Трудно понять, почему фильмы по мотивам знаменитых компьютерных игр получаются такими, какими получаются. Вот с играми по фильмам ситуация прозрачна: это по умолчанию глубоко вторичный продукт, задача которого - извлечь из карманов зрителей еще немного денег вдобавок к тем, что уплачены за билет. Обычно такие игры делают малоизвестные команды разработчиков, причем в очень жесткие сроки и за крайне скромный гонорар. Поиграет ребенок в эту поделку пару дней и забудет, но денежки-то уплочены.
А вот с экранизациями игр происходит странное. Вроде бы, все компоненты успеха налицо: и звезд позовут, и режиссеров именитых, и бюджет выделят, какой надо, а на выходе получается все тот же вторичный продукт, порой уступающий по интересности видеовставкам в самой игре. Почему-то считается, что главная задача экранизации - заставить актеров и операторов как можно точнее воспроизвести геймплей. Но зачем? Если мне захочется посмотреть на Лару Крофт, можно запустить игру на компьютере или посмотреть на YouTube уже снятые кем-то ролики. Да, пожалуй, в Анжелине Джоли из фильма полигонов побольше, чем у рисованной Лары, да и расположены они… аппетитнее. Но это замечаешь первые минуты две, а потом услужливый мозг дорисовывает такое, что никакой голливудской актрисе ни за что не повторить. Так может быть, ну его, это копирование визуальной составляющей? Почему бы не поступить, как в свое время Земекис с книгой "Форрест Гамп" - оставить только имена персонажей и общую канву сюжета, и на базе повести, сочащейся сортирным юмором, снять роскошную мелодраму с мощными историческими вкраплениями и волшебным саундтреком? Представляете, что по такому рецепту можно было бы наворотить из Tomb Raider или Max Payne?
Впрочем, легко мнить себя стратегом, видя бой со стороны. Давайте пока отложим эмоции в сторонку и перейдем к художественному фильму "Принц Персии: Пески Времени", выходящему на экраны России 27 мая сего года. Да-да, по тому самому "Принцу Персии". Ну, не по совсем-совсем "тому самому", который родом из 1989 года. К самому первому "Принцу", в который, наверное, успели поиграть почти все наши читатели, кино имеет весьма опосредованное отношение, и сюжетная линия перекликается, в основном, с трилогией The Sands of Time, вышедшей в XXI веке. 3DNews удалось посмотреть фильм студии Уолта Диснея до официальной премьеры и составить о нем некоторое впечатление.
Из пролога картины зритель узнает еще одну версию, как никому не известный парнишка стал принцем Персии. Из Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame, второй части игры, мы помним, что ему это удалось после женитьбы на спасенной из лап коварного Джафара принцессе Персии. Но в фильме базарный мальчишка по имени Дастан всего лишь спасает из лап стражников своего товарища, который неудачно стащил яблоко. Мимо случайно проезжал король Шараман, и ему так понравился добрый мальчик, что он взял его во дворец и воспитал как сына. Правда, стать правителем Персии Дастану не светит в силу наличия у короля двух родных сыновей, но, кажется, героя фильма это ничуть не огорчает.
Основная история начинается с военного совета о судьбе святого города Аламут, рядом с которым расположилась персидская армия. Строго говоря, армия шла наказывать совсем другой населенный пункт, однако шпионы сообщили о наличии в Аламуте подпольных заводов по производству оружия, предназначенного для врагов Персии. Братья Дастана, науськиваемые дядей короля Низамом (сэр Бен Кингсли), решают захватить город и заодно поближе познакомиться с его правительницей, прекрасной принцессой Таминой. Однако принять это решение без Дастана они не могут, а его никак не могут отыскать. Еще бы: ведь принц Дастан (в жизни - звезда "Горбатой горы" Джейк Джилленхол) дерется на деньги в окружении простых солдат. Когда его наконец приводят на совет, Дастан противится идее нападения на Аламут, но потом настолько ей проникается, что с горсткой солдат первым проникает в город и открывает путь в него всей персидской армии. В процессе проникновения мы наблюдаем первую порцию прыжков и кувырков в исполнении принца, успешно сочетающего в себе грацию лани с изобретательностью молодого шимпанзе.
По пути принц убивает какого-то юношу и отбирает у него кинжал. Последний оказывается портативной машиной времени и представляет собой главную святыню города. Зачем было поручать ее неумелому вояке, отпустив его одного на, мягко говоря, неспокойные улицы Аламута - одна из загадок фильма. Впрочем, сюжет практически весь состоит из загадок и нестыковок, поэтому к ним быстро привыкаешь и даже начинаешь получать некоторое удовольствие.
Войска, ведомые тремя братьями-принцами, врываются во дворец и застают там прекрасную принцессу, которую играет Джема Артертон, ранее замеченная в фильмах "Квант Милосердия", "Рок-Волна" и "Одноклассницы". Тас, старший из принцев, с места в карьер предлагает ей стать одной из его многочисленных жен, и принцесса соглашается, чтобы сохранить жизнь и часть имущества подданных. Но тут приезжает король Шараман, страшно возмущенный надругательством над Аламутом, и решает женить на принцессе приемного Дастана. Правда, реализовать задуманное он не успевает, умирая в страшных муках из-за отравленной мантии, подаренной Дастаном. Наш герой, понятное дело, не виноват, и мантию ему перед этим передал брат Тас. Но все обвиняют в убийстве приемного отца именно Дастана, так что принцу приходится срочно сматываться, а компанию ему почему-то решает составить принцесса Тамина.
Пересказывать дальнейшие минут семьдесят нет никакого смысла, потому что главный фокус фильма окончательно смещается с сюжета на видеоряд. Дастан с принцессой от души побегают по пустыне, побывают в зловещей Долине Рабов, оказавшейся плодом древнего пиара, подерутся с нарисованными змеями и зловещими асассинами, примут участие в страусиных бегах, а в конце даже окажутся в эпицентре жуткого катаклизма, вызванного протыканием волшебным кинжалом неких песочных часов, хранящих топливо для этой машинки времени. Подход сценаристов очень здравый: если не удается сделать плавный переход между сценами, его не делают вообще. Например, как принцу попасть обратно в весьма тщательно охраняемый Аламут, когда его там знает каждая собака, вдобавок предупрежденная об огромном вознаграждении за голову Дастана? Как, как? Да никак: процесс попадания остается за кадром, и через несколько секунд мы видим принца, уже крадущегося по городским улицам за кинжалом, отнятым у него коварным дядей. Тот решил отправиться на чудо-клинке в прошлое, чтобы дать льву сожрать своего брата, ставшего потом королем Шараманом. Тогда-то его дядя спас, но страшно переживал по этому поводу всю жизнь. И на старости лет решил отыграть назад, вернуться в детство и потом прожить всю жизнь королем. Как мог милый старикан с нарисованными бровями оказаться таким истеричным гаденышем - не очень понятно, тем более что в начале фильма он буквально излучал мудрость и сдержанность. В итоге злодею почти все удается, но тут Дастан как бы из последних сил…
Перед началом сеанса считается признаком хорошего тона отключить мобильный телефон. В случае с фильмом "Принц Персии: Пески Времени" взрослому человеку полезно отключить еще и мозг, или, по крайней мере, ту его часть, которая отвечает за логическое мышление. Дело в том, что к традиционному кино - с развитием сюжета, актерской игрой и прочими привычными атрибутами - "Принц Персии" отношения не имеет. Это новомодный фильм-аттракцион, где акцент сделан на зрелищность и спецэффекты. Более-менее спокойные сцены выглядят своего рода передышкой для зрителя: посидели, обменялись парой ничего не значащих фраз, и попрыгали дальше. Учитывая, что фильм снял Майк Ньюэлл, режиссер "Четырех свадеб и одних похорон" и "Донни Браско", такая простота выглядит неожиданно. Но Майк - человек достаточно многогранный, на его боевом счету есть и одна серия "Гарри Поттера", а сейчас он трудится над фильмом о нелегкой судьбе Александра Литвиненко. Наверное, после комедий, детских фильмов и гангстерских боевиков интересно для разнообразия снять веселые побегушки-поскакушки. Тем более что помощник у него был прекрасный - сам Джерри Брукхаймер, продюсер трилогии "Пираты Карибского моря" и десятков других блокбастеров.
Подводя итог, можно сказать, что "Принц Персии: Пески Времени" - вполне добротный детский фильм. Именно детский, не семейный, потому что для мам и пап там припасена лишь пара эпизодов с шейхом Амаром в исполнении Альфреда Молины, отмачивающим зубодробительные шутки о налогах и бюрократии. Дети же, скорее всего, не заметят отсутствия в сюжете логики, зато будут заворожено наблюдать за прыжками и ужимками героев вперемешку с жестокими, но абсолютно бескровными битвами (какая кровь, это же Disney!).
И, конечно, не стоит искать в фильмах цитат из оригинальной игры Джордана Мехнера, изданной в 1989-м Brøderbund. Это в прошлом веке злодеи были достаточно круты, чтобы связываться с принцессами. В веке нынешнем они лишь подрисовывают брови и чужими руками разрушают города в тщетной надежде вернуть молодость.