В автомобильных изданиях, вроде "Авторевю" и "За рулем", регулярно публикуется немало толковых статей, однако обзоры китайских автомобилей читаются с каким-то особым интересом. Всегда волнуешься - а ну как китайским мастерам кульмана и штангенциркуля наконец-то удалось клонировать столь любимую ими продукцию "Тойоты"? Увы, увы. Известный прогресс, конечно, налицо, и нынешние "китайцы" начинают ржаветь на второй год, а не на второй месяц, а без очков какую-нибудь "фору" можно спутать с позапрошлогодней "камри". И все же, даже сходство с престижными авто, обилие рекламы и довольно низкие цены пока не сделали машины из Поднебесной фаворитами отечественного рынка. Скажете, качество виновато? В известной степени - да, но потенциальные покупатели "китайцев", в основном, ездят на автомобилях отечественных марок, и ремонтный инструмент в руке держат весьма уверенно. Возможно, не менее важной причиной низкой популярности является удивительная "безликость" китайских машин. Вот, вроде, тут от "тойоты" содрали, там - от "мицубиши", а салон - вообще один в один, как у "нисана". В комплексе же все равно получается бледное нечто, по которому глаз то скользит, то спотыкается, как туфли-шпильки на обжитом голубями чердаке.
Но пусть про автомобили продолжают писать наши коллеги из профильных изданий. А мы сегодня поговорим о том, как китайские умельцы решили скопировать классические компьютерные игры, и что у них из этого получилось.
Почти все люди, игравшие в детстве в NES (точнее, в один из ее пиратских клонов), Sega MegaDrive или Nintendo 64, сохранили самые теплые воспоминания о незамысловатых играх того времени. Именно поэтому разнообразные эмуляторы старых консолей так часто встречаются на компьютерах, а в последние годы - и на смартфонах. Мудрые китайцы разглядели в этой тоске по детству неплохой бизнес и наладили выпуск разнообразных устройств, позволяющих запускать на них образы игр от доброго десятка приставок. Иногда это основной функционал, иногда - дополнительный (например, в универсальном плеере). В свободном от предрассудков Китае и даже на относительно законопослушном Тайване купить такую машинку не составит никакого труда. А вот в нашей вроде бы пиратской стране наладить легальную торговлю такими чудо-комбайнами невозможно. Тут же придут из компании-правообладателя и начнут уточнять - по какому праву эмулируете, да где соответствующая лицензия? Поэтому комбайны у нас, конечно, продают, но втихую, о дополнительном функционале не заикаясь. А тут вдруг приходит пресс-релиз Defender, рапортующий о начале продаж в России 16-битной портативной электронной игры Defender MX-15 с "обширной базой предустановленных игр различных жанров". "Ага, - подумал я, - не иначе как внутри - полная коллекция классики, от Mortal Kombat до Donkey Kong". Подумал - и заказал игру на тест.
В приехавшей коробке обнаружилась сама машинка, две сменные лицевые панели, кроме уже установленной, и кабель для подключения к телевизору (!). А вот на комплекте из трех батареек ААА, от которых MX-15 работает, в Defender почему-то сэкономили, поэтому их пришлось докупать отдельно.
Сама игра внешне напоминает странный гибрид джойстика от Dendy Classic и Xbox 360, в центре которого ухитрились разместить 2,5-дюймовый экран. Слева джойстик, справа - кнопки А и В. Локализован Defender MX-15 только на уровне коробки и инструкции, а интерфейс оболочки и самих игр доступен исключительно на английском. В принципе, ничего страшного, благо игры очень простенькие и текст в них особой смысловой нагрузки не несет. И все же, маленькие дети вряд ли обрадуются.
Так вот - об играх. Уже после первого включения стало ясно, что никаких пиратских продуктов внутри MX-15 нет. На выбор предлагается аж семьдесят игрушек, разработанных в 2010 году компанией Jungle Soft. Последняя известна своим простеньким клоном Nintendo Wii, который называется Jungle Soft's Sport Vii. Выглядит очень похоже, и даже спортивные игры внешне похожи на нинтендовские, однако стоит поиграть в них минуты три, как пелена с глаз спадает. И сразу становится понятно, почему настоящая Nintendo стоит $299, а этот клон - $99.
Но вернемся к Defender MX-15. Все семьдесят игр в нем хоть и напоминают классику с NES, однако явно нарисованы с нуля. Вы, конечно, поймете, что вот это - Mario, это - Lode Runner, а это - старый добрый Battle City, но формально придраться не к чему. Конечно, немного странно, когда вместо танчика по полю ходит мальчик с пушкой, ну да ладно, сойдет.
Проблема в другом. Картинки-то в играх вполне приятные, но вот о собственно игровом процессе, похоже, никто всерьез не задумывался. И если в головоломки и вещицы, вроде многочисленных арканоидов, играть можно, то вот большинство аркад, увы, для использования по прямому назначению непригодно в силу непроходимой скуки и отсутствия такого понятия как игровой баланс. Когда в первом же уровне игры на тебя налетает орава врагов и мгновенно уничтожает, и так десять раз подряд, это как-то… странно. Успокаивает лишь то, что последующие уровни от первого в большинстве игр почти не отличаются. Иногда, конечно, для порядка что-нибудь добавится, но в целом - все то же самое. Самые же честные игры, вроде гонок, по завершению круга просто выбрасывают пользователя в главное меню. Мол, если не надоело - выбери что-нибудь другое. Кстати, никаких драк и классических платформенных стрелялок на Defender MX-15 нет, и вообще все игры нарочито гуманны.
Отдельного приступа негодования достойна т.н. игровая музыка, которая отличается удивительной назойливостью в сочетании с однообразием, и потому ее сразу же хочется отключить.
Управление, в целом, удобное, хотя абсолютное большинство игр использует лишь кнопку A. Многопозиционный джойстик хорош в аркадных играх, однако в головоломках, требующих определенной аккуратности, очень легко сделать неловкое движение. Теоретически, джойстик гуляет по кругу и может быть направлен куда угодно, однако игры понимают лишь вверх-вниз-вправо-влево. Возможно, был смысл обойтись обычными стрелочками, которые, вдобавок, и надежнее.
Мечтать о сохранении достижений в играх не приходится: даже будучи поставленным на "паузу", MX-15 через пять минут полностью отключается, и сколько бы уровней вы или ваш ребенок ни прошли, придется начинать сначала. Хорошая новость: комплекта даже не самых дорогих батареек хватает минимум на неделю. Жаль только, что узнать об их скором разряде заранее нельзя: соответствующий индикатор в MX-15 не предусмотрен.
Изнутри игрушка сильно напоминает картридж от "Денди" - подходом к пайке и тем, что самый интересный чип прячется под толстым слоем специальной смолы. Честное слово, будто в середину девяностых попадаешь. Все игры уютно разместились на флеш-чипе Spansion емкостью 8 Мб, так что можете сами прикинуть размер каждой их них. Также вскрытие позволило заметить небольшое лукавство производителя: в инструкции написано, что динамика у игрушки два, а на самом деле, он всего один. Впрочем, повторюсь, лучше его сразу отключить, чтобы не свихнуться от коротеньких надоедливых мелодий, повторяющихся снова и снова.
Может сложиться впечатление, что Defender MX-15 совсем плох, но это, пожалуй, не так. Да, с неба звезд устройство не хватает, но развлечь ребенка во время отпуска может вполне. Да и взрослого, возможно, порадуют вариации на тему Tetris или Boulder Dash. Смущает только рекомендованная розничная цена - 1990 рублей. Маркетологам Defender, конечно, виднее, но, по-хорошему, такой гаджет должен стоить около тысячи, иначе у родителей может возникнуть соблазн добавить немного денег и купить ребенку на растерзание сильно подержанный, но вполне работоспособный iPod Touch первого поколения или PSP-"толстушку".
Ну и, конечно, старым занудам, вроде меня, полезно вспомнить - сколько в свое время стоила электронная игра "Ну, погоди!" (25 рублей госцена, до 100 рублей у спекулянтов) и сколько восторга она вызывала при куда более примитивной графике и похрюкиванию-поцокиванию вместо звукового сопровождения…