Большая часть линейки дискретных видеоадаптеров AMD Radeon R7/R9 была представлена единовременно, провожая на пенсию семейство Radeon HD 7000. Не хватало только флагманской модели, и хотя AMD заняла публику громкими анонсами, сопутствующими серии R7/R9, с технологической точки зрения протестированные недавно Radeon R7 260X, R9 270X и R9 280X не очень интересны: это все лишь удачное обновление трех столпов «семитысячной» серии. Radeon R9 290X должен был принести единственный по-настоящему новый GPU под кодовым именем Hawaii, и вот он перед нами.
⇡#Технические характеристики, цена
Итак, насколько велико долгожданное большое ядро от AMD? GPU Hawaii, задействованное в Radeon R9 290X, содержит 6,02 млрд транзисторов, а площадь кристалла – 438 мм2, что превышает параметры Tahiti, бывшего до сих пор наиболее сложным чипом AMD, на 40% и 24% соответственно.
Вся вычислительная начинка GPU увеличилась в размерах: если Tahiti включает 2048 потоковых процессоров, 128 блоков фильтрации текстур и 32 ROP, то формула Hawaii – это 2816/176/64.
Вдобавок ко всему Hawaii наградили 512-битной шиной памяти. Напомним, что предыдущим коммерческим GPU с такой особенностью был R600 от AMD (серия Radeon HD 2900), вышедший в свет еще в 2007 году. С тех пор производительность кадрового буфера прирастала более консервативным путем – за счет тактовой частоты микросхем, но в данном случае изменение разрядности с 384 на 512 бит позволило одним махом увеличить пропускную способность шины на 20% по сравнению с показателем Radeon HD 7970, хотя в целях стабильности эквивалентная частота микросхем была понижена до 5 ГГц. Кроме того, AMD утверждает, что контроллеры памяти в совокупности занимают на кристалле на 20% меньшую площадь, чем было в Tahiti.
Тактовая частота самого GPU достигает 1 ГГц, как бы ни настораживали подобные обтекаемые формулировки. Впрочем, забегая вперед рассказа о механизмах энергосбережения R9 290X, подтвердим, что 1 ГГц действительно является для этой карты уверенной рабочей частотой, если пользователь по собственной инициативе не переориентирует логику PowerTune в пользу большей экономичности или акустического комфорта. Судя по частоте и тому факту, что Hawaii выходит в свет с полностью активированным набором вычислительных блоков, AMD мастерски овладела техпроцессом 28 нм. В принципе, два года назад AMD удалось без видимых трудностей перевести производство с нормы 40 нм, причем начиная с крупнейшего (по числу транзисторов) на тот момент ядра в истории компании — Tahiti. Мало кто подозревал, что AMD держит в запасе еще более амбициозный проект, но в конце концов решение отложить запуск по-настоящему крупного чипа с архитектурой GCN на вторую итерацию «кремния» с размером транзистора 20 нм, оправдало себя на 100%. По меньшей мере, дополнителное время на R&D позволило более экономно распорядиться площадью кристалла: несмотря на прирост с 4,3 до 6,02 млрд. транзисторов в абсолютном исчислении, количество элементов на единицу площади увеличилось на 12%.
Различия в пиковой производительности по основным показателям между Radeon R9 290X и предшествующим флагманом AMD – Radeon HD 7970 GHz Edition — колоссальны. Особенно выделяется увеличение филлрейта на 90%. Наличие сразу 64 ROP неплохо подготовили новый Radeon R9 290X для игры в 4К-разрешении.
Модель | Radeon R7 260X | Radeon R9 270X | Radeon R9 280X | Radeon R9 290X | HD 7990 |
Основные компоненты |
GPU |
Bonaire XTX |
Curacao XT |
Tahiti XTL |
Hawaii XT |
Malta |
Число транзисторов, млн |
2080 |
2800 |
4313 |
6020 |
2 x 4313 |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
Тактовая частота GPU, МГц: High State / Boost State |
1000/1100 |
1000/1050 |
850/1000 |
1000/НД |
950/1000 |
Потоковые процессоры |
896 |
1280 |
2048 |
2816 |
2x2048 |
Текстурные блоки |
56 |
80 |
128 |
176 |
2x128 |
ROP |
16 |
32 |
32 |
64 |
2x32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт |
GDDR5, 1024 |
GDDR5, 2048 |
GDDR5, 3072 |
GDDR5, 4048 |
GDDR5, 6144 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц |
1625 (6500) |
1400 (5600) |
1500 (6000) |
1125 (5000) |
1500 (6000) |
Разрядность шины памяти, бит |
128 |
256 |
384 |
512 |
2x384 |
Интерфейс |
PCI-Express 3.0 x16 |
PCI-Express 3.0 x16 |
PCI-Express 3.0 x16 |
PCI-Express 3.0 x16 |
PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения |
Интерфейсы |
1 х DL DVI-D, 1 x DL DVI-I, 1 x HDMI 1.4a, 2 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 2 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 4 x Mini DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
Типичная потребляемая мощность, Вт |
115 |
180 |
250 |
НД |
НД |
Средняя розничная цена, руб. |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Есть небольшая путаница с частотами остальных представителей линеек R7/R9. AMD сообщила только максимальные частоты GPU, но из наиболее достоверных источников известно, что все три адаптера имеют PowerTune w/Boost, как Radeon HD 7970 GHz Edition. Кроме того, «верхняя» частота R9 280X составляет 1000, а не 1050 МГц, как мы считали ранее. Что, впрочем, не особо влияет на результаты тестов.
Нельзя удержаться от сравнения Hawaii с конкурирующим GPU столь же невообразимой сложности – GK110. Физически ядро от NVIDIA все-таки покрупнее: 7,1 млрд транзисторов и площадь 551 мм2. Хотя до геймерских видеокарт GeForce GTX 780 и GTX TITAN GK110 добрался в несколько урезанном виде, так что часть транзисторного бюджета лежит на нем мертвым грузом.
Сложнее предсказать относительную производительность красного и зеленого гигантов, ведь в силу архитектурных различий нельзя сравнивать в лоб количество потоковых процессоров AMD и ядер CUDA NVIDIA. Проще рассуждать о быстродействии backend’а соперников, а вот здесь преимущество явно на стороне Hawaii, ибо GK110 располагает 48 ROP и шиной памяти разрядностью 384 бит, а значит, флагман AMD лучше приспособлен к рендерингу в разрешениях WQHD (2560x144) и 4К (3840/4096×2160).
|
NVIDIA GeForce GTX 780 | NVIDIA GeForce GTX TITAN |
Основные компоненты |
GPU |
GK110 |
GK110 |
Число транзисторов |
7,1 млрд |
7,1 млрд |
Техпроцесс, нм |
28 |
28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock |
863/900 |
836/876 |
Потоковые процессоры |
2304 |
2688 |
Текстурные блоки |
192 |
224 |
ROPs |
48 |
48 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт |
GDDR5, 3072 |
GDDR5, 6144 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц |
1502 (6008) |
1502 (6008) |
Разрядность шины памяти, бит |
384 |
384 |
Интерфейс |
PCI-Express 3.0 x16 |
PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения |
Интерфейсы |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
Макс. потребляемая мощность, Вт |
250 |
250 |
Средняя розничная цена, руб. |
Нет данных |
Нет данных |
Единственное, что настораживает относительно R9 290X, так это вероятное энергопотребление карты. Неспроста, ох неспроста AMD опустила этот параметр в слайдах официальной презентации. В конце концов, Hawaii производится по прежней технологии TSMC с нормой 28 нм, и чудес здесь быть не может, несмотря на самые изощренные энергосберегающие технологии: если при сравнимой тактовой частоте в кристалле стало на 40% больше транзисторов, то TDP неминуемо идет вверх. Хотя разумеется, нет никаких сомнений в том, что AMD проделала значительную работу для того, чтобы удержать теплового демона в узде. Вспомним, каким экономичным оказался Radeon HD 7790, энергосберегающие технологии которого легли в основую PowerTune Radeon R9 290X (об этом ниже).
Рекомендованная розничная цена Radeon R9 290X для рынка США составляет $549. Именно в такую сумму был оценен Radeon HD 7970 почти два года тому назад. Сегодня это очень агрессивный ход со стороны AMD, ведь GeForce GTX 780 до сих пор не опустился ниже отметки $650, а он – главная мишень R9 290X. Твердых данных о ценах в России нам пока не предоставили.
⇡#Обновленная архитектура GCN
Чип Hawaii отличается от Tahiti – пионера AMD на техпроцессе 28 нм — не только количеством вычислительных блоков. И даже помимо uncore-компонентов, на которых AMD сделала акцент во время запуска линейки Radeon R7/R9 (TrueAudio, обновленный интерфейс коммуникации с WRM), само ядро GPU претерпело важные структурные изменения. В основе Hawaii по-прежнему лежит архитектура Graphics Core Next, отлично приспособленная как для 3D-рендеринга, так и для неграфических вычислений (GP-GPU). Ее первоначальную реализацию мы подробно описали в обзоре Radeon HD 7970. Читателям, которым внутреннее устройство GPU не менее интересно, чем результаты бенчмарков, рекомендуем освежить знания, а затем посмотрим, что именно принесла новая итерация GCN в ядре Hawaii, а что осталось прежним.
Основным строительным блоком ядра GCN является Compute Unit, сочетающий набор ALU (потоковых процессоров, исполняющих инструкции шейдерных kernel’ов) – 64 штуки — и четыре блока фильтрации текстур. На этом уровне изменения ограничиваются появлением новой операции MQSAD и повышением точности при расчетах логарифма и экспоненты, что может быть интересно только разработчикам. Кроме того, на слайде, описывающем устройство Compute Unit, указана поддержка адресации в «плоском» пространстве архитектуры x86-64, но кажется, что это все-таки уже было в Tahiti два года назад.
Основная перестройка произошла на более высоких уровнях. В архитектуре ядра появилась крупнейшая масштабируемая единица под названием Shader Engine, которая объединяет исполнительные блоки всех типов, имеющие отношение к рендерингу, в порядке продвижения по стадиям конвейера:
- Геометрический процессор.
- Вплоть до девяти Compute Unit’ов.
- Вплоть до 16 ROP’ов.
В состав ядра Hawaii входит четыре Shader Engine, что позволит выпускать на базе того же «кремния» графические процессоры, равномерно урезанные по всем аспектам производительности.
Существенно увеличился объем кеша L2 – с 384 Кбайт до 1 Мбайт. Пропускная способность шины L1–L2 также возросла с 700 Гбайт/с до 1 Тбайт/с.
Появление отдельного блока обработки геометрии в каждом Shader Engine означает, что полнофункциональное ядро Hawaii может подготавливать по четыре примитива за такт против двух у Tahiti. Кроме того, определенные оптимизации схемы позволили поднять производительность при аппаратной тесселяции и исполнении шейдеров, модифицирующих геометрию.
Также GCN продолжает наращивать возможности для неграфических вычислений. Чип Hawaii содержит уже не два, как в Tahiti, а восемь диспетчеров команд (ACE, Asynchronous Command Engine) для нагрузки GP-GPU, которые доступны разработчику как отдельные устройства и работают независимо от диспетчера графического конвейера. Каждый ACE способен управлять восемью очередями команд одновременно.
⇡#Обновленный PowerTune
Для контроля энергопотребления Radeon R9 290X используется в общих чертах та же схема, которая ранее была отработана в Radeon HD 7790 и затем воспроизведена в R7 260X. Напомним основы.
От частоты 300 МГц включительно отложены восемь шагов по 100 МГц, каждому из которых соответствует свой код напряжения питания GPU (VID). В зависимости от нагрузки на GPU PowerTune вычисляет его энергопотребление и устанавливает такую пару частоты/VID, чтобы карта осталась в рамках предписанного TDP и одновременно использовала этот ресурс по максимуму. А поскольку 100 МГц – это весьма крупное расстояние между шагами, они сменяются с периодом 10 мс, образуя некую усредненную частоту.
Нововведение Radeon R9 290X – VID-интерфейс, позволяющий более быстро и точно регулировать напряжение на GPU, а главное – имеющий канал телеметрии, через который может получать данные о реальном токе и напряжении от аналоговых датчиков. Изменилась схема контроля вентилятора системы охлаждения: еще до того, как аналоговый датчик просигнализирует о подъеме температуры, при повышении вычислительной нагрузки начинают увеличиваться обороты. Отсюда более плавный и менее шумный разгон крыльчатки.
Кстати, вопреки ранее распространенной информации, теперь твердо известно, что канал телеметрии – эксклюзивная «фишка» семейства Radeon R9 290, а в R7 260X PowerTune не отличается от версии Radeon HD 7790.
После установки R9 290X раздел PowerTune в Catalyst Control Center преображается. Основными инструментами разгона являются регуляторы Power Limit и частоты GPU, значение которых устанавливает координаты мишени на наглядной цветной диаграмме тепловыделения GPU, и отдельная опция предельной температуры GPU. Температура, в свою очередь, также зависит от профиля работы системы охлаждения. Опция скорости крыльчатки в Catalyst Control Center теперь действует по-новому: вместо того чтобы зафиксировать частоту вращения, она устанавливает ее верхний предел. Таким образом, получается уравнение с тремя переменными – энергопотреблением, частотой и скоростью вращения вентилятора, из которых пользователь волен выбирать то, что ему важнее всего.
Кстати, референсный образец Radeon R9 290X имеет два BIOS под названием Uber Mode и Quiet Mode. Нечто подобное мы уже видели на примере Radeon HD 6970, только здесь все видимые различия между версиями прошивки сводятся именно к исходному лимиту оборотов охлаждающей «турбинки» – 55 и 40% соответственно. Как новый PowerTune выглядит в деле, вы можете посмотреть в разделе «Разгон, температура, энергопоребление » .
⇡#CrossFire без «мостиков»
Произошло неминуемое – привычные ленточные кабели CrossFire уступили место более изящному решению: видеокарты теперь синхронизируют кадровые буферы через DMA. AMD утверждает, что пропускной способности PCI-E 3.0 для этого вполне достаточно, и падения производительности не произойдет даже при использовании PCI-E 2.0.
⇡#4K-разрешение, True Audio, Mantle, DirectX 11.2
Перечислим кратко те достоинства Radeon R9 290X, которым мы ранее уделили внимание в обзоре R7 260X, R9 270X и R9 280X.
Стандарт VESA Display ID v1.3 позволяет «тайловому» монитору (а сейчас это единственная разновидность мониторов с разрешением 4К) идентифицировать себя в таковом качестве, сообщить видеокарте о своей топологии, расположении и толщине рамок между «плитками» (если последние имеются). В результате «тайловый» экран конфигурируется абсолютно без усилий пользователя, в режиме plug’n’play. Лишь бы производитель самого монитора тоже внедрил эту опцию.
Radeon R9 290X является второй видеокартой после R7 260X со встроенным звуковым DSP TrueAudio. Сильнейшая сторона TrueAudio в том, что предлагаемый API дает доступ к самым базовым функциям DSP. Разработчик игры, решивший задействовать TrueAudio, может либо написать любые эффекты, какие ему вздумается, либо прибегнуть к помощи лицензированной middleware-библиотеки. Звук, обработанный средствами TrueAudio, можно выводить не только через интерфейс HDMI, но и через любой другой источник – интегрированный в системную плату звуковой кодек, USB-гарнитуру, что угодно.
Mantle. Читателям-старожилам достаточно сказать слово Glide, и можно больше не объяснять, о чем идет речь. Mantle – это низкоуровневый API для графических процессоров с архитектурой GCN. За счет отсутствия дополнительного уровня аппаратной абстракции Mantle сулит весьма существенное увеличение производительности в тех играх, чьи разработчики решатся его внедрить. Есть некоторые основания считать, что Mantle – не что иное, как низкоуровневый API, портированный с консоли Xbox One, а первой игрой с его поддержкой будет Battlefield 4.
Radeon R9 290X, как и прочие представители R-серии (вместе с Radeon HD 7000), удовлетворяет требованиям DirectX 11.2. Среди прочих возможностей через новую версию DX открывается доступ к функции закачки текстур высокого разрешения из оперативной памяти CPU по требованию (Partially Resident Textures).
⇡#AMD Radeon R9 290X: конструкция
На этот раз AMD оформила привычные «кирпичи» референсных адаптеров в более экстравагантном стиле по сравнению с продукцией прошлых лет. Суть от этого не меняется: референсный дизайн предлагает добротную плату, пригодную для неплохого разгона, и мощную, но далеко не тихую систему охлаждения. В первые месяцы продаж R9 290X такие карты будут в некоторых количествах доступны в рознице под маркировками конечных производителей.
На кулер R9 290X не пожалели меди, которая образует массивное основание с испарительной камерой, позволившей обойтись без тепловых трубок.
Микросхемы памяти и полевые транзисторы системы питания отдают тепло массивной алюминиевой раме посредством термопрокладок.
AMD Radeon R9 290X: система охлаждения
|
|
AMD Radeon R9 290X: панель разъемов
|
⇡#AMD Radeon R9 290X: плата
Кадровый буфер набран микросхемами SK Hynix H5GQ1H24AFR-R0C с номинальной тактовой частотой 6 ГГц. Питание компонентов построено по схеме 5+1+1 (GPU, чипы памяти, PLL), как и серийных образцов Radeon HD 7970 (GHz Edition) на референсном дизайне. А вот и он, слева от линейки полевых транзисторов и катушек, – регулятор напряжения IR 3567, обеспечивающий работу PowerTune новой версии.
AMD Radeon R9 290X: плата
AMD Radeon R9 290X: плата
Для интереса – фото кристалла Hawaii в сравнении с NVIDIA GK110 и более скромными по площади и возможностям процессорами обеих компаний – Tahiti и GK104.
⇡#Методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов |
CPU |
Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Intel Core i7-3970X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата |
ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память |
DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ |
Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Seasonic Platinum-1000, 1000 Вт |
Охлаждение CPU |
Thermalright Silver Arrow |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система |
Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD |
AMD Catalyst 13.11 Beta 5 + Catalyst Application Profiles 13.5 CAP1 |
ПО для карт NVIDIA |
331.58 WHQL |
Для измерения мощности системы используется стенд с блоком питания Corsair AX1200i. Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. Шина PCI-Express работает в режиме 3.0. Для активации PCI-E 3.0 на видеокартах серий GeForce 600 и 700 в системе на чипсете X79 применяется патч от NVIDIA.
В настройках драйвера NVIDIA всегда в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD всегда настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings.
Набор бенчмарков |
Программа |
API |
Настройки |
Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание |
Разрешение |
3DMark 2011 |
DirectX 11 |
Профиль Extreme |
- |
- |
3DMark |
DirectX 11 |
Тест Fire Strike (не Extreme) |
- |
- |
Unigine Heaven 2 |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool |
DirectX 10 |
DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Макс. качество. Начало миссии Going Hunting |
AF 16x, MSAA 4x + FXAA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown . Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин |
AF, AA 4х |
1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost |
AF, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF 16x, SSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество. Postprocessing: normal |
AF 16x, FXAA |
1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS |
DirectX 11 |
Макс. качество. Начало миссии Post Human |
AF 16x, MSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк |
DirectX 11 |
Макс. качество |
AF 16x, SSAA 4x |
1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
На практике обновленный PowerTune сильно напоминает аналогичную технологию от NVIDIA – GPU Boost 2.0, с той разницей, что базовая частота GPU на адаптерах NVIDIA означает планку, ниже которой процессор под нагрузкой не опустится, а в реализации AMD это верхняя граница, возле которой PowerTune попытается удержать частоту в динамике. Кроме того, по меньшей мере сейчас нет возможности считывать напряжение питания ядра с PWM или вручную на него воздействовать.
По наблюдениям за датчиками видно, что PowerTune в Radeon R9 290X управляет частотой более решительно, чем в R7 260X и HD 7790. Возьмем пятиминутный эпизод из Crysis 3 в разрешении 2560х1440, основательно загружающий графику. BIOS версии Uber Mode позволяет вентилятору раскрутиться до 55% от максимальной скорости (а турбинки AMD ставит, как обычно, с большим запасом) – 2893 об/мин. Этого вполне достаточно, чтобы видеокарта стала заметна в фоновом шуме тестовой лаборатории, а температура GPU не превысила требуемых 94 °C, но и частота GPU почти не отклоняется от 1000 ГГц (есть только единичный мгновенный провал до 492 МГц).
В Quiet Mode процессор разогревается до 94 °C, но скорость кулера уже достигла предела (1987 об/мин), и Power Tune начинает активно сбрасывать частоту — вплоть до 773 МГц.
Чтобы выжать из Radeon R9 290X максимум производительности, мы использовали стандартный прием: при помощи сторонней утилиты можно зафиксировать скорость вентилятора. Датчик показывает 5167 об/мин, раздается сильнейший шум, зато GPU не нагревается сильнее 72 °C. Лимит TDP увеличен на допустимые 50%. В таком случае удалось добиться стабильной работы на частоте GPU 1100 МГц и памяти – на 6 ГГц. Актуальная частота GPU порой отклоняется вниз до 997 МГц, но большую часть времени держится у заданной планки.
Замеры мощности обнаружили небольшую разницу между режимами Uber Mode и Quiet Mode, а вот разница между R9 290X в разгоне и Uber Mode – просто о-го-го, 30 Вт.
И даже в Quiet Mode Radeon R9 290X потребляет на 30 Вт больше электроэнергии, чем R9 280X. Тогда, если пренебречь всякими тонкостями, получим и вероятный TDP карты – 280 Вт. Кстати, примерно равных с R9 290X значений в тесте достиг двухпроцессорный GeForce GTX 690. Парочка GeForce GTX TITAN и GTX 780, напротив, заметно экономичнее.
Графический процессор Radeon R9 290X под нагрузкой разогрелся сильнее всех – до 94 °C. Но паника неуместна: как сообщила AMD, это терпимые условия для GPU. Впрочем, если dfv не жалко своих ушей, то турбинка референсного адаптера легко снизит нагрев до 73 °C даже при разгоне.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011
3DMark (DirectX 11)
Unigine Heaven 2
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead
Battlefield 3
Batman: Arkham City
DiRT Showdown
-
Эта игра, напротив, благоволит к AMD, поэтому R9 290X играючи справился с GeForce GTX TITAN и впервые одолел GTX 690.
Far Cry 3
Tomb Raider
Bioshock Infinite
Crysis 3
Metro: Last Light
⇡#Производительность: Radeon R9 290X vs GeForce GTX 780 vs GeForce GTX TITAN
-
Лишь в Batman: AC GeForce GTX 780 имеет преимущество перед Radeon R9 290X, а в Crysis 3 можно констатировать шаткое равновесие.
-
В остальных играх R9 290X показал лучшие результаты, чем GTX 780 или даже TITAN.
-
Переход в разрешение 2560х1440 играет на руку красному флагману.
⇡#Производительность: режимы Uber и Quiet, разгон
3DMark 2011
3DMark
Игровые тесты + Unigine Heaven 2
-
Большинство игр нечувствительны к различиям между Uber Mode и Quiet Mode.
-
Заметная разница проявилась лишь в Battlefield 3 и Far Cry 3.
-
Впрочем, и разгон также прибавляет к результатам небольшой процент.
⇡#Выводы
Установив паритет с флагманским видеоадаптером конкурента в рамках прошлого поколения видеокарт (Radeon HD 7970 GHz Edition vs GeForce GTX 680), AMD сумела сохранить его даже в противостоянии с продуктом на GK110 – GeForce GTX 780. По производительности две карты очень близки, и в более того, в большинстве бенчмарков Radeon R9 290X имеет небольшое, но устойчивое преимущество. Кроме того, в благоприятных условиях R9 290X может составить конкуренцию даже с GeForce GTX TITAN: по разнице между бенчмарками в разрешении 2560х1440 и 1920х1080 заметно, что преимущество Radeon R9 290X возрастает в месте с увеличением нагрузки на филлрейт. Пока еще у нас не было возможности столкнуть «большое ядро» от AMD с продуктами на NVIDIA GK110 в 4К-разрешении, но в скором времени мы постараемся устроить такой эксперимент. А вот GTX 780 превосходит R9 290X только в редких и не совсем репрезентативны случаях (Batman: Arkham City).
Впрочем, если несколько лишних FPS в бенчмарках несущественны с практической точки зрения, то разница $100 между текущими ценами на GeForce GTX 780 и рекомендованным ценником R9 290X говорит сама за себя. Кроме того, эти $100 – еще один укор «Титану», который по-прежнему продается за сумму около $1000 и имеет единственное твердое преимущество перед GeForce GTX 780 – поддержку вычислений FP64 со скоростью 1/3 от FP32, в то время как GTX 780 искусственно ограничен соотношением 1/24.
Помимо производительности и выгодной цены, Radeon R9 290X подкупает поддержкой такой перспективной штуки, как TrueAudio. Как ни крути, а это лучший подход к теме аппаратно-ускоренного звука в играх на PC, который мы видели за последние годы (а то и со времен приснопамятного A3D). Наконец, с R9 290X просто приятно иметь дело, потому что это устройство, продуманное в мелочах – таких, как CrossFire без мостиков, поддержка VESA Display ID v1.3. Нельзя не отметить и такой тонкий инструмент динамического контроля питания, которым является технология PowerTune в ее текущем виде.
Единственная претензия к R9 290X – это, конечно же, энергопотребление. Невозможно скрыть тот факт, что карта пробила потолок в 250 Вт и, скорее всего, имеет реальный TDP в районе 280 Вт. Вот неизбежная плата за сочетание огромного ядра и высокой тактовой частоты. Впрочем, сам GPU Hawaii без проблем работает в таких условиях и даже имеет запас для разгона под воздушым охлаждением в районе 10% от номинала. Температура в районе 95 °C, которой процессор достигает под нагрузкой, считается допустимой. Повышенное тепловыделение также не привело к акустической катастрофе (на примере референсного образца, а открытые кулеры на партнерских платах оригинального дизана будут более эффективны), и все же, уровень шума можно оценить как «допустимый» и «нормальный», но не лучше.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.