Несмотря на то, что ваш покорный слуга постоянно появляется в обществе со смартфонами на Android, WP7 или даже RIM OS, среди знакомых я до сих пор числюсь по классу т.н. «яблофагов». Вероятно, именно поэтому первое письмо, которое получил после окончания презентации Apple шестого июня, было от знакомой программистки — конечно же, с вопросом «ну как оно тебе?». «Оно» меня даже заставило задуматься — минут так на пять: а действительно, как? Подумав немного, я ответил так: «Восхитительно. Мысленно аплодирую. Никогда не видел, чтобы столь красиво плевали в такое количество чужих тарелок с супом одновременно». Понимаю, что звучит немного экстравагантно, поэтому сейчас расшифрую мысль.
Как пресса обычно освещает типовую презентацию Apple? Аккуратно перечисляет представленные новшества и помаленьку измышляет, кому с этого будет хорошо. Я же, читая онлайны и слушая (видеопоток быстро пал смертью храбрых) «партизанское» прямое включение, почему-то мысленно подсчитывал, кто в этот раз должен подавиться тостом за утренним кофе, а кто — и вовсе в бешенстве кинуть стулом об стенку. И нет, я по очевидным причинам не имею в виду конкурентов. Больше того, я уверен, что в том же Маунтин-Вью с удовлетворением следили за соперником, копирующим одно из главных преимуществ интерфейса Android — систему уведомлений с выпадающей верхней панелью (как знать, может, еще и за это повоюют в суде). Да и вообще, презентация настроила гугловцев на шутливый лад: «Реально, отличное выступление Apple — масса положительных новостей! С нетерпением жду, какие новшества принесет нам 2009-й.» Кто же тогда должен быть недоволен?
Во-первых, разработчики приложений и, в более широком смысле, сервисов. Им и так приходится несладко в кипящем бульоне запредельной конкуренции под названием App Store, где почти 2/3 искателей счастья даже не отбивает затрат на создание приложения, а тут еще Apple всей своей мощью вышибает из бизнеса целые классы программ. Конечно, с особо «жестяными» условиями вроде запрета на «дублирование функциональности встроенных приложений» давно покончено, но нельзя не признать, что появление встроенного по умолчанию (да еще и бесплатного) решения резко сужает спрос до группки эстетов-извращенцев, которым нравится iPhone, но не нравится встроенное приложение X — не так-то уж и много на таких заработаешь.
Много шума в этом смысле наделала тесная интеграция Twitter в iOS 5. Не могу сказать, что она позволяет совсем отказаться от скачивания отдельного приложения, но в целом есть мнение, что создателям сторонних клиентов придется несладко. К тому же своя фига в кармане тут торчит и в сторону всяких геолокационных сервисов вроде Foursquare, Gowalla или Ditto (и даже Facebook✴ Places!) — ведь из приложения «Карты» можно отправить в Twitter (который читают не в пример большее число людей) не только текущее местоположение, но и планируемое! — получается даже намного «социальнее». А то, что в «мэры» таким образом не пробиться и скидку в кафе не получить — не беда, это и так мало где работает. Постинг фотографий в Twitter тоже может осложнить жизнь всяким там Instagram✴’ам с Hipstamatic’ами — особенно с учетом того, что фотографии теперь можно редактировать прямо в iPhone.
Да, и про браузер стоит вставить отдельные пять копеек. Прикрутив по просьбам трудящихся нормальные вкладки, Apple много кому обломала сладкую одно-, а то и двухдолларовую жизнь. «Социальщина» продолжается и тут — ссылку на читаемую страницу можно отправить с комментарием все в тот же Twitter. И еще одна кнопка, на стул парням из ReadItLater и Instapaper, — «откладывать на потом» нечитабельно длинные полотна можно прямо из Safari, через родной эппловский сервис Reading List.
Несколько меньшее беспокойство стоит испытывать создателям разнообразных облачных хранилищ вроде Dropbox. Действительно, Apple с осени предоставит пользователям целых 5 Гбайт бесплатно, чего точно должно хватить для хранения разнообразных офисных документов. Но сила Dropbox — в его запредельной универсальности, даже для умирающей Symbian клиент написали. В отношении iCloud есть огромные сомнения в доступности за пределами Mac OS X и iOS.
Дальше по списку обиженных у нас создатели разнообразных «революционных» систем обмена бесплатными сообщениями — теперь ими могут обмениваться абсолютно все обладатели совместимых с iOS 5 устройств через соответствующее приложение. Тем же маршрутом следуют создатели трехкопеечных редакторов списков покупок и прочих ToDo-шек — приложение Reminders вряд ли способно заменить серьезную многослойную GTD-систему, но большинству пользователей и так не хватает самодисциплины воплощать все эти принципы в реальной жизни. Ах да, еще приложением Newsstand обидели создателей отдельных журнальных приложений, а ведь они так старались... Впрочем, об этом ниже.
Во-вторых (этот пункт намного короче), осмелюсь предположить, что утром 6.06. 2011 в своих кухнях подавились мацой очень многие менеджеры сотовых операторов — из тех, кто хоть чуть-чуть способен смотреть в [кошмарное, беспросветно-низкомаржинальное] будущее. Прикиньте, сколько iOS 5 из-за своей интеграции с iCloud будет жрать трафика! А ведь это Apple еще стримминг музыки из «облака» не включили! Конечно, сейчас по сотовым сетям будет идти только синхронизация легких данных вроде контактов с календарями, а резервное копирование и установка приложений из iCloud осуществляются по WiFi... Но есть мнение, что перенос музыки в «облако» со временем потребует ее стриминга — естественно, через самые распространенные сети, сотовые. Вот экспоненциальные графики роста объема передачи данных будут, загляденье! А не ровен час, камера фото и видео снимать прямо в «облако» начнет... И все это на фоне весьма вялого роста доходов или даже их падения из-за снижения спроса на голосовые услуги (и падения SMS-трафика из-за того же iMessage). Засада...
В-третьих... Этот пункт пишу с тяжелым сердцем — поэтому зайду издалека. Вот вы читаете 3DNews — совершенно бесплатно. А мы сюда пишем — не бесплатно ни разу. Разница, естественно, берется из рекламы, которую размещают производители и продавцы разнообразной IT-продукции (и не только. – прим. редакции). Печатные издания — они (по крайней мере, в России) тоже не с реализации тиража живут, это почтенное мероприятие себя даже окупает-то крайне редко. Да, некоторые издания пытаются заработать, наскоро сляпав планшетные версии и продавая их по цене бумажных, — но этот фокус у них прокатывает все хуже. А с повышением налогов расходы на производство контента только растут — как будто и без того не хватает проблем в этом треугольнике из «принципиальных, высокоморальных» журналистов, ушлых и коварных вендоров/пиарщиков и инноваторов с гарантированными билетами в светлое будущее.
Приложением Newsstand (Киоск) Apple очень серьезно бьют по этим доморощенным «инноваторам», которые всем подряд предлагали делать свою собственную, уникальную систему распространения контента, чтобы доминировать и контролировать. Черта с два — говорят в Купертино, — всех к единому знаменателю! В этой плоскости интересно посмотреть, какой инструментарий Apple предложит издателям для публикации их продукции в Newsstand — велика вероятность, что несчастным всезнайкам из Adobe и в этой плоскости тоже испортят бизнес. Не думаю, что создание отдельных приложений запретят, но вот осложнить жизнь их создателям можно очень просто — достаточно разрешить подписываться на издания только через Newsstand, а гордым и независимым предложить продавать номера по одному — многие пользователи при такой модели забывают купить новый номер и лишают издателей дохода.
Огромный привет на WWDC’2011 передали и продавцам онлайн-рекламы (Google, получается, тоже) — путем добавления в мобильную версию Safari функции Reader, уже довольно давно прописавшейся в десктопной версии браузера. Как, вы еще не пробовали? Скачайте Safari, откройте в нем эту страницу и нажмите кнопку Reader в адресной строке. Бах! — и исчезла вся второстепенная шелуха вроде баннеров/ссылок/рекламы, остались только текст и иллюстрации, — ставлю пятерку, что вот эта функция в Google Chrome точно не появится (с мест сообщают, что сама-то Google ничего такого делать может и не будет, но сторонний плагин - iReader - уже скачать можно - прим. редакции). Психологи, кстати, говорят, что молодежь нынче эти мусорные элементы и так научилась не замечать, мол, даже мозг не регистрирует. Тут уместно вспомнить и еще один мощный adblocker от Apple, против особо назойливых видов рекламы — отсутствие поддержки Flash. Читатель в экстазе, рекламодатель в печали — и печаль эта быстро перекидывается на менеджмент издания, а дальше и на коллектив. Но продвигать продукты все равно как-то нужно, поэтому сами прикиньте, насколько в такой ситуации увеличится количество «проплаченых постов» (не в 3DNews, конечно — мы тут вроде жены Цезаря).
Небрежно, пяткой левой ноги Apple пнула и еще один способ, которым многие онлайн-ресурсы поднимают деньжат, — разбиение недлинных в общем-то статей на куски. Рекламодатели обращают внимание на посещаемость, а когда одна статья генерирует не один клик, а три, пять или даже семь — это хорошо. Конечно, уникальный посетитель все равно один, но «вовлеченность»-то выше! Мало того, что это не вполне честно, так еще и очень неудобно для читателей! Ничего, Mobile Safari и такие статьи умеет собирать в единое «полотно» — опять-таки, безо всякой рекламы.
На память приходит цитата из «Укола зонтиком»: «А кругом трупы, трупы, трупы и трупы!!!» На самом деле все не так уж мрачно. Многим ли усложнили жизнь нововведения? Многим. Некоторым даже [потенциально] очень сильно. Снижает ли это привлекательность платформы? Да ни разу. Да, разработчики получили новую порцию горячего дыхания над ухом, но ведь от всех этих новшеств обычным пользователям только радость. В итоге на более привлекательную iПолянку набежит еще больше толстых, вкусных кроликов-потребителей, и... Дальнейшее для изобретательного, грамотного разработчика с хорошим видением рынка — дело техники.