В последнее время многие обозреватели сначала осторожно, а потом все более и более настойчиво начали делать заявления о смерти персонального компьютера. Эти предположения отчасти подтверждались неоспоримыми фактами: резко снизились продажи как комплектующих, так и систем в сборе. Некоторые утверждают, что все это — следствие финансовых кризисов, которые плавно меняют состояние от острых до перманентных. Но если задуматься, то причина гораздо глубже. Впервые я ощутил серьезность положения несколько недель назад, когда в знакомом автосервисе механик собирал слабый компьютер из двух еще более древних, один из которых нашел на свалке. Причем компьютер с мусорки был работоспособным, в полной комплектации, включавшей жесткий диск с остатками информации. Это вполне наглядно показывает, как изменилось восприятие компьютера обычными людьми: грозному и страшному богу ПК перестали поклонятся.
Не секрет, что залог успеха или провала большинства коммерческих идей кроется именно в иррациональном отношении человека к данной идее. Проще говоря, практическая польза от какой-то вещи может быть минимальная, однако ее восприятие не только компенсирует ее недостатки, но и дает обладателю этой вещи чувство собственно превосходства. Простой пример: первые «эксклюзивные» мобильные телефоны стоили несколько тысяч долларов, при этом они отличались от обычных «звонилок» только качественным корпусом. С первыми компьютерами было немного не так. Появление первых ПК на рынке вызвало у людей те же самые чувства, с которыми студент смотрит на — в глянцевом журнале: «вырасту и куплю такую». Затем компьютеров стало больше, и некоторые компании стали приобретать системы исключительно для статуса: поставить ПК в приемной у секретарши и вогнать всех посетителей в благоговейный трепет. Вместе с тем, первая практическая польза от ПК понемногу становилась очевидной: благодаря текстовому редактору можно было написать, скажем, длинную статью и напечатать сколь угодно много копий. Любая грамматическая ошибка исправлялась либо самостоятельно, либо при помощи автоматической проверки орфографии, а возможность копирования абзацев в некоторых случаях значительно повышала производительность работы. Таким образом, на первом этапе ПК убил пишущую машинку.
Интересное наблюдение: как только персональные компьютеры стали доступными для населения, первые покупатели приобретали компьютер вместе с принтером. Как правило, они печатали на нем одну тестовую страницу, после чего принтер пылился до последнего.
Затем появились компьютерные игры. Это, пожалуй, первый и самый главный толчок для популяризации идеи персонального компьютера. Неокрепшие умы подрастающего поколения игра на компьютере приводила к необратимой деформации сознания, после которой человек в корне менялся и уже не представлял себе жизнь без ПК. Студентами мы выстраивались в очередь, просто что бы посмотреть, как играют другие люди, а компьютерное время ценилось на вес золота. Боюсь, объяснить термин «компьютерное время» современному человеку практически невозможно.
Еще одно интересное наблюдение: в свое время бытовало мнение, что справиться с компьютером может только программист. Поэтому первые объявления «требуется программист» чаще всего подразумевали необходимость подключить принтер к компьютеру или установить в последний CD-привод. Была и другая крайность: зачастую на курсах по «обучению компьютеру» в дополнение к азам управления файловой системой на полном серьезе преподавали язык программирования BASIC.
Впоследствии появление 3D-ускорителей стало зерном, которое упало в хорошо подготовленную почву. Компьютеры становились более популярными, что увеличивало спрос и, соответственно, объемы производства. Это, в свою очередь, приводило к снижению себестоимости ПК, что еще больше увеличивало спрос. При этом затраты на покупку ПК были совершенно оправданными, поскольку первые игры создавались исключительно энтузиастами-перфекционистами. Возьмем, к примеру, игры студии id Software, каждая из которых служила демонстрацией технического потенциала ПК. Другой пример — Unreal, который тормозил на всех существующих системах, но полностью вырывал игрока из окружающей реальности. Гений энтузиастов так впоследствии и не был превзойден: ни в одной современной игре я не почувствовал этого эффекта. Скорее наоборот: дизайн уровней современных игрушек говорит о жесткой экономии ресурсов (времени разработчиков), а встретить многослойное небо, как в Unreal, и воскликнуть по этому поводу «Вау!» уже не получается.
С точки зрения практического использования ПК важным этапом развития IT-индустрии стал выход операционных систем Windows, которые превратились из графических оболочек в самодостаточную среду. Теперь общий вид включенного компьютера уже не пугал до смерти пользователя, а вызывал в нем лишь священный трепет, не мешающий выполнять задачи с практической пользой. Наглядной демонстрацией этого служит расцвет торговых ларьков, владельцы которых вели учет с помощью различных складских программ.
Следующим важным шагом стало появление технологии DVD. На практике это означало, что компьютером можно заинтересовать и родителей, поставив им фильм с очень высоким — по тем временам — качеством. Хотя молодежь отлично помнит, что первые DVD родителям не только не показывались, а скорее прятались в ящик с носками.
И наконец последним, самым громким и важным событием стало триумфальное шествие Интернета, о котором говорили с придыханием и писали с большой буквы. Развитие всемирной сети пошло настолько быстрыми темпами, что затронуло практически все активные слои населения. А поскольку единственным средством доступа в Интернет был персональный компьютер, то объемы потребления этого товара стали попросту колоссальными.
Тот же Интернет обеспечил серьезный толчок развитию онлайновых компьютерных игр, в которых геймер уже сражался не с тупым искусственным интеллектом, а против таких же людей, как он сам.
«Никакая охота не сравнится с охотой на человека, — провозгласил Хемингуэй, — а тот, кто достаточно долго охотился на вооруженного человека, больше уже ни о чем другом и не помышляет.»
Эта цитата наиболее точно отражает изменения в геймплее после появления всемирной сети. Я лично провел многие ночи в сетевых баталиях в секторе Омаха в тестовой версии Return to Castle Wolfenstein, в которых атмосфера и накал страстей на порядок превосходили все прочие сингл-шутеры.
Пожалуй, добавим в лестницу развития компьютера еще одну важную как минимум для нас самих ступеньку — разгон. Во времена постоянной недостаточной производительности любое дешевое — а то и бесплатное — повышение скорости ценилось исключительно высоко. Поэтому при выбор между схожими комплектующими часто определяло то, на сколько эти комплектующие удастся разогнать.
Вместе с оверклокингом определенную популярность получил моддинг. Мелкие производители представили массу разнообразных продуктов, с помощью которых, пользователь мог сделать свою систему уникальной и эстетически привлекательной. Это касалось различных подсветок, шлейфов в круглой оплетке и корпусов с прозрачными окнами, через которые можно было увидеть всю эту красоту. Отлично помню, что вентиляторы с красной подсветкой производили примерно такое же впечатление, какое вид старой банки из-под консервов произвел бы на людоеда племени Мумбо-Юмбо.
Теперь, если вас не утомил краткий экскурс в историю ПК, обратите внимание, что каждый упомянутый этап все сильнее и сильнее раскручивал маховик IT-индустрии. В последнюю приходили все новые и новые игроки, которые вливали в нее все большее количество денег. Люди даже покупали акции IT-компаний под воздействием все того же иррационального отношения к божествам по имени Интернет и Персональный Компьютер. Как это всегда бывает, все закончилось, скажем так, печально, то есть дот-комовским пузырем. Однако IT-маховик был настолько сильно раскручен, что особо сильного влияния на индустрию этот кризис не оказал. Впрочем, в отношениях человек—компьютер стало преобладать практическое восприятие, а сами компьютеры перестали называться с большой буквы. Но главная проблема оказалась в том, что маховик уже нечем стало раскручивать дальше. Фактически все последующие изменения носили скорее эволюционный, нежели революционный характер. Примеров много: здоровенные ЭЛТ-мониторы уступили место тонким ЖК, традиционные механические HDD потихоньку сдают позиции более скоростным SSD. Данные шаги лишь поддерживают скорость вращения маховика, но не разгоняют его. Еще пример: целый год IT-индустрия продержалась на идеи уменьшения габаритов ПК: вместо больших гробов нам предложили компактные и симпатичные barebone. Года три-четыре назад была попытка провернуть подобный фокус с дальнейшим уменьшением габаритов: на рынок в массовом количестве были выпущены Mini-ITX-системы со сверхэкономичными процессорами aka неттопы. Но она провалилась.
Фактически последние несколько лет насыщены попытками вдохнуть очередную жизнь в ПК. Но все они очень похожи на попытки сбросить мешки с песком с воздушного шара, когда в нем зияет дыра размером с автобус. Под эту метафору отлично подходит искуственная популяризация оверклокинга, причем последним согрешил даже Intel. Сюда же — популяризация и развитие киберспорта. Обратите внимание: все крупные киберспортивные соревнования происходят на персональных компьютерах, приставок вы там не только не увидите, но даже не услышите о них.
Кстати, о игровых приставках. Перед нами первый могильщик персонального компьютера. Сама идея игровой приставки довольно проста: это тот же самый персональный компьютер, но с максимально упрощенным интерфейсом пользователя, который дает только возможность запустить игру с картриджа или диска. Железная начинка приставки тщательно сконфигурирована, чтобы обеспечивать высокую степень надежности. Интерфейс пользователя, а скорее его отсутствие, гарантирует не менее высокую отказоустойчивость софтверной части. Это служит залогом того, что, купив диск с игрой, вы будете в нее играть так, как это и задумывалось разработчиками.
С традиционным персональным компьютером все не так. Во-первых, для PC игры нередко выходят с массой недоделок и низким уровнем качества. С точки зрения программистов это не проблема: будут ошибки — мы напишем патч, и пусть пользователь его качает. Есть артефакты изображения на какой-то конкретной видеокарте? Потом разберемся с NVIDIA или AMD, они выпустят новую версию драйверов, и пусть пользователь ее скачает. Тормозит игра? Пусть пользователь купит в магазине новую видеокарту. У него нет денег на новую карту? Давайте порежем качество текстур, чтобы игра хоть как-то работала, и тем самым увеличим круг потенциальных покупателей.
Нынче игры чаще всего разрабатываются сначала под приставки, а потом портируются на персональный компьютер, что в корне отличается от ситуации 7–8 летней давности. В результате большинство современных игр — полная ерунда с точки зрения атмосферности. Приятные исключения составляют те проекты, которые изначально разрабатывались под PC без оглядки на конссоли.
Похожая проблема с программным обеспечением так или иначе проявляется во всех продуктах. Явный признак проблемы — это очередное Обновление той или иной программы. В подавляющем большинстве случаев это обновление не приносит никаких практических улучшений, она только исправляет какие-то ошибки и добавляет кнопочку, без которой вы обходились пару лет и наверняка обойдетесь еще десять. В этом смысле меня (думаю и вас тоже) удручает постоянное напоминание всяких программ о наличии обновления. Дайте мне полномочия Доктора Зло — и за подобные напоминания я кидал бы разработчиков в бассейн с лазерными акулами. Если серьезно, то тут налицо концептуальное непонимание механизма работы человека за компьютером. Главным в этой паре является именно человек, и если он выполняет какую-то задачу, ни в коем случае нельзя его отвлекать всплывающим окном.
Впрочем, всплывающее окошко к угасанию идеи Персонального Компьютера имеет слабое отношение. Куда больше для этого сделала компания Microsoft, которая, получив фактическую монополию на операционные системы, так и не смогла создать стабильный и надежный интерфейс (в данном случае мы имеем в виду исходное значение этого слова) между человеком и компьютером. Приведу только один пример: в подавляющем большинстве самых разнообразных проблем с программной составляющей компьютера наиболее быстрым решением является переустановка Windows. Именно так поступает громадная армия эникейщеков любого уровня, которые знают, что переустановка занимает 30 минут, а поиск и локализация проблемы — от одного часа до бесконечности.
Хорошо, Microsoft ругали все и всегда, поэтому ее роль могильщика PC не столь показательна. Тем не менее все 20 лет развития операционных систем Windows компания решала какие-то свои задачи, которые редко совпадали с потребностями пользователя. Вот один из последних примеров. Несколько лет назад среднестатистическому владельцу компьютера стал доступен большой и плоский телевизор. И вся IT-индустрия абсолютно проигнорировала этот момент. Я веду мысль к тому, что, придя домой, я хотел бы взять в руки пуль ДУ и включить компьютер именно с этого пульта, а затем еще двумя-тремя кнопками на пульте запустить либо музыку, либо кино или, скажем, вывести информационный канал через браузер. Причем если на информационном канале появился новый контент, то доступ к нему также должен осуществляться одной-двумя кнопками, с промежуточным сохранением на жестком диске. Но этого нет.
По правде говоря, разработчики делали попытки добавить подобную функциональность: в магазинах можно найти пуль ДУ, в современной Windows есть приложение Windows Media Center, а в Интернете находятся какие-то информационные каналы (новости на 3DNews — тоже своего рода канал). Но вместе это почему-то не работает: пульт не поставляется с каждым компьютерным корпусом, а у большинства приложений очень кривой и неудобный интерфейс. Понятно, что если два основных компонента не готовы, то и оптимизировать информационные каналы никто не стал. В результате сидеть на диване и развлекаться с помощью компьютера — нельзя. Ни раньше, ни сейчас, ни в ближайшем году.
Понятно, что речь идет о 99,99% обычных пользователей, мы не берем в расчет считаных энтузиастов. К которым вы, дорогой читатель, с высокой долей вероятности относитесь.
Небольшое отступление. В настоящий момент производители телевизоров — осознанно или нет — почувствовали слабость ПК как центрального домашнего средства развлечения, и решили перехватить инициативу. В результате на рынке появились телевизоры, которые
- имеют встроенный браузер и доступ в Интернет (то есть можно не только бродить по веб-страничкам, но и играть во флеш-игры).
- имеют жесткий диск или флеш-накопитель.
- имеют сетевой контроллер для связи с ПК.
- могут самостоятельно качать торренты.
Согласитесь, что для киномана этого вполне достаточно. Причем если в будущем телевизоры смогут подключаться к сетевым хранилищам (а они потихоньку получают такую функциональность), то необходимость компьютера для просмотра фильмов совершенно отпадает. А при активном развитии облачных технологий может отпасть необходимость и в сетевых хранилищах.
Причем если кто-то скажет, что это идеализм и перфекционизм и что компьютер сам по себе криво воспроизводит HD-видео, то будет абсолютно прав. Так получилось, что у моих родителей-пенсионеров четыре года назад сломался телевизор, и в качестве временной замены я поставил им компьютер с доступом в Интернет. Удивительно, но за несколько месяцев они не попросили новый телевизор, и я подумал, что есть смысл продолжить этот социальный эксперимент. Новый телевизор уже давно подключен к компьютеру, но не к телевизионной антенне. С одной стороны, это избавляет от помоев с центральных ТВ-каналов, но с другой — качество русскоязычных развлекательных сайтов крайне низкое. Я веду к тому, что единственным качественным контентом стали Full-HD фильмы и документальные передачи, предварительно сохраненные на жесткий диск. А проблема заключается в том, что все эти фильмы закодированы массой самых различных кодеков с самыми разными настройками. В результате воспроизводятся они на разных компьютерах совершенно по-разному. Причем учтите тот момент, что настройку производил квалифицированный «программист» (то есть я), который знал где скачать пакет кодеков и как нужно настроить Skype. Вот пример того, что за 20 лет программное обеспечение ПК не стало ближе к обычному человеку. И каждый раз, когда родители тянутся за мышкой, чтобы изменить громкость фильма, я вижу, что развитие идеи персонального компьютера на каком-то этапе пошло в совершенно неправильном направлении.
Не будем и дальше углубляться в проблемы ПК. Наверняка читатель может привести массу не менее живописных примеров слабости, хрупкости и недружелюбности «персоналок». Мы же перейдем к тому, что изменило отношение человека к этим железкам. В начале статьи мы отметили иррациональное отношение людей к первым компьютерам. Проще говоря, все мы были как дети около песочницы, которая могла быть гоночной трассой, средневековой крепостью, танковым полигоном или островом сокровищ.
Но спустя несколько лет это волшебное место воспринимается нами как большая куча песка, а вместо сокровищ в ней можно найти только следы пребывания местных кошек. То есть восприятие ПК человеком изменилось, и первым звоночком стали телефоны с большими экранами и доступом в интернет через GPRS. Иным стало сознание людей: теперь Интернет доступен всегда и везде! Затем мобильный интернет подешевел и появились GPRS-модемы с подключением по USB. Это обеспечило полноценную работу с ноутбуком без привязки к дому или офису. Соответственно, появились все условия для возникновения первых планшетов, которые тут же завоевали невиданную популярность. Именно их стали называть главными могильщиками персонального компьютера.
В чем же причина такого отношения к планшетам? Почему они такие особенные? Ведь долгое время на рынке были и ноутбуки, маленькие ноутбуки (aka субноуты), дешевые ноутбуки, нетбуки и ультрабуки — и никто из них не угрожал обычным ПК. Причина достаточна очевидна — на планшете нет клавиатуры. Это так важно? Оказывается, да!
Вернемся к началу этого текста: вспомните, что первые компьютеры покупались с принтерами. Подразумевалось, что на компьютере будут выполняться практические задачи, а результат будет в виде твердой копии. Затем, с распространением сетевых и безбумажных технологий необходимость в твердых копиях отпала, но общая концепция не изменилась: компьютер предназначен для создания контента, то есть нового и полезного материала. Но когда компьютер появился у всех оказалось, что 99% пользователей это Потребители, а не Создатели контента. Потребитель может включить компьютер и — не притрагиваясь к клавиатуре — провести несколько часов, только щелкая мышкой. Понятно, что это крайний случай — все равно клавиатура нужна, чтобы ввести адрес сайта в браузере, свой пароль в каком-либо аккаунте или номер кредитки в магазине. Но все эти операции можно с успехом проделать и с помощью виртуальной клавиатуры на сенсорном экране.
Приблизительно в этом же направлении развивались интернет-сервисы. Возьмем, к примеру, Livejournal, который можно считать одной из первых социальных сетей и который характеризуется большими, грамотными, хорошо структурированными текстами. Именно из него выросли блоггеры, которые отлично подходят на роль создателей контента. Читатели блогов вступали с авторами в дискуссии и приводили доводы, которые зачастую не уступали исходному тексту в объеме. Однако написать текст более чем с пятью предложениями, которые еще и связаны общей идеей, — это довольно тяжелая задача для Потребителя. Более того — ему это не нужно, поскольку он тут для того чтобы Поглощать. Поэтому следующая социальная сеть, Facebook✴, завоевала куда большую популярность. Суди сами, нужно всего лишь слегка напрячься, что бы написать «Супер!», а можно — совсем не напрягаясь — просто «лайкнуть» пост. Клавиатура, как видите, ни к чему.
Все это приводит нас к довольно интересному выводу. Раньше с одной стороны сидели программисты, сисадмины и эникейщики, а с другой — пользователи. И все они использовали персональный компьютер. Теперь же персональный компьютер нужен только первой группе, а также создателям контента. Обычные пользователи превращаются в потребителей контента, которым персональный компьютер избыточен. При этом доступ к контенту осуществляется при помощи телевизора, способного выходить в Интернет, игровой приставки, мобильного телефона или планшета. В результате маховик традиционной IT-индустрии замедляется, и вопрос только в том, насколько долго хватит его инерции.
Также можно порассуждать, был ли подобный ход IT-истории естественным или искусственным. Понятно, что попытка спрогнозировать будущее или оценить влияние тех или иных факторов в рамках данного материала является весьма примитивной, если сравнить ее с усилиями группы в несколько десятков аналитиков. А такие группы есть у каждой крупной корпорации. Поэтому вполне вероятно, что одна из групп пришла к несложному выводу: возможностей по раскрутке IT-маховика больше нет, нужно переключаться на что-то другое. В результате была дана отмашка на изменение рыночной стратегии и начало превращения пользователей в потребителей. Если покопаться в истории, то это далеко не первый пример глобальных изменений в сознании людей и их отношения к определенным видам продукции (в качестве примера — запуск корпорациями движения хиппи). Но если вы не поклонник теории заговора, то вас может устроить следующая версия. Вы покупаете компьютер, и его работа вам не нравится. Компьютер есть у соседа — и он ругается на хрипящий звук. Компьютер есть у коллег по работе — и они жалуются на артефакты HD-видео. Ваша девушка в очередной раз просит переустановить Windows, племянник обогащает ваш словарный запас описанием тормозящей игры, гаишник не выписывает вам штраф, а просит проконсультировать по настройке GPRS-модема, при приеме коммунальных платежей тетка в окошке ругается нехорошими словами (у племянника заворачиваются уши) на зависший компьютер. Первые несколько лет это веселило, затем вы к этому привыкаете. Но когда проходит лет двадцать — вы уже устаете. А когда миллионы пользователей устают, возникает отложенный спрос на простое и недорогое устройство, с минимум функций, но работающее стабильно, надежно и без сюрпризов. То есть такое устройство, которое вы один раз купили и полностью о нем забыли.
На мой взгляд, рыночный успех мобильной продукции Apple объяснятся тем, что именно «яблочники» первыми стали следовать подобной концепции. Правда, их устройства нельзя называть дешевыми, скорее наоборот, но в данном случае это является своего рода платой за отсутствие проблем. Несмотря на слабую функциональность и сильные ограничения свободы пользователя, i-устройства работают предсказуемо стабильно, требуют минимума настройки и интуитивно понятны даже неграмотным в техническом отношении пользователям. Напротив, аппараты с Windows Mobile унаследовали открытую концепцию ОС Windows, что повлекло за собой массу ПО низкого качества. Что касается Android, то по своей концепции он — нечто промежуточное, и откровенно говоря, я бы с удовольствием поставил Android на компьютер родителей, если бы не проблемы с совместимостью.
Что же будет дальше? Делать прогнозы — занятие неблагодарное, но мы, пожалуй, все же сделаем несколько предположений насчет развития персональных компьютеров.
Во-первых, совершенно точно не будет такого, что в один прекрасный день из продажи исчезнут компьютеры, а их место на витринах будут занимать одни планшеты. Дело в том, что в IT-индустрию сделаны очень большие вложения и спрос на ПК будут поддерживать до последней возможности. В результате сокращение объемов продаж «персоналок» будет плавным и постепенным. Также никуда не денется спрос со стороны корпоративного сектора рынка, то есть оттуда, где необходим ввод и обработка данных. Впрочем, последний момент довольно скользкий. Причина в том, что современный офисный компьютер имеет адекватную производительность и необходимости в его замене нет. Поэтому подобные системы будут крайне дешевыми, а меняться — исключительно из-за естественного износа. Чтобы наглядно ощутить этот эффект, зайдите в ближайший магазин с телефонами и попросите показать самую дешевую модель. Она будет стоить рублей 500 и сможет только звонить, принимать-получать смски, ну и иметь какой-либо бонус для разнообразия (фонарики — наше всё). Год назад этот телефон был таким же, таким же будет и через год. С производительностью и ценой офисного компьютера ситуация схожая.
Более того, мощность традиционного персонального компьютера продолжает расти, так что все большую популярность будут завоевывать «тонкие клиенты» или терминалы. Это небольшие коробочки, к которым подключается монитор, клавиатура и мышь (а также прочая периферия), соединенные через сеть с «материнским» компьютером. Уже сейчас на рынке присутствуют решения, позволяющие подключать к одному PC до 30 подобных терминалов, каждый из который представляет собой полноценное рабочее место.
Во-вторых, дальнейшее развитие облачных технологий может привести к созданию стопроцентно надежных и долговечных сервисов. Когда во времена дот-комов были разговоры, что вся информация пользователя будет находится в Сети, а на вашем компьютере будет только Windows с браузером, это выглядело нелепостью. Однако сейчас это насущная необходимость. Впрочем, на наш взгляд такой переход случится только через несколько лет. Судите сами: различные облачные сервисы открываются в массовом количестве, что, на первый взгляд, хорошо. Плохо то, что они так же и закрываются, причем это касается и проектов довольно крупных компаний, которые дают всего несколько недель, чтобы вы успели сохранить ваш контент в другом месте. Это очень негативно влияет на восприятие облаков пользователями. Да и за время существования современной Сети люди уже привыкли, что попытка открыть сохраненную год назад ссылку на интересные материал часто оканчивается неудачей: данная страница либо удалена, либо перемещена, либо реструктуризирована. Понятно, что в «гугле» этот материал можно найти еще раз, но особо ценную информацию люди продолжают сохранять на локальном диске. Поэтому главный вывод этого абзаца: на ближайшие несколько лет необходимость в индивидуальном хранилище данных сохраняется. Другое дело, что выглядеть это хранилище будет не как системный блок, а как маленькая коробочка, спрятанная в тумбочке телевизора.
В-третьих, назревает революция в системах управления устройствами. Уже несколько лет разработчики не оставляют попыток передавать команды жестами, движением глаз и даже силой мысли, не говоря уже о традиционном распознавании голоса. Но на практике и в широком масштабе данные технологии пока не готовы. Их текущее состояние примерно такое же, как у Tablet PC более 10 лет назад, но мы надеемся, что в данном случае превращение куколки в бабочку займет намного меньше времени. Наиболее комплексный подход в этой области можно обнаружить у той же Microsoft с ее Xbox One, в которой реализована новая система управления на основе сенсора Kinect. Технические подробности не так важны: нас интересует то, что Microsoft уделяет столь пристальное внимание приставке и практически полностью забывает о подобной технологии для ПК.
В том, что касается компьютерных игр, делать предположения довольно трудно. Несмотря на общий рост сегмента сетевых игр, сами клиенты становятся все объемнее и объемнее, а качество изображения постоянно улучшается (хоть и не теми темпами, которыми мы ждали). Поэтому скорее всего бал будут править приставки, а роль ПК в области игр будет плавно уменьшаться. Причем активная борьба с пиратским контентом приводит к смещению акцента именно на приставки, на которых контролировать пользователя намного легче.
Перейдем к математическим, графическим и прочим вычислениям. Традиционное развитие событий подразумевает перемещение вычислительной нагрузки с центрального процессора на видеокарты. Но прогресс в этой области возможен только при постоянном развитии и улучшении графических ядер, которые, в свою очередь, возможны только при постоянной денежной подпитке от геймеров на ПК. Если такой подпитки не будет, то сложные математические вычисления в домашних условиях окажутся невозможными. На мой взгляд, вместо них получат развитие соответствующие сервисы, которые будут предоставлять удаленные вычислительные мощности. В результате загрузить исходные данные на нужный сервис можно при помощи любого клиента (планшет, телефон, слабый компьютер), а все вычислительные операции будут произведены в каком-то дата-центре, после чего результат будет перенесен в ваше облачное хранилище. Впрочем, правдоподобность данного сценария не суть важна, поскольку профессиональное использование определенного ПО подразумевает немаленький бюджет на аппаратную часть, а за эти деньги производители железа всегда будут предлагать соответствующей продукты.
И, пожалуй, последнее — можно ли вдохнуть в персональный компьютер вторую жизнь? Теоретически да, ведь вместо телевизора с доступом в Интернет и жестким диском, вместо игровой приставки с Blu-ray, доступом в Интернет и жестким диском, вместо отдельного сетевого хранилища, можно взять одно устройство с обычным телевизором для вывода информации. То есть концептуально ПК — самый лучший вариант для домашнего информационно-развлекательного центра. Получается, проблема не в железе, а в программном обеспечении. Так что, если сделать ПО максимально качественным и простым, это даст ПК шанс на выживание. Причем повышение качества ПО потребует кардинального сокращения возможных конфигураций ПК, снижения фрагментации, что сделает самостоятельную сборку невозможной. К тому же минимальное количество конфигураций подразумевает увеличение сроков жизни этих платформ до нескольких лет, что явно противоречит бизнес-стратегиям современных производителей компьютерных комплектующих, которые базируются на ежегодном обновлении платформ (процессоров и чипсетов), с полной свободой действий производителей второго уровня (который отвечает за материнские платы). В итоге мы получаем игровую приставку с установленным Android, которую называют «персональный компьютер». И при этом забываем о таких приключениях, как «вытащу видеокарту и понесу ее на апгрейд», «надо скачать свежие драйвера» или «возьму пива и за полчаса переустановлю Windows». Иными словами, без каких-либо глобальных экономических катастроф через несколько лет персональные компьютеры будут довольно сильно отличаться от современных железных коробок, и что самое главное — отношение людей к этим устройствам кардинально поменяется. Из грозного и страшного бога ПК со жрецами-программистами компьютер превратиться в обычную «звонилку» за 500 рублей, которая ставится в угол и забывается на несколько лет.
В качестве послесловия можно привести первые примеры того, что наши прогнозы вполне обоснованны. Во-первых, появились первые Android-компьютеры размером с мобильный телефон, которые подключаются непосредственно к телевизору по интерфейсу HDMI.
Пока это лишь пробные 100-долларовые устройства, выпущенные небольшими китайскими компаниями, которые можно приобрести только в онлайновых магазинах. Однако это уже совершившийся факт, и как только за выпуск подобных устройств возьмутся более крупные производители, их можно будет приобрести в любом компьютерном магазине по более низкой цене. Таким образом, за совершенно смешные деньги потребители контента смогут превратить любой современный телевизор в «компьютер».
Если и дальше развивать подобные размышления, можно отказаться от физического соединения Android-компьютера с телевизором. В итоге мы получаем мобильный телефон, который выводит информацию на большой монитор-телевизор, превращая последний в «компьютер». Выглядит довольно интересно, но и это — промежуточный этап. А более концептуальную модель будущего компьютера представила компания Google — в виде очков Google Glass.
Получается, что пользователь больше не привязан к большому телевизору, а в буквальном смысле носит компьютер на голове. Впрочем, насколько хорошо данную концепцию воспримет IT-сообщество, судить довольно сложно: должны сложится вместе несколько факторов, среди которых снижение себестоимости подобных очков (что вполне реально за счет увеличения объемов выпуска), значительное количество поддерживаемого ПО с должным уровнем качества, а также непосредственное восприятие очков пользователями. Насчет последнего можно предположить, что крупные дизайнерские дома начнут кампанию по увеличению размеров очков. В результате на людей в очках на пол-лица мы не будем обращать внимание, точно так же, как не оглядываемся на людей, говорящих в 5-дюймовый мобильник.
И наконец, если предположить, что очки — это компьютеры ближайшего будущего (дадим им 2–3 года), то в отдаленном будущем вполне вероятен полный отказ от физического ввода и вывода информации, то есть может появиться непосредственная связь информационных каналов с мозгом человека, в обход органов чувств. Это крайне интересная тема для размышлений, в которых основная роль будет отводится вопросам не «как это сделать?» в технологическом плане, а «как с этим жить?» в психологическом отношении. Думаю, прогнозы и фантазии на эту тему заслуживают отдельного материала.