реклама
Цифровой автомобиль

Автодайджест. Выпуск №22

⇣ Содержание

Технологии

В настоящее время на серийные легковые автомобили в подавляющем большинстве случаев устанавливаются обычные поршневые двигатели внутреннего сгорания. Конечно, есть еще некоторые другие типы ДВС, а также гибридных установок и машин на полностью электрической тяге. Но сейчас не обо всем этом многообразии, а именно о поршневых двигателях. Значительная часть тепла (больше половины) в классическом поршневом ДВС просто рассеивается, не внося свой вклад в КПД. Это тепло, к тому же, еще необходимо и отвести от подлежащих износу деталей. А ведь тепло - это энергия почти в чистом виде. Получается, что слишком нерационально расходуется топливо в современных автомобилях. Над этой проблемой работают ученые Государственного Мичиганского Университета. Согласно специальной программе Министерства энергетики США на разработку волнового дискового двигателя была выделена сумма в размере $2,5 млн. Как заявляют сами ученые, создаваемый ими мотор должен быть как минимум в 5 раз более эффективным, чем простой ДВС, а также на 20% легче и на 30% дешевле. К тому же их волновой дисковый двигатель тоже работает на бензине, что не создаст трудностей с внедрением новой технологии. В основе волнового дискового двигателя - идея роторно-волнового двигателя. Если не вдаваться в сложные технические процессы, то такой тип ДВС использует силу ударной волны для вращения ротора. Это позволяет сделать двигатель менее сложным, с меньшим количество механических элементов и трущихся деталей. Как следствие - отпадает необходимость отвода тепла и использования масла для снижения износа.
 t1.jpg
Еще одна особенность роторно-волновых двигателей заключается в отличной универсальности. Эту технологию можно использовать не только для создания двигателей, но также генераторов и турбокомпрессоров. Впрочем, человечество додумалось до роторно-волновой схемы достаточно давно. Изучение этой технологии началось еще в 1906 году. Однако применить знания на практике удалось лишь в 1940 году, когда Brown Boveri Company использовала роторно-волновой компрессор для газотурбинного двигателя локомотива. В 1986 году была выпущена Mazda 626, в дизельных двигателях которой использовался волновой ротор в качестве турбокомпрессора. Всего автомобилей с таким типом мотора было произведено около 150 тысяч. На данном этапе основной задачей команды инженеров во главе с Норбертом Мюллером является создание действующего прототипа волнового дискового двигателя, который можно использовать в легковых автомобилях. Норберт не скрывает амбициозности планов - он заявил, что оснащенные таким типом двигателя гибридные машины смогут легко проехать до 800 км на одной заправке. Никаких приблизительных цифр мощности или потребления топлива пока не приводится. Однако, как считает Норберт Мюллер, выброс углекислого газа можно будет сократить на 95% по сравнению с поршневыми ДВС. Объяснить принцип работы перспективного типа ДВС можно на примере устройства более раннего концепта волнового дискового двигателя. По окружности диска расположены небольшие тоннели изогнутой формы. По внутреннему радиусу тоннелей находятся форсунки, подающие топливную смесь. В центре каждого тоннеля смесь возгорается, вследствие чего образуется ударная волна, толкающая ротор вперед.
 t2.jpg
Мюллер сказал в интервью, что технология волнового ротора показала существенный потенциал для усовершенствования рабочих характеристик термодинамических циклов. Разработки в области новых видов ДВС ведутся не только в США. Например, в России был зарегистрирован патент на роторно-волновой двигатель еще в 1999 году. Автором является Игорь Петрович Седунов. Устройство довольно сильно отличается от рассмотренного выше волнового дискового двигателя, однако такие ключевые факторы, как высокий КПД, экономичность и универсальность являются общими для обеих разработок. Роторно-волновой двигатель Седунова может работать на оборотах до 70 000 в минуту. Для сравнения: современные поршневые ДВС редко превышают отметку в 10 000. Самый простой однозаходный ротор может быть эквивалентен восьмицилиндровому поршневому ДВС. Если же сделать четырехзаходный ротор, то параллели необходимо проводить уже с 80-цилиндровым двигателем. Не менее интересны выкладки Игоря Петровича насчет крутящего момента: этот показатель можно увеличить в 16-21 раз по сравнению с поршневым ДВС схожего объема, работающего на таких же оборотах. При этом расход при пересчете в литры сжигаемого топлива на кВт мощности роторно-волнового двигателя должен оказаться более скромным, чем у дизельных двигателей. Если добавить ко всему вышесказанному отсутствие необходимости установки охлаждающей системы, системы выхлопа и даже коробки передач, то вырисовывает образ просто какого-то идеализированного двигателя внутреннего сгорания. Жаль только, что патент Седунова не был использован на практике. Возможно, американским ученым повезет больше. На спонсировании разработки волнового дискового двигателя Министерство энергетики США не остановилось. Грант в схожем размере получило одно из подразделений General Motors, занимающееся еще одной довольно интересной инновацией. Как известно, отработавшие газы очень горячи. Вся эта энергия вновь теряется впустую. В GM решили, что температуру можно использовать с пользой. Например, для зарядки электрических батарей.
 t3.jpg
Принцип довольно прост. В начале выхлопной системы ставится небольшое устройство. Его две основные составляющие - ременный привод и вал. Ремень сделан из специального эластичного материала, который значительно расширяется при нагревании. Таким образом, из-за изменения длины ремня вал приводится в движение. Ну а преобразованием вращательной энергии занимается простой генератор. Он может заряжать электрическую батарею, если автомобиль является гибридным, либо просто подавать электричество к различным потребителям внутри машины: сервоприводам стеклоподъемников или аудиосистеме. Но помощь в размере $2,7 млн. является лишь каплей в море для GM. Такую сумму корпорация теряла в среднем каждые 10 минут в период до банкротства. О выделяемом двигателем тепле задумались и в Германии. Инженеры BMW ведут срезу три разработки в этой сфере. Первая и самая элементарная - теплоизоляция моторного отсека. С ее помощью можно значительно снизить скорость остывания в период простоя двигателя. Установка изоляции позволяет добиться следующего результата: после 12 часов простоя температура блока цилиндров снижается только до 40 градусов. Как сообщают немецкие инженеры, каждый дополнительный градус снижает расход топлива на 0,2%. Однако, это справедливо только для времени прогрева двигателя до рабочей температуры.
 t4.jpg
Вторая система имеет более сложное устройство. В основе лежит применявшаяся в космонавтике в 60-х годах прошлого века технология. Она предполагает использование термоэлектрического генератора. Благодаря разнице температур полупроводниковые элементы вырабатывают электрический ток. А где можно проще всего добиться разницы температур? Верно, в выхлопной системе, где газы сильно нагреты, а снаружи находится прохладный воздух. При этом чем больше будет разрыв в температурах, тем больше напряжения сможет выдавать генератор. Технология позволяет добиться 2-процентной экономии топлива.
 t5.jpg
Третья система BMW будет использовать выделяемое двигателем тепло для нагрева масла автоматической трансмиссии. Как известно, масло в АКПП должно быть достаточно теплым, чтобы снизить трение деталей. Все эти технологии BMW достаточно интересны. Но даже если инженеры смогут их внедрить в серийных автомобилях в ближайшем будущем, вряд ли это даст какой-нибудь ощутимый результат. Экономию в 3 процента слишком трудно заметить. Ее даже можно списать на погрешность в измерениях. Например, только из-за стиля езды расход может колебаться в пределах до 50%. Производители суперкаров часто используют карбон при создании очень быстрых автомобилей. Этот материал обладает двумя важными преимуществами: он очень легок и прочен. Но высокая стоимость изготовления и сложность установки заставляют производителей обычных легковых автомобилей отказаться от его использования. Немного продвинуться в решении этой проблемы решила компания BMW, которая начала сотрудничество с SGL Group. Задача совместной работы - удешевление производства карбона, а также создание заводов по его выпуску. На разработки было выделено 90 миллионов евро. В будущем планируется использовать карбон в массовых автомобилях.
 t6.jpg
Выпуск карбона - довольно сложный и трудоемкий процесс. Обычно автомобильные производители заказывают этот материал у специализирующихся на выпуске углеволокна компаний. На данный момент лишь Toyota построила собственную фабрику. Неудивительно, ведь для создания недавно представленного суперкара Lexus LF-A требуется немыслимое количество карбона. Стоит отметить, что на данный момент BMW использует некоторые карбоновые детали лишь в дорогих спортивных моделях, например в M6.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
ПК с ИИ снижают производительность труда пользователей — люди не умеют правильно общаться с ИИ 31 мин.
Разработчики Path of Exile 2 раскрыли, чего ждать от раннего доступа — геймплей, подробности и предзаказ в российском Steam 2 ч.
Приключение Hela про храброго мышонка в открытом мире получит кооператив на четверых — геймплейный трейлер новой игры от экс-разработчиков Unravel 4 ч.
OpenAI случайно удалила потенциальные улики по иску об авторских правах 4 ч.
Скрытые возможности Microsoft Bing Wallpaper напугали пользователей 5 ч.
В WhatsApp появилась расшифровка голосовых сообщений — она бесплатна и поддерживает русский язык 6 ч.
Новая игра создателей The Invincible отправит в сердце ада выживать и спасать жизни — первый трейлер и подробности Dante’s Ring 7 ч.
Центр ФСБ по компьютерным инцидентам разорвал договор с Positive Technologies 8 ч.
Android упростит смену смартфона — авторизовываться в приложениях вручную больше не придётся 8 ч.
OpenAI обдумывает создание собственного интернет-браузера и поисковых систем для противостояния Google 9 ч.
Magssory Fold 3 в 1 — компактная и функциональная беспроводная зарядная станция для Apple, Samsung и не только 2 ч.
Nokia подписала пятилетнее соглашение о поддержке ЦОД Microsoft Azure с миграцией с 100GbE на 400GbE 2 ч.
Давно упавший на Землю кусочек Марса пролил свет на историю воды на Красной планете 2 ч.
TeamGroup представила SSD T-Force GA Pro на чипе InnoGrit — PCIe 5.0, до 2 Тбайт и до 10 000 Мбайт/с 3 ч.
Провалился крупнейший проект по производству электромобильных батарей в Европе — Northvolt объявила о банкротстве 3 ч.
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались 3 ч.
В Зеленограде начнут выпускать чипы для SIM-карт и паспортов — на этом планируется заработать триллионы рублей 3 ч.
Смартфоны Poco X6 Pro 5G, M6 Pro и C75 предлагают современный дизайн и продвинутые характеристики 4 ч.
В России стартовали продажи полностью беспроводных наушников Tecno True 1 Air, Buds 4 и Buds 4 Air 4 ч.
Одна из структур Минпромторга закупит ИИ-серверы на 665 млн рублей 5 ч.