Абоненты сотовых компаний с нетерпением ожидают решения высшего арбитражного суда, в котором однозначно будет прописан запрет на рассылку рекламных SMS абонентам от сотовых операторов связи. Кроме того, на операторов окрысилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за короткие номера контент-провайдеров, через которые абонентов атакуют платными услугами. Однако ни арбитражный суд, ни ФАС абонентов не спасут.
Для начала немного подробностей. Во-первых, в начале октября 2012 г. Высший арбитражный суд России однозначно высказался за то, чтобы запретить сотовым операторам рассылать рекламу абонентам без их очевидно высказанного на это согласия. Во-вторых, в конце октября 2012 г. ФАС пошла войной на «МегаФон», «ВымпелКом» и МТС за самовольное подключение абонентам платных услуг через короткие номера контент-провайдеров.
Но как бы устрашающе ни звучали слова «Высший арбитражный суд» и «ФАС», от человеческой глупости они совсем не помогают, и спам с платными услугами никуда из мобильных сетей не уйдет.
Кто-то может не поверить, однако сотовые операторы в рекламных рассылках практически не виноваты. То есть, конечно, неопытных абонентов они могут пытаться увлечь в сети розыгрышей Porsche и прочих заманчивых игрушек, благодаря раздаче которых разбогатеть может только оператор, однако абоненты, желающие отключить рекламные рассылки оператора, делают это легко и просто.
Отключив надоевшую рекламу оператора, абонент расслабленно вздыхает и… начинает оставлять номер своего телефона то в салоне связи, то в банке, то в магазине кож и мехов, то в ресторане, то в автосервисе, то еще где-нибудь. А потом удивляется тому, что ему начинает приходить реклама от тех мест, которые он когда-то посещал. А еще немного позже, когда какой-нибудь заведующий IT и маркетингом одновременно человек покидает какую-то компанию, он перетаскивает с собой и телефонную базу с номером нашего абонента. Без зазрения совести он продает себя вместе с этой рекламной базой, украденной у предыдущего работодателя. Таким образом количество рекламы в наших телефонах удваивается, утраивается, учетверяется и так далее.
Требовать в итоге от оператора, чтобы он ходил за вами и следил, чтобы вы поставили во всех договорах галочки напротив пункта: «Не использовать мой номер для рекламных и других рассылок», кажется, бесполезно. Требовать от наших соотечественников, чтобы они наконец-то начали подробно читать то, что подписывают, — столь же бессмысленно.
Абсолютно то же самое касается и платных услуг: телефонные номера и активности абонента фиксируются на самом деле не только оператором связи, но и спамерами и жуликоватыми контент-провайдерами. Последние и предпоследние используют номер абонента уже в своих целях. SMS с коротких номеров можно присылать абоненту ночью, чтобы он был невнимательным и что-нибудь куда-нибудь ответил – а этого будет уже достаточно, чтобы подключить его на сервис «ретроанекдоты 80-х, которые мы рассказываем друг другу, не беспокоя абонента, заказавшего у нас эту платную услугу стоимостью 1 руб. в день». И абонент не заметит, что с его счета списываются лишние рубли, и будет долго и упрямо оплачивать ненужный сервис. Только операторы тут совсем ни при чем.
В том, в чем операторы виноваты, их, безусловно, обвинят и изобличат. Поговаривают о том, что их даже оштрафуют на какие-то проценты от полученной за счет предоставления навязанных услуг прибыли. Однако коренным образом это ситуацию не изменит. Абоненты, получившие низкую цену на связь, вместе с этим обесценили свои же персональные данные, то есть номер своего телефона, который каждый гражданин России оставляет где ни попадя по сто раз в год.
Попробуйте прохожего попросить оставить вам номер его паспорта, да он еще три дня после такой просьбы будет вздрагивать, плохо спать и прикидывать, в каком именно банке на него уже оформлен кредит. А попроси его оставить свой телефон на сайте (для верификации), или в магазине для карты скидок, или просто для какого-нибудь розыгрыша, — отдаст, практически не задумываясь. Да что там уличное просеивание, когда телефон каждого второго можно взять вместе с именем и возрастом (для более точного таргетирования) в одной из популярных социальных сетей. А потом эти граждане пишут оператору или в газету яростные письма: отключите, мол, мне рекламу немедленно с моего телефона, вот, кстати, его номер…
Единственное, что можно посоветовать несчастным операторам, на защиту которых невольно приходится вставать, – попробовать вслед за уроками мобильной этики, с помощью которых абонентов учат вежливо говорить по телефону, давать уроки мобильной безопасности и гигиены, на которых вдалбливать в головы, что не нужно оставлять свой номер телефона где попало.