В данном материале речь пойдет об одном из ведущих производителей так называемого «второго эшелона» мобильных телефонов, компании Meridian Group и ее торговой марке Fly.
Сотовые телефоны Fly занимают совершенно особое место на мобильном рынке. В отличие от практически всех прочих компаний-производителей, здесь имеет место так называемое «виртуальное» производство, целиком и полностью завязанное на OEM / ODM-сотрудничестве с контрактными производителями мобильных телефонов.
Данная стратегия характерна больше для других телекоммуникационных отраслей, в частности, для рынка десктопов (поставщики готовых решений из компьютерных комплектующих под собственными торговыми марками), а также сегмента цифровых плееров, львиная доля производителей которых территориально располагается в Юго-Восточной Азии, тогда как наиболее известные торговые марки раскиданы по всему миру (в том числе и в Европе, и в России).
Владелец торговой марки Fly, британская компания Meridian Group, приобретает готовые аппаратные платформы у различных сторонних производителей и занимается их маркетинговой поддержкой, продвижением под одним общим брендом. Все это позволяет проводить достаточно гибкую политику, как в области наполнения продуктовой линейки, так и в области цены продуктов – поскольку компания может выбирать из ряда готовых решений различных ODM-производителей.
Вместе с тем на деле такой подход не всегда оказывается наилучшим для модельного ряда компании. Обилие внутри продуктовой линейки как разноплановых, так и однотипных решений, зачастую даже конкурирующих друг с другом, приводит к размыванию модельного ряда. Стремление сформировать отдельные подсемейства, состоящие из нишевых продуктов (такие как дуальные телефоны, имиджевые телефоны, музыкальные аппараты и проч.), предназначенных для узких целевых групп, дробит линейку на множество направлений, каждое из которых представлено в лучшем случае несколькими продуктами; при этом постоянно происходит процесс формирования новых и сворачивания старых серий, «перетекания» моделей из одной в другую (в частности, дуальных телефонов из B-серии бизнес-аппаратов в выделившуюся отдельно линейку DualSIM с закрытием предыдущей). Все это не самым лучшим образом влияет на восприятие телефонов Fly пользователями, особенно с учетом статуса производителя «второго эшелона».
Тем не менее, в прошлом ситуация была еще более сложной для компании, особенно в плане качества и функциональности аппаратов. Телефоны Fly за несколько лет пребывания на мобильном рынке завоевали весьма неоднозначную славу, во многом «благодаря» далеко не самым конкурентоспособным продуктам первых лет. Хотя «детских болезней» своих аппаратов не избежал, пожалуй, ни один из производителей сотовых телефонов, а ведь торговая марка Fly присутствует на мобильном рынке весьма непродолжительное время, всего несколько лет.
История торговой марки
Компания Meridian Group была образована в Великобритании в конце 2002 года, и уже в марте 2003 года появились первые телефоны под торговой маркой Fly. Штаб-квартира компании расположена в Лондоне. При этом изначально приоритетным для компании считался российский рынок мобильных телефонов, не утратил он своей роли и сегодня (доля телефонов Fly в России сегодня составляет более 4%, что является достаточно неплохим результатом, на фоне регрессии остальных производителей «второго эшелона»). Дистрибуцией продукции на отечественном рынке занимается дочерняя компания Meridian Group, Meridian Telecom, которая первоначально была известна в связи с продвижением мобильных телефонов корейской Maxon, ну а впоследствии переключилась собственно на аппараты Fly.
Сегодня Meridian Group занимается не только выпуском мобильных телефонов под торговой маркой Fly, но и начинает работу на рынке красок и покрытий (в состав компании входит также JK Surface Coatings, сотрудничающая, в том числе, с British Petroleum, Shell).
Что касается мобильных телефонов, то уже с первых моделей компания Meridian Group придерживалась стратегии сотрудничества с ODM-производителями и выпуска их продуктов под собственной торговой маркой Fly. В самом начале модельный ряд компании формировали решения трех производителей, китайской Bird, британской Sendo и корейской Sewon. Впоследствии продуктовую линейку пополняли мобильные телефоны и других компаний, преимущественно из Китая, Тайваня и Кореи.
Помимо России, приоритетными рынками для Meridian Group стали Великобритания, впоследствии Индия, ряд других азиатских и африканских стран и СНГ, в частности, Казахстан, Украина. Однако именно Россия остается главным рынком сбыта телефонов Fly. В том числе это приводит к своевременному выводу на рынок новых моделей – с момента анонса до появления на витринах салонов сотовой связи проходит минимум времени.
История мобильных устройств Fly довольно показательна, особенно в свете нынешнего положения второстепенных производителей. Впервые появившись на отечественном рынке в 2003 году, торговая марка Fly была всего лишь одной из многих, представленных в России. Как известно, в период 2003-2004 годов рынок был предельно насыщен предложением, даже среди производителей второго эшелона разворачивалась нешуточная борьба – наряду с представленными сегодня Alcatel, Philips, Sagem, это были и Panasonic, тот же Maxon, Pantech, Haier, множество других китайских и корейских брендов – Kenned, Amoi и т.д., стремившихся зацепиться за отечественный рынок, были и местные торговые марки, такие как Enol.
Однако мобильные телефоны Fly всегда отличала массированная рекламная поддержка. Правда, это не могло предотвратить поток рекламаций по отдельным моделям (ввиду отсутствия разветвленной сервисной сети, зачастую отсутствия каких-либо комплектующих или аксессуаров, таких как аккумуляторы, зарядные устройства, дата-кабели – да и откуда им было взяться, если модельный ряд представлял собой сборную солянку из продуктов нескольких ODM-сборщиков?). Все это приводило к нелестным отзывам пользователей, отголоски которых можно услышать и сегодня (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что неудачные модели в линейке Fly встречаются до сих пор, например, E105).
Продуктовая линейка первых двух лет была сформирована большей частью из недорогих «имиджевых» решений, большинство из которых представляло собой раскладушки, преимущественно для женской аудитории. Невысокая функциональная оснащенность дополнялась не самым интересным дизайном. Встречались и довольно занятные решения, например, «пудреницы» в духе раскладушек Panasonic Fly Z300, Z500.
Постепенно продуктовая линейка компании пополнялась все большим количеством моделей, если в 2004 году их насчитывалось полтора десятка, то в следующем году вышло свыше 20 новых аппаратов.
Продвижению телефонов Fly способствовали удачные соглашения с мобильной розницей. Мобильные телефоны компании были представлены в салонах сотовой связи «Евросеть». В периоды обострения отношений последней с ведущими вендорами (например, ситуация с Samsung) модели Fly продвигались вместе с остальными представителями второго эшелона (в частности, Pantech, когда стимулировались их продажи).
Все это привело к тому, что пару лет назад торговая марка Fly заняла 2% мобильного рынка в стране, сегодня эта цифра возросла вдвое, составляет свыше 4%, в количественном выражении продажи Fly по итогам 2007 года составили свыше 700 тыс. аппаратов.
Сегодня в модельном ряду компании представлены достаточно качественные и функциональные продукты, ну а самые интересные из них за пять лет пребывания на рынке рассмотрены ниже.
Знаковые модели компании
Уже с первых моделей продуктовая линейка компании была достаточно неоднородной, состояла из продуктов различных производителей. Под торговой маркой Fly в разное время выходили: телефоны китайской компании Bird, Telson TDG-7060 (Fly M760a), NEC N200 (Fly X3), ASUS V55 (Fly V25), NewGen C620 (Fly Z300), C710 (Fly Z400), NewGen T1100 (Fly X7), Sendo M550 (Fly M550), Toshiba TS2060 (Fly 2060) и проч. В их числе было достаточно много интересных моделей, к рассмотрению которых мы и приступим.
1. Fly S688
Одним из первых мобильных телефонов, выпущенных под торговой маркой Fly, стала модель S688 (ODM-продукт китайской Bird). Трубка была интересна не столько своей функциональной начинкой (цветной STN-экран являлся, как говорится, гвоздем программы, отметим также наличие полифонии), сколько рекламной поддержкой, обыгрывавшей во множестве принтов основное достоинство модели – компактность и удивительную по меркам 2003 года тонкость (хотя лавры Ericsson T28 были недостижимы, а время тонкофонов еще не пришло).
Все же, компания сумела зарекомендовать себя не просто как очередного производителя бюджетных телефонов, а массированная рекламная кампания демонстрировала серьезность намерений новичка на рынке.
2. Fly X7
Модель Fly X7 была выбрана вовсе не по причине какого-либо оглушительного успеха на рынке. Скорее, наоборот, это было исключительно нишевое решение. Однако оно было интересно в первую очередь как яркий представитель контрактного производства в продуктовой линейке (ODM-производителем модели была китайская NewGen).
Внешний вид модели напоминал КПК или коммуникатор, сенсорный экран лишь усиливал сходство. Отсутствие цифровой клавиатуры накладывало ограничения на эргономику устройства, при этом дисплей уступал установленным в коммуникаторах по разрешению (всего 176х220 пикселей). Размеры аппарата были также непривычно малы по сравнению с Windows Mobile-устройствами – 88х51х15 мм при весе в 76 г.
При этом функциональная начинка модели оставалась на свойственном аппаратам Fly образца 2005 года невысоком уровне: малый объем собственной памяти (всего 4,5 Мб), средняя по объему и функциональности телефонная книга на 300 контактов, поддержка MMS и GPRS.
Единственной (помимо сенсорного экрана, конечно) изюминкой являлось навигационное колесико-«джойстик» на левом торце аппарата а ля JogDial в телефонах Sony. Также аппарат отметился интересной функцией, такой как распознавание рукописного текста.
3. Fly MX200
Один из первых по-настоящему успешных телефонов Fly на рынке. Это была аккуратная раскладушка с отличным сочетанием «цена / качество», при этом обладавшая интересным дизайном и подвергшаяся впоследствии нескольким рестайлингам (модели Fly 200i, 230 и т.д.).
Телефон отличало наличие цветного внешнего экрана и выделенных клавиш управления плеером на корпусе, возможность работы плеера в фоновом режиме, присутствие ИК-порта, большой объем собственной памяти (60 Мб); в то же время аппарат был не лишен традиционных недостатков Fly, в частности, малого объема телефонной книги.
4. Fly IQ-110
Первый опыт Meridian Group в части выпуска смартфонов под торговой маркой Fly. На самом деле аппарат был разработкой тайваньского ODM-сборщика TechFaithWireless и представлял собой бюджетное решение, построенное на платформе TI OMAP 730 (тактовая частота процессора 200 МГц). Одним из главных преимуществ аппарата была тонкость. 12 мм для недорогого «умного телефона» по тем временам была небольшой толщиной. Аппарат отличал также крупный QVGA-экран и двухмегапиксельная камера.
Другими отличительными особенностями от ряда аналогов (Voxtel W210, RoverPC M5 и т.д.) являлись это поддержка другого типа карт памяти (miniSD вместо microSD), расширенная память (128 Мб ROM вместо 64) и стандартный разъем miniUSB. В то же время смартфон представлял собой полную копию другого аппарата, i-mate SPL. Впоследствии под торговой маркой Fly был также выпущен слайдер IQ-120, и на этом дело закончилось.
5. Fly LX800 Sapphire
Единственный в своем роде премиальный продукт от производителя второго эшелона (хотя и по весьма скромной цене в 12 тыс. рублей). Дизайн аппарата был выполнен с претензией на эксклюзивность – его отличали качественные материалы корпуса (сапфировое стекло экрана), выдержанный экстерьер. Шахматный порядок расцветки клавиш был заимствован из аппаратов LG (KG800 Chocolate), но выглядел интересно.
Экранов было, как водится, два. Внешний – маленький квадратный экранчик, ничем не выделяющийся, кроме защитного стекла. Внутренний – типичный для представителей этого сегмента QVGA-дисплей, со стандартными цветностью и яркостью. По части коммуникаций аппарат сложно отнести к лидерам. Bluetooth не поддерживал EDR, не было и ИК-порта, EDGE. Впрочем, были доступны все востребованные функции, такие как органайзер, почтовый клиент, файл-менеджер, другие приложения. Реализация плеера на хорошем уровне, поддерживается фоновый режим работы. Есть FM-радио. Камера в аппарате – вновь 2-мегапиксельная, без автофокуса.
Впоследствии компания отказалась от производства премиальных продуктов, максимум, что она могла предложить пользователю – раскладушку Fly LX600 в металлическом корпусе.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.