реклама
Offсянка

Цифровая музыка: баллада о назревающей революции

Пару лет назад довелось работать в одной русскоязычной компании, писавшей потребительский софт для мобильных платформ и ориентированной в основном на западный рынок (альтруистов-то нет, а наши покупать программки почему-то не любят). Этот период пришелся как раз на бум мобильных платформ, когда в данный рынок рванули и попытались перевойти все — Google, Palm, разнообразные непрожаренные Linux’ы и многие, многие другие.

По этой причине маниакально осторожное руководство компании, если платформа была не заведомо провальная, поступало так — брало инициативного программиста и выделяло его в нечто вроде pet project, в котором он мог продолжать за деньги фирмы писать код, но разными вспомогательными вещами заниматься должен был сам, чтобы не отвлекать ресурсы. А поскольку мода на магазины приложений была в самом разгаре, то и заталкиванием приходилось заниматься самостоятельно.

Добавить свое приложение в магазин обычно проще простого

Один программист, испытывающий трудности с английским, попросил меня помочь ему в «заталкивании» — и я до сих пор благодарен ему за это, ибо опыт был полезный. Действительно, потребовалось заполнять и перезаполнять километры форм на нескольких языках, придумать красочное описание — а потом несколько раз ночевать на работе, ибо сложность программы, несколько «пересдач» и разница с «экзаменаторами» в 12 часов к тому располагали. И все же, несмотря на все заминки, сложилось ощущение, что ничего особенного в этом процессе нет и любой программер с головой и английским справится. А притом что у большинства вменяемых аппсторщиков отсутствует «плата за вход», барьеры на пути к успеху получаются очень низкими.

Мотаем на полтора года вперед, начало лета 2011-го. Страшно занятой по основному месту работы знакомый пишет со своей группой англоязычный альбом, на который получает от британских коллег позитивные отклики — вместе с пожеланиями подкормить автора, прикупив означенное творение на iTunes. А на iTunes-то альбома и нет! Процедура заталкивания повторяется, но в значительно более муторной форме.

По ходу пьесы выясняются следующие вещи: во-первых, с правовой точки зрения интеллектуальная собственность типа «музыка» отличается от интеллектуальной собственности типа «софт», — хотя и там и там возможность проехаться на чужом горбу очевидна. Музыкальное произведение, оказывается, надо регистрировать в государственных органах (США, конечно, в первую очередь) и получать разнообразные «сертификаты подлинности» — ну точь-в-точь как наши алкогольные фантики!

Во-вторых, «прямой» способ добавления своей музыки в каталог iTunes все-таки существует, но сделан он только для избранных мира сего — необходимы американский налоговый идентификатор и учетная запись iTunes с привязанной кредитной карточкой.

Добавить свою музыку в iTunes несколько сложнее

В-третьих, рынок цифровой музыки более фрагментирован, чем мобильные платформы. iTunes любят далеко не все, кому-то подавай Amazon, кто-то, будучи нетрезв, купил себе Microsoft Zune, кто-то вообще не качает, а слушает с Rdio или Spotify, а у некоторых еще безлимитный абонемент в Ovi Music Store не закончился.

В итоге было решено воспользоваться услугами, кхм, посредников-паблишеров. В случае с музыкой это такие небольшие конторки, чаще всего британские, которые за сравнительно небольшую плату примут у пользователя все треки, пришьют к ним обложку, решат все правовые вопросы, поставят альбом во все нужные магазины по выбору и даже откроют на имя группы отдельный рекорд-лейбл, на который и запишут все права. И потом будут раз в месяц выплачивать заработанное. Такие конторки обычно принадлежат к одному из двух типов — некоторые из них работают «на проценте», другие взимают единоразовую плату за свои услуги. Оценить потенциал своей музыки и принять решение — дело творца.

Участливые британцы помогают добавить собственную музыку сразу в несколько популярных магазинов

Примем во внимание, что бизнес мобильных приложений (за некоторыми исключениями) представляет собой двухступенчатую конструкцию — на первом уровне можно практически бесплатно (Apple — не в счет) осчастливить мир своим творением, а на втором — прибегнуть к услугам посредника, на которого будут возложены задачи раскрутки и продвижения — на что действительно не жалко денег, ибо выделиться в безбрежном океане из сотен тысяч программ непросто.

Таким образом, по сравнению с рынком мобильного софта в случае с цифровым контентом мы имеем один дополнительный барьер, стоимость которого можно примерно счесть равной 150-200 долларам (в случае единоразового платежа) — не такие большие деньги, но времени и нервов на этот процесс уходит гораздо больше, чем на подачу приложения в магазин. А уж если речь идет о кавер-версии — все, это будет долго, больно и мучительно. Верхняя часть пирамиды в данном случае — рекорд-лейблы. Отличие от мобильных паблишеров тут заключается в исторически сложившихся высоких барьерах для начинающих музыкантов — всем известны истории про «вручение демо-диска». Прогресс заключается в открытии специальных страниц для приема демозаписей в Интернете, но, как признаются сами медиамагнаты (да даже и представители довольно средней руки компаний), материал оттуда они слушают крайне редко.

Есть ли возможность подлинной революции в этой области? Если разбить ее на составляющие — аудио, видео и книги, то ситуация неодинакова. В книжном деле революция уже потихоньку начинается — достаточно вспомнить про детективщика Джона П. Локи, недавно взявшего барьер в миллион экземпляров, проданных через программу прямых продаж Amazon Kindle. Два интересных момента позволяют надеяться на то, что это действительно революция — для продажи заветного миллиона Локи потребовалось всего 5 месяцев, а цена экземпляра составила заветные 99 центов (из которых автору пока что достается лишь около 35).

Детективщик — тезка героя Lost ломает традиционный рынок книг

С видео все неоднозначней — растущие как на дрожжах бюджеты картин с одной стороны и появление стримминговых сервисов с другой (с неограниченным количеством просмотра за сумму порядка 10-15 долларов в месяц) делает ситуацию не революционной, а скорее контрреволюционной. Представители Nokia одно время в приватных беседах грозились открыть прямой прием контента от независимых киношников, но, во-первых, с тех пор затея с Ovi почти сошла на нет, а во-вторых, будем честными — мало кому нравится малобюджетный независимый артхаус (можете доставать помидоры).

Что касается музыки, то достаточно интересный комментарий для данной статьи автору удалось выжать из нынешнего главного редактора Engadget Тима Стивенса, который мало того что живет в более продвинутых в этом плане США, так еще и сам имеет опыт распространения музыки в цифровом виде — как своей, так и чужой. Вот его мнение:

«Я вижу два фактора, влияющих на ситуацию:

Во-первых, нам еще предстоит вырваться из крепких объятий наиболее консервативной части звукозаписывающей индустрии, которая до сих пор обладает колоссальным влиянием на уровне как бизнесов, так и правительств. К тому же их влияние выражается в огромных маркетинговых ресурсах, возможностях раскрутки. До некоторой степени независимые музыканты могут компенсировать эту разницу за счет социальных сетей (доверие к которым, однако, падает по ряду причин. — прим. авт.)

Во-вторых, это вопрос не только количества, но и качества. Лейблы проводят колоссальную работу по фильтрации творческих порывов масс (насколько хорошо им это удается, это уже другой вопрос. — прим. авт.) В наши дни записать альбом — проще пареной репы, я бы сказал, даже проще, чем написать приложение. Настолько проще, что гипотетический «App Store для музыки», о котором мы говорим, быстро лег бы под наплывом новых поступлений. Как тогда отыскать хорошую музыку в таком беспорядке?

И все же мне кажется, что нет ни одной разумной причины, по которой, например, Apple не стоило бы принимать музыку напрямую — с меньшими препонами, чем они это делают сейчас. Я думаю, положение скоро изменится, но произойдет это, скорее сего, по схеме, подобной Microsoft Xbox, — отдельно «премиальный» раздел с тщательно модерируемым содержимым и отдельно — «пользовательский», в котором будет царить некоторый беспорядок».

Shazam Эндрю Фишера может помочь технологическим компаниям поставить барьер на пути плагиаторов

Не оставили нас без своего мнения и другие специалисты. Джейсон Энкени, аналитик рынка цифрового контента FierceWireless, предлагает музыкантам разные «хитрые способы»:

«Вообще-то у независимых музыкантов есть пути реализации своих творений сайты вроде Bandcamp, но в то же время понятно, что всех интересует iTunes. По моему мнению, тех же Apple останавливает чрезмерная сложность ведения дел сразу со многими объектами права куда проще подписать один контракт на весь каталог с огромным лейблом. Конечно, в случае с App Store их подобные трудности не смущают, но на рынке мобильных приложений и нет такой исторически сложившейся концентрации прав. Грубо говоря, они срезают себе путь там, где могут его срезать.

Мне кажется, для независимых музыкантов есть еще один путь — создавать приложения с собственными треками внутри, однако по сравнению с традиционными посредниками денег они на этом потеряют больше».

Доктор Майкл Гайст, профессор права университета Оттавы, председатель канадской исследовательской комиссии по праву в Интернете и электронной торговле, дал всем зеленый свет:

«С моей точки зрения, фундаментальных юридических препятствий для такой трансформации нет. Более того, тут уместно вспомнить существоваший ранее сервис Aime Street, позволявший музыкантам самим назначать цену композициям, впоследствии его выкупили Amazon. Проблемы для музыкантов тут заключаются именно в маркетинговой составляющей сложно быть заметными, когда цифровому контенту конца и края не видно».

Впрочем, вопрос не в том, как скоро мы сможем распространять музыку без лишних препонов, а как скоро функцию фильтрации у старичков EMI, Warner или Sony BMG отберут более молодые и дерзкие технологические компании — Microsoft, Google, Apple или Amazon. Именно у них больше шансов построить реально работающую систему защиты от плагиата — их исследовательских мощностей для дальнейшего совершенствования алгоритмов вроде Shazam, автоматизирующих процесс модерации, должно хватить. Пока же они явно не готовы рисковать доступом к огромным каталогам уже созданных произведений, однако, по мнению автора, в ближайшие 5-10 лет кто-то из них определенно решится первым пойти на таран. И тогда-то революции не миновать.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Редактор персонажа Dragon Age: The Veilguard стал самостоятельным приложением, а в игру добавили знаменитую броню из Dragon Age 2 6 ч.
Сильный ИИ не станет спасением для человечества — придётся ждать сверхинтеллект, считает глава OpenAI 6 ч.
Kingdom Come: Deliverance 2 ушла на золото и не выйдет 11 февраля 2025 года — игру выпустят раньше запланированного 8 ч.
Гладиаторы далёкого будущего на мультиарене: Astrum Entertainment анонсировала футуристический шутер Ncore на Unreal Engine 5 9 ч.
Firaxis показала и рассказала, как Sid Meier’s Civilization VII будет играться на консолях 10 ч.
С Microsoft в Великобритании требуют £1 млрд за завышение расценок для клиентов облачных конкурентов 10 ч.
The Witcher 3: Wild Hunt ворвалась в мир Naraka: Bladepoint — трейлер к старту кроссовера 11 ч.
Вышло обновление Telegram — партнёрские программы, ИИ-поиск стикеров и коллажи 12 ч.
Google запустила ИИ-генератор видео Veo, но вы вряд ли сможете его опробовать 12 ч.
Xiaomi хочет обновлять Android ежемесячно со следующего года, но не готова это пообещать 12 ч.
Новая статья: Система жидкостного охлаждения DeepCool LD360: все совпадения неслучайны 4 ч.
Xreal представила самые передовые AR-очки в мире — они вчетверо быстрее Apple Vision Pro и выглядят как обычные очки 5 ч.
Новая статья: Обзор игрового ноутбука ASUS ROG Zephyrus G16 GA605 (2024): прекрасный снаружи, продуманный внутри 6 ч.
У Intel уже «почти готова» графика Xe3, хотя только вчера вышли первые видеокарты на Xe2 6 ч.
Новым главой NASA станет миллиардер, который побывал в открытом космосе 6 ч.
В Китае разработали материал для мантии-невидимки: он меняет цвет под окружение, не используя электричество 6 ч.
ЕС попытается спасти свой крупнейший проект по выпуску батарей для электромобилей, но уже может быть поздно 8 ч.
Робот Toyota установил рекорд по броскам мяча в баскетбольное кольцо, но до человека ему ещё далеко 10 ч.
Apple выпустит «iPad на ножке» или «HomePod с экраном» позже, чем ожидалось 11 ч.
ИИ обойдётся без Nvidia: Amazon выпустила системы на чипах Trainium2, а через год выйдут Trainium3 11 ч.