⇡#Тестирование
⇡#Методика тестирования
Монитор Viewsonic VP2468 был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100 % исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Viewsonic VP2468 производитель установил свыше 20 пресетов, разбросанных по дебрям уже изученного меню, часть из которых поддаётся дополнительной настройке с помощью внушительного количества параметров. Также присутствует три ячейки для записи профилей в ходе аппаратной калибровки (CAL1-CAL3). Автор этого текста, несмотря на опыт работы и более чем 300 протестированных мониторов за плечами, до конца не понял взаимосвязи некоторых пунктов меню и режимов картинки. Загадкой остаётся и то, зачем вообще нужно всё это изобилие пресетов в OSD Menu. Что уж говорить про простого пользователя, который будет, мягко говоря, поражён возможностями дисплея. Только вот не факт, что это положительная характеристика...
Перед началом тестирования мы обновили прошивку монитора до самой последней версии. В качестве рабочего интерфейса мы выбрали mini DisplayPort 1.2, к которому подключали дисплей при помощи кабеля из комплекта поставки. Впрочем, вы можете со спокойной душой использовать доступные HDMI-порты – картинка хуже от этого не станет. Главное — выставить правильный рабочий диапазон в настройках драйвера видеокарты и в меню монитора.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим изображения — Native (он же Off);
- яркость — 100;
- контраст — 70;
- цветовая температура — нативная.
В случае с VP2468 мы воспользовались возможностью проведения аппаратной калибровки с помощью программы Colorbration. Несмотря на поддержку колориметров и спектрофотометров компании X-Rite, нам пришлось воспользоваться лишь первым из них, поскольку при работе со спектрофотометром i1 Pro программа некорректно проводила замеры, просто проматывая все цветовые патчи за 10 секунд и выдавая в итоге «пустой» результат. В свою очередь, использование колориметра сказалось на точности калибровки, поскольку отдельно созданную матрицу коррекции для колориметра X-Rite Display Pro использовать в программе для калибровки не представляется возможным. Для указанного прибора в ней применяется усреднённая матрица для мониторов с W-LED-подсветкой.
В настройках программы было выставлено цветовое пространство sRGB, яркость 100 нит, максимально возможный коэффициент контрастности и коррекция неравномерности подсветки по матрице 3 × 3.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась в режиме REC.709 при выключенной системе компенсации неравномерности подсветки.
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 |
289 |
0,316 |
915 |
90 |
266 |
0,29 |
917 |
80 |
243 |
0,266 |
914 |
70 |
221 |
0,242 |
913 |
60 |
198 |
0,217 |
912 |
50 |
176 |
0,192 |
917 |
40 |
153 |
0,163 |
939 |
30 |
130 |
0,142 |
915 |
20 |
107 |
0,117 |
915 |
10 |
84 |
0,092 |
913 |
0 |
61 |
0,067 |
910 |
В этом случае максимальная яркость оказалась на уровне 289 кд/м2, а нижнее значение составило 61 кд/м2. Коэффициент контрастности – 915:1 в среднем, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках.
Полученный диапазон изменения яркости подсветки устроит подавляющее большинство потребителей. По верхней границе монитор превосходит указанное производителем значение, а нижняя граница позволит существенно снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.
После активации системы компенсации неравномерности подсветки диапазон яркости резко снижается — до уровня 29-138 нит при коэффициенте контрастности в 435:1. Результат не лучший, но многие мониторы с системой UC откликаются на её активацию похожим образом. Так что это нас особо не удивило. Упавшая вдвое глубина чёрного поля будет заметна лишь при заливке всего экрана чёрным цветом, а такой диапазон подсветки и вовсе, как показывает практика, оптимален в большинстве рабочих ситуаций. Так что пугаться резко упавших цифр не стоит.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Цветовой охват монитора превышает стандарт sRGB на основной части цветовых стимулов, но есть и проблемные области: зелёные и фиолетовые оттенки.
При заводских настройках цветовой охват дисплея соответствует 95,5 % sRGB и 69,2 % AdobeRGB, что является нормой для подобного рода устройств и современных AH-IPS-матриц с обычной W-LED-подсветкой в целом. Сами опорные точки выставлены более точно, чем у монитора от LG на идентичной матрице, – это плюс, хотя и не существенный.
Точка белого смещена ближе к 6 800К, но без паразитных оттенков. Стабильность ЦТ оттенков серого ниже среднего, разница доходит до 750 кельвин. Чем темнее оттенок, тем он холоднее.
Расхождение каналов гамма-кривых невелико, общая точность настройки пускай и не идеальная, но высокая. Подтверждаем – заводская калибровка явно проводилась.
Но помогла не до конца. Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля sRGB составило 1,51 единицы DeltaE94, максимальное – 4,44. Результаты были бы выше, если бы не некоторые проблемы с тремя цветовыми патчами из-за выхода цветового охвата монитора за пределы пространства sRGB. Но в целом, повторимся, результат высокий.
⇡#Результаты после аппаратной калибровки
Для аппаратной калибровки мы использовали программу Viewsonic Colorbration, созданную на базе решения X-Rite и полностью повторяющую как его дизайн, так и возможности. Был установлен продвинутый режим калибровки, измерительным устройством выступал колориметр X-Rite Display Pro. Общее время на проведение одной процедуры калибровки со средней таблицей цветовых патчей составило около 40 минут. Прямо скажем – удивительно долго для скоростного колориметра.
Перед дальнейшим просмотром результатов хотелось бы отметить следующий факт: для всех измерений по умолчанию мы используем колориметр Display Pro с отдельно созданной с помощью референсного спектрофотометра i1 Proматрицей коррекции под каждый новый дисплей. Однако в случае с VP2468 и программой Colorbration это оказалось физически невозможно. Таким образом, аппаратная калибровка производилась колориметром в связке с некой усреднённой матрицей под W-LED-дисплеи, предложенной ПО, а дальнейшая проверка в HCFR и Argyll CMS проводилась по нашей стандартной схеме. Всё это привело к тому, что результаты калибровки оказались не самыми точными (точными они будут лишь для внутренней проверки Colorbration). А теперь продолжим:
Аппаратная калибровка позволила улучшить цветовой охват монитора, максимально сократив количество зон, выходящих за пределы пространства sRGB. При работе за монитором это позволит получить максимально точную цветопередачу даже в ПО без поддержки системы управления цветом.
Точка белого приблизилась к 6400 К без какого-либо паразитного оттенка. Точки оттенков серого сместились к зоне DeltaE<3 на CIE-диаграмме и легли максимально близко друг к другу – стабильность серого относительно стандартных установок резко возросла.
Точность установки гамма-кривых увеличилась, но это абсолютно незначительные изменения.
Внесённые во встроенный LUT правки позволили улучшить точность цветопередачи, а созданный в ходе калибровки ICM-профиль второй версии позволил использовать его для проверки в среде Argyll CMS. Итоговые результаты оказались следующими: среднее отклонение DeltaE94 0,36 единицы и максимальное 1,57. Результат высокий, дополнительных комментариев он не требует.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Среди огромного разнообразия предустановленных режимов VP2468 для дополнительной проверки мы выбрали стандартный sRGB — как один из четырёх с заявленной заводской калибровкой.
К сожалению, полученные цифры цветового охвата нас не порадовали: всего 90,5 % sRGB и 62,7 % AdobeRGB. Треугольник на CIE-диаграмме по площади меньше, чем полученный при заводских установках и после аппаратной калибровки.
Точка белого в изучаемом режиме настроена тоже хуже, чем при настройках монитора по умолчанию. Стабильность цветовой температуры ниже среднего – разброс между значениями доходит почти до 800 кельвин.
Странно выглядят и полученные гамма-кривые. У стандарта sRGB они должны заметно отличаться от усреднённого показателя гаммы 2,2 исключительно в области с крайними тёмными тонами, а у VP2468 кривые провисли относительно референса в диапазоне 30-85 %. Не самая точная заводская калибровка среди виданных нами.
Отклонения DeltaE94, полученные в тесте Argyll CMS при активированном системном профиле sRGB, подтверждают вышесказанное – режим sRGB демонстрирует более низкие результаты, чем монитор при настройках по умолчанию. Это печально…
⇡#Равномерность подсветки
Из-за особенностей работы встроенной системы Uniformity Compensation измерения равномерности подсветки дисплея Viewsonic VP2468 проходили при яркости в центральной точке на стандартном уровне в 100 кд/м2, однако точка белого не подвергалась правкам вовсе и, таким образом, была определена изначальными настройками героя обзора. Впрочем, будьте уверены, на нашу оценку и финальные выводы это никак не повлияет.
Дополнительно напомним, что система компенсации неравномерности подсветки у VP2468 работает только в предустановленных режимах sRGB/EBU/SMPTE-C/REC709, причём в двух из них — исключительно при зафиксированном уровне яркости подсветки (118-125 нит). Для проверки мы использовали REC709 с возможностью изменения яркости.
Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Вторая фотография – равномерность поля после включения системы Uniformity. Разница хорошо уловима.
Среднее отклонение от центральной точки составило 6,2%, максимальное не превысило 22 %. Результат довольно низкий, но он значительно улучшается после активации системы компенсации неравномерности подсветки – 2,8 % в среднем и 7 % в максимуме. Во втором случае углы становятся немного светлее, чем центральная точка, но визуально это незаметно.
По равномерности цветовой температуры VP2468 показал очень хороший результат и без UC – 0,9 % в среднем и 3,4 % в максимуме, при разнице между крайними значениями в 289 К. Включение системы компенсации незначительно меняет ситуацию в худшую сторону – 1,3 % в среднем и 3,1 % в максимуме при разбросе значений 376 кельвин.
Результаты отклонений ЦТ по уровню DeltaE подтверждают, что активация системы компенсации неравномерности подсветки отрицательно сказывается на равномерности цветовой температуры на белом поле. Разница несущественна, но она есть.
На чёрном поле у героя обзора были выявлены очень сильные засветки во всех четырёх углах с различными паразитными оттенками. Первая фотография даёт возможность лучше увидеть их расположение, а вторая приближена к тому, что увидит пользователь при небольшой яркости экрана.
Результат Viewsonic VP2468, построенного на базе такой же AH-IPS-матрицы, как в LG 24MP88HV, оказался ничуть не лучше. Редко можно увидеть совсем иную картину у доступных IPS-type-матриц, особенно новых, «безрамочных». Дополнительно неравномерность подсветки на чёрном усиливается за счёт Glow-эффекта, о котором мы поговорим чуть ниже. А в данном случае удивляться не стоит – за лучшей равномерностью на чёрном надо обращаться к мониторам на базе *VA-панелей. Других вариантов сейчас нет.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Используемая 8-битная (6 бит + FRC) AH-IPS-матрица позволила монитору продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах. Полноценная аппаратная калибровка с помощью колориметра от X-Rite внесла свои коррективы, но качество градиентов осталось неизменно высоким.
Что касается скорости отклика матрицы, то она вполне типична для современных IPS-type решений с максимальной частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Выставленное по умолчанию значение разгона оптимально: скорость достаточна, артефакты полностью отсутствуют. Два других возможных варианта (Advanced и Ultra Fast) можно активировать лишь в одном предустановленном режиме, и, как видно по сравнительной картинке, проку от них немного: шлейфы становятся чуть более прозрачными, но появляются слабые артефакты.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Знакомая матрица значит знакомые углы обзора и всё те же эффекты при изменении угла просмотра. У Viewsonic VP2468 всё примерно так же, как у большинства Full HD-дисплеев с диагональю от 23 до 25 дюймов и матрицей IPS-типа. Другими словами, это максимум, который можно получить в данном классе, – изображение стабильно по цветопередаче при любых адекватных условиях работы перед монитором.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 40-45+ градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. А вот при изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Если привстать над монитором, то яркость изображения заметно снижается, визуально меняется цветовая температура, падает контрастность изображения.
От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе AH-IPS-матрицы. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма), паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в значительно меньшей степени. Тут ещё многое зависит от цветовой гаммы и яркости самой картинки на экране.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Viewsonic VP2468 используется матовая плёнка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы, что идёт вразрез с современными стандартами.
Если вы не жалуетесь на зрение или носите очки/контактные линзы, то увидеть кристаллический эффект будет легко. Он выражен не настолько сильно, как у старых матовых мониторов на базе S-IPS-, H-IPS- и e-IPS-матриц, но говорить о его отсутствии не приходится. Картинке далеко до «глянцевого журнала» и моделей с качественными полуматовыми плёнками, зато у дисплея очень хорошие антибликовые свойства. При изменении угла просмотра КЭ не усиливается. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free W-LED-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны.
⇡#Выводы
Компании Viewsonic удалось удивить нас самим фактом выпуска такого монитора, как VP2468. А вот удивить его качеством и беспроблемностью, увы, не вышло. Свой первый действительно профессиональный дисплей производитель решил сделать небольшим и доступным. Наверняка это хорошо скажется на его продажах: эту модель можно ругать, но что-либо похожее стоит вдвое больше.
Дизайнеры серьёзно потрудились над тем, чтобы новинка выглядела современно, но при этом им удалось сохранить элегантность и строгость, довольно-таки важные для любого профессионального решения. И если внешний вид устройства действительно удался, то новая система управления и новое, полностью переработанное меню – нет. Кто это придумал и, главное, зачем?
Используемая матрица AH-IPS подвела монитор Viewsonic VP2468 с точки зрения равномерности чёрного поля – результат далеко не лучший. Есть недоработки, касающиеся доступа к LUT, в частности — проблемы с работой спектрофотометра в предлагаемом ПО для калибровки. Система компенсации неравномерности подсветки хорошо работает только в нескольких режимах, причём с определёнными ограничениями.
В итоге если вы раздумываете над покупкой Full HD-монитора с диагональю до 24 дюймов, рассчитываете потратить на него порядка 20 000 рублей и при этом хотите получить максимум возможностей, то Viewsonic VP2468 выглядит интересным предложением. Если же вам нужен просто монитор с отличной картинкой и вы хотите максимально сэкономить, не сильно потеряв в качестве, то смотрите лучше на LG с такой же матрицей.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.
Достоинства:
- удачный новый дизайн и «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками;
- хорошее качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
- достойный выбор современных интерфейсов для подключения;
- USB-хаб с двумя портами USB 3.0;
- прямой доступ ко встроенному 14-битному 3D LUT и работоспособная система компенсации неравномерности подсветки;
- высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB в большинстве режимов;
- хорошая заводская калибровка (не идеал, но с учётом цены модели – очень даже);
- отличные градиенты при любых установках, в том числе после аппаратной калибровки;
- относительно высокая стабильность оттенков серого;
- хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры (как с UC, так и без);
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) и отсутствие Cross-hatching;
- самый доступный монитор в своём сегменте (от 20 000 рублей на момент тестирования).
Недостатки:
- очень низкая равномерность подсветки на чёрном поле (видимо, не сильно зависит от экземпляра);
- неудобное управление и бесконечное количество настроек/режимов изображения, разбросанных по самым разным разделам и подразделам (ничего более запутанного автор этих строк ещё не видел);
- система компенсации неравномерности подсветки работает только в некоторых режимах (в паре из них — с ограничением по изменению яркости, в других — без);
- программные проблемы ПО для аппаратной калибровки (использовать на данном этапе спектрофотометр для точной настройки невозможно).
Может не устроить:
- невысокая точность настройки нескольких предустановленных режимов;
- отсутствие DVI-D-порта;
- матовая защитная поверхность экрана, из-за чего многие увидят кристаллический эффект;
- не самый широкий диапазон изменения яркости и низкий коэффициент контрастности при активации системы Uniformity Compensation;
- стандарт Full HD – не очень современно, особенно для профессионального монитора.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.