реклама
Фото и видео

Pentax Q — самая маленькая системная камера

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В камере установлен 3-дюймовый дисплей со сравнительно небольшим разрешением в 460 тыс. точек. Используется не OLED-, а ЖК-матрица, причём без каких-либо громких названий вроде X-Black у камер Sony. Тем не менее дисплей хорош: огромные углы обзора в обеих плоскостях, неплохая цветопередача, причём хорошо отображаются даже тёмные оттенки цветов, хороший запас яркости, к тому же с камерой легко работать даже при падении на экран прямых солнечных лучей. Защита дисплея довольно прочная, но всё же при сильном давлении по центру прогибается вплоть до соприкосновения с матрицей, к тому же она быстро покрывается отпечатками пальцев.

Интерфейс камеры схож с меню зеркальных камер Pentax, поэтому обладателям последних привыкать не придётся. Тем, кто с зеркалками Pentax не сталкивался, тоже не потребуется долго читать инструкцию: меню простое и интуитивно понятное. Анимации нет вовсе, что, впрочем, скорее плюс, чем минус, — благодаря такому минимализму меню лишено даже намёков на торможение, а реакции на нажатия клавиш мгновенные. Весомый недостаток у интерфейса камеры фактически лишь один — это ужасное сглаживание шрифтов, да и сами шрифты не отличаются красотой. Вроде бы мелочь, но после исключительно симпатичного корпуса хочется увидеть не менее красивое меню. Стоит отметить, что этот недостаток присущ не только тестируемой модели Q, но и гораздо более дорогим зеркальным камерам Pentax. Для ознакомления с меню ниже приведено несколько снимков экрана.

Главное окно съёмки

Управление параметрами работы вспышки

Выбор режима протяжки и настройка брекетинга

Быстрое меню

Настройка параметров фотосъёмки

Настройка параметров видеосъёмки

Настройка режима просмотра

Системные настройки

Пользовательское меню

Полноэкранный просмотр

Просмотр базовой информации о файле

Просмотр базовой информации и яркостной гистограммы

Просмотр базовых метаданных

Просмотр максимально увеличенного фрагмента

Матрица миниатюр 2х2

Матрица миниатюр 10х10

Просмотр папок со снимками

Календарь съёмок

#Особенности камеры

Режим Auto Picture (простая автоматическая съемка) сам выбирает съемочную программу на основе анализа сюжета. Для начинающих пользователей предусмотрен исчерпывающий набор из 21 сюжетной программы для разнообразных съемочных ситуаций. Впрочем, данная функция есть практически у любой камеры, все различия лишь в наборе программ. Но есть у Pentax Q и более интересные особенности. Например, режим мультиэкспозиции, позволяющий создавать интересные эффекты при помощи наложения кадров. Также стоит отметить режим интервальной съёмки. Кроме того, доступен режим съёмки HDR, причём его можно использовать в двух вариантах: расширение динамического диапазона путём склейки трёх кадров с разной экспозицией (2 режима активности и автоматический режим), а также режим снижения шумов при съёмке со слабым освещением. Конечно, и первый, и второй режим вполне можно заменить обработкой в специализированных пакетах работы с изображениями, но автоматический режим всё же существенно облегчает работу. К сожалению, в обоих вариантах работы функции HDR камеру приходится устанавливать на твёрдую поверхность либо штатив, потому как пауза между кадрами довольно большая, из-за чего при съёмке с рук появляется двоение изображения. Также стоит отметить режим Bokeh Control, который позволяет управлять глубиной резкости. В пресс-релизе функция громко называется уникальной, но таковой она не является: ее можно встретить, например, в камерах Sony серии NEX. Куда более важным можно назвать наличие режима коррекции дисторсии (геометрических искажений) устанавливаемых объективов.

#Съёмка и впечатления от работы

Скорость включения для системных камер крайне важна, ведь это не "зеркалка", где съёмку можно начинать сразу же после поворота рычажка включения. Тем не менее некоторые свежие модели по данному параметру вписываются в треть секунды, поэтому планка довольно высока. Но уже первое включение дало понять, что камера Pentax Q далека от группы лидеров. Для сокращения длительности подготовки была отключена функция стряхивания пыли при включении, которая активирована по умолчанию, но даже с такими настройками первый снимок можно сделать только через 3,61 секунды после нажатия клавиши питания. Причём просто зажать клавишу спуска в ожидании прохождения процесса подготовки не получится, поэтому для быстрой съёмки кадра приходится в процессе включения методично давить клавишу спуска.

Скорость серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. В камере имеется два режима серийной съёмки: быстрый и медленный, правда, при съёмке в RAW или RAW+JPEG доступна только низкая скорость. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии (SDHC Class 10). Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. На диаграмме, приведённой ниже, всплески обозначают срабатывание затвора. Как видите, тут камера тоже звёзд с небес не хватает.

Серийная съёмка в быстром режиме, формат JPEG с наименьшим сжатием

Серийная съёмка в медленном режиме, формат RAW

Серийная съёмка в медленном режиме, формат RAW+JPEG с наименьшим сжатием

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 30 и 100 см. Даже при использовании объектива с фиксированным фокусным расстоянием результат оказался средним — 0,36~0,47 секунды. К сожалению, измерить скорость фокусировки с зум-объективом не удалось, потому как на тестирование он предоставлен не был. Радует то, что при слабом освещении скорость фокусировки если и падает, то совсем незначительно.

В настройках выбора зон фокусировки доступно пять режимов: мультисегментный, по выбранной зоне, определение лица, по центральной зоне и режим ведения объекта. Последний, с одной стороны, наиболее интересный, с другой — вызывает наибольшее количество замечаний во всех протестированных нами камерах. Функция во многом «для галочки», но всё же иногда может оказаться полезной, в особенности для начинающего фотографа. Правда, зачастую она не способна справиться с объектами на слабоконтрастном фоне. Однако, как оказалось, для Pentax Q это не проблема. Но один недостаток существенно подпортил общее впечатление от работы функции: необходимо постоянно удерживать полунажатой клавишу спуска затвора. А ход половинного нажатия очень короткий и практически незаметный, поэтому в процессе клавишу можно случайно отпустить — и процесс ведения, разумеется, прекратится.

Следующий недостаток касается выбора зон, ведь данное подменю спрятано достаточно глубоко, а запрограммировать переключатель или какую-либо клавишу для выбора зон фокусировки нельзя, поэтому об оперативном изменении режима можно даже не мечтать. Из особенностей работы автофокуса стоит отметить возможность выбора приоритета автофокуса или приоритета кнопки спуска, но скорость фокусировки в целом довольно неплохая, поэтому вполне можно использовать только лишь режим приоритета фокусировки. Режим ручной фокусировки невероятно прост: поворот влево и на экране появляется подсказка в виде пиктограммы режима пейзажа, поворот вправо пиктограмма портретного режима, а шкалы нет вовсе. В общем, производитель как бы намекает: пользуйтесь автоматической фокусировкой. Область ручной фокусировки увеличивается в 2 или 4 раза, чего достаточно не всегда.

Pentax Q позволяет работать в автоматических, полуавтоматических и ручных режимах установки экспозиции (PASM). В камере также предусмотрено три стандартных режима работы экспозамера: многозонный, центровзвешенный и точечный. Также доступно введение экспосдвига в диапазоне от -3 до +3 EV и съёмка с автоматическим брекетингом с шагом 0,3 до 3 EV. Кроме того, при многозонном замере можно привязать точки экспозиции к точке фокусировки. В общем, задел приличный. При естественном солнечном освещении ошибки экспозамера мизерны и во всём перечисленном арсенале надобности нет, но в пасмурную погоду с тяжёлыми облаками автоматика ошибается. Примечательно, что при освещении лампами накаливания ошибка нередко составляет -0,01 ступени, а это рекорд среди всех протестированных нами камер. Зачастую уровень ошибки при данном освещении колеблется в пределах -0,01…-0,08 EV и лишь изредка при уровне чувствительности 3200-6400 единиц в ISO-эквиваленте ошибка достигает -0,2 ступени. При освещении флуоресцентными лампами ошибка автоматики, напротив, оказалась одной из самых больших — в стандартных тестовых условиях она составляет +0,28…+0,55 ступени.

В настройках баланса белого предусмотрены автоматический и ручной режимы, а также семь пресетов: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа (включает 4 подрежима для ламп с различной цветовой температурой), вспышка, а также режим CTE, предназначенный для того, чтобы подчеркнуть цветовую доминанту кадра в таких сценах, как закат. А вот режима ручного выбора цветовой температуры нет. В любой из установок доступна тонкая настройка по шкале A-B/G-M (+/-7 позиций). При естественном освещении, причём как в солнечный день, так и в пасмурный, автоматика отрабатывает весьма неплохо и выбор пресетов либо ручная настройка требуются крайне редко, но при освещении искусственными источниками, особенно при использовании флуоресцентных ламп, часто приходится прибегать к помощи ручной настройки. Несмотря на наличие четырех подрежимов, подобрать нужный для всех типов ламп попросту невозможно. При съёмке с освещением лампами накаливания в пользовательских настройках для автоматического ББ можно указать степень коррекции (доступно 2 уровня), но на практике независимо от степени коррекции приходится использовать либо соответствующий пресет, либо ручную настройку.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥