Введение
Буквально месяц назад российский сотовый рынок начал жить по новым правилам, которые уже давно приняты во всем мире. Это значит, что за входящие звонки абонент платить не должен и все финансовые тяготы ложатся на вызывающую сторону. Логично? Более чем. Действительно, с какой стати мы должны платить за то, что нам звонят и отнимают наше время? Инициатива правильная и разумная. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов, что живем мы в России и тут любая нормальная и цивилизованная программа способна мутировать до неузнаваемости и давать людям вместо ожидаемого добра множество бед. На ум приходит известный анекдот, где Украинской Раде предложили оформить в качестве основных законов два библейский принципа: «Не убий» и «Не укради». Так избранники Украины до сих пор принимают поправки и дополнения. Шутки шутками, а определенная аналогия проглядывается. Казалось бы, ситуация с бесплатными входящими настолько проста, что при своем появлении не вызовет никаких серьезных колебаний сотового рынка. Однако получилось совсем по-другому. Абоненты увидели более высокие тарифы на связь, а мобильные операторы начали считать убытки. Кто остался в прибыли? Пожалуй, только операторы фиксированной связи, которые, наконец, получили возможность взимать деньги за звонки на мобильные аппараты.Вопросы профессионалам
Итак, появление «бесплатных входящих» породило у нас множество вопросов. Ответить на них мы попросили заместителя генерального директора, коммерческого директора «Скай Линк-Санкт-Петербург» Максима Черняка.Для получения таких данных необходима статистика. Нам потребуется время на мониторинг ситуации – как своими силами, так и при помощи маркетинговых исследований. Реально проанализировать изменение потребительского спроса со стороны клиентов сотовых компаний можно будет спустя 3-4 месяца с момента введения СРР. Таким образом, четкую картину рынка мы получим только в ноябре-декабре, но общая тенденция будет ясна уже в октябре 2006 года. В новой реалии операторам с небольшой абонентской базой и безлимитными тарифами придется очень туго. Что можно предпринять для смягчения ситуации? На наш взгляд, новые условия игры, диктуемые участниками «большой тройки», являются очевидной попыткой давления на малых операторов. Мы продолжаем вести переговоры с «большой тройкой», направленные на то, чтобы урегулировать данный вопрос. Вместе с тем, чтобы смягчить сложившуюся ситуацию, мы планируем провести ряд инициатив, таких как ввод новых, привлекательных для абонентов тарифов и других мероприятий, которые позволят нам частично компенсировать потери доходности и сохранить лояльность клиентов. Например, начиная с 01.07.2006 г, абоненты петербургской телефонной сети за каждый звонок мобильному абоненту с федеральным номером заплатят 1,5 руб. за каждую минуту соединения. Но в Санкт-Петербурге, Москве уровень проникновения сотовой связи превышает 100%, а это значит, что каждый сотовый абонент является одновременно абонентом фиксированной связи – и из своего кармана должен будет платить как за каждую минуту сотовой связи, так и за каждую минуту фиксированной. В этих условиях привлекательность наших безлимитных тарифов, фирменного знака «Скай Линк», значительно повышается. Когда и на сколько могут вырасти тарифы? На сотовом рынке СПб тарифы уже начали расти. Например, оператор «Теле2» недавно увеличил цены в два раза. А участники «большой тройки» обещают ввести единовременную плату за соединение при каждом звонке абонента (уже ввели - прим редакции), или повысить плату за первую минуту. Таким образом, прогнозируемый рост цен на тарифных планах этих операторов - около 15-20%. В сложившейся ситуации «Скай Линк» рассматривает несколько вариантов разрешения проблемы. Выводя на рынок новые тарифные предложения, мы постараемся, в первую очередь, минимизировать для наших абонентов вынужденные затраты на услуги связи. Рассматривает ли «Скай Линк» ситуацию по увеличению неголосовых услуг? Вследствие происходящих на сотовом рынке изменений, в частности, вступления в силу принципа СРР и увеличения стоимости интерконнекта, мы планируем активно продвигать неголосовые услуги. В первую очередь это касается мобильной передачи данных от «Скай Линк», и не только «Мобильного Интернета». Этим летом мы начали массированную кампанию по продвижению услуг мобильного видеонаблюдения – когда абонент при помощи видеокамеры сможет наблюдать «картинку» на экране своего телефона. С вводом в действие технологии EV-DO, позволившей увеличить скорость мобильной передачи данных до 2,4 Мбит/сек, наши абоненты получили возможность просматривать видеоизображение в режиме «живого» видео. Также можно отметить планируемый запуск в тестовую эксплуатацию «Мобильного телевидения». Изменилась ли ситуация с прямыми городскими телефонами? С 1 июля серьезно изменились и правила работы с прямыми городскими номерами. Теперь сотовый оператор может обслуживать лишь федеральные номера, заключать агентские соглашения с одним из фиксированных операторов и от их имени продавать абонентам прямые номера, либо должен получить соответствующую лицензию. Однако согласно приказу Мининформсвязи до 1 января 2007 года сотовые компании могут обслуживать прямые номера по старым правилам. За компанией «Дельта Телеком» (работающей под брендом «Скай Линк» в Северо-Западном регионе) официально закреплен пул прямых номеров, поэтому сейчас мы продолжаем как подключение, так и обслуживание своих семизначных номеров. При этом мы занимаемся оформлением соответствующей лицензии. Появились неудобства для абонентов безлимитных тарифных планов с федеральными номерами. Потеряно одно из их основных преимуществ – принимать звонки с городских телефонов, не беспокоясь о том, что разговор будет бесплатным для обеих сторон. Ваши комментарии? Зато теперь вы можете в любое время дня и ночи позвонить своему ребенку, близкому человеку, товарищу – да кому угодно, не беспокоясь о том, есть ли у него деньги на счете. Поэтому повторю, я не стал бы огульно рассматривать введение СРР только с негативной стороны. А что касается безлимитных тарифов, то опять же, при введении СРР, их привлекательность для абонентов только вырастет. Ведь даже находясь дома, они могут спокойно звонить на любые сотовые номера, и не с городского, а с мобильного, и не нести дополнительных затрат!
Мысли под занавес
И все же кому нужны были эти «бесплатные входящие»? Ответ парадоксален. Это нужно всем нам – абонентам, операторам и чиновникам. Именно посредством ввода нормы, что платить должен тот, кто совершает звонок, мы приближаемся к цивилизованному рынку. А любые шаги в этом направлении делают нашу экономику привлекательной для инвестиций. Тут есть и другая сторона медали. «Бесплатные входящие» всерьез всколыхнули российский сотовый рынок. Все мы прекрасно знаем, что в нашей стране именно всевозможные революции используют для решения своих проблем нечистоплотные дельцы. Без всяких сомнений и эта мутная вода будет использована операторами для сведения счетов между собой. Крайними могут стать их абоненты.Опыт независимой Украины показывает, что этой солнечной стране не хватило года для стабилизации ситуации после ввода «бесплатных входящих». Главным минусом подобной инициативы стало снижение ARPU (среднемесячный доход с одного абонента), который многие аналитики разумно связывают с новой игрой на рынке мобильной связи. В итоге сотовые операторы несут потери, которые можно восполнить, только увеличивая стоимость минуты разговора или вводя плату за соединение. Последнее начинание очень широко обсуждается сейчас в нашей прессе. Честно говоря, обсуждать плату за соединение пока не хочется. Прежде всего, вопрос до конца не решенный. А кроме этого существует множество других сравнительно честных способов вытряхивать деньги из абонентов для компенсации своих собственных потерь.
С интересной инициативой выступил питерский «Мегафон». Оператор получил лицензию на предоставление услуг фиксированной связи и продает своим абонентам прямые городские номера на законной основе (каждому прямому номеру сопоставляется дополнительный федеральный). За первые 100 минут в месяц входящей связи с вас деньги не берут (на прямые городские номера) и потом тоже не берут, но начинают высчитывать по 2,7 рубля за переадресацию на федеральный номер. Недовольных очень много. Вот еще один отголосок новых законных веяний. А сколько их еще будет?
В конце нашего материала мы решили поместить выдержку из закона «О связи», который создает новое правое поле и регламентирует «бесплатные входящие»:
" Оплата услуг связи производится посредством наличных или
безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг,
путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.
Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об
оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации. В случае, если тарифы на услуги данного
оператора связи подлежат государственному регулированию, по требованию
абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить этому
абоненту-гражданину возможность оплаты предоставления доступа к сети
связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с
первоначальным взносом не более чем тридцать процентов от
установленной платы.
Оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное
в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, если
телефонное соединение установлено:
Оплата местных телефонных соединений производится по выбору
абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы
оплаты".
На этом мы не оставляем тему «Бесплатных входящих», а будем внимательно следить за ситуацией. Выражаем надежду, что желание встать на цивилизованные рельсы не будет использовано недобросовестными чиновниками и бизнесменами для дестабилизации ситуации и попытки половить рыбки в мутной воде.
Выражаем большую благодарность Максиму Черняку за подробные и интересные ответы.