реклама
Программное обеспечение

Opera 11.50 Swordfish: не только быстрый, но и живой браузер

⇣ Содержание

Если одиннадцатая версия Opera была предрождественским подарком, то следующий крупный релиз разработчики норвежского браузера подготовили аккурат к летним студенческим каникулам. И пусть первая цифра в номере версии не поменялась — нововведений в Opera 11.50 по сравнению с Opera 11 поболее, чем в последних редакциях некоторых других браузеров. Отрадно, что Opera Software не спешит, как другие, и не считает, что смена номера версии сама по себе должна быть одним из важнейших нововведений.

Норвежцы — люди изобретательные, и к каждому новому релизу придумывают что-нибудь интересное. Не обошлось без таких увлекательных штучек и в этот раз. С релизом Opera 11.50 на стартовой странице официального сайта был запущен счетчик Live Show. Он, как водится, считает число загрузок новой версии браузера, но вместе с этим показывает разные забавные рекорды, которые, как и количество скачиваний, связаны с цифрами. Например, можно узнать, что в Канаде было зарегистрировано самое большое сборище людей на ходулях — 1908 человек. А количество скачиваний Opera 11.50 превысило число 1908 всего лишь за 17 минут после старта. Интересно, что новые рекорды открываются на шкале только после того, как набирается нужное число загрузок. Иными словами, даже после загрузки новой версии интересно не закрывать страницу, а наблюдать за тем, какие еще рекорды будут побиты.

#Обновленный интерфейс

Все браузеры от версии к версии двигаются к упрощению интерфейса. Несмотря на то, что внешний вид предыдущего релиза Opera вряд ли можно было назвать сложным, разработчики все же решили немного поработать с ним. Новый интерфейс, получивший кодовое название Featherweight, впервые появился в Сети около недели назад, а теперь вошел и в конечный релиз.

Что бросается в глаза прежде всего? То, что панель инструментов вместе с панелью вкладок занимают меньше места по высоте, освобождая чуть больше места для показа веб-страниц. Панель пользовательских закладок (которая по умолчанию и вовсе не отображается) тоже была слегка уменьшена по высоте.

На панели инструментов, а также в строке состояния и в меню Opera можно заметить новый набор значков.

Меню Opera в версии 11.11

Меню Opera в версии 11.50

Некоторые из них совсем не похожи на прежние, поэтому понадобится некоторое время, чтобы к ним привыкнуть. Например, у Opera Link теперь значок в виде тучки — прямая ассоциация с хранением данных в облаке. Все иконки выдержаны в единой серо-голубой цветовой гамме, поэтому в целом Opera выглядит более стильно, чем раньше. Индикаторы состояния режимов Opera Link, Turbo и Unite в строке состояния тоже выдержаны в соответствии с новым стилем.

Строка состояния в версии 11.11

Строка состояния в версии 11.50

Более наглядным стал индикатор на вкладке, сообщающий пользователю о том, что открытая в браузере страница не была просмотрена. Если раньше Opera уведомляла о такой странице небольшим синим кружочком в углу вкладки, теперь он заменен загнутым уголком.

Индикатор непросмотренной вкладки в версии 11.11

Индикатор непросмотренной вкладки в версии 11.50

Некоторые изменения можно заместить и в строке состояния. Если вы раньше пользовались кнопкой для изменения масштаба, то сразу заметите, что теперь управлять отображением веб-страниц стало немного удобнее. Ползунок для быстрого изменения масштаба вынесен прямо в строку состояния, что для пользователя означает минус одно действие. А сама кнопка никуда не делась, просто стала меньше. Нажав на нее, можно, как и раньше, подогнать масштаб по ширине страницы, установить его равным 100 процентам и отобразить все изображения.

Управление масштабом страницы в версии 11.11

Управление масштабом страницы в версии 11.50

Наконец, еще одно небольшое изменение интерфейса можно заметить в адресной строке. Из ее правой части пропала стрелочка, при нажатии на которую можно было получить список недавно посещенных сайтов.

Стрелка в правой части адресной строки в версии 11.11. В Opera 11.50 ее нет

Прежде чем убрать стрелочку, разработчики проводили опрос среди пользователей. Исследование показало, что кнопочкой мало кто пользуется, поэтому по умолчанию в интерфейсе ее больше нет. Впрочем, при желании ее можно включить в настройках (opera:config#UserPrefs|Show Dropdown Button In Addressfield).

Интересно, что в тестовой сборке Opera на панели инструментов по умолчанию отсутствовала еще одна привычная кнопка — переход на домашнюю страницу. Однако в финальной версии кнопка с домиком есть — вероятно, такое нововведение оказалось бы слишком радикальным для приверженцев Opera (хотя, к слову, переходить на домашнюю страницу гораздо удобнее при помощи сочетания Ctrl+Пробел).

#«Ожившая» Экспресс-панель

Экспресс-панель впервые появилась в Opera 9.2, и было это более трех лет назад. Сегодня, когда аналоги Экспресс-панели в том или ином виде присутствуют во всех популярных браузерах, уже мало кто помнит, что именно пользователи Opera смогли первыми оценить, насколько удобно, когда на вновь создаваемой вкладке уже есть какая-то полезная информация, а не просто белая страница.

В релизе 11.50 возможности Экспресс-панели существенно увеличились за счет расширений, которые впервые появились в Opera 11. Теперь значки Экспресс-панели могут содержать не только иконки любимых сайтов пользователей, но и различную полезную и, самое главное, изменяющуюся информацию. Прогноз погоды, лента последних новостей, обновления в социальных сетях, новые письма в почтовом ящике, текущие курсы валют, картинки с веб-камер — вот далеко не полный список того, что можно разместить на Экспресс-панели.

Уже сейчас в каталоге расширений Opera Addons можно найти более пятидесяти дополнений, поддерживающих новые возможности Экспресс-панели. Среди них, например, расширения популярных сайтов «ВКонтакте» и «РИА Новости».

Расширения для Opera могут быть созданы любым веб-разработчиком, который имеет представление о том, что такое HTML/CSS/JavaScript. Поэтому, если у вас есть интересная идея относительно того, какую информацию можно разместить на Экспресс-панели, и вы знаете, как ее воплотить в жизнь, обязательно присылайте расширение в каталог Opera Addons. Но имейте в виду, что все присылаемые приложения тщательно проверяются программистами-модераторами, и если они видят, что код может быть упрощен, то отправляют дополнение на доработку. Для разработчиков это, быть может, не очень приятно, зато пользователи в выигрыше, ведь они могут не беспокоиться о том, что расширения замедляют работу браузера.

В Интернете можно встретить мнение, что Opera представила свои расширения слишком поздно, что в них нет особого смысла, поскольку ими, как и существовавшими до этого виджетами, мало кто будет пользоваться. Думается, что с выходом расширений для Экспресс-панели скептики изменят свое мнение. Нет никакого сомнения в том, что эта функция полюбится пользователям Opera, а также обязательно будет взята на вооружение конкурентами — уж слишком она хороша.

Ну а насчет того, что расширения появились в Opera слишком поздно, — тоже момент спорный. Да, для того же Firefox плагинов существует огромное число, но насколько они качественные? Многие из них созданы давным-давно и нередко тормозят работу браузера. Лишь в четвертой версии Firefox была представлена поддержка новой технологии написания расширений JetPack. При создании таких дополнений используются веб-технологии HTML, CSS и JavaScript, а для установки не нужна перезагрузка браузера. Таких расширений в каталоге Mozilla Addons сейчас всего лишь около 250.

Теперь обратимся к каталогу расширений для Opera. В нем уже более 650 расширений, и все они созданы с использованием современных технологий.

Кстати, по неофициальной информации «из первых уст», в Mozilla Corporation тоже считают расширения для Opera очень удачным проектом. Как рассказал нам главный менеджер по расширениям для настольного браузера Арнстейн Тиген (Arnstein Teigene), в частных беседах разработчики Firefox говорят о том, что если бы они запускали каталог Mozilla Addons сейчас, то сделали бы его по примеру Opera.

Менеджер по расширениям Opera Арнстейн Тиген (слева) и менеджер по коммуникациям Opera Software Владимир Исаев

#Синхронизация паролей

Синхронизация данных — это, вне всякого сомнения, одна из самых востребованных функций современных браузеров. В Firefox недавно интегрировали плагин Firefox Sync, разработчики Chrome тоже постоянно улучшают эту функцию.

В Opera уже более трех лет встроена технология Opera Link, обеспечивающая синхронизацию закладок, истории посещенных страниц, Экспресс-панели, заметок, правил модуля для блокировки нежелательного контента на страницах, информации об используемых поисковых системах, а также панели закладок пользователя.

Теперь же Opera Link может также синхронизировать и пароли. Важно, что по умолчанию синхронизация паролей отключена — все-таки многие из нас боятся хранить конфиденциальные данные где-то «в облаке». Впрочем, о безопасности разработчики Opera позаботились совсем неплохо.

Все данные для входа на сайт шифруются с использованием пароля учетной записи Opera. Когда синхронизация паролей выполняется впервые, перед тем как данные отсылаются на сервер, Opera случайным образом генерирует ключ шифрования. Этот ключ используется для шифрования всей информации на компьютере пользователя перед ее отправкой на сервера Opera Link. Ключ шифрования тоже отсылается на сервер, однако не в исходном виде, а в зашифрованном. Для его шифрования используется пароль учетной записи пользователя на сайте Opera.

Когда Opera запускается на другом компьютере или устройстве и пользователь входит под той же учетной записью Opera Link, он получает с сервера данные, а также ключ шифрования в зашифрованном виде. Используя введенные пользовательские данные учетной записи, Opera расшифровывает сначала ключ, а потом — всю информацию, и тогда данные синхронизируются.

Таким образом, сведения, необходимые для расшифровки данных, никогда не отсылаются на один и тот же сервер: пароль для авторизации на Opera отправляется на сервис аутентификации Auth, а ключ шифрования — на сервера Link. Все операции по шифрованию и дешифрованию выполняются на компьютере пользователя, а все данные в «облаке» хранятся в безопасном виде.

#Скорость и поддержка веб-стандартов

В Opera 11.50 был обновлен движок Presto — последняя сборка использует версию движка 2.9x. Благодаря этому была улучшена поддержка веб-стандартов.

Тест Acid3 — это для Opera уже давно пройденный этап, она не первый раз набирает в нем 100 баллов из 100 возможных, демонстрируя отличную поддержку современных веб-стандартов. Что же касается поддержки стандартов будущего, то с выходом Opera 11.50 норвежские разработчики сделали серьезный шаг вперед в этом направлении. В популярном теcте The HTML5 test, оценивающем поддержку различных возможностей нового языка разметки, Opera 11.11 набирала 278 баллов из 450 возможных. В Opera 11.50 этот показатель был улучшен до 286. Теперь браузер поддерживает Session History and Navigation, W3C File API, classlist и элемент «time». Такой же результат, кстати, демонстрирует пятая версия Firefox.

#Заключение

Согласно статистике, которую предоставляет аналитическая компания Net Applications, доля Opera на мировом рынке браузеров уже в течение достаточно длительного времени остается практически неизменной. И пусть это всего лишь чуть более двух процентов (без учета пользователей Opera Mini), зато это — пользователи, которые не привыкли менять предпочтения и «пересаживаться» на другой браузер при любом удобном случае.

Opera Software удалось без громких рекламных кампаний на телевидении и в прессе, без огромных вложений в наружную рекламу сформировать очень твердое и лояльное ядро приверженцев Opera, к мнению которых разработчики готовы прислушиваться. В компании есть специальные сотрудники, которые собирают мнения о браузере на форумах, общаются с пользователями в социальных сетях и в Twitter. Именно поэтому практически в каждой новой версии Opera можно увидеть улучшения, о которых просят обычные люди. А это значит, что браузер действительно разрабатывается для людей, а не «для галочки».

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Миллионер с мизерной зарплатой: выяснилось, сколько зарабатывает глава OpenAI 14 мин.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 18 мин.
Роскомнадзор с декабря начнёт блокировать сайты за публикацию научной информации о VPN для обхода блокировок 26 мин.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 3 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 4 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 5 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 7 ч.
D-Link предложила устранить уязвимость маршрутизаторов покупкой новых 8 ч.
Valve ужесточила правила продажи сезонных абонементов в Steam и начнёт следить за выполнением обещаний разработчиков 8 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 2 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 2 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 3 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 3 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 4 ч.
HPE готова ответить на любые вопросы Минюста США по расследованию покупки Juniper за $14 млрд 4 ч.
Thermaltake представила компактный, но вместительный корпус The Tower 250 для игровых систем на Mini-ITX 5 ч.
Флагманы Oppo Find X8 и X8 Pro на Dimensity 9400 стали доступны не только в Китае — старший оценили в €1149 6 ч.
«ВКонтакте» выросла до 88,1 млн пользователей — выручка VK взлетела на 21,4 % на рекламе 6 ч.
В Китае выпустили жидкостный кулер с 6,8-дюймовым изогнутым OLED-экраном за $137 6 ч.