В свои 33 Джульен Кордонью уже устроился на зависть многим — живет в Париже, воспитывает двоих детей, работает в одной из самых интересных технологических компаний с миллиардом пользователей, меняет мир каждый день. В своей родной Франции Джульен — что-то вроде хай-тек-легенды. Несколько лет назад он работал в Microsoft, но это не мешало ему активнейшим образом участвовать в кутерьме французской стартап-сцены, находить финансирование для интересных проектов и помогать с организацией конференций.
Сталкивавшиеся с ним предприниматели характеризуют его исключительно с положительной стороны — например, организатор очень известной ежегодной технологической конференции LeWeb Лоик Ле Мер отзывается о Кордонью как об одном из самых эффективных менеджеров, каких ему только приходилось встречать, который к тому же всем нравится. Чуть более года назад, в январе 2011-го, у Кордонью появилась возможность стать еще ближе к обожаемым им стартаперам — он перешел в Facebook✴ и занялся там взаимодействием с партнерами — создателями приложений.
Конечно же, конференция, организованная компанией в Москве, не могла обойтись без его участия, и нам представился шанс отнять у Джульена драгоценные 10 минут. Вот что из этого получилось:
3DNews: Сегодня мы много говорили о приложениях, но есть одна проблема — если открыть Facebook✴ на мобильном устройстве, эти приложения недоступны. Держатели экосистем хотят их контролировать и не отдавать карты в руки вам. Между тем именно на мобильниках у вас самый интенсивный рост базы. Где выход?
Джульен Кордонью: Если вы как разработчик добились успеха на Facebook✴, мы сделаем вас успешными на мобильных устройствах. В настоящий момент Facebook✴ — самое популярное мобильное приложение вообще. Вот как это работает сейчас: разработчик портирует свое приложение на мобильную платформу, ссылка на приложение появляется у вас в клиенте Facebook✴, нажатие этой ссылки перебрасывает вас на страницу приложения в магазине, вы его скачиваете и авторизуетесь в нем. Все счастливы. Если в дальнейшем вы видите в ленте ссылку на какой-то конкретный контент из этого приложения, то нажатие на нее перекидывает вас в это приложение, и в нем загружается именно тот контент, который вас заинтересовал. Важный момент заключается в том, что мы приносим нашу концепцию «социального распространения» туда, где социальная компонента в принципе отсутствовала — в платформенные магазины приложений с их Top-10, Top-20, Top-сколько там еще.
3DNews: А что если разработчик не выпустил это приложение или его не пропустили в магазин?
Джульен Кордонью: Тогда мы можем перенаправить пользователя на сайт. Выбор, в принципе, за девелопером.
3DNews: Из Ваших презентаций создается впечатление, что программировать для Facebook✴ значительно проще, чем для мобильных платформ. Помогаете ли вы разработчикам в портировании?
Джульен Кордонью: Мы стараемся поддерживать сообщество, но вообще-то разработка под нашу платформу действительно довольно проста: доступна вся необходимая документация, все видео – с этим проблем нет. Если приложение обещает быть очень популярным, мы помогаем с портированием, но вообще-то мы не программируем для наших партнеров. Особо хочу подчеркнуть, что у нас не бывает каких-то особых условий для ключевых партнеров в плане уровня доступа — если вам завтра взбредет в голову написать приложение для Facebook✴, ваш инструментарий будет ничем не хуже такового, например, у Spotify.
3DNews: Вернемся к теме приложений: вы советуете разработчикам портировать их на мобильные платформы, а сами на все лады расхваливаете HTML5. Наступит ли момент, когда пользователям не нужно будет выходить из мобильного Facebook✴ в другое приложение, чтобы поиграть с друзьями?
Джульен Кордонью: Мы пока ориентируемся только на то, что HTML5 — кроссплатформенное решение и позволяет разработчикам не проделывать одну и ту же по сути работу по нескольку раз. Пока HTML5 не является панацеей, особенно в плане разработки игр, где на данный момент рулит нативный код. Мы, впрочем, уверены, что за HTML5 будущее.
3DNews: Какие типы приложений, на Ваш взгляд, пока вне досягаемости для HTML5?
Джульен Кордонью: Их немного. Я бы сказал, это практически исключительно некоторые типы игр. Но посмотрите на Zynga: то, что они вытворяют на HTML5, — это просто потрясающе. Если же посмотреть на повседневные приложения, основанные на контенте (музыка, видео, новости и тому подобное), то там уже все в порядке.
3DNews: Кстати, про новостные приложения: мы недавно заметили, что вместо простых ссылок на статьи в Facebook✴ стали появляться «социальные» приложения газет, которые требуют установить себя, «открыть» им все свои данные прежде, чем они покажут тебе статью. Что это такое и как с этим бороться?
Джульен Кордонью: Уфф, сложный вопрос. Начнем с того, что это раздражает далеко не всех пользователей — некоторым важно не только иметь доступ к контенту, но и делиться им. Что же касается другой стороны, газетчиков, то важно понимать, что для них в эпоху повышенного информационного шума наступили тяжелые времена. Они не могут работать за бесплатно и, конечно, будут искать любые способы продать рекламодателям именно доказанную аудиторию, всякие «социальные взаимодействия с читателями» и «портрет аудитории». Я боюсь, что, если вы хотите продолжать читать эти газеты, вам придется потерпеть их приложение у себя на страничке. К тому же я посоветовал бы установить приложение, но при установке ограничить ему доступ к информации, — тогда ничего страшного не случится. В целом же, думаю, они пытаются предотвратить расползание аудитории по множеству публикаций и заставить людей обращать больше внимания на свои приложения, сделать их главными источниками информации. Если вспомнить пример той же The Guardian, то иногда это неплохо получается.
3DNews: Ну и напоследок, не поведаете ли читателям российские истории успеха приложений для Facebook?
Джульен Кордонью: На ум в первую очередь приходит zvooq, музыкальное приложение, оно весьма успешно. Есть еще несколько компаний, которые базируются в Европе или США, но их разработчики целиком сидят здесь, в Москве. Служба знакомств по интересам Zingl, если я правильно помню, целиком из России — они сейчас собирают инвестиции. Еще я встречался с ребятами из ZeptoLab, которые создали Cut the Rope, для нас было очень важно заполучить эту игру в Facebook✴.
3DNews: А как разработчикам монетизировать свои приложения? Что если они хотят взимать плату?
Джульен Кордонью: Мы не поддерживаем платные приложения, но у девелоперов всегда есть выход: микротранзакции. В этом случае само приложение бесплатно, но разработчик может взимать плату, например, за прокачку персонажа, дополнительные уровни в игре и тому подобное. Это схема, известная пользователям мобильных магазинов приложений под названием In-App purchase, «покупка внутри приложения».
3DNews: Спасибо за беседу.