реклама
Фото и видео

Pentax X-5: назвался груздем — полезай в кузов!

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Видоискатель — это одно из главных отличий камеры: у X-5 он есть, а у конкурентов — нет. Однако сильно радоваться не стоит. Да, видоискатель поможет работать с камерой в сложных условиях, например при сильной боковой засветке дисплея, но часто пользоваться им не хочется: наглазник довольно жёсткий и неудобный, хотя это отличительная черта большинства компактов с оптическим видоискателем. Разрешение матрицы низкое, поэтому зернистость режет глаз, качество цветопередачи невысокое, да и контраст не лучший. В общем, для крайнего случая подойдёт, да и только. 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек у X-5, в отличие от предков, наклонный. И весьма кстати, потому что углы обзора невелики и уже при взгляде под углом менее 45 градусов цвета начинают инвертироваться. Антибликового слоя у экрана нет, поэтому на ярком свету иногда приходится подбирать угол наклона, дабы избавиться от бликов. Кроме того, защита матрицы очень тонкая, поэтому легко прогибается при давлении. Но есть у дисплея и положительные качества — это довольно высокая яркость подсветки и высокий уровень контраста, а также весьма неплохая цветопередача, что для бюджетной камеры — редкость.

Интерфейс чрезвычайно сильно похож на меню других компактов Pentax. Оно и неудивительно: производители в целом редко прибегают к кардинальной переработке интерфейса, но Pentax в этом отношении — абсолютный лидер. Зачем менять то, что и так удобно? Однако без небольших доработок не обошлось. Например, зелёную клавишу теперь можно программировать: она может как активировать как «зелёный режим», так и дополнительные функции различных клавиш, причём каждой клавише навигации можно присвоить фактически любую доступную функцию (насыщенность, контраст, резкость, компенсация теней, компенсация засветок, выбор режима экспозамера, автомакро, выбор зоны фокусировки, чувствительности, баланса белого, качества сжатия и разрешения). В общем, по настройке под себя камера не имеет равных не только среди конкурентов, но и во всем сегменте компактных камер. Соперничать могут только компакты из собственного модельного ряда Pentax. А вот шрифты и графика интерфейса крайне низкого качества и лишены даже намёка на сглаживание. Это давняя проблема камер Pentax, причём не только компактных. Конечно, прорисовка интерфейса — не главный параметр фотокамеры, а для многих и вовсе неважный, но ведь все производители уже давно вылизали интерфейсы своих камер, а Pentax всё еще топчется на месте. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков меню камеры.

#Особенности камеры

Начнём, пожалуй, с элемента, определяющего подкласс устройства, а именно объектива. Кратность вроде бы не слишком впечатляющая по современным меркам, ведь уже появились ультразумы с кратностью 50x, да и светосилой объектив не отличается. Впрочем, от недорогого компакта этого и ожидать не стоило. Особенность заключается в минимальном фокусном расстоянии, которое составляет всего-навсего 22,3 мм (в 35-мм эквиваленте). Что это даёт на практике? Например, возможность съёмки крупных зданий с близкого расстояния или групп людей в небольших помещениях. В общем, с таким минимальным фокусным делать несколько шагов назад и с досадой упираться в стену не придётся.

Также к особенностям камеры стоит отнести возможность расширения динамического диапазона путём программной обработки. Так называемые функции компенсации теней и компенсации засветок иногда действительно помогают, но чаще, наоборот, портят снимок. Фактически их может заменить даже простейший редактор с возможностью управления уровнями. Кроме того, предусмотрен и режим HDR, что является заслугой КМОП-матрицы. В данном режиме автоматика склеивает три последовательно отснятых кадра с разной экспозицией. Режим HDR находится в списке сюжетных программ, поэтому настройки существенно урезаны: съёмка фактически происходит в автоматическом режиме. Также КМОП-матрица позволила реализовать быструю серийную съёмку со скоростью 8 кадров/с. Заявленная скорость соответствует действительности, причём длина серии достигает 30 кадров, вот только максимальное разрешение при быстрой серийной съёмке ограничено 5 Мп. Создание автоматических панорам обычно является обязательной "фишкой" камер, оборудованных КМОП-сенсором, но у Pentax X-5 предусмотрена лишь склейка трёх кадров. Она происходит корректно, но всё же это не совсем то, к чему уже успели привыкнуть многие пользователи.

Наконец, из особенностей стоит отметить режим определения лиц. Он есть у многих современных компактов, чаще всего нормально реализован, но в тестируемой камере он дополнен функцией определения улыбки и моргания. Оба дополнения работают корректно. Режим определения моргания постфактум сообщает о том, что кто-то моргнул (камера способна захватить до 32 лиц одновременно). Режим определения улыбки способен подхватить любую, даже небольшую улыбку, поэтому скалиться для активирования автоспуска, как в случае компактов Sony, не приходится. Но есть пара досадных промахов. Во-первых, при фотографировании группы людей автоспуск сработает, если улыбнётся лишь один человек. А во-вторых, при активированном режиме коррекции «красных глаз» вспышка сначала отрабатывает предварительный импульс малой мощности, дабы сузить зрачки фотографируемых, после чего с задержкой около трети секунды происходит съёмка со вспышкой. Разумеется, в этом случае фотографируемый на момент съёмки уже может не улыбаться.

#Съёмка и впечатления от работы

Первое включение выявило сразу несколько особенностей камеры. Для начала — алгоритм передвижения объектива в рабочее положение. В большинстве ультразумов объектив яростно ерзает и бьется о крышку, если вы нечаянно забыли ее снять. В X-5 он медленно выдвигается и, упёршись в крышку, ждет, когда же вы ее снимете. Вторая особенность — это длительность подготовки к работе. Для ультразума она не слишком велика — первый снимок можно сделать через 2,83 секунды, вот только все органы управления, за исключением спусковой клавиши, после включения блокируются приблизительно на 5 секунд. Аналогично себя ведёт и недавно протестированная нами камера Nikon S800c, в которой сенсорный экран блокировался до полной загрузки ОС Android, но ведь в тестируемой камере никакого Android нет. Объектив с 26-кратной трансфокацией оказался довольно шустрым: он проходит весь диапазон фокусных расстояний за 1,93 секунды. К сожалению, уменьшенной скорости трансфокации при половинном нажатии рычажка управления не предусмотрено.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. К сожалению, автофокус работает только в непрерывном режиме, поэтому его приходилось блокировать на бесконечности путём половинного нажатия клавиши спуска затвора. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 50 см и со 100 см при телеположении объектива. В широкоугольном положении камера уложилась в 0,35 секунды, что весьма и весьма неплохо для недорогого ультразума, но вот в телеположении результат почти что провальный — 1,26 секунды.

В настройках выбора зоны фокусировки доступно четыре режима: ручной, автоматический, центр и режим ведения. Первые три не особо интересны, да и замечаний к их работе нет. Последний режим, к сожалению, в X-5 реализован неудовлетворительно: он теряет объекты практически сразу же после фиксации при малейшем движении. А если ещё и фон не особо контрастирует с объектом, то автоматика даже захватить цель не в состоянии. Режимов фокусировки также несколько: автоматический, макро, супермакро и ручной. Режим супермакро позволяет снимать с расстояния всего 1 см, но, как это часто бывает, он имеет некоторые ограничения. Трансфокатор перемещается в положение 60 мм, и пускай не блокируется, как у многих конкурентов, но двигаться может лишь в диапазоне 60-118 мм. Зато фотографировать можно со вспышкой, что выручает при макросъёмке, конечно, если не снимать объекты с минимально возможных дистанций, ведь в таком случае от вспышки будет один вред. Режим ручной фокусировки есть, и это хорошо, но вот его реализация не лучшая. Во-первых, увеличивается только центральная зона, что крайне неудобно, если фокусировка производится не на объекте в центре кадра, во-вторых, скорость прохождения всех дистанций фокусировки (от 1 см до бесконечности) занимает 26 секунд, а это слишком долго. Дольше всего проходится диапазон от 1 до 50 см — около 15 секунд.

Пользователю дана возможность выбора одного из трёх режимов экспозамера (точечный, центрально-взвешенный и матричный), а также введения экспосдвига в диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени. Кроме того, предусмотрен ручной режим установки экспопары, а вот режимов приоритета выдержки и диафрагмы нет. Такой подход крайне удивителен, но объяснение находится на поверхности — диафрагма имеет всего два крайних положения, чего явно недостаточно для гибкого управления. Фактически ручной режим был интегрирован лишь для галочки. Как мы уже упоминали, в настройках предусмотрена возможность программного расширения динамического диапазона путём активирования функций компенсации засветок и теней, однако толку от этого чаще всего немного. В лабораторных условиях автоматика оказалась весьма точной. При освещении лампами накаливания и уровне чувствительности 100-1600 единиц ошибка не превышает 0,06 EV, а при значениях ISO 3200-6400 — 0,16 EV. При флуоресцентном освещении промахи обычно укладываются в -0,04 EV и крайне редко достигают -0,09 EV. Отличный результат? Конечно, но вот в реальных условиях экспозамер показал себя не с лучшей стороны: ошибка крайне нестабильна, в довольно простых условиях она может достигать одной ступени, причём как в большую, так и в меньшую сторону. Конечно, при хорошем освещении каких-либо существенных огрехов нет, но даже при съёмке вне помещения в пасмурный день пользоваться экспокоррекцией приходится довольно часто.

В настройках баланса белого предусмотрено несколько пресетов: три настройки флуоресцентного освещения, освещение лампами накаливания, солнечный свет, тень. Кроме того, имеются автоматический и ручной режимы. Автоматическое определение баланса белого в тестируемой камере неплохо работает только при естественном освещении, причём независимо от погодных условий. При использовании искусственных источников автоматика сдаёт, и если при флуоресцентном освещении результат всё же приемлемый, то перед светом от ламп накаливания автоматика пасует. При галогенном освещении ошибка в особенности велика, если в помещении темновато.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥