⇡#Методика тестирования
Монитор ASUS ROG Swift PG27VQ был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 165 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе ASUS PG27VQ производитель предлагает шесть предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея среди доступных.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим GameVisual – Racing;
- яркость – 80;
- контрастность – 50;
- темп. цвета – User (100/100/100);
- гамма – 2,2;
- OD – Normal.
В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К они приняли следующий вид:
- режим GameVisual – Racing;
- яркость – 0;
- контрастность – 50;
- темп. цвета – User (88/88/99);
- гамма – 2,2;
- OD – Normal.
Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Изменение контрастности не приводило к улучшению гамма-кривых. Все остальные настройки, отвечающие за цветопередачу, остались при заводских установках – они оптимальны.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
468 |
0,49 |
955 |
90 |
435 |
0,456 |
954 |
80 |
403 |
0,422 |
955 |
70 |
371 |
0,388 |
956 |
60 |
339 |
0,355 |
955 |
50 |
307 |
0,321 |
956 |
40 |
273 |
0,286 |
955 |
30 |
241 |
0,252 |
956 |
20 |
207 |
0,216 |
958 |
10 |
172 |
0,181 |
950 |
0 |
139 |
0,145 |
959 |
Максимальная яркость оказалась выше заявленной — целых 468 кд/м2, при этом нижнее значение составило 139 кд/м2 — это слишком много для работы в затемнённом помещении или при отсутствии внешнего освещения. Собственно, это первый серьёзный недостаток модели.
При этом коэффициент контрастности приблизился к 960:1, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но является хорошим результатом для TN+Film-решения.
Длина импульса ULMB (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
349 |
0,421 |
829 |
90 |
312 |
0,379 |
823 |
80 |
278 |
0,339 |
820 |
70 |
243 |
0,295 |
824 |
60 |
210 |
0,256 |
820 |
50 |
175 |
0,214 |
818 |
40 |
140 |
0,171 |
819 |
30 |
106 |
0,13 |
815 |
20 |
71 |
0,088 |
807 |
10 |
36 |
0,045 |
800 |
0 |
36 |
0,045 |
800 |
Активация режима работы подсветки ULMB резко меняет картину происходящего. Диапазон яркости 36-340 нит при коэффициенте контрастности 810:1 в среднем куда лучше подходит для большинства рабочих условий, однако нагрузка на глаза в таком режиме выше за счёт ШИ-модуляции с большой скважностью на частоте, равной частоте вертикальной развёртки. Причём 120 Гц – максимум, при котором можно активировать ULMB. На 144-165 Гц возможность включить данную технологию отсутствует. Да и одновременная работа с G-Sync не представляется возможной.
⇡#Результаты при стандартных настройках
В мониторе ASUS PG27VQ используется TN+Film-матрица с обычной W-LED-подсветкой. При стандартных установках она смогла продемонстрировать выдающиеся возможности по цветовоспроизведению, но не по его точности.
Треугольник цветового охвата в целом значительно больше пространства sRGB, но заметно проигрывает ему на зелёных и бирюзовых оттенках, превосходя на красных и жёлтых стимулах. Это можно частично поправить ICM/ICC-профилем и ПО с поддержкой системы управления цветом, но подходит такой вариант не всем — по разным причинам.
По данным Argyll CMS, монитор на 95,2 % соответствует пространству sRGB и на 70,5 % AdobeRGB.
Точка белого настроена плохо и лежит далеко за пределами границы с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10, в области с выраженным паразитным оттенком. При этом стабильность ЦТ оттенков серого очень высокая – на уровне дорогих профессиональных решений по работе с цветом.
С гамма-кривыми у нашего образца наблюдались явные проблемы: некоторый дисбаланс между цветовыми каналами не так страшен, как то, что RGB-кривые проходят значительно ниже референсной линии. Это даёт чрезмерно контрастную картинку и низкую точность цветопередачи.
Эти особенности и нестандартный цветовой охват модели вместе привели её к низкому результату в тестах на цветовое соответствие. В Argyll CMS герой обзора показал среднее отклонение в 4,44 единицы DeltaE94 и почти 10 единиц в максимуме. К слову, его более доступный IPS-конкурент из модельного ряда ASUS выдаёт почти идеальную картинку прямо «из коробки». Почему для мониторов схожего позиционирования и ценового сегмента используется настолько разный подход к заводской настройке? Впрочем, это скорее риторический вопрос.
⇡#Результаты после калибровки
Первое, что мы сделали, — попытались снизить яркость подсветки монитора и отрегулировать уровень цветовой температуры.
После достаточно сильных правок RGB цветовой охват почти не изменился.
Точка белого пришла в норму, стабильность ЦТ оттенков серого практически не пострадала и сохранилась на высоком уровне.
Измеренные гамма-кривые максимально приблизились к референсной линии, точность цветопередачи значительно улучшилась.
Созданный в ходе калибровки профиль монитора позволил операционной системе и ПО узнать о его реальных возможностях, что положительно сказалось на результатах теста Argyll. Они пускай и не идеальны, но для игрового TN+Film-монитора этого более чем достаточно. То есть ASUS ROG Swift PG27VQ вполне может выдавать точную картинку — матрица позволяет, просто её настраивали не для этого.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Отдельно рассмотрим специальный режим sRGB, который должен менять настройки монитора с целью добиться максимально возможного соответствия данному цветовому стандарту.
При его активации все настройки в меню PG27VQ, ответственные за точность и яркость картинки, блокируются, за исключением режимов гаммы, но смысла их менять нет. Яркость фиксируется на уровне 229 кд/м2, что очень далеко от номинальных значений для стандарта sRGB, предусматривающего яркость в диапазоне от 80 до 120 нит (в зависимости от условий внешнего освещения).
Треугольник на CIE-диаграмме с большой точностью повторяет результат монитора при стандартных установках.
Точка белого, стабильность ЦТ оттенков серого – никакой разницы относительно Racing Mode, выставленного по умолчанию.
Знакомую картину увидели мы и при оценке гамма-кривых.
Полученные результаты теста Argyll подтверждают всё вышесказанное и заставляют задать производителю вопрос: для чего создавался режим sRGB, если он ничем не отличается?
⇡#Результаты в режиме ULMB
Теперь посмотрим, что происходит с монитором при включении режима работы подсветки ULMB для улучшения визуального восприятия движущихся объектов. Яркость в этом случае сразу устанавливается на отметке ~339 кд/м2, но её легко снизить как регулировкой яркости подсветки (пункт Brightness), так и изменением длины импульса (что предпочтительнее) в специальном подразделе ULMB.
Треугольник на CIE-диаграмме слегка смещается, но соответствие двум цветовым пространствам меняется в пределах погрешности измерений.
Как и предполагалось, на точку белого и стабильность серого клина включение ULMB не повлияло.
А вот гамма-кривые, к нашему удивлению, оказались ближе к референсной кривой, чем при настройках по умолчанию (среднее значение 2,48 против 2,56 в Racing Mode). Разница незначительна, но картинка всё же становится ближе к оригиналу.
Это подтверждают и полученные результаты теста Argyll. Среднее отклонение снизилось до 4,15 единицы DeltaE94, а максимальное — до 9,75. Впрочем, это всё равно очень и очень неточная настройка.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего PG27VQ есть очевидные проблемы.
Среднее отклонение от центральной точки составило 11,7 %, а максимальное — целых 31 %. Результат для такой диагонали очень низкий.
С равномерностью цветовой температуры у монитора дела обстоят значительно лучше. Единственная проблемная область находится в левой части матрицы. Среднее отклонение от центральной точки составило 1,2 %, а максимальное — 3,8 %. Разница между измеренным минимумом и максимумом всего 477 кельвин, а общий результат – выше среднего.
Следующая диаграмма поверхности с результатами отклонений DeltaE в дополнение к проблемному левому краю, о котором мы узнали ещё при измерении равномерности ЦТ, обращает внимание на нижний правый угол. Однако среднее отклонение в 1,5 единицы говорит нам о том, что волноваться не о чем.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). В первую очередь видна торцевая засветка в нижней части, свойственная многим TN+Film-решениям.
Первая фотография доказывает наличие Glow-эффекта (к слову, меньше, чем у 24,5-дюймового PG258Q) и цветового сдвига даже при почти идеальной посадке перед экраном. Если же отойти от монитора подальше, то почти на всех участках паразитный оттенок полностью исчезает. Остаётся только одна высвеченная овальная область в верхней части экрана. Назвать результат откровенно плохим мы не можем, но и хорошим — тоже.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
В ASUS ROG Swift PG27VQ используется 8-битная матрица, обеспечивающая неплохое качество градиентов при настройках по умолчанию, с одним резким переходом в зоне с крайними тёмными оттенками. Вот только наглядно отразить всё это на фотографии у нас не получилось — углы обзора не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит как диагонально-круговой.
После ручной настройки в режиме Racing изначальная проблема никуда не делась, но появилось чуть больше переходов с паразитными оттенками, в основном в диапазоне 0-15 %.
Проведённая калибровка с серьёзными правками в LUT видеокарты негативно повлияла на градиентные переходы. После неё на экране монитора можно было насчитать около 5-6 резких переходов, несколько различных по ширине зон с паразитными оттенками. И, увы, из-за плохой заводской настройки по-другому в этом случае быть не может.
Рассматриваемая модель не претендует на лавры самого быстрого монитора, ведь уже как год существуют Full HD-модели с частотой 240 Гц и очень быстрыми в плане времени отклика пикселей TN+Film-матрицами. А это, напомним, две отличные друг от друга характеристики, без прямой связи.
Рабочие характеристики модели не помешали компании ASUS сделать PG27VQ самым дорогим игровым WQHD TN+Film-монитором на конец 2017 года. Заявленное время отклика в 1 мс и 165 Гц – это то, чем сейчас сложно удивить, тем не менее в компании всё равно попытались сделать на это ставку.
Монитор, безусловно, быстрый — он покажется большим шагом вперёд для всех обладателей 60-75-Гц моделей. Обычная работа, просмотр фильмов, игры, что угодно – всё происходит максимально плавно, приятно для глаз и без различимых артефактов, но только при стандартных установках. При отключении разгона OD шлейфы увеличиваются, а при выставлении Extreme появляются хорошо различимые артефакты. Активация режима ULMB на частоте 120 Гц значительно меняет визуальные впечатления от движущихся объектов на экране — они воспринимаются как нечто целое, резкое, однако без артефактов не обошлось. Их легко можно увидеть даже при выполнении обычных действий в среде операционной системы и это, конечно, расстраивает.
Что же касается напрашивающегося сравнения с более доступным 165-Гц IPS-вариантом в лице PG279Q, то, безусловно, PG27VQ быстрее, но эта разница уже совсем не такая разительная, как между любым из этих двух мониторов и 60-Гц моделью.
Отдельно отметим, что использование технологии G-Sync, работающей в диапазоне 30-165 Гц и позволяющей добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS, подразумевает необходимость отключения ULMB. Можно включить только что-то одно.
Отсутствие пропуска кадров при частоте 165 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора портят общее впечатление от игрового ASUS ROG Swift PG27VQ, который по этому параметру фактически не отличается от ранее выпущенных 27-дюймовых игровых WQHD TN+Film-мониторов. Впрочем, если вы привыкли работать за дисплеями с TN+Film-матрицами, то ничего не заметите. Просто изначально перед покупкой надо отдавать себе отчёт в том, для чего приобретается данный монитор и какими явными минусами (из-за технологии самой матрицы) он обладает.
Стабильность картинки при изменении положения пользователя низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях, например при работе с таблицами и документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а именно малые углы обзора.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но значительно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падают контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. Цветопередача, даже если пользователь сидит прямо перед монитором, различна в разных частях экрана, и особенно это заметно в углах матрицы.
Однако всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами матриц. Но, единожды познакомившись с IPS-матрицами, на это начинаешь обращать внимание.
Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Многие почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам, но это не так. Кроме того, на сложных цветовых переходах при нестандартных углах просмотра TN+Film-матрица демонстрирует постеризацию картинки, что видно на одной из фотографий выше.
В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (на тёмных графических интерфейсах иногда заметны различные пятна, слабо различимые полосы).
Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе ASUS ROG Swift PG27VQ используется матовая пленка поверх защитного пластикового слоя.
Благодаря ей монитор отличается хорошими антибликовыми свойствами, препятствующими появлению отражений от ярких объектов и источников света, однако кристаллический эффект даёт о себе знать в первые же секунды знакомства с героем обзора. Его заметность дополнительно усиливается при изменении угла просмотра, да и в целом картинка не столь приятна глазу, как на современных моделях с полуматовой поверхностью.
От эффекта Cross Hatching монитор ASUS PG27VQ избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.
Активация ULMB переводит подсветку в иной режим работы. Частота ШИ-модуляции в этом случае составляет 100-120 Гц (в зависимости от установленной частоты вертикальной развёртки), что заметно влияет на усталость глаз. С одной стороны, данный режим значительно улучшает рабочий диапазон яркости экрана, с другой же – несмотря на более чёткие контуры движущихся объектов и практически идеальную плавность картинки в целом, на ней появляются хорошо различимые артефакты, которые легко можно заметить даже за быстро движущимся курсором мышки на тёмном или среднем по яркости фоне. Что же лучше использовать – каждый решает для себя сам.
⇡#Выводы
Новый монитор ASUS ROG Swift PG27VQ – очень нишевой продукт, с довольно чётко выделенной целевой аудиторией. Он подойдет обеспеченным геймерам, для которых скорость отклика важнее качества изображения и которые бы при этом хотели получить максимально качественно выполненный монитор — так, чтобы он украшал собой стол даже в выключенном виде. Рассмотренный дисплей сделан из качественных материалов, идеально собран, имеет сразу две системы подсветки, да и со скоростью и набором возможностей у него всё хорошо. Но есть у него и немало проблем, обусловленных в основном типом выбранной матрицы — TN+Flim-технология является практически синонимом узких углов обзора и низкой стабильности картинки.
Впрочем, у ASUS есть схожий продукт, который подойдет намного более широкой аудитории, — это первоклассный PG279Q, полностью соответствующий запросам продвинутых геймеров, которые устали от TN+Film-моделей. Он оснащён качественной и действительно быстрой IPS-матрицей с приятной для глаз рабочей поверхностью, поддерживает режим работы подсветки ULMB, отличается хорошей заводской настройкой и оснащён модулем G-Sync. Его цена в среднем на 8-9 тысяч рублей ниже, чем просят за героя обзора, и тем людям, которые не абсолютно точно уверены, что хотят монитор на TN-матрице со всеми её особенностями, мы бы скорее советовали его.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- уникальный для рынка дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
- отличное качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
- хороший комплект поставки;
- очень удобная система управления;
- высокоскоростная 165-Гц TN+Film-панель с отлично настроенным разгоном (OverDrive) и поддержкой режима ULMB;
- поддержка технологии адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync, работающей в широком диапазоне (30-165 Гц);
- наличие двух систем подсветки внешнего рабочего пространства;
- широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности – но оптимальных значений удаётся достичь только при включении режима ULMB;
- высокое соответствие цветового пространства стандарту sRGB;
- высокая стабильность ЦТ оттенков серого;
- хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всём диапазоне изменения яркости (за исключением режима ULMB, что является нормой);
- отсутствие Cross-hatching, пропуска кадров и паразитных звуков во время работы.
Недостатки:
- плохая заводская настройка почти по всем рабочим параметрам;
- недостатки, свойственные матрице TN+Film-типа (плохие углы обзора, низкая стабильность картинки, сильный Glow-эффект);
- хорошо различимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
- низкая равномерность подсветки по уровню яркости как на светлом, так и чёрном поле (впрочем, бывало и сильно хуже);
- очень высокая цена для продукта данного класса.
Может не устроить:
- отсутствие встроенной акустической системы;
- небольшой выбор интерфейсов для подключения – частое ограничение для мониторов с G-Sync;
- в режиме ULMB чётко видны артефакты на движущихся объектах;
- высокая минимальная яркость подсветки в обычном режиме её работы (не ULMB);
- средние по качеству градиенты (особенно на крайних тёмных участках);
- отсутствие преимуществ от изогнутой панели перед схожими по размеру и формату плоскими моделями;
- отсутствие смысла от режима sRGB – слишком высокая яркость (заблокирована) и результаты, сравнимые с теми, которые получаются при заводских установках.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.