Предыстория мобильного телевидения
Мобильные телефоны давно уже превратились из средства связи в многофункциональные мультимедийные устройства, которые позволяют заменить сразу несколько различных девайсов, таких как плееры, навигаторы и т.д. Естественно было бы предположить, что в такой ситуации, помимо собственно пользователей мобильных телефонов и их производителей, заинтересованы также сотовые операторы. И действительно, с удешевлением стоимости голосовой связи для последних все большую важность начинают приобретать дополнительные неголосовые услуги. Одной из наиболее перспективных VAS-услуг является мобильное телевидение. Что это за "фрукт", и с чем его едят, попробуем разобраться ниже. Сразу оговоримся, что в этом материале мы расскажем о положении дел на европейском рынке, частью которого является российский рынок. Первые серьезные попытки внедрить мобильное телевидение появились только несколько лет назад. Долгое время развитию данного направления мешало отсутствие мобильных терминалов с соответствующей функциональностью. Понятное дело, что мобильное телевидение невозможно представить без цветных экранов, а также достаточно производительных процессоров сотовых телефонов, способных демонстрировать динамичное потоковое видео. К тому же, если говорить о трансляции мобильного телевидения по сотовым сетям, то необходимо было достичь приемлемых скоростей передачи данных посредством мобильного интернета. Долгое время на GSM-рынках, таких как Западная Европа или Россия, единственным способом передачи являлось GPRS-соединение. С развитием технологий появились более скоростные способы, такие как EDGE, ну а с появлением сетей третьего поколения мобильное телевидение и вовсе стало одной из главных маркетинговых завлекалочек операторов сотовой связи. Для CDMA-рынков была характерна схожая картина, на сегодняшний день даже в России есть механизмы трансляции мобильного телевидения посредством EV-DO. Однако помимо инициатив операторов сотовой связи, связанных с реализацией все более скоростных способов соединения, происходило также развитие различных стандартов мобильного телевидения. На сегодняшний день известно несколько подобных стандартов, которые работают в разных регионах - Азии, Западной Европе, Северной Америке и т.д. Пожалуй, стоит познакомиться с данными технологиями более подробно.Стандарты мобильного телевидения
Какие же стандарты цифрового телевидения, в том числе и для мобильных устройств, существуют на данный момент? Здесь мы ведем речь о стандартах вещательного ТВ, как наиболее близкого аналога обычному телевидению. Давайте перечислим по-настоящему массовые стандарты, использующиеся в различных странах мира. T-DMB (Terrestrial - Digital Multimedia Broadcasting) - это стандарт, разработанный на основе технологии цифрового радиовещания DAB. Последнее обстоятельство влечет за собой ряд негативных последствий, поскольку изначально стандарт DAB проектировался для доставки радиосигнала в автомагнитолы, в то время как для мобильного телевидения критично качество приема не только в транспорте, но и внутри помещений. S-DMB (Satellite - Digital Multimedia Broadcasting) - схожий по названию, однако отличающийся механизмом действия стандарт, позволяющий мобильному устройству принимать сигнал непосредственно со спутника (Satellite). Стандарт стал довольно популярным в развитых странах Азии, таких как Япония и Южная Корея. Впрочем, в Японии используется и другой стандарт, ISDB-T (Integrated Services Digital Broadcasting - Terrestrial), основной отличительной чертой которого является интерактивность процесса вещания (правда, здесь мы касаемся уже другой бизнес-модели мобильного телевидения, о которой речь пойдет чуть ниже). ATSC - стандарт цифрового телевидения, который наиболее распространен в Северной Америке. Однако данный стандарт не поддерживает вещание на сотовые телефоны, в связи с чем для данного региона характерно развитие иных технологий, позволяющих транслировать телепередачи на мобильные устройства. Так, американской компанией Qualcomm специально для сотовых телефонов был разработан и постепенно внедряется стандарт MediaFLO (Forward Link Only), который помимо всего прочего характеризуется также экономией энергопотребления мобильных терминалов в процессе вещания. Наконец, один из наиболее известных стандартов - DVB-H (Digital Video Broadcast - Handheld), который в прошлом году был принят в качестве основного при развертывании мобильного телевидения на территории Западной Европы. Данная технология разработана на основе европейского стандарта цифрового телевидения DVB-T. Отличительной особенностью данной технологии является ее адаптация специально под мобильные устройства, что также привело к некоторой экономии энергопотребления сотовых телефонов: в ходе трансляции мобильного телевидения передача сигнала осуществляется дискретно, в виде отдельных пакетов данных с дальнейшим их воспроизведением из буфера обмена, а не непрерывно. Безусловно, различия стандартов мобильного телевидения на этом не заканчиваются. Прежде всего, необходимо отметить наличие разных бизнес-моделей, а именно вещательного и интерактивного телевидения. Практически все вышеперечисленные технологии и стандарты мобильного телевидения относятся к категории вещательного ТВ, которое всего лишь транслирует сигнал, без какой-либо обратной связи с пользователем. Впрочем, у такой модели есть плюс - качество трансляции не зависит от количества абонентов, одновременно пользующихся данной услугой. Преимуществом другой бизнес-модели, а именно интерактивного ТВ, является возможность пользователю самому формировать список интересных ему телепрограмм или фильмов, то есть телевидение "по запросу". А также у оператора сотовой связи, по сетям которого осуществляется передача, появляется возможность получать дополнительную прибыль, в частности, от отправки SMS при интерактивном голосовании за ту или иную передачу или еще чего-нибудь в этом духе, включая саму собой разумеющуюся плату за трафик и т.д.Туманные перспективы
В то же время, именно последнее обстоятельство и является одним из главных сдерживающих факторов на пути к массовому статусу мобильного телевидения. Большинству пользователей неинтересно совершать какие-либо дополнительные траты в угоду меркантильным интересам операторов сотовой связи. Пусть даже передача на экране сотового телефона благодаря 3G-скоростям мобильного интернета не будет напоминать слайд-шоу прошлых лет, запредельная стоимость потраченного трафика отобьет желание еще раз приобщиться к перспективной технологии. Это наглядно продемонстрировал провал трансляций футбольных матчей посредством мобильного телевидения в ходе чемпионата мира по футболу 2006, который проходил в Германии. Стоит напомнить, что тогда, три года назад, ожидания операторов от технологии были максимальными, в развитие мобильного телевидения вкладывались огромные средства. Однако пользователи быстро охладели к новомодной технологии - высокая стоимость web-трафика и большие объемы данных при трансляции футбольных матчей на экраны мобильных телефонов отбили всякую охоту к использованию мобильного телевидения, в конечном итоге, лишь единицы воспользовались новой услугой. Конечно, можно привести контрпримеры, как в случае с Пекинской Олимпиадой два года спустя, после которой в Китае резко возрасла популярность мобильного телевидения (было подсчитано, что за период Олимпиады в Поднебесной при помощи мобильного ТВ было отсмотрено свыше 300 тыс. часов спортивных соревнований). Однако это не показатель, поскольку местные сотовые операторы в целях популяризации услуги резко снизили цены, сделав просмотр телевидения на экранах мобильных телефонов буквально копеечным. Кстати, именно такие методы и средства имеют наибольшие шансы на успех у публики: снижение или вовсе отмена оплаты стоимости трафика при просмотре мобильного ТВ (отсутствие тарификации трафика, оплата только по факту предоставления услуги), а также, как вариант, и вовсе бесплатное мобильное ТВ - при этом доход оператору сотовой связи будет поступать за счет мобильной рекламы, размещаемой в ходе трансляции передач. Правда, сейчас, в связи с уже набившим оскомину экономическим кризисом, выглядит сомнительным, что операторы сотовой связи, инвесторы и дальше будут вкладывать средства в развитие, безусловно, перспективной, но пока не окупающей себя технологии. А уже развернутые сети вещания мобильного телевидения в различных странах (в частности, в Южной Корее) так и вовсе могут оказаться под угрозой замораживания. В любом случае, ближайшее будущее покажет, в каком направлении продолжится развитие мобильного телевидения дальше, будет ли наблюдаться процесс регрессии.Альтернативы мобильному телевидению
Конечно, высокая стоимость трафика, слабые пропускные возможности существующих сотовых сетей (во всяком случае, в России, где 3G с ее высокими скоростями передачи данных представлена далеко не везде) приводят к тому, что пользователи порой стремятся найти более дешевые, доступные способы. Как ни странно, такие альтернативы есть, и связаны они с аналоговым телевещанием, о неминуемой кончине которого вот уже несколько лет заявляют поборники цифрового ТВ. Еще в 2006 году компания Gigabyte представила, в том числе и на отечественном сотовом рынке, свой Windows Mobile-коммуникатор Gigabyte g-Smart i, вслед за которым последовал еще ряд коммуникаторов (например, Gigabyte i128) с аналоговым ТВ-тюнером. В то же время, качество картинки сильно зависело от различных внешних факторов (плотность застройки, удаленность от антенны и т.д.), так что просмотр каналов на экране мобильного устройства можно было назвать только удовлетворительным. Правда, уже через пару лет бесчисленные китайские производители сотовых телефонов в массовом порядке начали встраивать аналоговые телеприемники в свои мобильные устройства, многие из которых являлись подделками оригинальных моделей ведущих производителей, естественно, обделенных подобной функциональностью. Как правило, в таких телефонах использовался чип от одной из американских компаний, качество картинки при этом заметно улучшилось по сравнению с опытом Gigabyte. Однако так или иначе, наблюдающаяся в мире тенденция к "цифровизации" телевидения постепенно делает аналоговое телевещание уходящей технологией. Переход на цифровое телевидение, как нам заявляют, дело решенное, а значит, мобильные устройства с аналоговыми ТВ-тюнерами через некоторое время могут остаться невостребованными. Правда, неизвестно, насколько затянется этот процесс в России, поэтому выглядит правдоподобным, что сотовые телефоны с такой функциональностью еще несколько лет будут доступной, а самое главное, бесплатной альтернативой мобильному телевидению.Аппаратные решения
В то же время, количество сотовых телефонов, оснащенных поддержкой мобильного телевидения, на самом деле, не так уж велико. Если не принимать в расчет многочисленные экспериментальные образцы компаний-производителей, таких как Nokia или Samsung, кочевавших от выставки к выставке, а также отбросить азиатские мобильные телефоны, неактуальные у нас в стране и вообще на GSM-рынках (Европа, в частности), то останется не такой уж большой выбор. Можно вспомнить аппарат трехлетней давности Nokia N92, который изначально проектировался для обкатки технологии мобильного телевидения и не был предназначен для коммерческого использования. Вслед за ним финская компания подготовила еще целый ряд продуктов, в частности, смартфон Nokia N77, который, правда, также не поставлялся в Россию. Сегодня на отечественном сотовом рынке можно встретить единственное устройство финской компании, предназначенное в том числе и для трансляции мобильного телевидения - это прошлогодний мультимедийный компьютер Nokia N96, правда, в связи с тем, что поддержки стандарта DVB-H в России сегодня нет, данная функциональность вряд ли что-нибудь может дать владельцу.Программное обеспечение
Как ни странно, количество приложений для просмотра мобильного телевидения достаточно велико, причем можно найти утилиты практически для любой актуальной программной платформы. Даже для обычных мобильных телефонов с поддержкой J2ME существует мидлет-клиент популярного за рубежом сервиса мобильного телевидения 4Mobi.TV.Итоги и перспективы
Таким образом, мобильное телевидение в настоящий момент - достаточно перспективное, но в чем-то, пожалуй, переоцененное направление в развитии мобильной связи и дополнительных услуг сотовых операторов. Сложная ситуация в мобильной индустрии на сегодняшний день должна несколько отрезвить компании, тратившие в последние годы значительные средства на продвижение технологии без какой-либо отдачи в краткосрочной перспективе. Возможно, рынки, на которые мобильное телевидение уже успело выйти и закрепиться (даже такие развитые, как, например, Южная Корея), ожидает временный откат к ситуации двух-трехлетней давности. В России развитие мобильного телевидения еще не достигло уровня западных стран, попытки отечественных операторов сотовой связи в этом отношении трудно признать успешными. В то же время, перспективы у данного направления в нашей стране, безусловно, существуют - особенно если участникам рынка, заинтересованным компаниям удастся достичь более приемлемой стоимости услуги для конечных пользователей, а также решить вопрос с более эффективными и скоростными путями доставки телепередач на мобильные устройства. В первую очередь это связано с постепенным развертыванием в стране сетей третьего поколения. Интересны также альтернативные сотовым сетям пути вещания мобильного телевидения, в частности, использование соединений Wi-Fi и особенно WiMAX, правда, при этом необходимо понимать, что подобные инициативы, в частности, сервис Yota TV от оператора "Скартел", находятся еще на ранней стадии и не успели стать по-настоящему массовыми.- Обсудить материал в конференции
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.