Чтобы понять истинную мощь Китая (и заодно хорошенько посмеяться), надо попасть на одну из самых крупных в Азии выставок электроники — Hong Kong Electronics Fair, причем не простую, а Spring Edition. Вот туда-то и забросило автора данной статьи. Слов, чтобы достойно описать ее, просто не хватает — приходится обходиться фотографиями. Сделаем небольшое вступление, и сразу к ним.
Знаете, что общего у всех русскоязычных статей про крупные международные IT-выставки? Нытье в них общее. Неизменное нытье в начале и в конце (а то и в середине добавят) по поводу того, что выставка поскучнела, утратила информационную ценность и, О УЖАС, уменьшилась в размерах! То есть вроде бы где эти выставки, а где личные, жизненно важные… амбиции авторов — но переживают, честное слово, как за СВОЕ. Enlargement бы, говорят, этим выставкам...
Чтобы посрамить нытиков (а возможно, и с какими другими целями — точно не скажу), торговый совет славного ганзейского города Гонконга уж который год по весне организует свою выставку электроники, где сводит поставщиков из материкового Китая с покупателями практически со всех концов света. И, что характерно, на этой выставке всё в основном РАСТЕТ. Справедливости ради уточню, в Hong Kong Electronics Fair объединены три выставки сразу — электроники, светотехники и домашних приборов, но смотрится это в итоге все равно устрашающе. Каждый зал — размером с футбольное поле. Залов на каждом этаже — три. Этажей с залами — тоже три. И знаете что? НЕ У-МЕ-СТИ-ЛИСЬ! Многим даже в коридорах пришлось выставляться — что, впрочем, выгоднее, ибо можно бешено бросаться из засады с буклетами на невинно и неизбежно проходящих мимо закупщиков и просто случайных людей.
А все потому, что, в отличие от CES с MWC, у данного мероприятия есть вполне практический смысл. Представьте на минутку, что вы — сотовый оператор. Эй, да куда же вы? Погодите отсылать с маминого телефона премиальные SMS, я сейчас о другом. Представьте, что вам нужно закупить базовые станции. Все производители известны, все до известной степени работают согласно букве закона, новинки все сами покажут, да и в целом рынок ровный, устоявшийся. Чтобы понять, что происходит, и закупиться, ждать MWC совершенно не нужно — и так все ясно. А вот если вы — сеть магазинов электроники и решили порадовать покупателей, например, китайскими USB-елочками к Новому году в промышленных масштабах, то все становится намного сложнее. Какие новинки на рынке USB-елкостроения? А вдруг прорыв? Пресса-то не следит... Какой поставщик не обманет, не подведет? А копирайт Деда Мороза он соблюдает? А партию не арестуют на таможне?
Вот из-за таких проклятых вопросов и нужна организация, которая контролирует поставщиков, одобряет/не одобряет их активность, за всем следит, и особенно — за копирайтом. Настолько сурово следит, что фотографировать на выставке подчас опасно — не дай бог налетят и начнут кричать: китайские децибелы — точно одни из самых децибелистых в мире. В общем, организация и выставка нужные и заслуженно популярные, да еще с одной побочной функцией — резко поднимают настроение. Как известно, час смеха по лечебному эффекту заменяет неделю на Мертвом море. Так вот три дня неспешных прогулок по Hong Kong Electronics Fair настолько оздоровили организм автора, что хватит до пенсии. Эффект достигнут не в последнюю очередь за счет повсеместных свидетельств глубокого уважения организаторов и участников к Его Величеству Копирайту. Впрочем, смотрите сами.
На входе стоит табличка со списком особо уважаемых брендов. Узнаете хоть один? Хорошо, один узнали. А два — сможете?
Местная пресса в период проведения выставки была ориентирована на высокие технологии во всех их проявлениях. В данном материале удачно сошлись 3D и всем известный двигатель прогресса.
Эта вывеска побеждает в конкурсе «Как сыграть партию в популярную игру Bullshit Bingo в пределах одного предложения». Если вы не поняли данную шутку, вам повезло — вы не менеджер довольно среднего звена в крупной корпорации. Если поняли — мы вам искренне сочувствуем.
Оказывается, главная китайская радость (China Joy) заключается в очень примерном копировании древних моделей синтезаторов Yamaha.
Ху а ю? Даже интересно — что зашифровано мудрыми китайскими специалистами в этом названии? Знаменитое «Ху а ю ту ф....н лекча ми?» или мысли каждого интеллигентного человека: «Кто я такой? С какого района? Чего я такой дерзкий?»
Как известно, секрет успеха у российских дистрибьюторов — правильное название компании. В данном случае все непросто, зато можно потратить много-много маркетинговых бюджетов на объяснение, что правильное прочтение названия — «Хай По».
Пятнадцатая Беспроводная Компания… Предыдущие четырнадцать, видимо, сожрал страшный монстр Юао Сити, или за ними бегает слишком много кредиторов, чтобы участвовать в выставке.
Редкий случай: одна китайская компания у другой полбренда своровала!
Работы немецких ученых по созданию юберменшей продолжаются китайскими товарищами. Первые дети, родившиеся в результате экспериментов, уже в три месяца создают из прессованной туалетной бумаги свои первые часы Patek Philippe, совершенно неотличимые от настоящих. А в полгода они уже вовсю делают iPhone 4 с телевизором.
А вот и реально работающий телефон с тремя сим-картами. Между прочим, это еще не рекорд — есть и с четырьмя! Слово Atom, видимо, попало с перспективной разработки смартфона на Intel Atom и MeeGo OS.
Социальная (!) фоторамка с доступом в Facebook✴. О великие мастера — им удалось сделать бесполезную вещь бесполезной вдвойне!
May the Force be with U! Сила джедаев этому планшету действительно понадобится, потому что, вопреки явному отсылу к NVIDIA, никакой Tegra там и не пахнет, а 600-мегагерцовому процессору обслуживать немаленькую конструкцию совсем непросто.
Очень своеобразное понимание эксклюзивности в Азии... Ведь заказать партию любых продуктов с лейблом Nikon может кто угодно, хоть злейшие друзья из Canon. Ну и сама Nikon к этому отношения никакого не имеет.
Вот что бывает со старыми европейскими брендами, которые много грешили, — после смерти они попадают в китайский брендовый ад. Если вы раньше не слышали о легендарном бренде Rollei и его печальной судьбе, проследуйте по ссылке в Википедию.
Даже легко возбуждающимся юристам Apple здесь ловить нечего: фрукт не тот, надкуса нет. Но при этом все всё понимают.
Вам не показалось — Пьер Карден и дешевые планшеты на Android имеют много общего. Причем, что ужаснее всего, Пьер Карден самый настоящий. Просто кому-то в модной империи пришла в голову мысль двигаться в сторону хайтека, а о том, что это такое, карденовцы осведомлены весьма средне. Вот за них и двигаются.
А сейчас несколько ярких примеров неизбывного уважения к копирайту:
Знатоки без труда опознают справа известный смартфон HTC G2. Разумеется, в ходе клонирования в нем появилось два разъема для сим-карт. Обладатели телефонов с одной симкой в Китае становятся объектами злых насмешек.
Вот и Sony Ericsson Satio. При клонировании утрачены некоторые детали заодно с платформой Symbian, но с двух метров сходство полное.
Пример клонирования с особым цинизмом: корпус — как у Nokia N8, а иконки — как у iPhone! Еще бы платформа была Android, но нет, стоит что-то самодельное.
Несмотря на бросающееся в глаза сходство, сотрудники стенда почему-то не предлагали установить Mac OS. Называют себя лидерами рынка моноблоков. Что же, если задуматься, у каждого района… да что там, у каждого подъезда многоквартирного дома есть свой лидер!
И знаете, что самое смешное?
Весь этот зоопарк делают те же самые люди, что и наши с вами «андроиды», «айфоны», «айпады» и иже с ними. И вполне нормальные вещи получаются, когда рядом стоит западный, кхм, «супервайзер». А вот с тем, что у них получается без присмотра, приезжают на выставку в Гонконг.
Но есть один обнадеживающий фактор — поголовно у всех производителей многочисленных u-Phone’ов и L-Pad’ов с паршивыми экранами, марким пластиком и ужасными интерфейсами в кармане лежит iPhone, а в сумке — iPad. Самые настоящие, я даже проверял несколько раз. Пока это приводит только к бездушному копированию иконок и появлению наводящих ужас аксессуаров из остатков вышеупомянутого пластика. Но есть надежда — что-то они там такое со временем разглядят. Что-то важное. И немедленно скопируют.
Автор – заместитель главного редактора журнала T3