⇡#Тестирование
⇡#Методика тестирования
Монитор ASUS PG248Q был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе ASUS PG248Q производитель использует шесть предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2, как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея среди доступных.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим Splendid – Racing;
- яркость – 80;
- контрастность – 50;
- темп.цвета – 6500 K;
- гамма – 2.2;
- OD – Normal.
В ходе ручных правок под яркость по центру в 100 нит и точку белого 6500 К они приняли следующий вид:
- режим Splendid – Racing;
- яркость – 13;
- контрастность – 50;
- темп.цвета – User – 99|91|94;
- гамма – 2.2;
- OD – Normal.
Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Изменение контрастности не приводило к улучшению гамма-кривых. Все остальные настройки остались при заводских установках – их можно считать оптимальными.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме «Racing» при настройках по умолчанию:
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 |
370 |
0,411 |
900 |
90 |
342 |
0,38 |
900 |
80 |
314 |
0,35 |
897 |
70 |
287 |
0,319 |
900 |
60 |
258 |
0,289 |
893 |
50 |
229 |
0,256 |
895 |
40 |
200 |
0,224 |
893 |
30 |
170 |
0,191 |
890 |
20 |
140 |
0,158 |
886 |
10 |
108 |
0,123 |
878 |
0 |
78 |
0,089 |
876 |
Максимальная яркость оказалась на уровне 370 кд/м2, а нижнее значение составило 78 кд/м2. Коэффициент контрастности – 890:1 в среднем, что чуть ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но является нормой для TN-дисплеев.
Полученный диапазон изменения яркости подсветки является оптимальным для работы и будет достаточен для большинства задач в различных условиях освещения. Проблем с подбором яркости у конечного потребителя не возникнет. Разве что минимальное значение хотелось бы видеть более низким – на уровне 50 нит и ниже.
Активация режима работы подсветки ULMB резко меняет картину. При разной ширине импульса диапазон яркости составляет 13-128 нит, а коэффициент контрастности — 750:1. Стоит учитывать это, если вы вдруг захотите получить визуальную скорость отклика, как на CRT-мониторе.
⇡#Результаты при стандартных настройках
При стандартных установках монитор демонстрирует относительно хорошие результаты. Треугольник цветового охвата практически полностью перекрывает стандарт sRGB, за исключением небольших участков в зеленой, бирюзовой и синей областях. Поэтому без использования профилей и ПО с поддержкой системой управления цветом всё же не обойтись.
Монитор на 88,6 % соответствует пространству sRGB. Про AdobeRGB нет смысла говорить – модель создана для другого.
Точка белого настроена плохо – присутствует грязно-жёлтый оттенок. Со стабильностью цветовой температуры оттенков серого тоже наблюдаются явные проблемы.
Гамма-кривые настроены плохо – заметно просажены относительно референсной линии. Из-за этого изображение кажется куда более контрастным, нежели оно должно быть в действительности, а темные тона теряются.
Из-за этого результаты отклонений цветопередачи в тесте Argyll нас также не сильно порадовали: 3,12 единицы DeltaE94 в среднем и 6,14 в максимуме. При такой настройке могло быть и хуже.
⇡#Результаты после калибровки
Произведённые ручные правки и калибровка позволили улучшить результаты монитора.
После таких манипуляций PG248Q стал на 95,3 % соответствовать пространству sRGB.
Точка белого встала на своё место, а стабильность серого клина по уровню ЦТ значительно возросла, хотя и не пришла в норму.
Измеренные гамма-кривые максимально приблизились к референсной линии, а отклонения DeltaE94 снизились до соответствующего уровня.
Но, как оказалось, всё это ненадолго. Монитор ASUS PG248Q мы калибровали четыре раза — и пришли к неутешительному выводу: цветопередача плавает в независимости от установленных параметров, а поэтому через 5, 10, 20, 60 минут результаты оказывались сильно отличными от полученных сразу после калибровки. Посмотрим на результаты модели через 20 минут после калибровки:
Цветовой охват поменялся в пределах погрешности измерений. Тут претензий нет
Точка белого и оттенки серого на CIE диаграмме незначительно сместились. Стабильность ЦТ осталась прежней.
Основные негативные изменения произошли с гамма-кривыми. Они поднялись относительно референса и значений, полученных 20 минутами ранее. Как показали дальнейшие эксперименты – после включения монитора легко можно получить вообще другие кривые.
Таким образом, большого смысла в калибровке в случае с PG248Q нет. По крайней мере, уверенности в том, что монитор выводит правильную картинку, у вас не будет. Хотя, вполне возможно, что это проблема нашего экземпляра и в розничных образцах она будет решена. С другой же стороны, модель игровая — требовать от неё точной цветопередачи было бы странно, но и не рассказать об этом мы не могли.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Отдельно рассмотрим специальный режим sRGB, который должен менять настройки монитора с целью добиться максимально возможного соответствия данному цветовому стандарту. При его активации все настройки в меню монитора, ответственные за точность и яркость картинки, блокируются. Яркость фиксируется на уровне 160 кд/м2, что уже далеко от номинальных значений для стандарта sRGB, но с высокой точностью соответствует стандарту AdobeRGB.
Треугольник на CIE-диаграмме практически не отличается от того, что мы видели при заводских установках. Разница несущественна.
Точка белого и цветовая температура оттенков серого также напоминают увиденное в Racing Mode. Значимых изменений в лучшую сторону не наблюдается. Но и в худшую — тоже.
А вот гамма-кривые настроены явно лучше: расхождение с референсом не столь велико.
Наши слова подтверждают результаты теста Argyll. Среднее отклонение цветопередачи, выраженное в единицах DeltaE94, составило 2,76, максимальное — 5,8. Говорить о высокой точности не приходится, но это лучше, чем при заводских установках.
⇡#Результаты в режиме ULMB
Теперь посмотрим, что происходит с монитором при включении режима работы подсветки ULMB для улучшения визуального восприятия движущихся объектов. Яркость в этом случае сразу устанавливается на отметке 130 кд/м2 — выше этого не подняться.
Опорные точки на CIE-диаграмме слегка меняют свои координаты в пространстве, вследствие чего цветовое соответствие стандарту sRGB немного снижается.
Точка белого настроена очень плохо. Со стабильностью цветовой температуры оттенков серого тоже наблюдаются определенные проблемы.
Гамма-кривые моментально дают ответ на вопрос «почему всё так темно и контрастно?». Картинку на экране нельзя назвать правильной даже с большой натяжкой.
Большое количество сильных отклонений в очередной раз подтверждает наши слова. Очень странно, почему иной режим работы W-LED-подсветки настолько сильно сказался на качестве цветопередачи. Раньше, скажем прямо, мы с таким поведением мониторов с режимом ULMB не сталкивались.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего PG248Q есть очевидные проблемы
Среднее отклонение от центральной точки составило 6,9 %, максимальное не превысило 18%. Результат средний — фотография выглядит страшнее, чем реальность. Бывает значительно хуже!
А вот в чём PG248Q нас сильно разочаровал, так это в равномерности цветовой температуры. Среднее отклонение от центральной точки составило 4,4 %, а максимальное – 12,6 %. Рабочий диапазон после настройки – 5942-7269 кельвин. Разница между минимумом и максимумом очень существенна. Цветовая температура увеличивается сверху вниз, и не плавно, а скачкообразно. При работе за монитором видно, как верхняя область экрана желтит, а нижняя отдаёт синевой.
Такая же ситуация и с отклонениями DeltaE по уровню цветовой температуры. Максимальные отклонения были выявлены по всей нижней части матрицы и в её верхней рабочей зоне.
Для демонстрации равномерности на чёрном поле мы решили оставить две фотографии с разной экспозицией. На одной из них — если присмотреться — можно увидеть, что у монитора высветлены три части экрана: нижняя, правая и левая. В двух последних присутствует грязно-жёлтый паразитный оттенок, а у нижней – синий. Для TN+Film-матрицы результат ожидаемый и далеко не самый плохой из того, что нам приходилось видеть. Снизить визуальные проблемы с равномерностью на чёрном можно – снижайте яркость подсветки, но, честно говоря, и при высокой яркости в глаза они не бросаются.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Несмотря на псевдо 8-битную TN+Film-матрицу и не самую точную заводскую настройку монитор ASUS PG248Q смог продемонстрировать высокие по качеству градиентные переходы, но хорошо отразить их на фотографии мы не смогли — углы обзора не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит, как «диагонально-круговой».
Если захватить в кадр лишь небольшую область экрана, то показать разницу между PG248Q с заводскими установками и после настройки и калибровки значительно проще. В первом случае всё же видны некоторые паразитные оттенки, а во втором появляется большое количество резких переходов, а видимость паразитных оттенков возрастает. Результат средний.
Главной «фишкой» героя обзора является феноменальная скорость матрицы. И тут с маркетологами ASUS не поспоришь: модель PG248Q, пожалуй, самая быстрая из всех протестированных нами. Кроме безупречной скорости и качественной настройки разгона панели (в стандартном режиме), мы можем отметить отсутствие заметных артефактов. Сделать из PG248Q подобие хорошего CRT-монитора можно с помощью активации режима ULMB, со «стробящей» подсветкой на частоте работы экрана. В таком виде визуальная скорость увеличивается как минимум вдвое. Артефакты не появляются, но и управлять "разгоном" в этом режиме нельзя. ULMB можно активировать только при частоте вертикальной развёртки 100-120 Гц. Но и этого более чем достаточно. Вау-эффект обеспечен!
Отдельно отметим, что использование технологии G-Sync подразумевает под собой необходимость отключения ULMB. Можно использовать только что-то одно — так уж они технологически устроены.
Отсутствие пропуска кадров в режимах 120, 144 и 180 Гц подтверждает специальный тест из пакета UFOTest. Как мы отмечали ранее, ощутить разницу между 120 и 144 Гц крайне сложно. Аналогичная ситуация и с 144, и 180 Гц – сделать это на глаз практически нереально. Каких-то плюсов от такой частоты вертикальной развёртки мы выделить не можем. Кроме того, на нашей тестовой системе наш экземпляр монитора на 180 Гц работал с некой мелкой рябью изображения, а избавиться от неё помогло снижение разгона до 170 Гц. В таком виде проблем с качеством картинки не возникало.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора портят общее впечатление от игрового ASUS PG248Q, но если вы сталкивались с TN+Film-матрицами последних 5-7 лет, то никаких открытий и откровений для вас не будет. Просто изначально перед покупкой надо отдавать себе отчёт в том, для чего приобретается данный монитор и какими явными минусами (из-за технологии самой матрицы) он обладает.
Стабильность картинки при изменении положения пользователя низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях — например, при работе с таблицами и документами — хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а низкие углы обзора.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но значительно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падают контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов.
Всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами матриц. Но, единожды познакомившись с IPS-матрицами, на это начинаешь обращать внимание.
Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Многие почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам, но это не так.
В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (на тёмных графических интерфейсах иногда заметны полосы).
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе ASUS PG248Q используется качественная полуматовая поверхность поверх защитного пластикового слоя.
Благодаря ей при стандартных рабочих условиях кристаллический эффект (КЭ) остаётся неразличимым. В плане визуальных впечатлений это, конечно, не глянцевый экран, зато у монитора остаются хотя бы какие-то антибликовые свойства. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) КЭ усиливается, но это не так важно – куда сильнее портят впечатления углы обзора и прочие проявляющиеся эффекты.
От эффекта Cross Hatching монитор ASUS PG248Q избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.
Активация режима ULMB переводит подсветку в иной режим работы. Частота ШИ-модуляции в этом случае составляет 120-130 Гц, что заметно влияет на усталость глаз. Тут уж пользователю решать, что ему важнее — отсутствие усталости глаз или движущиеся объекты без шлейфов.
⇡#Выводы
В принципе, мы могли бы написать заключение для обзора ASUS PG248Q уже через несколько часов знакомства. Это максимально быстрый монитор, без артефактов, напичканный всеми современными технологиями для истинных геймеров, с отличной сборкой, материалами и внешним видом. Это монитор для тех, кто играет не пару часов в неделю, а проводит за играми десятки часов и требует от дисплея максимальной отдачи и соответствия высоким запросам в скорости. Невысокое разрешение – только в плюс: можно будет выжать максимальное количество FPS. Ничего более технологичного и быстрого среди игровых моделей на рынке сейчас не представлено.
Если же вас заботит точность и стабильность цветопередачи, высокая равномерность подсветки и высокие углы обзора – то этот монитор не для вас. За всем этим вам следует обратиться к совсем другим дисплеям, коих в ассортименте ASUS тоже представлено более чем достаточно.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- запоминающийся внешний вид;
- отличное качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
- наличие двух портов USB 3.0;
- максимально удобная система управления;
- высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB после настройки и калибровки;
- высокая частота вертикальной развёртки – до 180 Гц (но тут как повезёт);
- очень высокая скорость матрицы без заметных артефактов;
- поддержка технологии NVIDIA G-Sync в широком диапазоне частот (30-180 Гц);
- идеальная настройка разгона матрицы (OD) в стандартном режиме и в ULMB;
- широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменном уровне контрастности;
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости (за исключением режима ULMB, но это норма);
- незаметный кристаллический эффект и отсутствие Cross-hatching.
Недостатки:
- слабая заводская настройка и нестабильность цветопередачи даже после настройки и калибровки (результаты заметно плавают);
- крайне низкая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры (видны существенные различия между частями экрана);
- минусы, свойственные применённому типу матрицы: низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг, малые углы обзора;
- высокая цена и низкая доступность на момент публикации обзора.
Может не устроить:
- крайне ограниченный выбор интерфейсов, особенно для работы на максимальной частоте вертикальной развёртки;
- не самая высокая равномерность подсветки на чёрном поле – средний результат для TN+Film-дисплея;
- сильный Glow-эффект на чёрном поле.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.