Две средние видеокарты вместо одной топовой
Вот вопрос, который не теряет актуальности со времен появления SLI и CrossFire: если производительность на двух GPU подчас масштабируется в два раза, почему бы не попробовать и такую конфигурацию? Системы на базе двух GeForce GTX 650 Ti BOOST, GTX 660, Radeon HD 7790 и HD 7850 вступают в битву против флагманских адаптеров и приносят весьма неожиданные результаты
⇡#Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда |
CPU |
Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата |
ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память |
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ |
Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания |
IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU |
Thermalright Silver Arrow |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система |
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD |
AMD Catalyst 13.5 Beta2 + Catalyst Application Profiles 13.4 CAP1 Beta |
ПО для карт NVIDIA |
320.14 (320.18 для GeForce GTX 780) |
Настройки AMD Catalyst Control Center |
Antialiasing |
Use application settings |
Anisotropic Filtering |
Use application settings |
Tesselation |
Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality |
Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level |
Quality |
Wait for V-Sync |
Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode |
Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing |
On |
Triple buffernig |
Off |
Настройки NVIDIA Control Panel |
Ambient Occlusion |
Off |
Anisotropic Filtering |
Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction |
On |
Antialiasing — Mode |
Application-controlled |
Antialiasing — Settings |
Application-controlled |
Antialiasing — Transparency |
Off |
CUDA — GPUs |
All |
Maximum pre-rendered frames |
3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration |
Multiple display performance mode |
Power management mode |
Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization |
Off |
Texture filtering — Negative LOD bias |
Allow |
Texture filtering — Quality |
Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization |
On |
Threaded optimization |
Auto |
Triple buffering |
Off |
Vertical sync |
Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков |
Программа |
API |
Настройки |
Режим тестирования |
Разрешение |
3DMark 2011 |
DirectX 11 |
Профиль Extreme |
- |
- |
3DMark |
DirectX 11 |
Тест Fire Strike (не Extreme) |
- |
- |
Unigine Heaven 2 |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool |
DirectX 10 |
DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. настройки, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park |
AF 16x, Post MSAA + Edge AA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Макс. качество. Начало миссии Going Hunting |
AF 16x, MSAA 4x + FXAA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Макс. качество. Начало миссии Post Human |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин |
AF, AA 4х |
1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011 (DirectX 11)
- Результаты всех четырех подопытных конфигураций оказались неожиданно хорошими.
- Паре Radeon HD 7850 удалось превзойти Radeon HD 7970 GHz Edition.
- И даже тандем HD 7790 сработал быстрее, чем HD 7950, почти что на уровне HD 7970.
- Обе пары видеокарт NVIDIA оказались более производительными, чем соперники от AMD.
- Двух GTX 650 Ti BOOST достаточно, чтобы побить результат GTX 680, а тандем GTX 660 справился даже с GTX 770 и подбирается к GTX 780!
3DMark (DirectX 11)
- По показателю Graphics Score пара Radeon HD 7790 недалеко ушла от единственного Radeon HD 7970 GHz Edition, оставив позади базовую версию этой карточки.
- Тандем HD 7850 повторил этот результат с гораздо большим отрывом от HD 7970 GHz Edition.
- Система на базе двух 650 Ti BOOST продемонстрировала мизерное преимущество перед парой HD 7790 несмотря на вдвое больший объем кадрового буфера. Зато уверенно побеждает GeForce GTX 680.
- Разница в результатах между парой GTX 660 и HD 7850 также минимальна, хотя и в пользу GTX 660. И вновь эта конфигурация посрамила одиночный GTX 770, приближаясь к GTX 780.
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
- Тест Unigine Heaven добавил новые достижения в актив «двухголовых» систем. Два HD 7790 работают не менее быстро, чем один HD 7970 GHz Edition.
- А пара HD 7850 — даже быстрее, причем намного, на уровне GeForce GTX 770 (который здесь обходит флагманскую карту AMD).
- Видеокарты NVIDIA оказались еще эффективнее конкурентов от AMD. Две GTX 650 Ti BOOST обошли систему на базе HD 7850, а также одиночный GeForce GTX 770.
- Тандем GTX 660 занял позицию в промежутке между GTX 770 и GTX 780.
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
- Сборку HD 7790 подвел небольшой объем набортной памяти. При разрешении 1920х1080 ей удалось добиться победы над Radeon HD 7950, но в режиме 2560х1440 производительность не дотягивает даже до уровня GeForce GTX 670.
- Двух гигабайт памяти и вычислительной мощности GPU на платах Radeon HD 7850 достаточно для триумфа над Radeon HD 7970 GHz Edition. Такая система недалеко ушла и от GeForce GTX 780.
- Тандем GeForce GTX 650 Ti BOOST уступает двум HD 7850 в режиме CrossFireX. Но это не мешает ему иметь большую производительность, чем у одиночного GTX 770.
- GTX 660 в SLI имеют результаты, близкие к показателям связки Radeon HD 7850. И соответственно, мало отличаются от GeForce GTX 780.
Metro 2033 (DirectX 11)
- Тандем HD 7790 потерпел сокрушительное поражение, и все по той же причине — недостаточный объем видеопамяти. Даже при разрешении 1920х1080 совокупная производительность двух таких видеокарт позволяет выйти лишь на уровень одиночного GeForce GTX 670. При разрешении 2560х1440 фреймрейт и вовсе не превышает 1 FPS.
- Система на базе Radeon HD 7850 лишена такого ограничения и с легкостью побеждает одиночный Radeon HD 7970 GHz Edition вместе с GeForce GTX 770.
- Тандем GeForce GTX 650 Ti BOOST мощнее обеих «двухголовых» конфигураций AMD, а также одиночных Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 770.
- Пара GTX 660 в состоянии бросить вызов одному GeForce GTX 780.
Crysis 2 (DirectX 11)
- В связи с тем, что при разрешении 1920х1080 частота смены кадров большинства участников тестирования уперлась в присущий этой игре лимит 100 FPS, все последующие комментарии относятся к тестам в режиме 2560х1440.
- Здесь сборка HD 7790 быстрее, чем HD 7950, но не достигает даже уровня базовой версии Radeon HD 7970, не говоря уже об HD 7970 GHz Edition.
- Два HD 7850 уже в состоянии свергнуть с престола флагманскую видеокарту AMD.
- GeForce GTX 650 Ti BOOST добился примерно того же результата, что и HD 7850. Между прочим, это уровень GeForce GTX 770.
- Два GTX 660 в конфигурации SLI вновь угрожают гегемонии GeForce GTX 780.
Far Cry 3 (DirectX 11)
- Тандем Radeon HD 7790 вновь страдает от недостаточного объема RAM. При разрешении 1920х1080 производительность такой конфигурации превышает уровень Radeon HD 7950 и приближается к уровню HD 7970. Но в режиме 2560х1440 на экран выводится слайд-шоу.
- Два HD 7850 уже в который раз превосходят одиночный Radeon HD 7970 GHz Edition.
- Сборка GeForce GTX 650 Ti BOOST работает немного быстрее, чем пара Radeon HD 7850. И даже этих двух карточек достаточно, чтобы побороть одиночный GeForce GTX 770.
- И это свершилось: связка GeForce GTX 660 наконец-то смогла побить GeForce GTX 780.
Crysis 3 (DirectX 11)
- В Crysis 3 имеем совершенно предсказуемый провал тандема Radeon HD 7790 при разрешении 2560х1440 и разочаровывающую производительность при 1920х1080.
- Два Radeon HD 7850 вместе в очередной раз обогнали Radeon HD 7970 GHz Edition.
- Результаты сдвоенных систем на базе NVIDIA снова наверху. Пара GeForce GTX 650 Ti BOOST опередила GeForce GTX 770.
- Два GeForce GTX 660 практически не уступают единственному GeForce GTX 780.
Battlefield 3 (DirectX 11)
- Тандем HD 7790 неплох для игры в режиме 1920х1080, где он не уступает Radeon HD 7970. Но при разрешении 2560х1440 производительность падает катастрофически.
- Пара HD 7850 — достаточно мощная сборка, чтобы обойти как Radeon HD 7970 GHz Edition, так и GeForce GTX 770.
- То же относится и к системе на базе GeForce GTX 650 Ti BOOST, результаты которой близки к результатам предыдущей.
- Тандем GeForce GTX 660 вновь отличился, показав производительность на уровне одиночного GeForce GTX 780.
Batman: Arkham City (DirectX 11)
- В Batman: AC поражение систем на платформе AMD было предопределено, поскольку технология CrossFireX в этой игре попросту не работает.
- Связка GeForce GTX 650 Ti BOOST выступает не хуже Radeon HD 7970 GHz Edition. Но GeForce GTX 680 удерживает первенство в режиме 1920х1080.
- Пара GTX 660 вышла на уровень GTX 770 при разрешении 2560х1440, но уступает последнему при разрешении 1920х1080.
DiRT Showdown (DirectX 11)
- Два HD 7790 в режиме 2560х1440 не уступают модели HD 7970, а в 1920х1080 сравнимы с HD 7970 GHz Edition.
- Тандем HD 7850 с небольшой натяжкой можно признать равным HD 7970 GHz Edition в 2560х1440, а в 1920х1080 он уже явно быстрее одиночной видеокарты.
- Движок DiRT Showdown отдает явное предпочтение GPU AMD, поэтому обе двухпроцессорные конфигурации NVIDIA безнадежно отстали от конкурентов на базе AMD.
- Связка GeForce GTX 650 Ti BOOST не может справиться даже с одиночным Radeon HD 7950. Зато опережает GeForce GTX 770.
- Ну а тандем GTX 660 расположился на отметке между HD 7950 и HD 7970, а также мало отличается от GeForce GTX 780.
⇡#Энергопотребление
- Связка Radeon HD 7790 оказалась более экономичным вариантом, чем единственный адаптер Radeon HD 7950, который ей стабильно проигрывает при условии, что тест не упирается в объем видеопамяти.
- Система на базе HD 7850 также преподнесла сюрприз, на поверку оказавшись менее требовательной, чем как HD 7970, так и HD 7970 GHz Edition. Даже относительно скромный в плане энергопотребления GeForce GTX 680 и то показал большую мощность.
- Система, заряженная двумя GTX 650 Ti BOOST либо двумя GTX 660, имеет неизменное энергопотребление. Что не удивительно, ибо в этих видеокартах применяется один и тот же GPU, работающий на одной и той же частоте. Обе конфигурации по максимальной мощности превосходят такие прожорливые видеокарты, как Radeon HD 7970 GHz Edition, GeForce GTX 770 и GTX 780.
⇡#Выводы
Практические замеры производительности систем с двумя видеокартами среднего класса в режиме SLI или CrossFireX нас нешуточно удивили. Честно говоря, изначально тестирование задумывалось исключительно как курьезный эксперимент, лишенный какого-либо практического смысла. А выяснилось, что средства распараллеливания нагрузки на несколько GPU при 3D-рендеринге уже настолько вылизаны, что две видеокарты из ценовой категории для прижимистых геймеров запросто опережают по производительности один мощный флагманский (или недавно бывший таковым) видеоадаптер.
Комбинация пары Radeon HD 7790, казалось, уж точно была обречена на неудачу. Ну что могут противопоставить флагманским адаптерам два GPU Bonaire, в которых совокупное количество потоковых процессоров и текстурных модулей меньше, чем у HD 7970 с чипом Tahiti XT, да еще и со скромной шиной памяти разрядностью 128 бит? Оказывается, в двух HD 7790 достаточно пороху, чтобы отбросить HD 7950 и на равных биться c HD 7970. Но только при одном важном условии, что игре достаточно скромного кадрового буфера объемом 1 Гбайт (напомним, в CrossFireX, как и в SLI, объемы памяти двух видеокарт не складываются). Ибо если его недостаточно, то всё преимущество от второго GPU сводится на нет необходимостью гонять данные из системной памяти по шине PCI-Express, пусть даже версии 3.0
Адаптеры Radeon HD 7850 избавлены от такого ярма, поскольку, согласно официальным спецификациям, комплектуются 2048 Мбайт RAM. Такого объема пока хватает для игры с самыми хардкорными настройками при разрешении 2560х1440, хоть и хватает в обрез. В результате в большинстве бенчмарков независимо от разрешения связка двух HD 7850 как минимум эквивалентна одиночной карте Radeon HD 7970 GHz Edition. Это не только совершенно неожиданный результат, но и возможность реально сэкономить деньги. Десять тысяч рублей за два самых дешевых варианта HD 7850 — это, согласитесь, заметно меньше, чем 14 тысяч за HD 7970 GHz Edition. К тому же, как ни странно, тандем потребляет меньше энергии по сравнению с одиночным флагманом AMD.
Не менее впечатляют результаты «двухголовых» конфигураций на платформе NVIDIA. Сборка двух GeForce GTX 650 Ti BOOST почти никогда не уступает бывшему флагману NVIDIA — GTX 680 — и нередко достигает уровня GeForce GTX 770. Впрочем, GTX 650 Ti BOOST и находится в более выгодном положении, чем его ближайший соперник из стана AMD — Radeon HD 7790: по количеству ядер CUDA и текстурных блоков это ровно половина чипа GK104, лежащего в основе GTX 680 и GTX 770, шина памяти — 192 бит, а объем — 2 Гбайт. Опять-таки можно сэкономить небольшую сумму, купив два GTX 650 Ti BOOST (примерно 10 500 руб.) вместо единственного GTX 680 или тем паче GTX 770.
Два GeForce GTX 660 в режиме SLI выглядели наиболее жизнеспособной из всех четырех тестовых комбинаций, ибо в совокупности два ядра GK106 с полностью функциональными вычислительными блоками по сравнению с GTX 680 имеют неплохой запас теоретической производительности. Но коль скоро даже более слабые связки составили серьезную конкуренцию одиночным видеокартам высшей категории, то неудивительно, что тандем GTX 660 стабильно опережает GeForce GTX 770 и несколько раз поравнялся с GeForce GTX 780. Увы, сменив мощный адаптер на два GTX 660, придется поступиться энергетической эффективностью, ибо две такие видеокарты потребляют больше. А стало быть, сильнее греются и наверняка сильнее шумят.
С одной стороны, за столь впечатляющие результаты надо поблагодарить программистов, которые точат и точат без устали драйверы GPU и игровые движки под SLI и CrossFireX. С другой — фактором успеха «двухголовых» систем могла стать чисто аппаратная особенность, связанная с шинами памяти. Коль скоро два GPU в тандеме работают с копиями одних и тех же данных, их можно уподобить одному процессору с количеством вычислительных блоков, примерно соответствующим оному у более крупных чипов этого же производителя. Но если GPU Tahiti имеет 384-битную шину памяти, то два GPU Pitcairn уже набирают в совокупности 512 бит. Или возьмем GK104 от NVIDIA. Он имеет 256-битную шину, а два GK106 вместе дают 384 бит. Впрочем, автор статьи не берется утверждать, что такое представление на самом деле корректно с точки зрения архитектуры SLI или CrossFireX.
Возвращаясь к практической стороне вопроса, мы все-таки не осмелимся рекомендовать две бюджетные видеокарты в качестве универсальной замены видеоадаптеров категории «для энтузиастов». Использование SLI или CrossFireX все еще не гарантирует одинаково эффективного масштабирования производительности во всех играх. Взгляните на диаграмму Batman: Arkham City, где CrossFireX не работает по причинам либо технологического, либо политического характера. Наверняка есть и обратные примеры, когда не работает уже SLI. Кроме того, встречаются неприятные проблемы, специфические именно для CrossFireX (сильный разброс частоты смены кадров и разрывы картинки), с которыми AMD все ещё борется. Но если есть желание немного рискнуть, попробовать необычное сочетание железа и попутно сэкономить пару тысяч рублей, то пожалуйста. И конечно же, покупка второго бюджетного адаптера в дополнение к старому открывает для экономных геймеров заманчивые перспективы апгрейда малой кровью.
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|