Выгода для абонента, напомним, очевидна: надоел вам оператор А — пошли к оператору Б, подключились к любому тарифу, написали заявку — и обслуживаетесь у нового оператора со старым номером! Не надо никого обзванивать, сообщать свои новые номера — удобно! Увы, удобство чего-либо для потребителя мало где в мире является необходимым и достаточным условием для немедленного внедрения.
Вопрос о возможности переноса номеров в РФ весьма детально прорабатывался пять лет назад, а потом его положили под сукно. Официальная причина довольно смешная — услугу нужно внедрять для всех типов телефонов, а стационарные АТС у нас в стране все больше аналоговые, сделать на них переносимость номеров невероятно дорого, поэтому надо сидеть ровно и не делать ничего.
Неофициальная причина достаточно прозрачна — MNP крайне невыгодна крупным сотовым операторам, и они всеми силами сопротивляются ее внедрению. Так же, как и везде в мире, впрочем. Именно под давлением государства MNP стала реальностью в большинстве развитых стран, и как раз политическая воля президента может помочь стряхнуть с российской MNP многолетнюю пыль. Пока неясно, впрочем, успеет ли ДАМ придать решению проблемы нужное ускорение.
Чтобы закончить срыв покровов, коротко объясню, чем плоха MNP для ведущих операторов. Наибольший заработок они имеют на так называемых «тяжелых» абонентах, которые ежемесячно тратят на связь 50-500 долларов против средних по стране 7-10. Количество таких абонентов невелико (никак не более 10% базы), но их доля в выручке очень весома. Именно «тяжелые» абоненты довольно консервативны и привязаны к своему номеру телефона. Нежелание возиться со сменой номера заставляет их годами «сидеть» на одном и том же контракте одного и того же оператора, даже если качество связи их не устраивает, а у конкурентов есть более подходящие тарифные предложения. Введение MNP заставит операторов гораздо активней биться за лояльность таких во всех отношениях дорогих абонентов — а это совсем не просто.
Тем не менее общий эффект MNP для «мобильного климата» позитивен. В европейских странах введение MNP снижало средние расходы абонента на мобильную связь на 3-4%, в США — на 4-5%. На рынке ВНЕЗАПНО появляются привлекательные программы абонентской лояльности, «скидки за верность» и многие другие приятные для абонента вещи. В сегменте фиксированной связи введение переносимости номеров снизило расходы европейских абонентов более чем на 10%. Есть, правда, и важные нюансы.
Процедура смены оператора при сохранении номера в разных странах немного различается, но наиболее популярная схема такова: вы приходите к НОВОМУ оператору, подаете стандартный комплект документов для подключения (удостоверение личности, например), а также документы для переноса номера. Это заявление и контракт со СТАРЫМ оператором, свидетельствующий о том, что именно вы владеете данным номером. Далее вы получаете SIM-карту и ждете оговоренный срок.
В разных странах предельная длительность переноса номера регламентирована законом по-разному. В странах-рекордсменах, например в Новой Зеландии, процедура занимает считаные минуты, в США это два с половиной часа, в ряде стран Европы счет идет на единицы рабочих дней. Конец в любом случае одинаков — вы получаете SMS (на старую SIM-карту, которая все это время продолжает работать), извещающую об успешном переносе. Теперь можно вынимать старую «симку», вставлять новую и начинать пользоваться услугами нового оператора и новым контрактом со СТАРЫМ номером. Ходить к старому оператору в такой процедуре вообще не надо — разве что заплатить ему по последнему счету, если контракт был постоплатным, или забрать остаток на счете при авансовой системе расчетов. За перенос номера в некоторых странах может взиматься разовая плата, обычно это 10-20 евро.
Есть страны, в которых процедура переноса выглядит иначе — сначала надо получить у СТАРОГО оператора персональный «код переноса», а уже потом идти к НОВОМУ оператору, заключать новый контракт и сообщать этот код. Остальное — как описано выше.
Поскольку операторы страсть как хотят помогать абонентам переносить номера, обычно закон регламентирует не только предельный срок выполнения переноса, но и предельную стоимость процедуры, а также список причин, по которым в переносе номера может быть отказано. Этих причин крайне мало, среди них, кстати, не фигурирует задолженность у старого оператора.
Никаких отличий для абонента, сменившего оператора, быть не должно. В ряде стран в ежемесячном счете появляется дополнительная плата за обслуживание перенесенного номера, но стоимость этой услуги исчисляется копейками, пардон, евроцентами. Именно в этом заключается существенное отличие от ныне существующей услуги переадресации вызовов, в которой приходится платить за каждую минуту вызова, поступившего на старый номер.
Главное последствие введения MNP для рынка связи — пересмотр тарифных линеек. Поскольку код оператора перестает быть надежным мерилом принадлежности номера, гораздо хуже работают тарифные предложения вроде «внутрисетевые звонки бесплатно». У проблемы есть чисто техническое решение — перед соединением с перенесенным номером абонент слышит в трубке объявление, что данный звонок не будет внутрисетевым. Но это не вполне удобно и раздражает абонентов. Нередко дело заканчивается тем, что большинство тарифов приводятся к единой цене «звонки на все мобильные региона». Кстати, как правило, на перенос номеров накладывается ограничение — только внутри региона (например, федерального округа), иначе уж больно значительной станет разница между ценой звонков, если московский номер прикрепить к оператору во Владивостоке.
Разумеется, введение MNP приводит к обострению конкуренции. Больше шансов на успех появляется у альтернативных, небольших операторов. Снижение цен на связь и серьезная борьба за лояльность (как с помощью бонусных программ, так и просто за счет улучшения качества связи и обслуживания) — ожидаемые, хотя не гарантированные следствия введения переносимости номеров.
Перенос стационарных номеров — отдельная песня. Принцип технологической нейтральности, на который пять лет кивает Минсвязи, подразумевает, что по описанной выше процедуре можно перенести обслуживание своего городского домашнего номера к компании, например, «МегаФон» и получить таким образом прямой городской номер мобильного за сущие копейки. Правда, даже в Москве полный переход на цифровые АТС в фиксированных сетях закончился только 4 месяца назад, а в значительной части российских городов этот срок даже не обозначен.
Организационно и технически введение MNP — достаточно сложный и дорогой процесс. Хотя здесь оценки разнятся — если большая тройка закладывает на проект сотни миллионов долларов, то ассоциация региональных операторов (АРОС) насчитала на порядок меньше. Непреодолимых технических, финансовых и организационных проблем в этом отношении нет, особенно если признать, что мобильные и проводные сети — это две большие разницы, и хотя бы на первом этапе ввести MNP только для мобильных и ограничить перенос номеров границами региона. Тогда реально запустить переносимость в федеральном масштабе за год-два. Все упирается в политическую волю, поэтому главный вопрос ближайшего времени: что перевесит в коридорах Минкомсвязи — желание президента или нежелание игроков рынка?
Дополнение от редактора: Оживившееся в связи с президентской инициативой обсуждение (точнее, обмусоливание) темы MNP выявило любопытную динамику в позициях операторов «большой тройки». Если МТС и «Вымпелком» привычно проехались иглами пресс-служб по затертой пластинке с композициями «Потребует стопятьсот миллионов денег» (сторона А) и «Интересно только 2-4% абонентов» (сторона B), то мегафоновцы очень аккуратно намекнули в паре изданий, что они [возможно] совсем не против MNP.
Нельзя сказать, что перемена неожиданная, — это очень логичная позиция для оператора, который в последние годы последовательно инвестировал большие деньги в улучшение качества мобильного Интернета и для высокодоходных абонентов с дорогими смартфонами имеет ощутимое преимущество. Если лоббистское давление на министерство ослабнет хотя бы на треть (а с учетом будущих интересов «Ростелекома» — и того больше), у абонентов появится шанс на реальное, а не декларативное решение вопроса.