В минувшем сентябре Nokia удалось почти невероятное - на фоне довольно скучной по строгим меркам рынка линейки объявленных новинок компания заставила говорить о себе Старый, и что особенно важно, Новый Свет в течение вот уже двух недель после премьеры. И неважно, что подавляющее большинство статей не просто критические, а откровенно враждебные - вместо “жаль, что у вас не получается” тут и там слышится “так вам и надо!” Бывалые журналисты по такому поводу шутят: “За черный PR беру в три раза дороже!” Действительно же объективные, всесторонние взгляды на ближайшие перспективы Nokia скорее в дефиците.
Не претендуя на всесторонность, хотелось бы отдельно остановиться на таком аспекте как отношения со сторонними разработчиками. ‘Developers do matter!’ («Разработчики имеют значение») - это не пустые слова нового руководителя Nokia Стивена Илопа, сменившего явно запутавшегося и уставшего Олли-Пекка Каласвуо. Чтобы осознать важность его высказывания, достаточно вспомнить громкие провалы бесконечных Linux-подобных платформ, которые то и дело норовят силком выпихнуть на рынок очень богатые операторы в сотрудничестве с далеко не последними гаджетостроителями. Пробуют, стараются, но результат стабильно отрицательный. Разработчиков ПО, чьи ресурсы далеко не столь безграничны, подобные затеи совсем не вдохновляют, без программ платформы умирают сразу по исчерпанию маркетинговых бюджетов, и Linux возвращается на свой законный шесток.
Итак, Nokia и разработчики. А если взять правильнее - Nokia, разработчики и пользователи. Первая на публике возносит хвалы вторым и клянется целовать во все розовые места третьих, вторые по своим углам тихо припоминают первой былые грехи (о которых чуть ниже), а третьи... Третьи берут в руки смартфоны, заходят в Ovi Store, видят там Twitter-клиенты по €10 и PDF-читалки по €15, тихонечко выпадают в осадок и отказываются давать деньги первой, в ужасе убегая в сторону 99-центового iСчастья. Вот такой треугольник, веселее всякой Барбары Картленд. И вместо старушки Барбары хорошо бы в этот раз привлечь к написанию полной картины самих разработчиков. Их цитатами (увы, вынужденно анонимными) и украсим этот текст.
Несколько лет назад, когда на конкурирующих смартфонах царили похожие расценки, можно было не беспокоиться ни компании, ни девелоперам - тогда это справедливо рассматривалось, как не слишком важная часть бизнеса. И в Nokia свое понимание демонстрировали в весьма высокомерной форме. Процитируем посвященного: “Еще 3-4 года назад разрабатывать ПО под Symbian было уделом избранных. И Symbian, и Nokia пытались активно зарабатывать на разработчиках - партнерские программы, сертификации, продажа API и прочие прелести. Просто так поставить SDK и сделать что-то сложнее Hello World! было очень и очень сложно. Нужны были "секретные знания"/связи, за которые надо было платить. А уж пробиться в какой-нибудь предустановленный Downloads! со своим софтом было просто нереально ... не то что сейчас в OVI.” Многое проясняется, правда?
Однако с тех пор конкуренты поменялись, стали намного агрессивнее, а Nokia, несмотря на десятки миллионов проданных устройств на базе S60, так и продолжает прозябать с 13,000 приложений в Ovi Store и вышеописаными ценниками - даже несмотря на то, что теперь уже сама заманивает разработчиков. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются и другие факторы, обуславливающие высокие цены. Один из самых очевидных - широта модельного ряда Nokia, даже в рамках S60. Миллионными тиражами разошлись 5800, N97 и E71/72 - а это, между прочим, очень разные аппараты. А сколько было всяких “ответвлений и версий” - не счесть (справедливости ради, похожие трудности встают и перед разработчиками под Android, но там пользователи более "тертые" и к багам/несовместимостям относятся гораздо более терпимо).
Ответственному разработчику, прежде чем выпускать и продавать приложение под S60, необходимо сто раз все адаптировать и протестировать, а для этого нужно хотя бы несколько аппаратов. Между тем, для iOS-девелопера хватит и самого простого iPod touch за $230. Вот где кроется нежизнеспособность 99-центовой модели применительно к Symbian - средние доходы iOS-разработчиков (их много) составляют от 600 до 700 долларов в год, чего явно не хватит даже на несколько самых распространенных телефонов. А реальная ситуация, проснись мы завтра с такими ценами в OVI Store, была бы еще хуже - ведь что бы там не говорила Nokia про “unsurpassed deployment base” (непревзойденную клиентскую базу), на деле слишком многие пользователи Symbian воспринимают свою Nokia просто как крутой телефон - среднее количество загрузок приложений на один телефон у Nokia на порядок ниже такового и у iOS, и у Android.
А ведь есть и намного более прозаические проблемы, чем балансирование ценами - объективные сложности разработки. Начать с того, что у Nokia вечно масса планов по развитию сразу нескольких платформ, и не совсем понятно, за какие именно хвататься, и каковы реальные перспективы. Во-вторых, несмотря на постоянные заявления “мы знаем, как грамотно сделать железо”, имеются объективные трудности аппаратного характера - когда iOS- и Android-девайсы уже ринулись использовать все преимущества различных версий ядра ARM Cortex, финские “флагманы” вроде N97 все еще топтались на ARM11. Что же касается представленного в Лондоне пару недель назад... Вот хлесткая характеристика от разработчика 3D-игр для мобильных устройств, хорошо знакомого с Symbian и смартфонами Nokia: “Вытащи из своего компа видеокарту, всунь туда, скажем, звуковую карту или сетевую, и попробуй запустить на нем что-то красивое!” И это не считая множества претензий даже опытных программистов к предыдущим SDK от Nokia - “урезанный функционал, странность решений, неудобство”. Вся надежда на сравнительно новую среду разработки приложений и интерфейсов QT, которая, к тому же, должна уберечь девелоперов от будущих метаний Nokia между Symbian, MeeGo и чем-то еще более заманчивым.
Все дело в Cortex
Топовые смартфоны Nokia (не считая N900, смартфоном официально не являющимся), несмотря на декларируемое компанией искусство доводить до ума именно аппаратную составляющую, до последнего времени базировались именно на процессорах, относящихся к архитектуре ARM11 (шестое поколение архитектуры ARM), которая была впервые представлена еще в 2002 году. Между тем, смартфоны конкурентов полным ходом оснащались чипами поколения ARM Cortex A8 (соответственно, седьмое поколение). Для сравнения, Apple “сменила тапочки” еще при переходе от iPhone 3G к 3Gs. Выгоды были очевидны: значительные снижения задержек при работе с кэш-памятью, 95% точность предсказания ветвлений против 88%-ной, серьезный прогресс в обработке мультимедийных данных, и к тому же такие очевидные преимущества как возможность работы на более высоких частотах, более тонкий техпроцесс (45 нм против 65) и меньшее в целом энергопотребление. Впрочем, даже если запустить сравниваемые ядра на одинаковой частоте и с одинаковым объемом L2-кэша, Cortex A8 за секунду обработает на 40% больше инструкций, чем ARM11. Настоящим шоком для общественности при этом стало то, что “новейший флагман” Nokia N8 базируется на процессоре архитектуры ARM11 с частотой 680МГц.
И все же главное даже не в этом. AppStore успешен, потому что вокруг него висит несдуваемый ветрами времени ореол быстрого обогащения. Аналогии с Клондайком и Калифорнией середины 19-го века неслучайны. Серьезные компании с штатными маркетологами и пиарщиками могут заработать на софте для iOS (в особенности для iPad), но прибыльность не будет заоблачной - хотя бы потому, что рынок серьезно «обрушен» множеством программистов-индивидуалов, вдохновленных непрерывным потоком историй успеха о простом парне из глубинки, сделавшем гениальное 99-центовое приложение и сорвавшем банк. Самая серьезная проблема Nokia в полном отсутствии этого ореола. Толпы “частников”, которые могли бы потянуть цены вниз, не привлечь разовыми грантами - ни в $1 млн, как это было раньше, ни даже в $10 млн, как пообещали на днях в Калифорнии. Грантов понадобится несколько больше, а распределять их придется несколько пристрастнее. Впрочем, в случае успеха компанию ждет неплохая награда - сохранение позиции производителя топовых, прибыльных смартфонов. А это не так уж мало.
Напоследок хотелось бы чуть-чуть встревожить людей, рассуждающих об огромном запасе прочности Nokia, который позволит пережить все неудачи и в будущем, когда вдохновение вернется, с лихвой наверстать упущенное. Разумеется, таковой запас имеется, и шоу может продолжаться очень долго. В то же время, ни Palm, царившей на рынке КПК, ни Microsoft не удалось навязать потребителям свои системы, когда они совсем уж неприлично устарели. Опыт Nokia сочетает в себе оба упомянутых: она сама производит свои аппараты, как Palm, и богата, как Microsoft (ну, почти как Microsoft). Сочетание производственной и финансовой самостоятельностей позволяет особенно эффективно сконцентрироваться и выдать Продукт. Для этого всего лишь нужен пяток смелых неглупых людей, чьи привычки и желания совпадают с чаяниями миллионов. Есть ли такие сейчас в Nokia?