Интересно в самолетах наблюдать за зависимыми людьми. Не так занимательно, как на подводной лодке, но зато ведь и получается чаще. От чего именно зависимыми? Давайте-ка посмотрим по порядку. Курильщикам — тем, конечно, приходится трудно, особенно если перелет занимает часов четырнадцать. Мечутся, места себе не находят, иногда даже идут на глупости вроде надевания на детекторы дыма в туалете известных предметов интимной гигиены. Любителям принять на грудь — тем полегче. В бизнес-классе довольно щедро наливают, а в экономический можно протащить из duty-free заветную емкость, чтобы потом, смешно таясь от стюардесс, подливать эликсир бодрости в чай или колу.
Хуже всего, конечно, интернет-зависимым. Вот у нас вариантов никаких — привычка постоянно поглощать большие объемы информации считается несерьезной и никакого сочувствия у общества не вызывает. Те, кто поопытнее, пользуются своего рода «пластырями» — ставят на смартфоны RSS-читалки с загрузкой статей/картинок да накачивают подкастов. Только вот Twitter с Facebook✴, как ни крути, перед полетом не закачаешь — а отдыхать от флуда и флейма хочется не всегда. Ну и, конечно, не будем забывать о людях, занятых серьезными делами, — им порой «слететь» на несколько часов с почты смерти подобно. В общем, сценарий использования понятен, поэтому начало коммерческой эксплуатации бортовых базовых станций «МегаФона» на самолетах «Аэрофлота» — это определенно хорошая новость. Вот только как обстоят дела с подводными камнями? Чтобы это понять, сначала пройдемся по подробностям.
Итак, на данный момент имеется один Airbus A320 компании «Аэрофлот», также известный как «Мстислав Келдыш», оборудованный системой спутниковой связи и пикосотой — миниатюрной базовой станцией GSM диапазона 1800 МГц, которая включается после взлета и набора высоты. Поставщики решений — IP.Access и OnAir, спутниковая связь от Inmarsat. Базовая станция позволяет абонентам принимать и отправлять SMS, а также пользоваться Интернетом — но только по GPRS, никакого 3G нет и в помине. Голосовые звонки запрещены напрочь (и правильно!). К станции могут присоединяться не только абоненты «МегаФона», но и других операторов — в режиме роуминга. Цены такие: исходящее/входящее SMS — это 10/0 рублей, а трафик идет примерно по 350 рублей за мегабайт, с 10-килобайтным интервалом. Большого удивления цифры не вызывают, потому что оборудование самолета стоит (вместе с издержками простоя) около миллиона долларов. При этом особенно много денег в самолете не потратишь — SMS требуется (по практическим наблюдениям) до 5 минут, чтобы найти своего адресата, а доступ в Интернет осуществляется со смехотворной скоростью в 380 кбит/с — на весь самолет. Выбор в пользу GPRS становится понятнее, да? Назвать это предложение абсолютным бредом мешает лишь одно — все относительно, поэтому сначала нужно посмотреть на другие решения.
Знатоки американского рынка, конечно же, с возмущением сравнят условия с GoGo InFlight, где безлимитный доступ (опять-таки без голосовых соединений и VoIP) обойдется в сумму от $5 до $13 (а если покупать абонементы, то и того дешевле) — в зависимости от типа устройства и длительности полета. В проекте участвует косой десяток американских авиакомпаний, а также Air Canada — всего 1077 бортов на момент написания статьи. Почему так много? Ответ довольно прост — оборудование Aircell, на котором построена система, стоит менее $100 000 на самолет и работает по совершенно другому принципу: у компании есть около сотни 3-мегагерцовых БС с направленными вверх антеннами и радиусом действия порядка 300 миль каждая, которые обеспечивают полное покрытие континентальной части США, а также частичное — Канады и прибрежной океанской зоны. Типовые скорости — около 3 Мбит/с на борт. Внутри самолетов, что интересно, сигнал раскидывается по Wi-Fi — с американским зоопарком сотовых стандартов и диапазонов по-другому никак. Таким образом, речь идет о принципиально ином техническом решении.
Гораздо уместнее будет вспомнить систему Connexion, внедренную Boeing (которая, к сведению особо просвещенных читателей, к сайту однополых знакомств не имеет никакого отношения — просто с именем ошиблись), — вот она как раз работала по спутниковому каналу. В теории схема была идентична мегафоновско-аэрофлотовской — между самолетом и спутником связь осуществлялась в Ku-диапазоне, а дальше спутники связывались с несколькими наземными станциями сопряжения, одна из которых, к слову, размещалась в Московской области. Оборудование самолета стоило $500 000, а цены на безлимитный доступ варьировались в интервале от $10 до $30 (опять же учитывали не трафик, а время полета). Скорости — 20 Мбит/с в сторону самолета и 2 Мбит/с — обратно. В салоне Интернет раздавался по Ethernet и WiFi. Самое интересное, что коммерческий запуск состоялся еще в 2004 году, а потом проект на волне всеобщей безжалостной рубки расходов в гражданской авиации забросили — сославшись на недостаток спроса, Boeing выключила систему в новогоднюю ночь 2006/2007. Забавно, что к тому моменту сервис предлагала уже добрая дюжина крупнейших авиакомпаний мира.
Если же отвернуться от дел заокеанских и легенд прошлого, можно обнаружить в родном Отечестве компанию «РуСат», имеющую сеть из пары спутников и центральной наземной станции. Нас в первую очередь интересует спутник «Ямал-201» Ku-диапазона, который уверенно покрывает практически всю территорию России. У наземной станции при этом есть достаточно «толстый» канал связи со спутниками: до 74 Мбит/с к абоненту и до 37 — обратно, при этом станция соединена с Интернетом через прямые каналы до московских площадок ММТС-9 и ММТС-10. Самое-то интересное, что три недели назад «РуСат» подписала соглашение о партнерстве с Panasonic Avionics Corporation, которая на рынке систем развлечений для гражданской авиации является просто зашкаливающе серьезным игроком — с Lufthansa в портфолио. Суть соглашения проста: любой самолет с интернет-доступом от PAC, пролетая над Россией, переключается на доступ «РуСат». Примерами таких самолетов могут стать A330, A340 или Boeing 747 той же Lufthansa, благо компания около полугода назад перезапустила свой доступ на борту под брендом FlyNet. Скорости — 6 Мбит/с к самолету и 1 Мбит/с обратно. Цены — от 11 евро за короткие рейсы до 20 за длинные, доступ по Wi-Fi.
Таким образом, к тандему «Аэрофлот» — «МегаФон», с помпой запустившему 380-килобитный канал со стоимостью трафика 350 рублей за мегабайт по цене $1 000 000 за самолет, возникает сразу много интереснейших вопросов, в основном начинающихся со слова «Какого... ?». Чтобы заранее пригасить пожар, пиарщики «МегаФона» выставили вперед технических кураторов проекта — Дениса Ночевнова и Петра Прокофьева, которые на вопросы об экономической составляющей отвечали несколько неохотно, стараясь сосредоточиться на технической части. Приведем выжимку из полученных ответов.
По словам уважаемых специалистов, важно понимать, что «Аэрофлот» вообще имеет мало отношения к проекту — компания просто позволяет устанавливать оборудование именно на свои суда за деньги оператора. Но, с другой стороны, на долю в выручке «МегаФона» от этого мероприятия перевозчик тоже не претендует. При этом авиакомпании все-таки приходится терпеть некоторые неудобства: ведь чтобы переоборудовать борт, его нужно снять с полетов, отогнать на европейскую площадку Airbus, где специалисты компании смонтируют, откалибруют и проверят систему. Затем систему нужно демонтировать, дабы правильно импортировать в Россию (это у нас таможня — такие молодцы), затем все смонтировать и настроить еще раз, после чего проверить и вернуть борт на маршруты.
В настоящий момент оборудуются среднемагистральные Airbus A320/A321, в дальнейшем планируется взяться за дальнобойные A330, которые сами по себе перевозят больше потенциальных пользователей. С увеличением количества бортов стоимость оборудования тоже будет падать, а предоставляемый канал в расчете на каждый самолет — расти, якобы вполне удовлетворительными темпами. Конкретных цифр ни по одному из пунктов названо не было.
Почему же «МегаФон» с «Аэрофлотом» остановили свой выбор на фактически неработоспособной системе с огромной себестоимостью установки? По словам мегафоновских технарей, все очень просто. OnAir — это фактически придворный поставщик таких систем у Airbus Industries, которая сама имеет долю в данной компании. То есть голова по поводу совместимости и тому подобного должна болеть у Airbus, а «МегаФон», по сути, выбрал не самое лучшее, а самое стандартное, самое безопасное для мягкого места решение, в котором даже за технические недоработки отвечает кто-то другой.
В чем же тогда заключается участие «МегаФона» в этом проекте, кроме очевидных моментов вроде биллинга и маркетинга с пиаром? Вот на этот вопрос был получен самый беззастенчивый ответ — просто у нас в стране подготовка и запуск такого проекта требует адского количества согласований и разрешений. В этом и заключается главная компетенция «МегаФона» — в компании умеют решать вопросы. Впрочем, в условиях, когда у руководителей государства с языка не сходят «перестройка», «гласность» и «новое мЫшление» «модернизация», «инновации» и «рывок», небольшая показательная лезгинка в виде неочевидно прибыльного и немножко несовершенного, но зато весьма помпезного и «инновационного» (если не всматриваться и не сравнивать) проекта может оказаться компании весьма на руку.
На первом «коммерческом» рейсе в Новосибирск, между прочим, система так толком и не заработала.
Кстати, пока материал готовился к выходу, в Сколково под бдительным взором вице-президента США Джо Байдена был подписан контракт на поставку «Аэрофлоту» восьми дальнемагистральных Boeing 777. Самолеты начнут прибывать в Россию в 2012 году, их предполагается задействовать на маршрутах в Гуанджоу, Сан-Франциско и Торонто. Вот уж где нормальный Интернет-то понадобится — и можно надеяться, что сомнительных решений от «дочек» Airbus там не будет.