реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового Full HD-монитора Viewsonic XG2401: продуманный ход

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор Viewsonic XG2401 был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Viewsonic производитель использует шесть основных предустановленных режимов и семь дополнительных игровых. При тестировании дисплея мы использовали интерфейс DisplayPort 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности модели.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим Color – Native;
  • яркость – 100;
  • контрастность – 70;
  • гамма – 2,2.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:

  • режим Color – User (87|90|100);
  • яркость – 19;
  • контрастность – 70;
  • гамма – 2,2.

Значение параметра «контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все второстепенные параметры остались при настройках по умолчанию.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 397 0,378 1050
90 359 0,342 1050
80 326 0,311 1048
70 291 0,278 1047
60 257 0,245 1049
50 221 0,211 1047
40 185 0,177 1045
30 148 0,141 1050
20 111 0,106 1047
10 71 0,069 1029
0 33 0,032 1031

Максимальная яркость оказалась на уровне 397 кд/м2, а нижнее значение составило 33 кд/м2. Коэффициент контрастности держится на уровне 1040:1 в среднем, что максимально близко к заявленному производителем.

Полученный рабочий диапазон яркости устроит всех без исключения для работы при любом уровне внешней освещённости.

#Результаты при стандартных настройках

Цветовой охват монитора XG2401 практически полностью перекрывает возможности стандарта sRGB и напоминает результаты многих других современных мониторов с W-LED-подсветкой. Средство избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, — использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).

Согласно проведённым измерениям, при заводских настройках дисплей соответствует sRGB на 96,5 % и AdobeRGB на 69,9 %.

Точка белого настроена плохо — смещена в «тёплую» область, но хотя бы без преобладания паразитных оттенков. А вот стабильность цветовой температуры оттенков серого очень высокая.

Если судить по полученным гамма-кривым, можно говорить о том, что монитор демонстрирует чуть более контрастную картинку, нежели она должна быть. Различить крайние тёмные оттенки практически невозможно, а вот балансировка каналов в полном порядке.

Тест на точность цветопередачи из среды Argyll CMS, несмотря на всё вышесказанное, оценил XG2401 хорошо: среднее отклонение не превысило 2 единиц DeltaE94, а максимальное составило 4,96. Это значит, что больших проблем с цветом даже при использовании системного профиля sRGB изученный монитор вам не создаст.

#Результаты после калибровки

Чтобы улучшить показатели, после снижения яркости нам потребовалось внести серьёзные корректировки в значения RGB Gain, чтобы привести точку белого к референсу в 6500 К.

После таких манипуляций цветовое соответствие sRGB и AdobeRGB заметно снизилось — произошёл явный сдвиг опорных точек на CIE-диаграмме.

Точка белого пришла в норму, однако стабильность ЦТ оттенков серого стала ниже, чем была по умолчанию.

Гамма-кривые уже через несколько минут после калибровки начали плясать, поэтому правки в LUT, занесённые в созданный профиль, оказались бесполезными – кривые RGB существенно отличаются от референсной линии.

Получить красивый отчёт Argyll нам удалось сразу после калибровки. В дальнейшем для получения похожих цифр наш экземпляр XG2401 пришлось бы откалибровать заново. Плавающая цветопередача, знаете ли…

#Результаты в режиме sRGB

В изучаемом мониторе производитель спрятал режим sRGB в настройки цветовой температуры, как это обычно и бывает.

Но, несмотря на наши надежды и мечты, существенных изменений при его активации не происходит. Цветовой охват увеличивается совсем незначительно, контраст блокируется на уровне 70 %, а яркость по умолчанию устанавливается в положении 25 %.

Точка белого и стабильность оттенков серого находится на уровне заводских установок — никаких существенных отличий. Все изменения в большей степени связаны с изменением яркости подсветки.

Гамма-кривые в центральной области слегка подтянулись к референсной кривой. На этом изменения закончились.

Общая точность цветопередачи при этом понизилась. Среднее отклонение DeltaE94 составило 2,22 единицы, а максимальное – 5,34. Другими словами, смысла в режиме sRGB нет, ведь установить более низкую яркость можно и самостоятельно.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин. Системы компенсации неравномерности подсветки в изучаемой модели, в отличие от старшего XG2700-4K, нет.

Картинка выше — это фотография белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) после дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Явных проблем по ней не видно.

Среднее отклонение от центральной точки составило всего 6,7 %, максимальное не превысило 14 %. Результат довольно высокий. На общем фоне слегка заметно высветлен только нижний правый угол.

С равномерностью цветовой температуры дела обстоят похуже. Среднее отклонение составило 2 %, максимальное — 5,4 %, разница между минимумом и максимумом после настройки – 554 кельвина. Это средний результат, зато без резких переходов между участками экрана.

А вот по диаграмме отклонений, выраженных в единицах DeltaE, становится ясно, что проблемы с равномерностью ЦТ у монитора есть и искать их надо в нижней части матрицы. Среднее отклонение составило 3 единицы, а рабочий диапазон от 0,4 до 6,4 – неплохо, но хотелось бы лучше. Предварительный же итог следующий: по равномерности яркости монитор превзошёл своего предшественника, а вот по ЦТ ему заметно уступил.

С равномерностью подсветки на чёрном у монитора тоже дела обстоят не очень. Сразу обращают на себя внимание светлые полосы по периметру TN+Film-панели. Такая вот у неё особенность.

Кроме того, хорошо видны засветки с грязно-жёлтым паразитным оттенком с левой и правой стороны матрицы. Углы высветлены не слишком сильно, однако в целом глубина чёрного изрядно плавает. Общий результат – низкий.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

В мониторе используется простая 8-битная матрица с применением дизеринга (FRC) для увеличения динамического диапазона. При стандартных установках и после ручной настройки качество градиентов довольно высокое. Но как только вводятся минимальные правки на уровне LUT видеокарты, градиенты на XG2401 сразу же портятся — появляется большое количество резких переходов и областей с паразитными оттенками. Ручные настройки в OSD Menu монитора, в свою очередь, никак не них не влияют.

Высокая скорость матрицы – главный козырь героя обзора. И в этом инженеры компании действительно не подвели. По умолчанию степень разгона OD установлена в положение Standard. Артефакты полностью отсутствуют, длина шлейфов минимальна. Даже на глаз видно, что их величина несколько меньше, чем у самых быстрых игровых IPS-type-решений. Дальнейшее усиление разгона панели отрицательно сказывается на визуальном восприятии — появляются дефекты картинки, а шлейфы увеличиваются.

Основную же роль в ощущениях от работы за XG2401 играют те самые 144 Гц против привычных 60 Гц. Эффект от увеличения частоты вертикальной развёртки заметен сразу, что бы вы ни делали. А поскольку у монитора не слишком высокое разрешение, то для достижения этой цифры в играх (естественно, не всех) вовсе не обязательно использовать топовый графический адаптер.

При максимальной частоте развёртки монитор не пропускает кадры, что было подтверждено с помощью специального теста. Улучшает визуальный опыт в играх и поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync. Она доступна в широком диапазоне, но воспользоваться её преимуществами смогут исключительно обладатели GPU от «красных».

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и модель XG2401 от нее страдает в полной мере, несмотря на свой недавний выход в свет (матрица-то всё равно старая). Если перемещаться относительно монитора, стабильность картинки получается низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг. В некоторых случаях — скажем, при работе с таблицами и документами — хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана. Сказывается тут вовсе не низкая равномерность подсветки, а именно слабенькие углы обзора.

Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, при этом быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов.

Glow-эффект выражен очень сильно. Стоит немного подвинуться в сторону перед экраном с чёрной заливкой — и вы увидите, как поменяется паразитный оттенок и степень его проявления. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (различные полосы, пятна).

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях — в меньшей степени, но с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах. Это норма для TN+Film-моделей.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Viewsonic XG2401 используется матовая защитная поверхность матрицы.

Картинка на экране не такая приятная, как на моделях с полуматовой плёнкой. Кристаллический эффект хорошо различим — заметят его, наверное, все, но через несколько дней работы о нём начинаешь забывать. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) степень его заметности немного усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор Viewsonic избавлен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

После знакомства с новинкой у нас не осталось сомнений: модель XG2401 — это доработанная VG2401, рассмотренная больше года назад. Переведя модель в новую игровую серию мониторов, компания Viewsonic изменила дизайн, поменяла систему управления, добавила несколько полезных технологий.

Исчезли проблемы с минимальным уровнем яркости и качеством картинки при использовании DP и HDMI, а главное – заметно снизилась цена, да так, что более функциональный XG2401 оказался дешевле своего предшественника на 5-7 тысяч рублей. На данный момент это один из самых доступных Full HD TN+Film-мониторов с частотой вертикальной развёртки 144 Гц и поддержкой AMD FreeSync. При этом к его качеству, если учесть класс и цену, у нас практически нет претензий.

К сожалению, в новинке используется очень старая панель, знакомая всем пользователям игровых дисплеев не первой свежести. Она может предложить высокую скорость — и все. При этом ей свойственны все недостатки любой другой не самой лучшей TN+Film-матрицы, да ещё и с нестабильной цветопередачей (скорее всего, проблема в электронике модели).

Кроме того, дисплею не досталась технология компенсации неравномерности подсветки, которая есть у 27-дюймовой 4К-модели из линейки XG. Но если это ещё можно простить и понять экономию, то со всем остальным, в том числе с низкой равномерностью подсветки на чёрном, пользователю Viewsonic XG2401 придётся смириться.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.

Достоинства:

  • строгий дизайн корпуса и отличное качество сборки;
  • достаточный выбор интерфейсов для подключения, в том числе есть два USB 3.0;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • встроенная акустическая система (правда, примитивная);
  • относительно качественная заводская настройка (за исключением точки белого);
  • быстрая матрица с частотой развёртки 144 Гц и поддержка технологии AMD FreeSync с хорошей настройкой;
  • высокая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости;
  • широкий диапазон изменения яркости при стабильном коэффициенте контрастности;
  • отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы;
  • низкая цена в своём классе;

Недостатки:

  • минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг, плохие углы обзора и слабая равномерность подсветки на чёрном);
  • нестабильность цветопередачи – в калибровке нет смысла;
  • градиенты сильно портятся даже при минимальных правках в LUT (сказывается разрядность панели).

Может не устроить:

  • заметный кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы;
  • бесполезный режим sRGB и средняя настройка точки белого;
  • это Full HD TN+Film-модель на старой матрице прямиком из 2011 года — технологии с тех пор ощутимо ушли вперед;
  • отсутствие поддержки G-Sync (цена бы была сразу другой) и технологии ULMB.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Следующая Counter-Strike: в открытый доступ попали первые скриншоты соревновательного шутера Deadlock от Valve 2 ч.
GTA V продолжает делать деньги — продажи игры достигли 200 млн копий 3 ч.
3Logic локализует в России китайскую платформу Gitee и перенесёт 100 тыс. open source проектов 12 ч.
Ghost of Tsushima наконец вышла на ПК, а оверлей PlayStation звёзд с неба не хватает 13 ч.
Microsoft PC Manager начал настоятельно рекомендовать поисковик Bing 14 ч.
В TikTok появились 60-минутные видео, но загружать их могут не все 14 ч.
Manor Lords превзошла «самые смелые» ожидания издателя — игра достигла новой вершины продаж 15 ч.
Датамайнер поделился подробностями следующей игры Valve — это героический PvP-шутер в мире фэнтезийного стимпанка 15 ч.
Ubisoft раскрыла стратегию на ближайшее будущее, но Watch Dogs в нём места не нашлось 16 ч.
Fallout 4 оказалась самой продаваемой игрой в Европе за апрель — спустя почти девять лет после релиза 18 ч.