реклама
Смартфоны

Концепты мобильных телефонов - мечты о будущем

Очевидно, что далеко не все концепты будущих мобильных телефонов находят свое отражение в реальных продуктах. Число таких успешных дизайнерских решений исчисляется единицами. Куда же деваются остальные идеи, и почему разработчики концептов, порой заведомо нереализуемых на практике, идут на создание таких моделей? Попробуем разобраться в данном материале. Само понятие "концепт" (лат. conceptus) подразумевает под собой некую общую идею. Применительно к мобильной индустрии, под концептом понимают некую модель, служащую для представления публике видения дизайнера или компании будущих продуктов. Первые концепты мобильных телефонов стали появляться достаточно давно (по меркам индустрии, конечно). Еще десять лет назад компании-производители мобильных телефонов старались задать направление развития рынка и предугадать, какие продукты, в каком дизайне будут актуальны у пользователей спустя некоторое время. По мере совершенствования мобильных телефонов, появления новых функций и технологий, усложнялись и сами концепты. К разработке в массовом порядке стали привлекаться не только дизайнерские бюро и известные дизайнеры (не говоря уже про R&D-центры самих компаний-производителей), но также студенты школ дизайна, представители "непрофильных" областей (недаром стали появляться концепты телефонов, повторяющие очертания автомобилей и т.д.). Кроме того, множество энтузиастов привлекала сама возможность прославить свое имя, участвуя в проводимых конкурсах. Возникает вопрос, почему в создании концептов было занято так много людей и компаний. Ведь и сегодня, и несколько лет назад большинство представленных общественности решений было чересчур футуристическими, чтобы оказаться когда-либо реализованными на практике (при этом стоит отметить, что концепты все же несли практическую пользу, поскольку заимствовались некоторые выполнимые идеи, новые форм-факторы, материалы, которые возможно было применить в серийном производстве, и прочее). Для компаний-производителей мобильных телефонов создание концептов является своеобразным "поигрыванием мускулами", демонстрирует возможности собственных R&D-центров, а также в какой-то мере задает вектор развития мобильного рынка. К тому же, смелые идеи телефонов будущего - это прекрасное средство для PR-поддержки существующих моделей, так как привлекает внимание пользователей к торговой марке. Для дизайнерских бюро (таких как, например, французская Modelabs или Frog Design) и дизайнеров участие в разработке концептов мобильных телефонов дает возможность заявить о себе, а также расширить свое портфолио за счет интересных, необычных решений. Даже если концепт по целому ряду обстоятельств и невозможно воплотить в реальных продуктах обозримого будущего - отсутствие тех или иных технологий, материалов, неэргономичной формы, сложности в управлении устройством и т.д., имя создателя концепта будет оставаться на слуху, о нем будут говорить. Наконец, категория поклонников мобильных телефонов тех или иных компаний-производителей, из чистого энтузиазма предлагающих интересные идеи по творческому переосмыслению существующих продуктов, а также разрабатывающие концепты абсолютно новых устройств в связи с собственным видением развития марки. Особенно часто встречаются "любительские" концепты мобильных телефонов Sony Ericsson, Motorola и др. Здесь, правда, необходимо провести грань между концептами и так называемыми фейками, моделями несуществующих сотовых телефонов, до создания которых также весьма охочи талантливые фанаты. В свою очередь, чаще всего на просторах интернета всплывают фейки мобильных телефонов Nokia, Motorola, той же Sony Ericsson. Памятна истерия трехлетней давности вокруг iPhone, всевозможные фейки которого стараниями фанатов Apple принялись гулять по сети задолго до анонса телефона (данной теме была посвящена одна из IT-баек на нашем сайте). Тема фейков слишком объемна и многогранна, чтобы посвящать ей один из разделов данного материала. Возможно, мы рассмотрим фейки в отдельной статье, будет интересно посмотреть, как часто вымышленные решения перекликаются с реальными телефонами. Наградой энтузиасту-разработчику концепта также может стать некоторая известность и признание. Возможно, его идеи действительно будут когда-нибудь использованы при создании реальных продуктов.

Мода на концепты

Нельзя обойти стороной такое явление, как моду на различные концепты. Как и разработчики реальных продуктов, дизайнеры концептов очень чутко реагируют на веяния времени, улавливая последние тенденции на рынке мобильных телефонов. При желании можно проследить, как в различные годы менялись настроения среди разработчиков. Так, в частности, в эпоху развертывания сетей 3G операторы делали ставку на VAS, на всевозможные дополнительные сервисы, которые в недалеком будущем - теперь это уже настоящее - могли максимально задействовать возможности сетей третьего поколения (в первую очередь, это касается скоростей мобильного интернета). Теперь уже точно можно сказать, что революции не случилось, абоненты оказались не готовы тратить значительные средства ради сомнительных удобств. Поэтому сегодня с улыбкой воспринимаются концепты тех лет, в дизайне которых одним из главных посылов являлась горизонтальная ориентация экрана, например, для просмотра передач мобильного телевидения. Ну а поскольку задачку требовалось решить без изменения положения самого устройства в пространстве, результатом становились совершенно немыслимые, зубодробительные концепты телефонов-трансформеров, с поворотными экранами, большим количеством степеней свободы конструктивных элементов, сочетающие в себе два, а то и три форм-фактора - например, раскладушки, слайдера и ротейтора. Если бы такие концепты были реализованы на практике, то их производители наверняка могли бы столкнуться с техническими сложностями - огромное количество шарниров, шлейфов и т.д., что резко снизило бы надежность аппаратов.
 01.jpg
Еще один показательный пример - использование в концептах, например, 2005 года, топливных элементов в качестве источника питания. После того, как идея топливных элементов потерпела поражение, о них на некоторое время забыли. Безусловно, помимо приходящих и уходящих тенденций, на рынке всегда остаются какие-то вечные ценности, благодаря которым время от времени появляются удивительно похожие между собой концепты, несмотря на то, что их разделяют порой несколько лет. Так, весьма популярна среди разработчиков концептов идея всевозможных круглых устройств, телефонов в виде дисков, цилиндров и т.д. Почему-то их создателям такая форма кажется наиболее эргономичной среди существующих. Ну а круглый экран стал настоящей идеей фикс среди некоторых дизайнеров. Кстати, совсем недавно круглый дисплей наконец-то воплотился на практике, в реальном устройстве. Им стал мобильный телефон Motorola MOTOAURA (V.), на создание которого компания-производитель потратила целых два года. Далее, весьма популярна среди дизайнеров тема мобильных телефонов-трансформеров, раскладывающихся в своеобразные мини-ПК, с собственной полноразмерной клавиатурой, большим экраном и т.д. Наконец, едва ли не чаще других появляются идеи мобильных телефонов, крепящихся на руку. Это и концепты телефонов-часов, и всевозможные гибкие браслеты с памятью формы, которые способны изменяться в зависимости от установленного профиля, а при поступлении сигнала либо другого события - принимать заданную форму. Хрестоматийный пример - знаменитый концепт мобильного телефона Nokia 888. Конечно, вряд ли стоит говорить о том, что такие устройства реализуемы в ближайшем будущем. Но несмотря на это, работа над изменяемой формой конструктивных элементов ведется (гибкие дисплеи, материалы корпуса).
 02.jpg
 03.jpg
Интересно посмотреть, какие идеи при создании концептов мобильных телефонов витают сейчас. Безусловно, это в первую очередь сенсорные экраны и сенсорные элементы управления. Первые примеры таких концептов появились еще несколько лет назад - в частности, хорошо известен отечественный концепт такого телефона, предвосхитивший развитие сенсорных моноблоков - touch-фонов.
 04.jpg
Но то, что происходит сейчас, иначе как повальным увлечением назвать нельзя. При виде подавляющего большинства современных концептов мобильных телефонов порой складывается ощущение, что на механических элементах управления разработчики и дизайнеры решили поставить жирный крест. Если говорить о форм-факторах, то, несмотря на все разнообразие представленных сегодня решений, для значительной части идей мобильных телефонов будущего характерна простота и минимальное количество конструктивных элементов. Это, впрочем, вовсе не означает, что подавляющее большинство современных концептов выполнено в форм-факторе моноблок. Множество представленных решений вообще не имеют четко определенной формы, благодаря гибкому корпусу они могут менять форм-фактор в зависимости от тех или иных событий. Далее, если взглянуть на преобладающие идеи, связанные с материалами, то в большинстве концептов вопрос материалов корпуса - один из самых освещаемых дизайнерами, он даже преобладает над функциональной начинкой концептов. Здесь чаще всего можно встретить эксклюзивные, редкие для сегодняшних продуктов решения вроде дерева или стекла. Если же это обычный пластик, то можно быть уверенным, что дизайнер непременно подчеркнет его экологичность, то, что концептуальный мобильный телефон выполнен из не загрязняющих окружающую среду материалов, таких как различные полимеры на основе органических веществ (крахмал, например), легко утилизируемых, либо материалов, подвергшихся вторичной переработке. Кроме того, возможны решения и вовсе футуристические на данный момент, например, массовое внедрение нанотехнологий в мобильные телефоны. Впрочем, достаточно обобщений, стоит перейти к рассмотрению наиболее интересных современных концептов мобильных телефонов. Наибольший удельный вес, разумеется, принадлежит идеям, рожденным в R&D-центрах ведущих производителей, либо концептам, разработка которых проводилась под эгидой этих компаний. Наибольшую активность традиционно проявляет сегодняшний лидер мобильной индустрии, финская компания Nokia. Данный производитель всячески поддерживает инициативы дизайнеров, регулярно проводит конкурсы на лучший дизайн концептов, поддерживает работу портала Design Awards. Результатом становятся десятки концептов в год, всевозможных форм, обладающих уникальными особенностями. За все время были представлены самые разнообразные решения, от GPS-часов R66 (совместная разработка Nokia, Школы дизайна Род-Айленда, Школы управления MIT Sloan и Технологического университета Хельсинки) до также студенческого проекта Nokia 111, представляющего собой своеобразный клавиатурный концепт.
 05.jpg
Впрочем, наиболее известны некоторые другие концепты мобильных телефонов Nokia. Это нашумевшая в свое время работа турецкого дизайнера Tamer Nakisci, победившая на одном из конкурсов, проводившихся компанией Nokia - The Nokia Europe Benelux Awards 2005. Мобильный телефон Nokia 888 получил известность благодаря своей оригинальности (гибкий корпус, способный принимать любую форму), однако, справедливости ради, отметим, что и до него появлялись концепты, в которых эксплуатировалась данная идея.
 06.jpg
Также получил хорошую прессу еще один концепт будущего мобильного телефона Nokia - проект Aeon, очень привлекательный внешне моноблок с двумя сенсорными экранами, один из которых заменял цифровую клавиатуру. Интересно, что создание подобного телефона возможно уже при нынешнем уровне развития мобильных технологий, так что ничего не мешает Nokia Aeon появиться на витринах салонов сотовой связи в ближайшем будущем.
 07.jpg
Чего нельзя сказать о еще одном известном концепте - Nokia Morph, целиком и полностью "завязанном" на использовании нанотехнологий. В его разработке, помимо самой компании Nokia, деятельное участие принимали специалисты Центра нанотехнологий Кембриджского университета.
 08.jpg
Помимо нетривиальной аморфной природы, способности принимать различные состояния в зависимости от характера выполняемой задачи, интерес представляет сама философия такого продукта. Заявляется, что подобный телефон будет работать от солнечной энергии и окажется способен к самоочищению. Кроме того, выдвинуто еще несколько тезисов, критичных для данного нанотелефона:
  • волоконная сетка на основе наноматериалов обеспечивает гибкость и прочность, а также прозрачность телефона;
  • высокая эластичность позволяет аппарату принимать любую требуемую форму;
  • возможность сложить аппарат и быстро развернуть его (использование гибких дисплеев, сенсорных элементов управления);
  • возможность отталкивать воду, грязь и отпечатки пальцев - камень в огород современных глянцевых телефонов;
  • тонкая батарея с малым временем заряда (и наверняка с большим временем автономной работы);
  • биологически разлагающиеся материалы корпуса, а также многое другое.
Как видно, данные тезисы отражают природу большинства существующих сегодня концептов мобильных телефонов будущего. Дизайнеры и дизайнерские бюро также много работают над созданием концептов, как для компаний-производителей сотовых телефонов, так и "впрок", время от времени поражая общественность действительно интересными находками. Как, например, идея дизайнера Бранко Лукича Tarati, представляющая собой концепт мобильного телефона с дырками вместо кнопок. Стоит ли говорить, что для большого дисплея место в таком агрегате уже не остается.
 09.jpg
Но и энтузиасты от мобильной индустрии стараются не отставать, раз за разом предлагая необычные решения. В числе них, например, концепт мобильного телефона Sony Ericsson, оснащенного USB-портом. А ведь и действительно, кому-то может показаться весьма интересным. Впрочем, здесь действительно сложно провести границу между фейками, вымышленными продуктами, как, например, мобильный телефон Nokia N98.
 10.jpg
 11.jpg

Итоги

Конечно, далеко не все из представленных концептов когда-нибудь займут свое время на витринах салонов сотовой связи. Более того, количество концептов, овеществленных в серийных моделях, исчисляется единицами. Впрочем, зачастую от них и не требуется воплощение, что называется, "в железе". Концепты показывают возможное направление развития мобильной индустрии, заложенные в них идеи лишь предположительно займут место в сотовых телефонах будущего. Однако не стоит воспринимать героев сегодняшнего материала исключительно как полет безудержной фантазии дизайнеров. При создании концептов мобильных телефонов будущего разработчики преследуют вполне определенные интересы, которые влияют на их положение уже сегодня. Компании-производители получают выгоды маркетингового плана, поскольку появление сообщений о концептах подогревает интерес пользователей, создает дополнительную рекламу торговой марке. Помимо успехов в брендинге, уже через небольшой промежуток времени возможна реализация идей, заложенных в концептах, в массовых продуктах - особенно если это касается использования материалов, технологий или интерфейсов, посильных для производственных мощностей компаний. Сами дизайнеры и дизайнерские бюро также получают неплохие дивиденды от представления своих наработок. Поскольку, каким бы фантастическим с практической точки зрения не оказался концепт, имя его создателя некоторое время будет оставаться на слуху. Впрочем, нельзя считать PR единственной отдачей от создания концептов, ведь дизайнеры получают также опыт, который оказывается полезен при разработке облика вполне реальных моделей. Ну а для нас с вами концепты мобильных телефонов интересны, прежде всего, с эстетической точки зрения. Да и мечтать о телефонах будущего становится гораздо проще и увлекательнее.
- Обсудить материал в конференции


 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 2 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 3 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 4 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 6 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 7 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 8 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 9 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 10 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 12 ч.
D-Link предложила устранить уязвимость маршрутизаторов покупкой новых 13 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 2 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 2 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 2 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 4 ч.
SpaceX рассказала, почему затопила ракету Super Heavy во время последнего запуска Starship 5 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 7 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 7 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 8 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 8 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 9 ч.