реклама
Аналитика

ТВ под прицелом MediaMetrics: как это сделано

Благодаря инновационным разработкам компании «Технологии видеоанализа», популярный новостной агрегатор MediaMetrics пополнился инструментом pro.mediametrics.ru/reports, формирующим рейтинг упоминаемости известных людей в различных телепередачах. Новый сервис в полной мере демонстрирует возможности современных систем компьютерного зрения и, по заверениям разработчиков, является единственной на данный момент в Рунете аналитической площадкой, отражающей полную картину упоминаемости тех или иных известных персон (губернаторов, депутатов, министров, знаменитостей) на основных российских федеральных телеканалах. О том, какие технологические решения легли в основу нового инструмента MediaMetrics, как он работает и каковы перспективы развития систем видеоаналитики в России и мире, нам рассказал генеральный директор компании «Технологии видеоанализа» Вадим Конушин.

 Генеральный директор компании «Технологии видеоанализа» Вадим Конушин

Генеральный директор компании «Технологии видеоанализа» Вадим Конушин

3DNews: Вадим, компания «Технологии видеоанализа» специализируется на прикладных исследованиях и разработках в области компьютерного зрения и видеоаналитики. Расскажите нашим читателям об истории развития вашей организации и достигнутых успехах на рынке.

В. Конушин: Наша компания основана в 2010 году. Большинство наших сотрудников являются выпускниками или студентами Лаборатории компьютерной графики и мультимедиа МГУ. Поэтому прикладные исследования в области компьютерного зрения для каждого из нас начинаются уже с третьего курса, при поступлении в лабораторию.

Компания была зарегистрирована после победы в конкурсе «СТАРТ» фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) с проектом «Система анализа состава и поведения аудитории по данным видеонаблюдения». В каком-то виде систему сделали, но изначальные планы оказались слишком амбициозными. И по имеющимся ресурсам и доступным технологиям компьютерного зрения на тот момент, да и просто понимание рынка было ограниченным. Так что законченного продукта, на который был бы спрос, не было. Поэтому в первые годы мы чаще отвлекались на разные НИРы, заказные разработки. Всё в области компьютерного зрения и чаще всего даже видеоаналитики, но до эпохи глубокого обучения каждый раз было достаточно много специфической работы, которую сложно применить в других задачах. Сейчас с этим намного проще, так как одинаковый инструментарий можно быстрее и легче применить к разным направлениям. Конечно, своя специфика в разных задачах остаётся, но попробовать быстро собрать прототип, добиться какой-то разумной точности можно намного меньшими силами.

Со временем мы стали всё больше фокусироваться на задаче анализа изображений лиц — выделении и сопровождении лиц в видео, идентификации, определении пола и возраста. Постепенно учились говорить «нет» предложениям на заказную разработку по отличающимся темам. Разработали хорошую библиотеку, удобную для интеграции в различные продукты. Посещая профильные выставки, начали лучше понимать потребности компаний.

В последние два года мы активно интегрируемся в продукты различных компаний. Среди наших применений и уже имеющихся интеграций можно отметить видеонаблюдение, системы контроля доступа, проверку заёмщиков (в кредитном бюро), системы Digital Signage, робототехнику (распознавание подходящих людей), аппараты выдачи пропусков.

3DNews: Сегодня в индустрии IT всё большую популярность приобретают решения с использованием технологий машинного обучения и систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей. Применяете ли вы перечисленные технологии в своих системах компьютерного зрения?

В. Конушин: Конечно. Сейчас, думаю, уже нет никого работающего с 2D-распознаванием лиц, кто бы не использовал глубокие нейронные сети. Они безусловно привели к буму в большинстве областей компьютерного зрения, и в распознавании лиц чуть ли не в первую очередь.

3DNews: В мире представлено немало продуктов, использующих технологии видеоанализа для решения различных задач. В чём заключаются отличительные особенности ваших разработок в этой области? Быть может, ваши технологии дешевле/прогрессивнее/быстрее/проще в использовании, чем у конкурентов?

В. Конушин: Начнём с того, что все используют достаточно похожие алгоритмы. Разумеется, есть отличия, из-за которых кто-то может иметь даже заметное преимущество в точности или скорости, но вот совсем радикальных отличий, скорее всего, нет. Далее, всё очень быстро развивается и меняется. Условно говоря, студент сегодня может обучить алгоритм идентификации более точный, чем был лучший в мире алгоритм два, ну или в крайнем случае три года назад. Ну и наконец, есть сложности с открытыми тестированиями. Где-то тестовые данные находятся в открытом доступе (а значит, нет доверия к результатам), где-то данные специфические, также далеко не все компании представлены на этих конкурсах. Поэтому аргументированно заявить о своих преимуществах достаточно сложно, зато просто заявить очень легко.

По правде сказать, я и сам не знаю, где мы находимся относительно некоторых из конкурентов. С кем-то из них просто ни разу не пересекались в тестах, а с кем-то сравнивались очень давно, и всё могло измениться.

Из косвенных признаков я могу судить по тому, что фонд перспективных исследований в 2014 и 2015 годах устраивал конкурсы на лучший прототип технологии распознавания лиц людей. Конкурсы были организованы достаточно хорошо. Была, конечно, специфика данных, были некоторые вопросы к протоколу тестирования, но в целом всё достаточно корректно. В 2014 году мы на конкурсе заняли первое место, в 2015-м, намного более репрезентативном по числу участников, поделили второе-третье места с Центром речевых технологий (уступив ГосНИИАС-у). При этом фонд на тот момент собрал большинство отечественных компаний, разработчиков систем идентификации людей по лицу. По-моему, их было более двадцати (что свидетельствует о многочисленности российских компаний, специализирующаяся на разработках в области компьютерного зрения, и это только подобласть распознавания лиц).

Что для меня является более важным ориентиром — это выбор компаний. Особенно не конечных пользователей системы, а тех, кто интегрируют наши технологии в своём софте, иногда в первый раз добавляя функции идентификации, а иногда даже заменяя чужие, в том числе иностранные, «движки». В отличие от конечных пользователей они придирчивее относятся к таким технологиям, не ориентируются на побочную функциональность или пользовательский интерфейс. Они лучше разбираются в этих технологиях, проводят свои внутренние тесты и сравнения разных производителей. Иногда я вижу полученные графики, но не могу их распространять из-за подписанных соглашений о конфиденциальности. Иногда они их не предоставляют. Но в целом каждый раз, когда выбирают нас, я понимаю, что суммарно по точности, скорости работы, простоте интеграции, оперативности техподдержки, цене мы превзошли конкурентов.

По моим субъективным агрегированным ощущениям, на данный момент по сумме всех характеристик мы первые в России. Если ошибаюсь (опять же есть тёмные лошадки, с которыми пока почти не пересекались), то как минимум в тройке. В мире, думаю, тоже на хорошем уровне. NEC'у (считается на данный момент мировым лидером в этой области) пока проигрываем.

3DNews: Ваша компания принимала активное участие в разработке нового сервиса «МедиаМетрикса», формирующего рейтинг упоминаемости известных людей в различных телепередачах. Какие технологии были задействованы в проекте?

В. Конушин: Выделение лиц и идентификация людей по лицу.

3DNews: Можете нашей аудитории раскрыть техническую сторону проекта и буквально в двух словах рассказать, как работает новый сервис «МедиаМетрикса»? Правильно ли мы понимаем, что положенные в его основу алгоритмы в режиме реального времени анализируют эфир основных федеральных ТВ-каналов, производят идентификацию людей по изображению лиц и затем на основе полученной информации формируют рейтинг? Как ведётся подсчёт аудитории?

В. Конушин: Да, всё верно. Берём видеопотоки, вырезаем из них один кадр в секунду, находим лица и сравниваем их с базой фотографий известных людей. Далее объединяем близкие по времени обнаружения одного человека в сюжеты, чтобы не засчитывать одно лицо повторно по много раз. Подсчёт аудитории ведётся на стороне «МедиаМетрикса», так что могу напутать. Думаю, что они используют информацию о текущей аудитории разных каналов от ТВ-операторов.

3DNews: Есть ли планы по развитию и расширению функциональных возможностей упомянутого сервиса? Навскидку: было бы здорово, если бы была возможность добавлять различных медийных персон и просматривать по ним статистику.

В. Конушин: Конечно, развивать сервис планируем. Так как это совместный проект с MediaMetrics, то будем вместе думать, куда двигаться, стараться определить, на что есть спрос. Возможность добавления персон пользователями не рассматриваем, т. к. пользы от этого мало (просто разок «поиграться»), а при этом возникает ряд проблем (добавят некачественную фотографию или кого-то очень похожего на известного политика, что ухудшит общую точность). Скорее, мы будем сами добавлять новых людей в том числе по внешним запросам, и предоставлять за плату более подробную статистику.

Из ближайших планов есть определение брендов и статистика по ним. Если узнать, сколько раз и когда крутилась реклама своего бренда, компании ещё могут, то определить, сколько людей увидели их бренд во время спортивных трансляций, в новостях, в телешоу, сейчас возможности нет. А это потенциально очень интересная для них информация. Заодно можно легко получить такую информацию и по конкурентам и оценить эффективность траты своего рекламного бюджета. Думаем, что в этом направлении платежеспособный спрос есть.

Ну а дальше посмотрим. Можно подумать над более подробной статистикой, например с разбиением по типу появления — во время новостей, рекламного блока или в кино. Можно анализировать звук, можно стараться определить тональность упоминания о том или ином политике, много чего ещё.

3DNews: Планирует ли команда компании «Технологии видеоанализа» расширять исследования и разработки в области компьютерного зрения и видеоаналитики? Какие новые продукты стоит ожидать в будущем?

В. Конушин: Мы постоянно ведём исследования в области компьютерного зрения. В первую очередь, конечно, концентрируемся на задачах, связанных с анализом изображений лиц людей, так как это основной наш бизнес. Но периодически возникают и новые направления, иногда связанные с каким-то проектом, иногда в более инициативном порядке. Здесь можно упомянуть выделение логотипов, некоторых других типов объектов в видео, анализ медицинских снимков.

Если говорить о продуктах, то работаем над облачными сервисами для распознавания клиентов розничных магазинов и для оценки длины очередей. Есть планы по отдельным продуктам и в области безопасности.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 4 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 6 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 7 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 8 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 10 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 11 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 12 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 14 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 41 мин.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 6 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 6 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 6 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 8 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 11 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 11 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 12 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.