реальный трехмерный мир
- можно очень четко определить какой объект находится ближе, а какой дальше
- очень трудно пописать ощущения от летящей на вас ракеты или мчащейся машины
- самые сильные впечатления произвели на меня игры NFS: High Stakes, Extreme-G 2, Aliens versus Predator, Turok 2, которые, скорей всего, писались в расчете на применение стереоочков.
- теперь положение объектов и направление их движения можно не только услышать (благодаря трехмерному звуку), но и увидеть (через стереоизображение)
- поиграв в стереоочках по другому играть уже и не хочется
- после продолжителного сидения в стереоочках наблюдается небольшой дискомфорт связанный с дезориентацией
По очкам можно подвести итоги:
Достоинства:
- Очки позволяют погрузится в мир более реалистичной 3D графики;
- Очки очень дешевы (при покупке в комплекте с картой обойдутся примерно в 10$;
- Хорошо продумано вспывающее окно настроек, которое можно вызвать прямо во время игры.
- Очки работают только в Direct3D;
- Не работают через врапперы;
- Практически на каждую игру настройки очков приходится перенастраивать
Так как многие игры заработали только на более новой версии драйверов, то можно надеется, что ASUS подработает драйвера для большей совместимости с играми.
Стереоочки ASUS VR100 можно приобрести и отдельно от карты, поискав на http://price.ru/ по ключевому слову "VR100". Я нашел предложения по очкам за 20$ и 44$ (думаю 20$ cтоят одни очки предназначенные для подключения их к модели V3800 TVR уже имеющей выход на очки, а 40$ стоит кит состоящий из очков и отдельной платки который можно подключить к V3400-V3800 не имеющих выхода на очки). Подумывая о приобретении стереоочков к V3400 стоит не забывать и о падении скорости в стереорежиме, возможно на "старушке" TNT количество кадров в секунду упадет до неиграбельного уровня, так что очки в составе карты V3800 Deluxe будут очень выгодным приобретением, а вот о целесообразности приобретения очков к V3400 я бы серьезно задумался.
Вывод
- Видеокарта AGP-V3800 TVR обладает очень мощной производительностью в 3D-играх и имеет дополнительные возможности необходимые мультимедийному компьютеру (видеовход/видеовыход) позволяющие реально осуществлять захват видеопотока с большими разрешениями и частотой кадров.
- Хорошо продуманное охлаждение карты позволяет поднять ее рабочие частоты до уровня Ultra и получить при этом высочайшее быстродейтвие.
- Но все возможности карты не будут раскрыты на слабых процессорах и при использовании низких разрешений (на 14" и 15" мониторах), так что при покупке карты стоит задуматься и о 17" мониторе, а на 15" мониторах пока можно довольствоваться и "старушкой" TNT.
- И если уж решено брать ASUS AGP-V3800, то лучше бросить свой взор на модель Deluxe, разница в цене от TVR небольшая, а в добавок будут получены стереоочки, которые позволяют получить более сильные впечатления от мира 3D.