Продукция компании Casio хорошо знакома отечественному потребителю: калькуляторы, часы и, конечно же, фотоаппараты. Лет 7–8 назад, когда только начинали появляться ультракомпактные цифровые камеры, продукция данной японской компании была весьма популярной — фотоаппараты Casio отличались миниатюрностью и отличным внешним видом, что было особенно по душе прекрасной половине человечества. Но годы шли, рынок цифровых фотокамер рос весьма стремительно, и потребители начали выбирать фотоаппараты не только по внешнему виду и количеству мегапикселей. Casio же по-прежнему имела неплохие позиции лишь в сегменте компактных и ультракомпактных камер. Некий перелом наметился в 2008 году, когда на рынок вышла камера Casio EX-F1, совершенно непохожая на остальные камеры компании. В первую очередь фотоаппарат выделялся своей скорострельностью — 60 к/с при полном разрешении и 1200 к/с при разрешении 336х96 точек. Но по каким-то причинам данное направление в развитии фотоаппаратов Casio сочла неперспективным и продолжила выпускать обычные компактные камеры.
Итак, на дворе 2013 год, рынок компактных цифровых фотокамер сдает свои позиции под напором смартфонов с одной стороны и беззеркальных фотоаппаратов — с другой. Чем же привлечь покупателей классических мыльниц? Casio решила вспомнить про свой опыт с камерой EX-F1 и дает свой ответ на поставленный вопрос — скоростью! The Speed Revolution — именно под таким девизом ранее была выпущена камера Casio Exilim ZR1000. В нынешнем году модельный ряд камер пополнился еще двумя аппаратами данной серии — ZR400 и ZR700, о которых и пойдет речь в данном материале.
Для знакомства с новинками я отправился в Гамбург, где находится главный европейский офис компании Casio. Рассказать о новых камерах вызвались Стефан Ромейке, менеджер по маркетингу, и Сигберт Лаакманн, продакт-менеджер.
Как видно по данному слайду, Casio осознает угрозу компактным камерам со стороны смартфонов и более продвинутых фотоаппаратов. При этом японцы надеются, что их новинки смогут занять свою собственную нишу, предлагая приемлемое качество съемки в совокупности с простотой использования.
Casio Exilim EX-ZR700 оснащается 16,1-Мп матрицей CMOS размером 1/2,3 дюйма, максимальная чувствительность которой составляет 25 600 единиц в ISO-эквиваленте. Объектив с 18-кратным оптическим трансфокатором предлагает неплохой диапазон фокусных расстояний: 25–450 мм в 35-мм эквиваленте. Максимальная диафрагма объектива равна ƒ/3,5 в ШУ-положении и ƒ/5,9 — на длинном конце.
Разрешение 3-дюймового ЖК-экрана составляет 921 тыс. точек. Камера умеет записывать видео в формате Full HD с частотой 30 к/с, также стоит отметить возможность сохранения фотографий в формате RAW (любопытно, что при выборе RAW доступный диапазон фокусных расстояний начинается уже не с 25 мм, а с 35 мм). При размерах 107,4x60x30,7 мм камера весит 222 г (включая аккумулятор и карту памяти). Литий-ионной батареи должно хватать на 470 снимков.
Как уже было отмечено выше, главное достоинство камер линейки Exilim ZR — это их скоростные качества. Для модели Exilim EX-ZR700 заявлены следующие характеристики: время включения — 1,4 с, скорость автофокуса — 0,18 с, лаг затвора — 0,016 с, интервал съемки — 0,26 с. При скорости серийной съемки 30 кадров в секунду камера может делать снимки с полным разрешением. К тому же можно задать настройки таким образом, чтобы камера сохранила 20 снимков до и 10 снимков после нажатия кнопки спуска.
Достигается все это в том числе и благодаря Exilim Engine HS3, который состоит из двух процессоров, работающих параллельно. Кроме того, имеется и отдельный процессор DRP (Dynamic Reconfigurable Processor), ПО которого можно менять по мере выхода обновлений.
EX-ZR700 поддерживает довольно интересную функцию под названием Triple Shot. Она позволяет не только сделать снимок после нажатия кнопки спуска, но и добавляет по одному снимку сразу же до и после ее нажатия. По задумке создателей, функция будет полезна при съемке быстро двигающихся объектов — детей или домашних животных. Сюжетная программа под названием «многокадровый суперзум» пригодится при съемке удаленных объектов. Как утверждается, благодаря ей 18-кратный оптический зум превращается в 36-кратный. Однако чудес, как известно, не бывает — в данном случае речь идет об интерполяции изображения, пусть и с намеком на интеллектуальность, — камера делает четыре снимка, и полученное изображение уже затем интерполируется. Если же, наоборот, 25 мм фокусного расстояния недостаточно «широки», то и тут на помощь приходит автоматика — EX-ZR700 поддерживает функцию сверхширокоугольной съемки с эффектом фокусного расстояния 15 или 19 мм. Используя функцию скоростной серийной съемки, 700-я комбинирует несколько отдельных кадров, сделанных при панорамировании камеры, для создания результирующей фотографии со сверхшироким углом обзора.
Casio Exilim EX-ZR700 оснащается комбинированной системой стабилизации изображения — традиционная оптическая дополнена электронной. Последняя представляет собой склейку нескольких последовательно сделанных изображений в одно. Благодаря этим двум системам, по утверждению компании Casio, выигрыш может достигать пяти ступеней.
Естественно, присутствует в камере и продвинутый авторежим. Например, при съемке в темном помещении, в окна которого пробивается солнечный свет, экспонометр обычных камер часто ошибается, и изображение получается темным. EX-ZR700 в этом случае делает пять снимков с разной экспозицией и склеивает их в одно верно экспонированное изображение. Еще один сценарий — съемка ночного портрета со штатива. Камера может автоматически определить, что она установлена на штатив, и в соответствии с этим выбирает нужную экспопару и корректирует настройки.
Любители «Инстаграма» оценят режим съемки под названием HDR ART: камера делает три снимка с разной экспозицией, объединяет их в один, а затем применяет эффекты, уровень которых можно регулировать.
Есть и режим Art Shot, в котором число различных эффектов, доступных для применения, существенно больше: софт-фокус, tilt-shift, светлые тона, монохром, игрушечная камера, сепия и так далее.
Увлекающиеся макросъемкой фотолюбители наверняка знакомы с техникой под названием стекинг — это прием, позволяющий увеличить глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) путем совмещения нескольких фотографий, каждая из которых имеет разную точку фокусировки. Проблема малой ГРИП особенно актуальна при макросъемке зеркальными камерами, но и в случае мыльниц ГРИП порой может не хватать. Casio Exilim EX-ZR700 оснащена функцией All-In-Focus-Macro, которая из серии снимков с различным фокусом выбирает четкие области и затем комбинирует их в один новый снимок. C помощью данной функции можно делать фотографии, на которых все детали попадают в фокус, где бы они ни находились – на переднем плане или далеко на заднем.
Как уже было отмечено, камера поддерживает съемку видео с разрешением 1920х1080 точек при 30 кадрах в секунду. Максимальная длина ролика ограничена отметкой 29 минут, чего вполне достаточно практически для любого сюжета. EX-ZR700 оснащена разъемом mini-HDMI, так что при наличии соответствующего кабеля камеру можно подключить к телевизору для просмотра отснятого материала.
Вторая новинка, Casio Exilim EX-ZR400, по своим характеристикам близка к старшей модели. Камера получила ту же 16,1-Мп CMOS-матрицу, также способна снимать видео в формате Full HD, однако не поддерживает сохранение фотографий в формате RAW. Объектив здесь тоже другой — диапазон фокусных расстояний составляет 24–300 мм в 35-мм эквиваленте, а диафрагма изменяется от ƒ/3 на ШУ до ƒ/5,9 при телеположении объектива.
Габариты камеры составляют 104,8x 59,1x28,6 мм, весит она 205 грамм (с батареей и картой памяти). На одном заряде 400-я способна отснять до 515 снимков — весьма неплохой результат. Разрешение 3-дюймового экрана составляет 460 800 точек.
Как и старшая камера, EX-ZR400 поддерживает многие из вышеперечисленных «фишек» вроде Art Shot или суперширокоугольной съемки.
Камеры пока не поступили в продажу, а информации об их розничных ценах, к сожалению, не имеется. Если исходить из цены около 12 тысяч рублей, которую выставляют отечественные магазины на более продвинутую модель Exilim EX-ZR1000, то можно предположить, что 700-я модель будет стоить на пару тысяч дешевле. Если это действительно будет так, то перспективы EX-ZR700 на рынке, на мой взгляд, выглядят весьма туманно. Ведь за эти деньги можно взять, к примеру, одну из недорогих беззеркальных камер формата Micro Four Thirds или Nikon 1 J1, которую с «китовым» объективом в Москве можно найти по цене от 9 400 рублей. Впрочем, не стоит забывать, что все эти рассуждения будут справедливыми лишь при такой, довольно высокой цене на новинку.
Exilim EX-ZR400 и EX-ZR700 должны прийтись по вкусу тем, кто выбирает компактную камеру с достаточно дальнобойным объективом и хочет получить приемлемый результат сразу, без работы в фоторедакторе. Широкие возможности автоматического режима и интересные «фишки» фотоаппаратов выделяют данные устройства среди мыльниц, но средние технические характеристики могут отпугнуть некоторых покупателей. Будь в новинках матрица чуть покрупней (хотя бы 1/1,8 дюйма) и объектив со светосилой ƒ/2,8 на ШУ, у них было бы куда больше шансов закрепиться на рынке. Впрочем, компания Casio все еще может удивить нас разумной ценой, которая позволит закрыть глаза на технические недостатки. Так что окончательные выводы следует приберечь до оглашения цен и, естественно, до появления камер в нашей тестовой лаборатории.