реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 49-дюймового DFHD-монитора Samsung C49HG90DMI: один во вселенной

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор Samsung C49HG90DMI был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120-144 Гц. Основной интерфейс для тестирования точности цветопередачи – HDMI.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Samsung C49HG90DMI производитель предлагает восемь режимов MagicBright и один дополнительный — Eye Saver. При тестировании монитора мы использовали интерфейс HDMI 2.0, поскольку именно он указан в отчёте о заводской калибровке. Однако, как выяснилось, никакой разницы, кроме ограничений в частоте развёртки, между HDMI и DP нет – цветопередача идентична.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим MagicBright — Custom;
  • яркость — 100;
  • контрастность — 75;
  • резкость — 60;
  • цветовая температура — Normal (50/50/50);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим MagicBright — Custom;
  • яркость — 38;
  • контрастность — 75;
  • резкость – 52-56;
  • цветовая температура – Custom (46/50/50);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

Значение параметра «Контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые, режим «Гаммы» был оставлен в значении по умолчанию, поскольку два других варианта только ухудшали конечные результаты. Основные же изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Дополнительно мы снизили резкость до 52 (но некоторых устроит результат и при 56) из-за неприятных цветных контуров на чёрном тексте при заводских установках. Да и в целом картинка на экране после данной манипуляции стала более комфортной для глаз.

#Яркость белого, яркость чёрного коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась при стандартных настройках дисплея в режиме Custom.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 269 0,101 2663
90 241 0,09 2678
80 214 0,081 2642
70 187 0,07 2671
60 161 0,061 2639
50 134 0,051 2627
40 108 0,041 2634
30 81 0,031 2613
20 55 0,021 2619
10 26 0,01 2600
0 16 0,006 2667

Максимальная яркость составила 269 кд/м2, а нижнее значение подобралось к отметке в 16 кд/м2. Вторая цифра позволит максимально сократить нагрузку на глаза при работе без источников внешнего освещения, а вот первая оказалась далека от заявленного уровня. Лишь в режиме HDR на небольшом участке белого поля мы получили 490 нит, что, впрочем, также ниже указанного в ТХ уровня, как и средний коэффициент контрастности в 2640:1 против обещанных 3000:1.

В режимах разгона матрицы Faster и Fastest, к удивлению автора, результаты по яркости оказались идентичными – 213 нит в центральной точке экрана. Коэффициент контрастности при этом выше – 3330:1 в обоих случаях, что выше указанного производителем. Вот вам и разница в поведении в зависимости от выставленного режима…

#Результаты при стандартных настройках

В исследуемом мониторе Samsung используется SVA-матрица с расширенным цветовым охватом за счёт заявленной подсветки на квантовых точках (QD-LED). Но расширен он не для профессиональной работы, а для того, чтобы цвета выглядели более насыщенными. Игрокам и всем любителям сочной и яркой картинки должно понравиться.

Тем же, кто не согласен с решением компании увеличить возможности цветовоспроизведения своих новых матриц, не остаётся ничего больше, как использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS) для избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника sRGB.

При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует на 99,8 % sRGB и 82,5 % AdobeRGB стандартам. Площадь фигуры – 133,2 % от sRGB-стандарта, даже выше 125 % в характеристиках монитора. Для *VA-матрицы – отличный результат. Цветовой треугольник превосходит оба стандарта в области с красными оттенками, что может приводить к излишне насыщенным телесным оттенкам. Так что про профиль и CMS лучше не забывать.

Точка белого настроена достаточно близко к референсу в 6500 К, а стабильность оттенков серого находится на уровне выше среднего.

На графиках гамма-кривых видно, как производитель постарался увеличить различимость крайних тёмных оттенков при заводских настройках, чтобы компенсировать эффект Black Crush, свойственный всем *VA-матрицам. Однако затронутым оказался весь рабочий диапазон, пускай и не сильно. За счёт этого контрастность картинки на экране ниже, чем должна быть. Аналогичный результат мы получили и при DP-подключении — разница в цветопередаче между интерфейсами находится в пределах погрешности измерений.

По тесту Argyll среднее отклонение цветопередачи монитора Samsung C49HG90DMI – 2,4 единицы DeltaE94, максимальное – 4,32. Результат средний, а основной причиной этого стал нестандартный цветовой охват модели в сравнении с изначально выставленным в системе sRGB.

#Результаты после настройки и калибровки

Чтобы разобраться со всеми проблемами цветопередачи, мы выполнили стандартную процедуру настройки и калибровки.

Проведённые действия слегка уменьшили цветовой охват новинки и немного сместили все три опорные точки, однако уловить разницу без измерительных приборов и прямого сравнения практически невозможно.

Точка белого максимально близко сдвинулась к 6500 К, а стабильность цветовой температуры оттенков серого увеличилась.

Гамма-кривые довольно точно легли на референсную линию, изменения хорошо видны на глаз – в большей степени сказываются правки светлоты тёмных оттенков.

Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,49 в среднем и 1,83 в максимуме. Это высокий результат, но при работе с цветом не стоит забывать об особенностях *VA-дисплеев и использовать профили и ПО с поддержкой CMS. Отдельно хотим отметить, что игры не используют цветовой профиль, так что вы в любом случае столкнётесь с более насыщенными цветами, нежели за привычным вам sRGB-монитором. Большинство потребителей такая ситуация полностью устроит, другим же стоит помнить об этой особенности.

#Результаты в режиме sRGB

Охват у С49HG90DMI нестандартный, в Samsung об этом отлично знают, и поэтому сделали пресет с режимом эмуляции стандарта sRGB.

При проверке охвата по «базовому сценарию» (замеряются координаты трёх основных точек – RGB) всё очень красиво, однако если замерить около 100 цветовых патчей в среде Argyll CMS, то цветовой охват оказывается не столь «прямолинейным». Соответствие двум основным стандартам в таком случае составило 99,7 % sRGB и 80,4 % AdobeRGB. Площадь фигур также изменилась не сильно: 128,6 и 88,6 % соответственно.

Перенасыщенными остаются многие цвета, и только при использовании созданного профиля и ПО с поддержкой CMS можно избежать проблем с цветом, если вам, конечно, важна точность цветопередачи. Таким образом, режим sRGB не полностью выполняет возложенную на него задачу и избавляет пользователя лишь от нескольких перенасыщенных цветовых стимулов. Регулировка яркости остаётся доступной.

Не меняются при активации режима sRGB и два других измеренных параметра — точка белого и стабильность ЦТ оттенков серого.

Аналогичная ситуация наблюдается и на гамма-кривых – результат максимально схож.

В конечном итоге попытка инженеров Samsung снизить цветовой охват лишь негативно повлияла на результаты точности цветопередачи. Среднее отклонение увеличились совсем незначительно, а вот максимальное выросло в три раза. Смысла в использовании данного режима мы не увидели, стандартный Custom ничуть не хуже.

#Результаты в режиме Fastest

Желание пользователя вывести монитор на его «максимальную скорость» обязательно приведёт к активации одного из двух дополнительных режимов Response Time — Faster или Fastest. Мы решили проверить, как активация последнего из них повлияет на изображение.

К большому удивлению автора, именно этот режим максимально повлиял на цветовой охват монитора. Соответствие двух пространствам изменилось на 2-3 %, но сильнее всего снизилась площадь фигур: до 115,6 % sRGB и 79,7 % AdobeRGB.

Активация режима Fastest сдвинула точку белого в область с зеленоватым паразитным оттенком, но на изначальную стабильность ЦТ оттенков серого это никак не повлияло.

Если посмотреть на ещё более поднятые над референсной линией кривые RGB, можно сделать вывод о сниженной контрастности картинки по сравнению с заводскими установками.

Отчёт программы Argyll CMS подтверждает проблему с точкой белого и демонстрирует более низкие результаты точности цветопередачи, чем в режиме Custom. Для игроков разница может оказаться непринципиальной, к тому же на что только ни пойдёшь ради плавности картинки, как на CRT-мониторе. Тем же, кто не согласен с такой реальностью, можем посоветовать настроить RGB Gain вручную, что позволит избавиться от паразитного оттенка.

#Равномерность подсветки

Монитор Samsung C49HG90DMI обходится без какой-либо системы компенсации неравномерности подсветки. Равномерность белого поля проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и после программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Среднее отклонение от центральной точки составило 10,9 %, максимальное – 33,7 %. С нашей точки зрения, результат для подобной диагонали очень даже неплохой. К тому же на проверенном экземпляре многие области экрана оказались даже светлее центральной точки, а наиболее затемненной выглядела нижняя часть матрицы, за исключением левого угла.

По равномерности цветовой температуры результат не сильно хуже. Среднее отклонение от центральной точки – 3,1 %, максимальное – 9,2 %. Несмотря на разницу между измеренными минимумом и максимумом в 813 кельвин, характер отклонений, размеры и формат экрана дают нам уверенность в том, что в реальной работе пользователь C49HG90DMI вряд ли будет жаловаться на неравномерность ЦТ.

Аналогичный вывод мы можем сделать и по диаграмме отклонений ЦТ, выраженных в единицах DeltaE. Да, максимальное отклонение в 8,4 – это много, но 49 дюймов при соотношении сторон 32:9 вносят существенные коррективы в восприятие картинки с экрана, как и в оценку его рабочих характеристик. К тому же среднее отклонение в 3,5 единицы лишь подтверждает, что не всё так уж и плохо.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

В первом случае виден Glow-эффект по углам, свойственный многим современным SVA-матрицам, хотя в случае с героем сегодняшнего обзора выражен он слабо. Дополнительно заметны ещё четыре высветленных пятна на расстоянии в 15-20 см от углов экрана, никуда не исчезающие и при отдалении от экрана. Именно по ним можно судить о реальной равномерности подсветки монитора на чёрном. Будем откровенны: она очень высокая.

Усилить заметность четырёх пятен с легким паразитным оттенком вы можете, посмотрев на монитор сбоку, под углом в 45-50 градусов и более. К реальному использованию данная проверка не имеет никакого отношения, но разобрать равномерность подсветки на чёрном «по косточкам» поможет лучше всего.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
США — мировой лидер по развитости экосистемы ИИ, но Китай наступает им на пятки 2 ч.
У Apple забуксовала разработка новых функций для iOS 15 ч.
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 22 ч.
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 23 ч.
Квартальная выручка на рынке облачных инфраструктур подскочила на 21 %, превысив $80 млрд 24 ч.
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 24-11 10:40
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 24-11 10:12
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 24-11 09:54
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 23-11 17:29
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 23-11 15:45