⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Территория звука. Выпуск 4
Звуковые прожекторыА в данном типе устройств за основу взята конструкция современных радаров. Ранее они, как и сонары, сканировали небо узконаправленным лучом электромагнитной волны, но со временем скорость целей существенно увеличилась, поэтому было разработано специальное ноу-хау, на самом деле очень простое. Современные радары - это целые комплексы, состоящие из множества взаимосвязано работающих маленьких радаров. Направление суммарного луча зависит от фазы сигнала, а скорость сканирования равна скорости света. При этом данные системы могут эмулировать не только один, а сразу несколько мощных радаров. Pioneer Digital Sound Projector (PDSP-1) Применительно к звуку на эту технологию обратила внимание британская компания 1Ltd и запатентовала ее. Но сама ничего выпустить не смогла. А вот компания Pioneer все-таки разработала такое устройство и сейчас вы можете его найти под названием Pioneer Digital Sound Projector или в аббревиатуре - PDSP-1. Изначально это позиционировалось как очень дорогое решение, поэтому изобретатели ни на что не скупились - 254 излучателя и к каждому отдельный цифровой усилитель. Цена также не маленькая - 40 000 $. Хотя если пойдет серийное производство, то она уменьшится вдвое. Так до слушателя доходит звук - путем отражений. Показана эмуляция системы 5.1 Центральный, фронтальные и тыловые каналы для системы 5.1 Второе устройство или даже три устройства предлагает Yamaha. Они использовали технологию от 1Ltd, но решили позиционировать свои модели ближе к пользовательскому ценовому диапазону. Поэтому в базовой модели Yamaha Sound Projector-1 (или, сокращенно YSP-1) для создания фронтальных и тыловых каналов используется только 40 излучателей, а для обеспечения центрального - два СЧ-динамика. Соответственно, в итоге - 42 отдельных цифровых усилителя. Сразу с момента появления YSP-1 была объявлена цена - 1500 $. Уменьшив количество излучателей практически вдвое и выпустив YSP-800 Yamaha смогла понизить цену до примерно 700 $. Yamaha Sound Projector-1 (YSP) Настройка может быть как автоматической, так и корректироваться вручную А как работают звуковые прожекторы?На самом деле очень просто. Под плазменной панелью или телевизором вы ставите само устройство. После этого его нужно настроить. Принцип работы достаточно прост - звуковой прожектор направляет узконаправленные лучи в потолок или стены, после чего они один или несколько раз отражаются и доходят до слушателя в нужном направлении. То есть, никаких тыловых, фронтальных боковых колонок не нужно - все делается за счет отражения. При инсталляции устройства, нужно указать геометрические характеристики помещения и месторасположение слушателя. Далее все происходит на автомате или регулируется вручную. PDSP-1 может эмулировать в пространстве системы вплоть до 7.1, а YSP - до 5.1 (Dolby, DTS). В звуковых прожекторах используются небольшие по размерам излучатели, поэтому для данных систем нужен дополнительный сабвуфер. По качеству звучания это близко к стандартным вариантам дешевой акустики, но следует отметить компактность таких решений. ПодытожимЕсли говорить в общем, то акустические системы для домашних кинотеатров постоянно подвергаются множеству изменений к лучшему. Это видно как и в новинке от Microlab Technologies, так и в идее звуковых прожекторов. Рынок звукового ПОВ принципе, новинок в этом году очень мало. В основном из-за того, что класс профессиональных независимых разработчиков стал исчезающим, соответственно, нет новых толковых и хорошо оформленных идей. Интернет-каталоги переполнены большей частью студенческими поделками, что говорит об общем падении качества и застое. Хочется надеяться, что это связано с недавним всплеском спроса на программистов в области аудио со стороны брэндов, и свежие идеи мы увидим в брэндовых продуктах. Из новинок я бы отметил только одну интересную компанию… H. G. FortuneНу вот мы и подошли к кульминации. Под маркой H.G. Fortune скрывается Гюнтер Хагер (Gunter Hager) из Германии. Музыкой он начал заниматься еще в далеких 70-х. Позже перешел к "электронному" творчеству, и основной тематикой его музыкальных творений были гороскопы. Кстати, увлечение многих разработчиков астрологией и подобными вещами - это уже не новость, например, достаточно вспомнить тоже немца Петера Неубакера (Celemony Melodyne - название фирмы Celemony составное от "CELEstial harMONY" - "небесная гармония"), а сам Петер долгое время возглавлял издательский дом на астрологическую тематику. Тут у нас схожая картина с единственной разницей, что Гюнтер Хагер является музыкантом, владеющим современными технологиями в области синтеза. Причем он разработал свою собственную систему алгоритмического создания композиций. В начале 90-х в его студии стояли Kawai K11, Kawai K4 & K4R, Peavey DPM V2, Juno 106, JX8P, Kawai RV4 и на этой базе он делал современную для того времени электронную музыку. Но потом пришла очередь компьютерных технологий и Хагер перебазировался на них. Одной из первых программ, действительно его поразивших была SynthEdit. Нужно отметить, что в музыкальной технике Гюнтер разбирается очень хорошо, об этом даже говорит тот период, когда он работал фрилэнс-редактором таких известных изданий как Fachblatt, Keyboards, PC & Musik, Sound & Vision. И вот в 2003-м Хагер решился на создание собственной программы, куда вложил свою "систему" по созданию композиций, она называлась "Wheel of Fortune". Ну, а дальше мы посмотрим на его разработки с позиции 2006-го года. X-Wheel of Fortune 3 (X-WoF 3)Этот релиз вышел совсем недавно - 19 мая. X-WoF 3 - не просто VSTi, а некий автоматический композитор/секвенсор/арпеджиатор, работающий по достаточно хитрым алгоритмам. В его состав включено восемь инструментов, среди которых Pad 1 synthesizer, Pad 2 synthesizer, Bass synthesizer, Hi Sq Synthesizer, Kick, HiHat, Perc3 to Perc5 и Variable Atmospheric Oneshot Sq. Каждый из них звучит уже в варианте законченого музыкального трека, то есть мелодии в нем генерируются автоматически или управляются вручную. В автоматическом режиме нужно просто указать музыкальный лад (в программе их предусмотрено сорок) и весь "оркестр" заиграет как нужно. Получается автокомпозитор-аранжировщик, в работу которого вы можете вносить лишь небольшие поправки. Для синтезаторов Pad1 и Pad2 используются PCM данные с 80-ю формами волны, а банк ударных и перкуссии включает 200 инструментальных звуков. В принципе, это очень мощная машина, которая сразу же дает превосходный готовый результат. Отдельно хочется сказать о графическом интерфейсе - высший балл, по крайней мере, это один из лучших, что я видел когда-либо. Хотя стоит отметить, что он не совсем понятен и требует некоторой расшифровки. То есть, "на лету" его освоить нельзя. В общем, великолепная программа. Вам даже не нужно вводить ноты в своем мультитреке. Просто создайте новый проект, откройте X-WoF 3 и нажмите Play. STS-24STS - это аббревиатура от "Space Transition Synthesizer" (если дословно, то "синтезатор пространственного перемещения"). Как видно из названия речь идет о синтезаторе звуковых текстур, падов, атмосферики. Вообще-то это все лучше услышать, чем читать текст. В общем звучание с одной стороны - вроде бы и стандартно для подобных вещей, а с другой - чтобы получить такие звуки нужно достаточно долго возиться (отстраивать) с обычными синтезаторами, продумывать алгоритмические схемы и т.п., а тут все собрано в одном интерфейсе. Очень удобная вещь, если вы занимаетесь озвучкой фильмов, игр или работаете в этом музыкальном направлении. Кстати, STS-24 интегрирован в синтезаторы Pad 1 и Pad 2 в рамках X-WoF 3, но там нет такого количества настроек. ProtoPlasm TSMА это новая усовершенствованная разработка от H.G. Fortune, посвященная той же теме, что и STS-24, но очень сильно навороченная. И эта усложненная модель расширяет возможности синтезатора в плане воспроизводимых инструментальных звуков. Теперь можно услышать и привычные уху более-менее стандартные звуки, при этом есть место и для креатива. LaserBladeВ принципе, в данном случае мы говорим о стандартной спецэффектовой обработке, типа "металлизирования". Такие звуки активно используются в кино и современной музыке. Сам модуль неплохой, но имеет очень много повторов в другом ПО. Какие можно сделать выводы?Немного о приятном… Цены! X-WoF 3 (39 евро до 30 июня и 49 после), STS-24 (39 евро), ProtoPlasm TSM (39 евро), LaserBlade (25 евро). Для VSTi такого качества это очень немного. Отдельно отмечу, что у всех этих продуктов есть бесплатные демо-версии и скачать вы их может по адресу. За последние годы в алгоритмах синтеза и обработки звука абсолютно не появилось ничего нового. Поэтому, модели написания софта нужно упростить, и будущее, скорее всего, за конструкторами. Причем, имея одну и ту же элементную базу можно сделать что-то очень простое, а можно сложное и красивое, как это мы видим в продукции H.G. Fortune. То есть все зависит от уровня знаний и результатов их применения на практике. Номинанты TEC AwardsПолный список студийной техники и лучших работ вы можете посмотреть на сайте TEC Awards, а мы сейчас выберем то, что имеет непосредственное отношение к компьютерам: Дополнительное оборудование:
Цифровые преобразователи:
Музыкальные инструменты:
Программная обработка:
Рабочие станции:
Очень отрадно увидеть в числе цифровых преобразователей Focusrite Saffire, это действительно, один из лучших интерфейсов. Музыкальные инструменты практически все нам знакомы, в очередной раз удивляет присутствие Korg OASYS, и еще больше удивит, если он победит в этой номинации, как это делает два года подряд в номинации "Лучший музыкальный инструмент" на церемонии m.i.p.a. (Musikmesse). В разделе рабочих станций полный разброд и шатание. Хотя понятно, что большая масса программ работает и для Mac'ов, поэтому, возможно их туда и включили. А вот Mackie/RAW Material Tracktion как всегда забыли, хотя и идейно и конструктивно, она более свежая и несомненно заслуживает внимания. В разделе программной обработки есть все шансы победить у набора Antares AVOX Vocal Toolkit. Но общее впечатление от списка таково: сейчас достаточно активно развивается техника, а ПО стоит на месте. Ждет, пока все остальное под него подтянется. Хотя, в общем и целом, здесь достаточно правильно отображен прошлый, 2005-й год и состояние рынка в то время. Надеюсь, что в следующем году мы увидим, что хорошего было в этом. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|