Nokia по ходу своего возвращения на рынок смартфонов предстала довольно скромной компанией, проповедующей европейские ценности и не замахивающейся, казалось бы, на былое величие. И тактика выпуска недорогих аппаратов на «чистом» Android, подпитываемых ностальгическими заходами в область легендарных кнопочных трубок очень здорово сработала – казалось бы, навеки потерянный бренд уже снова светится в топах продаж. И пришла пора заявлять о себе, выпуская что-то необычное и, возможно, даже прорывное.
Такое, например, как Nokia 9 PureView, новоявленный претендент на звание главного оригинала среди камерофонов как минимум и полноценного флагмана мобильной фотосъемки как максимум.
Вестись на громкое имя из прошлого не надо – технология PureView уже ушла в прошлое, Nokia больше не пытается вытащить максимум из одного сенсора с очень высоким разрешением, а использует уже опробованную рынком тактику многокамерного модуля. Впрочем, Nokia продемонстрировала свой, индивидуальный, подход.
Финская компания использовала впервые в мире модуль сразу из пяти камер, среди которых три оснащены монохромными сенсорами, а две – RGB. Все – по 12-мегапикселей, с размером отдельного пикселя в 1,25 мкм, авторства Sony. За обработку изображений отвечает процессор, поставляемый с Qualcomm Snapdragon 845 (увы, Snapdragon 855 этому смартфону не достался). Секретный ингредиент – сопроцессор в комплекте с софтом, который HMD Global разработала в сотрудничестве со стартапом Light. Его мы можем вспомнить по попытке совершить революцию в фотографии с камерой L16, которая, как можно понять уже из названия, оснащена 16 объективами.
На самом деле, революцию Light L16 совершила разве что в технологической части Kickstarter, собрав неожиданно много частных инвестиций и надежд. На практике камера предстала очень сырым, недоработанным концептом, который позволял получить снимки с прекрасным динамическим диапазоном днем, но оказался совершенно беспомощным в условиях недостаточного освещения. При этом перспективность технологии была довольно очевидна, причем ее основным направлением как раз казались мобильные устройства, а не конкуренция с классическими фотокамерами.
Именно это и произошло – на порывы Light первой среагировала Nokia, причем технология оказалась использована сразу в нескольких экспериментальных направлениях.
Первое – это простое объединение пяти изображений в одно, но не 60-мегапиксельное, как можно было бы ожидать от более прямолинейных компаний, а 12-мегапиксельное, но с повышенным динамическим диапазоном. Nokia заявляет о диапазоне в 12,4 ступеней экспозиции, что примерно соответствует картинке, которую можно получить при помощи камеры Canon EOS 5D Mark III (речь, повторюсь, только о динамическом диапазоне, уровень детализации совсем другой!) и превосходит все, что доступно на мобильном рынке сегодня – от Huawei P20 Pro до Google Pixel 3 с его волшебными алгоритмами (и, как и здесь, выделенном сигнальном сопроцессоре). Увы, проверить эти заявления «в поле» у меня не было возможности – «девятка» была доступна исключительно в помещении. Более того, есть все основания предполагать, что у Nokia 9 PureView, как и у Light L16, могут быть серьезные проблемы при съемке в темноте. С одной стороны – картинка с монохромных сенсоров способна заметно улучшить ситуацию с чувствительностью и, соответственно, шумами. С другой – сочетание объективов с не самой высокой светосилой (ƒ/1,9) с отсутствием оптического стабилизатора может здорово этому помешать. В тестовом портрете, который мне удалось снять, это хорошо заметно – несмотря на неплохой свет в помещении, небольшая «шевеленка» заметна.
Второе направление еще более любопытно – и связано в числе прочего с дополнительной (шестой!) камерой TOF (time-of-flight, также ее можно обозначить как датчик глубины), уже хорошо знакомой по таким смартфонам, как, например, Oneplus 6T или Honor View 20. Там она используется для того, чтобы находить в кадре человека и корректно отделять его от фона. Здесь – для превращения «плоского» изображения в условно «объемное» — Nokia 9 PureView может считывать до 1200 слоев. И работать с ними уже после съемки кадра. Да-да, речь о постфокусировке, которая была фишкой еще одной гремевшей недавно экспериментальной фотокамеры Lytro.
В данном случае для этого требуется не только усилия шести встроенных в смартфон камер, но и время на обработку. Очень солидное время – до десяти секунд. Да, в процессе обработки вы можете делать другие снимки или просматривать «плоскую» фотографию, но болезнью Light L16 – медлительностью – заразилась и Nokia 9 PureView.
Впрочем, в обычных режимах флагманская Nokia снимает вполне быстро – и, видимо, довольно качественно. По крайней мере, тот самый портрет, помимо легкого смаза, продемонстрировал и породистое размытие заднего плана и очень неплохую детализацию переднего. Серьезные выводы делать рано, но надеяться уже можно. К слову, снимки можно сохранять в RAW-формате (DNG) для последующей обработки в фоторедакторах. Предустановленных на Nokia 9 PureView при этом нет – концепция Android One (в данном случае – «чистый» Android 9.0 Pie) не предполагает лишнего софта на смартфоне; только предусмотренное Google самое необходимое.
В остальном Nokia 9 PureView – довольно типичный флагман нашего времени, даже чуть устаревший. Про аппаратную платформу уже сказано. Наряду с ней аппарат укомплектован накопителем на 128 Гбайт, 6 Гбайт оперативной памяти, аккумулятором емкостью 3320 мА·ч (поддерживается беспроводная зарядка стандарта Qi) и OLED-дисплеем диагональю 5,99 дюйма и разрешением 1440 × 2880 точек (формат 18:9).
Исполнение – на привычном для Nokia высоком уровне, корпус облицован стеклом (Gorilla Glass 5) и алюминием по краям. На экране нет постылого выреза, но и о безрамочности говорить не приходится. Цветовое исполнение – одно-единственное, Nokia 9 PureView может быть только темно-синей (и смотрится это прекрасно).
В России Nokia 9 PureView появится в продаже во втором квартале этого года, ориентировочная цена составит 49 990 рублей.