Владельцы планшетов — это среди компьютерных пользователей практически Новые Люди. Погодите писать обидные комментарии — именно «планшетов» вообще, а не одной конкретной модели. Конечно, кто-то из нас не совсем осознанно приобретает своего прикроватного монстра (проводит много времени у кровати, пожирает время сна — монстр, натурально!) и потом его забрасывает… Но все же многие ради него не только почти отказываются от компьютера, но и постоянно делятся в блогах — сначала счастьем от покупки, а потом уже практическими наблюдениями и советами.
Из блогов видно, что даже те, кому в допланшетной жизни никак не грели душу названия вроде Half-Life, Myst или Call of Duty, начинают отдавать играм значительную часть личного, а то и рабочего времени — планшет-то всегда с собой! Иные даже пишут в уже упомянутых блогах обстоятельные обзоры, порою густо приправленные руганью в адрес разработчиков — и продолжают тратить время и деньги.
Меж тем издатели игр то и дело проводят «раздачу дури страждущим» — разнообразные акции и скидки из разряда «все по 99 сентаво!» Так, в коллекции автора этой статьи, который за всю свою допланшетную жизнь всерьез играл в лучшем случае в три игры, внезапно оказались восемь или девять продуктов Electronic Arts — купил бандлом на распродаже. И хотя платные игры являются самым прибыльным классом приложений для смартфонов и планшетов, многие разработчики идут еще дальше — к моделям с «бесплатной первой дозой», с рекламой в четверть экрана или с какой-нибудь социальной чертовщиной. Последнее, признаться, напрягает больше всего.
Сразу оговоримся, что я не наезжаю на любимый миллионами (и, кажется, самим Президентом) WoW. Во-первых, Blizzard монетизирует игру совсем по-другому. Во-вторых, социальная компонента там значительно более продумана — и даже многих людей свела в реальной жизни. Ну а в-третьих, WoW язык не поворачивается назвать полуказуальной игрушкой для планшетов — хотя бы потому, что на планшетах ее нет вовсе. Энтузиасты выдумывают хитрые способы, а Blizzard’овские инженеры раздают туманные обещания.
А вот если посмотреть на другие типы игр с социальными сетями и таблицей рейтингов внутри, картина получается менее забавной. У нас разное количество свободного времени, и хотя многие игрушки обладают мощным засасывающим эффектом, встречаются еще люди с неатрофированной силой воли. И самое неприятное — появление в играх платной (да еще зачастую и неразумно дорогой) «живительной силы», позволяющей любому балбесу обскакать опытных геймеров на папины миллионы.
Если пройтись по типам игр, то становится понятно, что для простого, не хардкорного геймера от этой социальщины одна головная боль. С гонками все ясно — лучше уж купить за денежку (или стибрить — нам известны настроения аудитории по этому вопросу) нормальную игру от известного производителя, чем попасть в бесплатное нечто, где все верхние строчки оккупируют никогда не ложащиеся спать китайцы, а на трассе тебя будут регулярно обходить как стоячего мальчики, только что выложившие десять вполне настоящих долларов за апгрейд виртуального двигателя. С авиасимуляторами примерно та же картина.
По поводу «стрелялок» от первых щщей все нормальные люди, ведущие жизнь не только за компьютером, сходятся во мнении — они нужны сугубо для снятия стресса да избавления от накопленного негатива, а потому участие в процессе других живых индивидуумов может все только испортить — обязательно же кто-то проиграет и только еще больше разозлится. А потому нам нужны не живые люди с их тонкой душевной организацией, а только лишь боты бессловесные, числом поболе, уровнем поплоше. Бесплатно, конечно, такое не предлагают, особенно на планшетах с их «новыми моделями монетизации».
Ну и наконец, хочется вспомнить про стратегии. В допланшетную эру автор серьезно увлекался знаменитой Age of Empires. В ней очень радовали историческая канва, принципиальное отсутствие разнообразной магической чуши, редактор сценариев и возможность при желании вообще отделиться от противников и тихо-мирно развивать технологии и строить всякие полезности вместо того чтобы постоянно пребывать в гуще адской бойни. Была надежда, что нынешние игроделы сумеют грамотно переработать систему управления для планшетов и порадовать — ну хоть бы и долларов за 10. Увы, все наводки разнообразных сайтов с обзорами «вот практически как Age of Empires» заканчивались странными бесплатными поделками, пораженными всеми перечисленными недостатками.
Вдобавок «социализированные» стратегии подразумевают, что многие действия совершаются вне наблюдения игрока и какие-то важные по игровым меркам события можно и пропустить. Конечно, планшет в отличие от ПК почти всегда находится при владельце, но отсутствие игр с противоположной парадигмой несколько раздражает. На ум приходит лишь мейеровская «Цивилизация», но уровень графики и геймплея по сравнению даже с довольно старыми ПК-версиями там довольно неприятно удивляет.
На самом деле, все закономерно. В системе, где цены на игры опустились до долларовой отметки, делать по-настоящему качественные проекты без сбора ценной маркетинговой информации и назойливых предложений «купить турбогравицаппу за пятерку и всех сделать» становится вдвойне накладно. При этом программные, идеологические статьи игропродавцев провозглашают сочетание бесплатных игр и «новых методов извлечения дохода» как эффективную защиту от проклятого пиратства. Оставить геймеров в покое и предоставить их самим себе в этих условиях — непозволительная роскошь. Старые варианты социализации в виде совместных игр нердов в гостиной под пиво и The Offspring для глубоко индивидуальных устройств типа «планшет» не годятся и выгодны только производителям пива, телевизоров и PlayStation.
Впрочем, никто не утверждает, что модель «бесплатное-социальное» является абсолютным злом и кознями нечистой силы. Она весьма уместна, например, в музыке — достаточно вспомнить проекты вроде Rdio, Spotify или Zvooq, где очень удобно делиться находками и плейлистами. Радикальное отличие от многих игр в этих случаях заключается в необязательности социальной компоненты — конечно, стенку в Facebook✴ вам при регистрации загадят, а вот заставлять извещать окружающих о том, что «чёт накатило» и вы поставили Vitamin C — не заставят. Более того, такие сервисы, несмотря на всю социальную сущность, элемент «палева» снижают — никто никогда не найдет ваших драгоценных залежей Air Supply и Simply Red на локали. И самое главное — отказ от «общественной работы» там не налагает существенных ограничений на главную функцию.
Так что, господа социальщики, модифицируйте как-нибудь свои порывы — подлинный энтузиазм ваши предложения могут вызвать только у тех, кому не стыдно извещать свой круг общения о подобных тратах времени, — а им по возрасту регистрироваться в социальных сетях вообще-то запрещено.
И в заключение невозможно не вспомнить вот эту цитату с «Баша». У нас всех так или иначе есть какая-то реальная жизнь. Так что «нет таких игр». Просто не существует.
От редакции 3DNews: Уважая мнение автора, нельзя не заметить, что модель «бесплатная игра + платные опции» не так уж и раздражает. Как правило, на начальных уровнях можно обходиться без платных апгрейдов, а если втягиваешься — заплатить сотню-другую рублей не очень-то и жалко. В конце концов, сколько раз мы хотели отправить денег авторам бесплатных продуктов и все как-то забывали. А тут, пожалуйста, мощная «напоминалка». Можно, конечно, вспомнить анекдот о том, как добровольно и с песней заставить кота есть горчицу, но игрушки вроде Talking Tom и Deer Hunter, написанные приличными людьми, поддерживают баланс между удовольствием пользователя и здоровой жадностью разработчика. В продукты же с несбалансированными аппетитами лучше просто не играть. Вряд ли любители срубить денег по-быстрому способны сделать что-то действительно интересное.