реклама
Видеокарты

Расцвет и крах народных видеокарт: тестирование разных поколений игровых ускорителей средней ценовой категории

⇣ Содержание

Написать эту статью я задумал в августе этого года — в преддверии выхода в продажу видеокарты Radeon RX 6600 XT, ставшей, по мнению AMD, полноценным ответом GeForce RTX 3060 и возродившей ближе к концу 2021 года конкуренцию в среднем ценовом диапазоне (хотя бы на бумаге). Но дефицит никуда не делся и осенью, а потому под «видеокартами среднего ценового диапазона» подразумеваются устройства, стоимость которых еще недавно считалась обоснованной (и то с большой натяжкой) только для флагманов AMD и NVIDIA, таких как GeForce RTX 2080 Ti. Ну что же, давайте оглянемся назад и посмотрим на новый виток конкуренции между «красными» и «зелеными» с, так сказать, небольшим историческим уклоном — вспомним, какими были крепкие середнячки GeForce и Radeon разных лет и какие именно модели действительно достойны называться народными.

#Краткая историческая справка

Термин «народный» можно интерпретировать по-разному. Однако именно в среднем ценовом диапазоне AMD и NVIDIA всегда предлагали продукцию, отлично справлявшуюся с играми того времени при наиболее распространенном разрешении экрана, но стоившую при этом адекватных денег. И если пользователь хотел обзавестись более крутой видеокартой, то за каждый дополнительный FPS в той или иной игре приходилось доплачивать все больше и больше.

Приведу пример: в нашем августовском тестировании Radeon RX 6600 XT оказалась на 38 % медленнее Radeon RX 6700 XT. Средняя цена августовской новинки AMD на момент написания статьи, по данным e-katalog, составляла 67 500 рублей, а реальная цена старшей модели — 103 000 рублей. Выходит, за дополнительные +38 % FPS в играх при покупке более быстрой видеокарты придется доплатить +53 % стоимости. Конечно, в 2021 году цена видеокарт обусловлена их хешрейтом и энергопотреблением — только вот при необходимости приобрести видеокарту здесь и сейчас встает вопрос: а есть ли смысл платить больше? Да, Radeon RX 6700 XT выдает больше кадров в секунду в играх, но в то же время при разрешении Full HD быстродействия Radeon RX 6600 XT или аналога от NVIDIA вполне хватает для того, чтобы комфортно играть с включением высоких настроек качества графики. Большинству геймеров этого оказывается достаточно, а сэкономленные 35 000 рублей можно потратить на что-нибудь еще.

Так исторически сложилось, что видеокарты среднего ценового диапазона, обладающие хорошим уровнем производительности, имеют определенное обозначение. Среди видеокарт NVIDIA выделяются устройства с цифрой 6 в названии — это GeForce GTX 660, GTX 760, GTX 960, GTX 1060 и так далее. С адаптерами AMD дело обстоит сложнее. Если вспомнить последние 10 лет, то речь будет идти о таких моделях, как Radeon HD 7850 и HD 7870, Radeon R9 270X и Radeon R7 370, Radeon RX 470 и 570. И только с выходом Radeon RX 5600 XT «красные» начали в какой-то степени повторять маркетинговые приемы «зеленых» — в названии середняков AMD тоже появилась цифра 6 в названии.

#Почти 10 лет назад

В марте 2012 года NVIDIA представила видеокарту GeForce GTX 680 — флагманского представителя микроархитектуры Kepler. Новинка эта была однозначно долгожданной, ведь AMD к тому моменту уже представила серию Radeon HD 7000. Многочисленные слухи говорили о том, что распространение видеокарт поколения Kepler начнется снизу вверх — от младших моделей к старшим, однако серия GeForce GTX 600 стартовала именно с флагманов. Нечто схожее происходит и сейчас. Чипмейкерам выгодно выкатить в продажу статусный имиджевый продукт — это хорошо сказывается на реализации более доступных версий. Одновременно с этим и AMD, и NVIDIA снимают сливки, ведь ярые поклонники обоих лагерей готовы переплатить за новинку, лишь бы побыстрее заполучить долгожданное железо. К тому же в последнее время технические партнеры AMD и NVIDIA не способны полностью удовлетворить спрос, а на более дорогие видеокарты он ниже.

Весьма показательным в этом плане является 2021 год. Да, NVIDIA в начале года представила GeForce RTX 3060, но адаптеры поколения Ampere с производительностью на ступень ниже (условно говоря — GeForce RTX 3050) все еще не вышли в продажу. Взамен «зеленые» пытаются увеличить выпуск таких моделей, как GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1050 Ti. У «красных» же Radeon RX 6600 XT и вовсе появилась только во второй половине года, а про условную Radeon RX 6500 XT пока нет даже слухов.

 Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream

Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream

Еще одно подтверждение моих слов: GeForce GTX 660 Ti появилась в продаже только в августе 2012 года — для этой видеокарты использовались отбракованные чипы GK104, применяемые в GeForce GTX 670 и GeForce GTX 680. То есть производитель накопил определенный объем неподходящих для флагманских видеокарт кристаллов и только тогда на их основе выпустил «новое» устройство. GeForce GTX 660, использующая новый чип GK106, вышла месяцем позже.

Микроархитектура Kepler, как и Fermi, получила масштабируемый модульный дизайн. Все вычислительные компоненты в чипах GK100 распределены между четырьмя графическими кластерами (Graphics Processing Cluster, GPC). Вне кластеров находится только общий кеш L2, контроллеры памяти, ROP и блок GigaThread Engine, распределяющий нагрузку между GPC. GeForce GTX 660 Ti получила такое же количество активных потоковых мультипроцессоров (SMX) и ядер CUDA, что и GTX 670 (7 SMX и 1344 ядра). Неизменным осталось и число текстурных блоков. Пострадали ROP-блоки, которых осталось 24 из 32 штук, были вырезаны три из четырех 64-битных контроллеров памяти, из-за чего разрядность шины памяти сократилась с 256 до 192 бит. Плюс объем кеша второго уровня уменьшился с 512 до 384 Кбайт. В итоге GeForce GTX 660 Ti за 12 000 рублей лишь немногим уступала GeForce GTX 670 и на момент выхода успешно конкурировала с Radeon HD 7950 в играх, нетребовательных к пропускной способности видеопамяти.

 ZOTAC GeForce GTX 660

ZOTAC GeForce GTX 660

GeForce GTX 660 получила всего 960 потоковых процессоров, 80 текстурных блоков и 24 ROP. Зато частота чипа была увеличена. В результате младшая версия уступала GeForce GTX 660 Ti в Crysis 2 (DirectX 11) в среднем 14 %, но и стоила при этом на 3 500 рублей (30 %) меньше. Естественно, она пользовалась большей популярностью у геймеров и даже сейчас применяется в 0,23 % компьютеров (в 2016 году было 1,44 % — здесь и далее приведена статистика Steam).

В этом поколении NVIDIA, кстати, впервые реализовала функцию GPU Boost, используемую (с улучшениями и дополнениями) по сей день. Именно тогда пошло разделение частоты чипа на Base Clock и Boost Clock — параметры, которые вы можете встретить и в обзорах современных видеокарт. GPU Boost, впрочем, стал ответом на AMD PowerTune. В обоих случаях речь идет об автоматическом разгоне графического процессора, так как в большинстве игр видеокарты не добирают мощности до заявленного уровня TDP — следовательно, базовую частоту можно увеличить.

Из примечательного отмечу поддержку интерфейса PCI Express 3.0 — как мы видим, его пропускная способность до сих пор остается достаточной для большинства современных видеокарт, хотя новинки 2020 и 2021 годов и перешли на использование PCI Express 4.0. Получили адаптеры Kepler и полную поддержку DirectX 11.1, а в 2017 году выяснилось, что устройства поколений Kepler, Maxwell и Pascal поддерживают в том числе и DirectX 12 — не в полном формате, но поддерживают. Об этом я подробнее расскажу во второй части статьи — с наглядными примерами.

#Эпоха ребрендинга

В целом долгожданные видеокарты поколения Kepler удались. Новоявленные середняки — GeForce GTX 660 и GeForce GTX 660 Ti — или опережали бывший флагман GeForce GTX 580 (Fermi), или демонстрировали равный FPS в играх тех лет. При этом энергопотребление GeForce GTX 580 составляло 244 Вт, а GeForce GTX 660 потребляла всего 140 Вт. А еще Fermi-флагман на старте продаж стоил 499 долларов США — ~15 500 рублей по курсу ноября 2010 года.

И это — показательный момент, если рассматривать одночиповые видеокарты последних 10 лет (двухпроцессорных «монстров», таких как GeForce GTX 590 и GTX 690, не учитываем). Обратим на него внимание, так как сейчас, например, GeForce RTX 3060 не дотягивает до GeForce RTX 2080 SUPER, но соответствует уровню GeForce RTX 2070 и GeForce RTX 2060 SUPER в играх, в которых 8 Гбайт видеопамяти оказывается достаточно. Дотянуться «три тысячи шестидесятой» до GeForce RTX 2080 Ti (напомню, что одночиповые флагманы NVIDIA с приставкой Ti в названии стали стабильно появляться в продаже начиная с конца 2013 года, первой стала модель GeForce GTX 780 Ti) — пока нереально. В целом с выходом новых игр, таких как Cyberpunk 2077, GeForce RTX 3060 оказывается чуть быстрее GeForce GTX 1080 Ti — флагмана позапрошлого поколения. Но не прошлого.

 AMD Radeon R9 270X

AMD Radeon R9 270X

Так вот, выход GeForce GTX 600, как уже было сказано, стал ответной мерой на запуск видеокарт AMD серии Radeon HD 7000, флагман которой был представлен в конце 2011 года. Впервые за четыре года «красные» представили совершенно новую микроархитектуру Graphics Core Next (GCN), используемую в относительно современных видеокартах до сих пор. VLIW-архитектура, используемая со времен Radeon HD 2000, ушла на покой. Новинки получили поддержку PCI Express 3.0, DirectX 11.1 и DirectX 12. Микроархитектурные улучшения привели к тому, что флагманская версия Radeon HD 7970 оказывалась быстрее Radeon HD 6970 в среднем на 50 %, а в разгоне опережала бывший флагман на 70-100 % в зависимости от приложения — в плане оверклокинга это была великолепнейшая видеокарта. При этом Radeon HD 7970 стабильно оказывалась быстрее GeForce GTX 580.

В 2012 году серия видеокарт Radeon HD 7000 была расширена, а в 2013 году AMD представила новое семейство игровых ускорителей — Radeon 200. За новыми именами скрывался банальный ребрендинг — действительно новых «радеонов» на первых порах мы не увидели. Долгожданные GPU семейства Volcanic Islands на поверку оказались обновленными версиями одноименных чипов, принадлежащих к семействам Sea Islands и Southern Islands. По факту все три представленные видеокарты являлись прямыми аналогами моделей «семитысячной» серии: Radeon R7 260X была переименованной Radeon HD 7790, Radeon R9 270X — HD 7870, R9 280X — HD 7970. Разница между названными видеокартами заключалась лишь в чуть более высоких тактовых частотах при почти равном TDP. То есть «красные» просто перевели бывшие флагманские видеокарты в разряд середняков. Интересно, что при околонулевой прибавке в быстродействии «красные» не постеснялись задрать цены на свои якобы новинки: Radeon R9 270X стоила 199 долларов США (6 500 рублей по курсу октября 2013 года), а Radeon HD 7870 стоила 169 долларов США (5 500 рублей).

Новым же High-end в серии Volcanic Islands стали Radeon R9 290 и Radeon R9 290X. Чипы Hawaii использовали все тот же 28-нм техпроцесс, что и другие GPU серии.

 XFX Radeon R7 370

XFX Radeon R7 370

В 2015 году AMD совершила еще один виток ребрендинга. Новый середнячок «красных» — Radeon R7 370 — оказался улучшенной (предлагающей более высокие частоты) версией Radeon R7 265. Оптимизация 28-нм техпроцесса позволила несколько снизить максимальное энергопотребление: с 130 до 110 Вт. А если же копнуть глубже, то «триста семидесятая» — это Radeon HD 7850, которую даже в 2016 году все еще можно было найти в продаже. В те времена за модель с 2 Гбайт памяти просили в среднем 12 000 рублей. На рынке наблюдалась довольно комичная ситуация, когда Radeon R9 270X за 6 500 рублей оказывалась быстрее более дорогой Radeon R7 370.

Напомню, что цены на все компьютерное железо резко взмыли вверх в конце 2014 года. Из-за наметившегося снижения мировой стоимости нефти резко подешевел и рубль. Народ, видимо, отвыкший от сложных времен, поддался панике и ринулся скупать любую доступную в округе электронику и бытовую технику. Я прекрасно помню километровые очереди, образовавшиеся в крупных сетевых магазинах под Новый год. Люди скупали пачками телевизоры, холодильники, смартфоны, ноутбуки и, конечно же, настольные компьютеры. К началу 2015 года компьютерная техника стала стоить неприлично много.

 NVIDIA GeForce GTX 760

NVIDIA GeForce GTX 760

В начале 2013 года NVIDIA представила серию видеокарт GeForce GTX 700 — во главе нового класса игровых ускорителей стали GeForce GTX 780 и GeForce GTX 780 Ti, получившие большие Kepler-процессоры. Чип GK110, используемый в GTX TITAN, наконец-то стал массовым — если так можно сказать об устройстве стоимостью 650 долларов США. А вот адаптеры среднего класса подверглись очередному ребрендингу. И GeForce GTX 760 летом 2013 года предстала в виде очередной карты с распаянным процессором GK104. Если говорить коротко, то мы получили GeForce GTX 660 Ti, подтянутый на полшага к GeForce GTX 670, — это 1152 ядра CUDA, 96 текстурных модулей, 32 ROP и 256-битная шина памяти (GeForce GTX 770 имеет 1536 ядер CUDA и 128 текстурников). Теплопакет жаркой новинки составил 170 Вт — на 20 Вт больше, чем у GTX 660 Ti. Рекомендованная цена составила 9 000 рублей, что на 1 000 рублей меньше, чем просили тогда за недорогие версии GeForce GTX 670.

Из-за разницы в частотах GeForce GTX 760 оказалась чуть медленнее (правда, не во всех играх), чем GeForce GTX 670. К 2016 году видеокарта стала популярнее GeForce GTX 660 на 0,39 %. На момент написания статьи доля GeForce GTX 760 в игровых ПК с установленным клиентом Steam составляет 0,24 % — это больше, чем у GeForce RTX 3070 Ti и Radeon RX 5700, например.

#Народная видеокарта

В самом начале 2015 года NVIDIA представила GeForce GTX 960 — видеокарту, основанную на микроархитектуре Maxwell и конкурирующую с Radeon R9 270X. Основная задача, поставленная перед Maxwell, — поддержать прогресс производительности в затянувшуюся эпоху техпроцесса 28 нм, пока производитель готовится перейти на норму 16 нм. Соответственно, все оптимизации, которые отличают Maxwell от Kepler, направлены на повышение энергетической эффективности. Разработчики нашли возможность изрядно упростить устройство структурных блоков GPU, сократив транзисторный бюджет, но удержав позиции в быстродействии. Состав потокового мультипроцессора (SMX/SMM) — универсального строительного блока GPU в последних на тот момент итерациях архитектуры NVIDIA — сократили с 192 до 128 ядер CUDA и с 16 до 8 текстурных блоков, а также ввели более жесткие правила работы планировщиков нагрузки. В результате ресурсы исполнительной части SMM задействовались более эффективно, а управляющая логика уменьшилась в размере. В итоге производительность потокового мультипроцессора SMM в Maxwell составила 90% от производительности SMX-блока Kepler. При этом рост быстродействия на единицу мощности у адаптеров GeForce GTX 900 подчас достигал двукратного в сравнении с показателями GeForce GTX 700. Так, уровень TDP модели GeForce GTX 960 составил 120 Вт — это на 50 Вт меньше, чем у GeForce GTX 760. В играх же новинка стабильно оказывалась чуточку быстрее.

 MSI GeForce GTX 960 GAMING 2G

MSI GeForce GTX 960 GAMING 2G

Интересно, что с только-только анонсированной GeForce GTX 960 почти сразу же случился небольшой скандал. Так получилось, что новинка в третьем «Ведьмаке» оказалась быстрее GeForce GTX 770 — субфлагмана поколения Kepler. В нашем тесте разница составила весомые 9 FPS — и это с учетом того, что GeForce GTX 960 обладает заведомо более скромными характеристиками. Однако GeForce GTX 770 все же пришлось глотать пыль. Объяснение нашлось сразу же — тематические форумы заполонили слухи о том, что NVIDIA специально занижает производительность видеокарт прошлого поколения для увеличения продаж своих новых устройств. Но все оказалось куда проще: дело в том, что программисты NVIDIA и разработчики игр в первую очередь оптимизируют работу своих продуктов под новое железо. И вроде прошло уже больше шести лет, но обвинения в занижении быстродействия старых видеокарт при помощи драйверов то и дело всплывают в комментариях к нашим обзорам.

При рекомендованной цене в 14 000 рублей GeForce GTX 960 обрела довольно высокую популярность. В 2016 году она занимала второе место по популярности в Steam с результатом в 3,72 %. На первом месте, что совершенно логично для того периода, была GeForce GTX 970 — субфлагман Maxwell использовался в 4,86 % игровых компьютеров «стимчан». Интересно, что со временем GeForce GTX 960 опередила GeForce GTX 970 по популярности, и эта видеокарта по сей день трудится в 1,3 % геймерских ПК, использующих приложение Valve. Это, кстати, больше, чем сборок с GeForce RTX 3060, хотя последняя и продается уже почти год. Просто она достается в основном не геймерам — весьма показательный случай, на мой взгляд.

Если сравнивать GeForce GTX 960 с Kepler-аналогами, бросается в глаза применение 128-битной шины памяти, которая, казалось бы, уже давно свойственна видеоадаптерам классом ниже. По заверению разработчика, недостаток пропускной способности полностью компенсирует более крупный кеш L2 и усовершенствованный алгоритм компрессии цвета, который позволяет добиться коэффициента сжатия 8:1 без потери информации. Да и эффективная частота памяти была увеличена до 7 ГГц.

В 2015 году среди видеокарт среднего ценового диапазона преобладали версии с 2 Гбайт видеопамяти. Но уже тогда стало понятно, что такого объема VRAM скоро станет недостаточно. На ПК вышла культовая GTA V, которая при использовании высоких настроек качества графики, потребляла больше 2 Гбайт. Уже тогда я рекомендовал версии игровых ускорителей с 4 Гбайт системной памяти. Во второй части статьи мы посмотрим, что из этого вышло в итоге и как менялся расклад сил между, например, 2-гигабатной Radeon R9 270X, оснащенной более быстрым GPU, и 4-гигабайтной Radeon R7 370.

 MSI GeForce GTX 1060 Aero ITX 6G OC

MSI GeForce GTX 1060 Aero ITX 6G OC

А пока отправимся в 2016 год — летом почти одновременно были представлены GeForce GTX 1060 и Radeon RX 470. В обоих случаях был совершен долгожданный переход с 28 нм на более тонкий техпроцесс. Правда, «красные» остались на микроархитектуре GCN — четвертого поколения. «Зеленые» же представили новую микроархитектуру под названием Pascal.

Важный момент: и Radeon RX 470, и Radeon RX 480 существовали в двух вариантах — с 4 и 8 Гбайт памяти. NVIDIA же четко разделила GeForce GTX 1060 по объему. Карта с 6 Гбайт получила полноценный GP106, а с 3 Гбайт — урезанный. «Урезанный» означает, что из десяти потоковых мультипроцессоров были активны только девять, а потому GPU имела 1152 CUDA-ядра вместо 1280 и 72 текстурных блока вместо 80. Частоты инженеры NVIDIA не трогали, поэтому уровень TDP видеокартам приписывается одинаковый.

 AMD Radeon RX 570

AMD Radeon RX 570

Летом AMD запустила активную маркетинговую кампанию, в которой четко и ясно говорилось, что геймеры всего мира всего за 200 долларов получаточень мощную игровую видеокарту, легко справляющуюся со всеми играми в разрешении Full HD. Я прекрасно помню комментарии на сайте в те времена: пользователи всерьез полагали, что Radeon RX 480 получит быстродействие уровня GeForce GTX 1070… В действительности же за 200 долларов США вы могли купить референсную 4-гигабайтную версию Radeon RX 480. Остальные модели, выпускаемые в том числе партнерами AMD, стоили больше. В сентябре 2016 года не самая навороченная 8-гигабайтная версия Radeon RX 480 стоила 20-22 тысячи рублей — это 307 долларов США по курсу того времени. В плане производительности Radeon RX 480 была медленнее GeForce GTX 970 на 5 %, но быстрее GeForce GTX 960 и Radeon R9 380X на 45 и 20 % соответственно. При этом Radeon RX 470 уступала старшей версии в среднем всего 10 %.

Я считаю, что Radeon RX 470 и Radeon RX 480 удались. Об этом можно судить хотя бы потому, что вскоре появились их «переименованные» (и слегка улучшенные) версии — Radeon RX 570 и Radeon RX 580, которые продаются до сих пор. Сегодня производительности такой видеокарты в основном хватает для того, чтобы играть в современные игры при средних настройках качества графики в разрешении Full HD.

 Статистика Steam — август 2021 года. Интересно, что в конце 2016 года преобладающее большинство видеокарт (33,66 %) имело 1 Гбайт видеопамяти. Моделей с 6 Гбайт было 2,88 %, а с 8 Гбайт — 3,49 %. Сейчас же моделей с 8 и 6 Гбайт VRAM насчитывается 22,33 и 26,28 % соответственно. С 4 Гбайт — 15,66 %

Статистика Steam — август 2021 года. Интересно, что в конце 2016 года преобладающее большинство видеокарт (33,66 %) имело 1 Гбайт видеопамяти. Моделей с 6 Гбайт было 2,88 %, а с 8 Гбайт — 3,49 %. Сейчас же моделей с 8 и 6 Гбайт VRAM насчитывается 22,33 и 26,28 % соответственно. С 4 Гбайт — 15,66 %

При средней цене 22 000 рублей в 2016 году GeForce GTX 1060 6 Гбайт была быстрее Radeon RX 480 на 13 %. Примечательно, что 300-долларовая модель NVIDIA на старте продаж всего в 2 % игр уступала GeForce GTX 980, некогда стоившей 550 долларов США. Сейчас же, с выходом большого количества DX12- и Vulkan-игр, можно смело поставить знак равенства между GeForce GTX 1060 и Radeon RX 570 8 Гбайт: где-то чуть быстрее оказывается адаптер NVIDIA, где-то — видеокарта AMD.

Появление GeForce GTX 1060 вызвало настоящий вау-эффект — уже в декабре 2016 года эта видеокарта была на четвертом месте по популярностисреди дискретных видеокарт. Она и сейчас, спустя 5+ лет после выхода, занимает первое место в рейтинге Steam с долей превышающей 10 %. Конечно, стоит сказать, что статистика отображает в том числе и ноутбучные версии GeForce GTX 1060, но даже с учетом этого факта нельзя не признать, что мы имеем дело с настоящей народной видеокартой. Уверен, пройдет лет 5, а GeForce GTX 1060 все еще будет находиться в топ-10 Steam.

 Столько стоила GeForce GTX 1060 в начале 2018 года (не фотошоп)

Столько стоила GeForce GTX 1060 в начале 2018 года (не фотошоп)

Как я уже сказал, Radeon RX 470, Radeon RX 480, Radeon RX 570 и Radeon RX 580 были адекватной альтернативой различным модификациям GeForce GTX 1060 — особенно если речь идет о версиях с 8 Гбайт VRAM. Однако в плане популярности ни одному адаптеру AMD не удалось приблизиться к среднебюджетному Pascal. Сейчас Radeon RX 580 установлена в 1,48 % компьютеров пользователей Steam, а Radeon RX 570 — в 1,17 %. Нормальной конкуренции помешала начавшаяся в 2017 году майнинг-лихорадка — видеокарты AMD пользовались гораздо большей популярностью среди добытчиков цифровых монет. Уже в июне видеокарты AMD среднего ценового диапазона начали исчезать их продажи. Цена на ускорители AMD во второй половине года категорически не желала падать — в ноябре 8-гигабайтную Radeon RX 580 реально было взять за 23-28 тысяч рублей, если верить «Яндекс.Маркету».

Точно так же (читай — на бумаге) прошел и анонс адаптеров Vega, нереференсные версии которых появились на прилавках компьютерных магазинов ближе ко второй половине… 2018 года. Напомню, модели Radeon Vega 56 и Radeon Vega 64 официально вышли в августе 2017 года. В декабре 2018 года стоимость GeForce GTX 1070 стартовала от 28 000 рублей, а за самые доступные модели Radeon Vega 56 просили от 39 000 рублей.

Зимой 2018 года планету накрыла вторая волна майнинг-лихорадки. Radeon RX 560 можно было купить за 20+ тысяч рублей, а GeForce GTX 1060 на полном серьезе продавали за 100 000 рублей и более.

Нормальные цены на видеокарты вернулись только в середине лета, а в 2019 году, на мой взгляд, у геймеров было лучшее время для покупки новенького компьютера. Та же Radeon RX 570 8 Гбайт стоила в среднем 12 000 рублей, а потому неизменно рекомендовалась в сборках нашей постоянной рубрики «Компьютер месяца».

#Наши дни

Думаю, то, что происходило далее, хорошо известно нашим читателям — поэтому не вижу смысла подробно расписывать главные события последних трех лет. Давайте лишь кратко восстановим хронологию событий:

  • В январе 2019 года выпущена GeForce RTX 2060 — самая младшая дискретная видеокарта, поддерживающая аппаратную трассировку лучей.
  • В марте 2019 года представлены GeForce GTX 1660 и GeForce GTX 1660 Ti — адаптеры поколения Turing без аппаратной трассировки лучей. В ноябре появилась GeForce GTX 1660 SUPER.
  • Летом 2019 года появилась версия GeForce RTX 2060 SUPER — видеокарта получила более навороченный чип TU106 и 8 Гбайт VRAM. Появление SUPER-версий — результат возобновившейся после выхода недорогих моделей Radeon RX 5700 и Radeon RX 5700 XT, использующих 7-нм техпроцесс и новейшую микроархитектуру RDNA, конкуренции.
  • Только в январе 2020 года вышла Radeon RX 5600 XT — конкурент GeForce RTX 2060. Сейчас это самая дефицитная видеокарта — виноваты, конечно же, майнеры.
  • В феврале 2021 года появилась GeForce RTX 3060 — младшая на данный момент дискретная видеокарта поколения Ampere.
  • В августе 2021 года в продажу поступила Radeon RX 6600 XT — «красный» ответ GeForce RTX 3060.
 MSI GeForce RTX 2060 Ventus 6G OC

MSI GeForce RTX 2060 Ventus 6G OC

Как видите, уже довольно давно AMD выступает в роли догоняющего: как в технологическом плане, так и в плане маркетинга. Теперь названия видеокарт Radeon среднего ценового диапазона оказываются созвучны с названиями адаптеров GeForce. Наконец, Radeon RX 6600 XT тоже получила поддержку аппаратной трассировки лучей, реализуемой с помощью API DirectX 12. С другой стороны, именно в серии Radeon RX 5000 впервые был применен интерфейс PCI Express 4.0.

На мой взгляд, в NVIDIA плохо подготовились к выходу первых «облученных» ускорителей графики. Нам очень много чего рассказали про трассировку и интеллектуальное сглаживание DLSS, только вот к моменту выхода топовых видеокарт GeForce RTX в продаже была всего одна игра, поддерживающая функцию DXR, — Battlefield V.

Впрочем, сейчас ситуация выправилась, и игр с поддержкой DXR или DLSS выходит все больше. С учетом того, что консоли нового поколения, разрабатываемые совместно с AMD, тоже получат Ray Tracing, совершенно очевидно, что за этой технологией будущее. Очевидно и то, что адаптеры серии GeForce RTX 2000 стали своеобразной пробой пера — наивно было полагать, что нас сразу же забросают десятками крутых игр с поддержкой RTX. Правильность моих предположений подтверждают и другие действия NVIDIA: в 2019 году компания завалила нас видеокартами GeForce GTX 16, лишенными тензорных и RT-ядер. В результате модели GeForce GTX 1660, GeForce GTX 1660 SUPER и GeForce GTX 1660 Ti имеют сравнимую популярность: 2,6, 2,69 и 2,74 % соответственно. В сумме на долю перечисленных Turing-видеокарт, лишенных лучей на аппаратном уровне, приходится чуть больше, чем на пару GeForce RTX 2060 (6,65 %) и GeForce RTX 2060 SUPER (1,37 %), вместе взятых.

Как видите, «зеленые» оказались готовы к выходу Radeon RX 5700 XT, Radeon RX 5700, Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 5500 XT, а потому в скором времени на рынке появились адаптеры серии SUPER. По всей вероятности, «зеленые» давно все знали — уж слишком просто и быстро новинки заполнили рынок. Мы в который раз убеждаемся, что только здоровая конкуренция способна заставить крупные компании идти на уступки.

Доля Radeon RX 5600 XT почти за два года существования составила всего 0,25 % — даже установленных в игровые ПК GeForce RTX 3090, которые и без дефицита видеокарт стоили бы умопомрачительно много (рекомендованная цена составляет 137 000 рублей, а реальная — вдвое больше), оказалось на 0,11 % больше. Но ничего не поделаешь: Radeon RX 5600 XT — это уже давно майнерская видеокарта. На момент написания статьи ни ее, ни Radeon RX 5700 с Radeon RX 5700 XT не было в продаже в московской рознице.

#Большая сравнительная таблица

Ниже представлена большая таблица с характеристиками видеокарт. В нее вошли далеко не все модели, но она все равно наглядно демонстрирует, как менялись игровые ускорители среднего класса. Конечно же, нельзя не заметить, что цена середнячков заметно растет — даже если брать в расчет установленные производителем рекомендуемые цены, имеющие мало общего с реальными.

Это грустный факт, означающий, что переход от одного поколения к другому стал менее выгоден. Судите сами: рекомендованная цена Radeon RX 6600 XT установлена на отметке 379 долларов США, а рекомендованная цена Radeon RX 5700 XT на момент выхода видеокарты составляла 399 долларов. Производительность в играх у этих устройств оказалась примерно на одном уровне. Получается, если судить только по MSRP-ценам, мы экономим 20 долларов, еще несколько рублей выгадываем за счет разницы в энергопотреблении, но FPS-то получаем одинаковый…

Отныне средний ценовой сегмент — это видеокарты стоимостью 300+ долларов США.

Игровые видеокарты AMD Middle-end
Название Radeon R9 270X Radeon R7 370 Radeon RX 470 Radeon RX 570 Radeon RX 5600 XT Radeon RX 6600 XT
Год выпуска 2013 2015 2016 2017 2020 2021
Техпроцесс 28 нм 28 нм 14 нм 14 нм 7 нм 7 нм
Микроархитектура GCN 1.0 GCN 1.0 GCN 1.3 GCN 1.3 RDNA RDNA 2
Число транзисторов 2800 млн 2800 млн 5700 млн 5700 млн 10300 млн 11060 млн
Частота графичесого процессора (Boost) 1050 МГц 975 МГц 1206 МГц 1244 МГц 1560 МГц 2589 МГц
Число унифицированных шейдерных процессоров 1280 1024 2048 2048 2304 2048
Число текстурных блоков 80 64 128 128 144 128
Число блоков растровых операций 32 32 32 32 64 64
Тип поддерживаемой памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR6 GDDR6
Объем поддерживаемой памяти 2/4 Гбайт 2/4 Гбайт 4/8 Гбайт 4/8 Гбайт 6 Гбайт 8 Гбайт
Пропускная способность на контакт 5600 Мбит/с 5600 Мбит/с 6600 Мбит/с 7000 Мбит/с 12000 Мбит/с 16000 Мбит/с
Интерфейс шины PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x8
Разрядность шины 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 192 бит 128 бит
Интерфейсы вывода изображения DVI-I/D
HDMI 1.4a
DisplayPort 1.2
DVI-I/D
HDMI 1.4a
DisplayPort 1.2
DVI-I/D
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
DVI-I/D
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
HDMI 2.1
DisplayPort 1.4
Энергопотребление видеокарты 180 Вт 150 Вт 120 Вт 150 Вт 150 Вт 160 Вт
Рекомендованная розничная цена в долларах США 199 150 179 169 279 379
Реальная цена: для старых видеокарт — в первый год выхода в продажу, для актуальных видеокарт — на момент написания статьи 8 000 руб. 10 000 руб. 17 000 руб. От 50 000 руб. Нет в продаже От 56 000 руб.
Игровые видеокарты NVIDIA Middle-end
Название GeForce GTX 660 GeForce GTX 760 GeForce GTX 960 GeForce GTX 1060 GeForce GTX 1660 GeForce RTX 2060 GeForce RTX 3060
Год выпуска 2012 2013 2015 2016 2019 2019 2021
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм 16 нм 12 нм 12 нм 8 нм
Микроархитектура Kepler Kepler Maxwell Pascal Turing Turing Ampere
Число транзисторов 2540 млн 3540 млн 2940 млн 4400 млн 6600 млн 10800 млн 12000 млн
Частота графического процессора (Boost) 1033 МГц 1033 МГц 1178 МГц 1708 МГц 1785 МГц 1680 МГц 1777 МГц
Число унифицированных шейдерных процессоров 960 1152 1024 1280 1408 1920 3584
Число текстурных блоков 80 96 64 80 88 120 112
Число блоков растровых операций 24 32 32 48 48 48 48
Тип поддерживаемой памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR6 GDDR6 GDDR6
Объем поддерживаемой памяти 2 Гбайт 2 Гбайт 2/4 Гбайт 3/6 Гбайт 6 Гбайт 6 Гбайт 12 Гбайт
Пропускная способность на контакт 6008 Мбит/с 6008 Мбит/с 7010 Мбит/с 8000 Мбит/с 8000 Мбит/с 14000 Мбит/с 15000 Мбит/с
Интерфейс шины PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 4.0 x16
Разрядность шины 192 бит 256 бит 128 бит 192 бит 192 бит 128 бит 128 бит
Интерфейсы вывода изображения DVI-I/D
HDMI
DisplayPort
DVI-I/D
HDMI 1.4a
DisplayPort 1.2
DVI-I/D
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
DVI-I/D
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
DVI-I/D
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4a
HDMI 2.0b
DisplayPort 1.4
HDMI 2.1
DisplayPort 1.4
Энергопотребление видеокарты 140 Вт 170 Вт 120 Вт 120 Вт 120 Вт 160 Вт 170 Вт
Рекомендованная розничная цена в долларах США 229 249 199 299 219 349 329
Реальная цена: для старых видеокарт — в первый год выхода в продажу, для актуальных видеокарт — на момент написания статьи 9 000 руб. 9 500 руб. 15 000 руб. 22 000 руб. От 40 000 руб. От 53 000 руб. От 63 000 руб.

#Методика и тестовый стенд

Я долго думал над тем, как наиболее адекватно сравнить видеокарты разных лет и поколений. В результате было решено составить набор из 17 ААА-игр, выпущенных в период с 2013 по 2021 год. Учтите, что использовалось лицензионное ПО, и некоторые старые игры до сих пор получают обновления, которые могут сказаться на быстродействии компьютеров со старыми 3D-ускорителями.

Тестирование проводилось в разрешении Full HD. Для одних игр выставлялось максимальное или близкое к нему качество графики, для других — высокое или близкое к таковому. Ориентиром служила GeForce GTX 1060 6 Гбайт, от которой требовалось получить в среднем хотя бы 30 кадров в секунду. Использовались следующие игры:

  • Crysis 3. 2013 год. DirectX 11. Миссия «Всего лишь человек». Параметры системы — макс., разрешение текстур — макс., 2x MSAA.
  • Far Cry 4. 2014 год. DirectX 11. Побег на автомобиле. Режим качества «Максимум».
  • Metro Last: Light Redux. 2014 год. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество графики, PhysX — вкл.
  • The Witcher III: Wild Hunt. 2015 год. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • GTA V. 2015 год. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество, FXAA + 2x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл., 16х AF, масштаб разрешения изображения — выкл.
  • Fallout 4. 2015 год. DirectX 11. Даймонд-сити. Максимальное качество графики, TAA, 16x AF.
  • Deus Ex: Mankind Divided. 2016 год. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Очень высокое».
  • Battlefield 1. 2016 год. DirectX 12. Миссия «Сквозь грязь и кровь». Режим качества «Ультра».
  • Far Cry 5. 2018 год. DirectX 11. Побег на автомобиле. Режим качества «Максимум», HD-текстуры — выкл.
  • Shadow of the Tomb Raider. 2018 год. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, DXR — выкл., TAA.
  • Red Dead Redemption 2. 2018 год. Vulkan. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество (дополнительные настройки — выкл.), TAA.
  • Metro: Exodus. 2019 год. DirectX 12. История Сэма, начало. Режим «Высоко», HW — вкл., PhysX — вкл., тесселяция — вкл., 16х AF.
  • Horizon Zero Dawn. 2020 год. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. «Наивысшее качество», TAA.
  • Cyberpunk 2077. 2020 год. DirectX 12. Поездка в городе. Режим качества «Высокое», текстуры — «Высоко».
  • Assassin's Creed Valhalla. 2020 год. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим «Самое высокое».
  • Watch Dogs: Legion. 2020 год. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим «Ультра», DXR — выкл., DLSS — выкл.
  • HITMAN 3. 2021 год. DirectX 12. Чунцин. Режим «Ультра», 16x AF, Super Sampling 1.00, Simulation Quality — Best.

Производительность в играх определялась с помощью программы CapFrameX, позволяющей получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных колебаний производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы.

В тестировании приняли участие следующие видеокарты:

К сожалению, ни одной живой GeForce GTX 960 в тестовой лаборатории не оказалось, но в современных реалиях эта видеокарта мало чем выделяется на фоне Radeon R9 270X и Radeon R7 370.

Для видеокарт NVIDIA использовался драйвер 472.12. Для видеокарт Radeon RX 6600 XT, Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 570 использовался драйвер 21.9.2. Для всех остальных видеокарт AMD Radeon — драйвер 21.5.2. Технология Re-Size BAR была включена.

#На чем мы тестировали видеокарты

Эта статья не появилась бы без поддержки наших партнеров — сегодня речь идет о компании MSI. Для тестирования видеокарт был собран довольно производительный системный блок.

Без учета видеокарты сборка выглядит следующим образом:

  • центральный процессор Intel Core i9-10900K;
  • кулер Noctua NH-D15;
  • материнская плата MSI MAG Z590 TORPEDO;
  • оперативная память Corsair CMW32GX4M4K4400C18 @DDR4-4000 (16-16-16-28), 4 × 8 Гбайт;
  • твердотельный накопитель Intel SSDPEKKW020T8X1;
  • блок питания MSI MPG A750GF;
  • корпус MSI MPG Velox 100R.

GeForce RTX 3060 и Radeon RX 6600 XT являются далеко не самыми производительными видеокартами, однако даже они в разрешении Full HD в некоторых играх предъявляют серьезные требования к центральному процессору и оперативной памяти. Поэтому было решено использовать Core i9-10900K и быструю ОЗУ, чтобы как можно больше снизить эффект процессорозависимости.

MSI MAG Z590 TORPEDO

Основой стенда стала материнская плата MSI MAG Z590 TORPEDO. Устройство поддерживает чипы Comet Lake и Rocket Lake — последние выглядят даже предпочтительнее для платформы LGA1200, так как полностью раскрываются особенности ее работы. А это — поддержка интерфейса PCI Express 4.0 для портов M.2 и PEG. В частности, плата оснащена сразу тремя слотами для установки NVMe-накопителей. Но при использовании чипов поколения Comet Lake работать будут только два из них — те, что используют четыре линии PCI Express 3.0.

Чипы Intel не славятся энергоэффективностью, а потому даже для работы в стоке требуется плата с качественным конвертером питания. MAG Z590 TORPEDO подойдет в том числе и для разгона, так как подсистема питания устройства работает по схеме 7×2+2+1 фаз, где 12-канальный ШИМ-контроллер Renesas ISL69269 управляет силовыми каскадами OnSemi NCP252160, выдерживающими ток в 60 А каждый. Совершенно не удивительно, что VRM материнки во время тестирования не нагрелся даже до 50 градусов Цельсия.

Из примечательных особенностей отмечу наличие пары Ethernet-контроллеров: гигабитного Intel I219-V и 2,5-гигабитного Intel I225-V. За звук в MAG Z590 TORPEDO отвечает новенький контроллер Realtek ALC4080. Среди прочих особенностей выделю наличие на I/O-панели выхода DisplayPort, внутреннего и внешнего разъемов USB 3.2 Gen2 C-типа, а также большое количество коннекторов для подключения вентиляторов — их на плате распаяно сразу шесть штук. Такого количества разъемов вполне достаточно для сборки системы с парой «карлсонов» от процессорного кулера и четырьмя корпусными крыльчатками.

MSI GeForce RTX 3060 Gaming X Trio 12G

Прокачанная версия GeForce RTX 3060 от MSI получила внушительного размера кулер — длина устройства составляет 325 мм, а сама видеокарта займет в компьютерном корпусе три слота расширения. Зато СО получила сразу три вентилятора Torx Fan 4.0, оснащенных сдвоенными лопастями — они, по данным производителя, улучшают фокусировку воздушного потока. Радиатор кулера Tri Frozr 2 имеет три секции алюминиевых ребер, насаженных на шесть медных теплотрубок разной длины и формы. Для отвода тепла от GPU применяется технология прямого контакта. Также радиатор отводит тепло от чипов памяти и элементов конвертера питания. Частью системы охлаждения видеокарты является и графеновый бекплейт.

VRM платы девятифазный, за работу графического процессора GA106 отвечают семь фаз. В цепи питания используются силовые каскады NCP302045, каждый из которых выдерживает нагрузку в 45 А.

MSI Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G

Модель MSI Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G получила кулер попроще, но и электроэнергии Radeon RX 6600 XT потребляет меньше. Кулер оснащен теми же 100-мм вентиляторами Torx Fan 4.0 — только их установлено всего два. В итоге длина видеокарты составляет всего 277 мм.

Радиатор кулера TWIN FROZR 8 получил две секции алюминиевых ребер и четыре теплотрубки. На этот раз используется большая медная никелированная поверхность, которая соприкасается не только с GPU, но и с чипами памяти. Система охлаждения отводит тепло и от сборок конвертера питания.

В цепь VRM входит 10 фаз, восемь из которых отвечают за работу GPU. Предохранители присутствуют, и в целом все выглядит качественно и надежно.

Сводные данные по работе и настройке видеокарт
MSI Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G MSI GeForce RTX 3060 Gaming X Trio 12G
Заявленные частота графического процессора (Boost) и быстродействие памяти 2607 МГц, 16 Гбит/с 1852 МГц, 15 Гбит/с
Реальная частота графического процессора в Cyberpunk 2077: минимальная, максимальная, средняя 2608 МГц 1850 МГц
2666 МГц 1910 МГц
2644 МГц 1888 МГц
Максимальный уровень шума 36 дБА 36,7 дБА
Максимальная температура графического процессора 60 °C 62 °C
GPU Memory Juction Temp 69 °C Нет данных
GPU Hot Spot Temp 70 °C 74 °C
 MSI Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G

MSI Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G

 MSI GeForce RTX 3060 Gaming X Trio 12G

MSI GeForce RTX 3060 Gaming X Trio 12G

Об уровне быстродействия GeForce RTX 3060 Gaming X Trio 12G и Radeon RX 6600 XT Gaming X 8G я расскажу далее, а пока констатирую: перед нами очень тихие и холодные видеокарты — при этом GPU обоих адаптеров работают на повышенных Boost-частотах.

MSI MPG A750 GF

За питание тестового стенда отвечает модель MPG A750GF, которая обеспечивает честные 750 Вт, передаваемые по 12-вольтовой линии. Конечно, для сегодняшнего тестирования блок питания выбран с запасом: подробно эта тема раскрыта в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: определяемся с мощностью блока питания в игровом ПК». С другой стороны, сборка, например, с GeForce RTX 3060 в играх будет работать с максимальной эффективностью — выше 90 %, ведь устройство имеет сертификат 80 PLUS Gold. При этом MPG A750GF работает бесшумно и не греется. Блок питания построен на платформе CWT и конденсаторах с японской пропиской. В зависимости от региона гарантия на MPG A750GF доходит до 10 лет.

Менеджмент кабелей у устройства полностью модульный. Форма проводов — плоская, что облегчает их прокладку в корпусах любых форм-факторов. Длина кабелей рассчитана с запасом, количество — тоже. Тот же MPG A750GF без проблем запитает видеокарту с тремя разъемами PCI-E 6+2 и материнскую плату с парой коннекторов EPS 4+4.

Наконец, все железо было собрано в корпусе MPG Velox 100R. Перед нами устройство классического форм-фактора Midi-Tower с установкой блока питания в нижней его части. Передняя панель и боковая крышка корпуса выполнены из закаленного стекла. Устройство комплектуется предустановленными ARGB-вентиляторами — они подключены к специальному хабу, расположенному за шасси. В результате подсветкой можно управлять либо при помощи внешней кнопки, либо настроив ее в ПО материнской платы.

Конструкция MPG Velox 100R позволяет установить видеокарту вертикально — крепежная рама идет в комплекте, но гибкий шлейф с выносным PEG-разъемом нужно докупить отдельно. Из особенностей отмечу наличие перфорации на задней стенке — сюда можно установить двухсекционную СЖО с 120-мм вентиляторами. Корпус также поддерживает установку 360-мм радиаторов (или трех 120-мм «карлсонов») сверху и спереди. Максимальная высота процессорного кулера составляет 175 мм, а максимальная длина видеокарты — 380 мм. Поддерживается установка в том числе и материнских плат форм-фактора E-ATX. То есть на базе MPG Velox 100R можно собрать систему практически любой сложности.

Верхняя и нижняя панели оснащены пылевыми фильтрами. Передняя панель хоть и глухая, но имеет довольно крупные решетки по бокам для забора воздуха. На верхней панели, помимо стандартных портов 3,5 мм и USB A-типа, присутствует разъем USB 3.2 Gen2.

На этом сборка ПК в стиле MSI закончена.

#Результаты тестирования

Перейдем к анализу полученных результатов.

Производительность видеокарт AMD в играх, Full HD, FPS (больше — лучше)
Год Название Radeon R9 270X 2 Гбайт Radeon R7 370 4 Гбайт Radeon RX 570 4 Гбайт Radeon RX 5600 XT Radeon RX 6600 XT
AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN
2013 Crysis 3 32 26 29 23 50 36 53 39 65 48
2014 Far Cry 4 49 42 45 39 84 70 107 82 107 82
Metro Last: Light Redux 25 19 22 16 43 30 77 55 102 72
2015 The Witcher III: Wild Hunt 28 20 27 20 53 43 100 77 128 109
GTA V 30 23 29 22 51 37 90 66 101 74
Fallout 4 44 31 40 27 76 56 137 101 156 101
2016 Deus Ex: Mankind Divided 15 11 15 12 36 29 66 52 77 60
Battlefield 1 40 33 38 32 76 67 135 114 150 117
2018 Far Cry 5 38 32 35 30 62 53 117 94 121 96
Shadow of the Tomb Raider 18 15 19 17 46 39 82 68 111 91
Red Dead Redemption 2 0 0 20 15 40 31 51 43 73 56
2019 Metro: Exodus 16 11 19 15 46 36 95 72 113 85
2020 Horizon Zero Dawn 13 12 20 17 43 36 82 65 96 73
Cyberpunk 2077 11 10 13 12 28 22 61 44 80 62
Assassin's Creed Valhalla 0 0 0 0 20 15 69 48 89 62
Watch Dogs: Legion 9 7 14 9 26 19 46 33 68 53
2021 HITMAN 3 8 7 23 18 45 32 105 88 137 115
Производительность видеокарт NVIDIA в играх, Full HD, FPS (больше — лучше)
Год Название GeForce GTX 660 Ti GeForce GTX 760 GeForce GTX 1060 6 Гбайт GeForce GTX 1660 GeForce RTX 2060 GeForce RTX 3060
AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN AVG 1% MIN
2013 Crysis 3 34 24 36 27 52 36 54 39 64 48 99 72
2014 Far Cry 4 43 38 44 38 91 77 102 78 116 88 116 90
Metro Last: Light Redux 21 15 24 16 48 34 50 36 77 54 93 62
2015 The Witcher III: Wild Hunt 25 19 27 22 57 47 70 56 101 77 118 92
GTA V 33 24 36 26 68 50 78 53 105 71 115 78
Fallout 4 38 25 41 29 80 62 92 68 124 96 153 115
2016 Deus Ex: Mankind Divided 13 11 15 12 37 30 44 35 65 52 76 60
Battlefield 1 33 25 36 28 81 69 98 82 136 113 160 125
2018 Far Cry 5 24 20 26 21 67 52 81 63 110 82 129 93
Shadow of the Tomb Raider 17 13 19 15 49 42 64 54 85 70 105 85
Red Dead Redemption 2 0 0 0 0 30 25 42 35 57 46 69 56
2019 Metro: Exodus 14 8 16 10 56 38 67 46 93 62 109 69
2020 Horizon Zero Dawn 20 13 22 14 49 42 59 49 80 63 99 76
Cyberpunk 2077 10 6 11 7 30 24 46 37 64 51 75 61
Assassin's Creed Valhalla 0 0 0 0 40 30 40 31 58 43 69 51
Watch Dogs: Legion 8 6 9 6 30 24 33 24 42 30 63 53
2021 HITMAN 3 8 5 9 6 51 43 68 57 92 78 117 100

Я только что заметил, что среди большого списка игр только HITMAN 3 выпущена в 2021 году и сколько-нибудь интересна для тестирования железа. Заканчивающийся год выдался ужасно однообразным и скупым на новые игры. Такого не было уже давно, а скорое появление Battlefield 2042, Far Cry 6 и Marvel’s Guardians of the Galaxy ситуацию изменит не сильно. На игровую индустрию тоже серьезно влияет дефицит видеокарт и консолей нового поколения — это очень заметно.

Изучая таблицу, можно смело заявить, что в 2018 году игровые видеокарты с 2 Гбайт видеопамяти... перестали быть игровыми. Слишком сильно бросается в глаза падение FPS при переходе от Battlefield 1 к Shadow of the Tomb Raider. А напротив графы Red Dead Redemption 2 уRadeon R9 270X, GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 760 и вовсе значатся «баранки». Дело в том, что игра отказывается запускаться в разрешении Full HD с этими видеокартами — приходится снижать его до значения 1600 × 900 пикселей.

Поначалу я хотел исключить RDR2 из итоговых результатов, но, с другой стороны, мы наглядно наблюдаем ситуацию, когда видеокарта устаревает настолько, что новая игра попросту отказывается запускаться. Так, кстати, произошло и с Assassin's Creed Valhalla: приложение жалуется, что Radeon R9 270X (и прочие адаптеры с нулямив таблицах) не поддерживают DirectX 12.

В первой части статьи я уже упоминал, что Radeon R7 370 получила более медленный чип, чем Radeon R9 270X, но наличие большего объема памяти может изменить расстановку сил между этими видеокартами. Действительно, сравнивая производительность этих видеокарт в 17 играх, мы видим, что более современная модель оказывается впереди на 4 %. Однако если взять игры в период с 2013 по 2015 год включительно, получится иная картина — на 4 % впереди будет уже Radeon R9 270X.

Правда, за небольшим исключением, обе видеокарты AMD демонстрируют откровенно плохой уровень быстродействия в приведенных играх. Первые поколения микроархитектуры GCN, как ни крути, достигли предела. Я попробовал запустить Horizon Zero Dawn, Cyberpunk 2077, Watch Dogs: Legion и HITMAN 3 на системе с Radeon R7 370 с включением среднего качества графики и отключением сглаживания. Итог оказался печальным: только в Horizon Zero Dawn и HITMAN 3 минимальный фреймрейт не падал ниже 25 кадров в секунду, а средний FPS от прогона к прогону балансировал на уровне 29-30 кадров.

Очевидно, что GeForce GTX 960, которой, к сожалению, нет в тестировании, покажет схожие неудовлетворительные результаты.

В том числе еще и потому, что видеокарты NVIDIA поколений Kepler, Maxwell и Pascal плохо оптимизированы под API DirectX 12 и Vulkan — это наглядно демонстрируют результаты тестирования. Так, если сравнить GeForce GTX 1060 (Pascal) с GeForce GTX 1660 (Turing) в играх 2013-2015 годов, то более современная модель окажется быстрее всего на 8 %. Если же, наоборот, взять в расчет только игры, выпущенные после 2015 года, то GeForce GTX 1060 окажется медленнее на заметные 22 %.

Не стоит забывать, что еще существуют версии GeForce GTX 1660 SUPER и GeForce GTX 1660 Ti, которые опережают GeForce GTX 1660 в среднем на 7 и 10 % соответственно.

В целом GeForce GTX 1060 держится очень бодро, особенно если учесть, что эта видеокарта поступила в продажу больше пяти лет назад. В тех же Horizon Zero Dawn, Cyberpunk 2077, Watch Dogs: Legion и HITMAN 3 вполне реально добиться стабильных 30 кадров в секунду при снижении качества графики — GPU, образно выражаясь, еще удерживает видеокарту на плаву. А потому нет ничего удивительного, что GeForce GTX 1060 по-прежнему является самой популярной игровой видеокартой по статистике Steam.

То же самое я могу сказать и про Radeon RX 570 — но только про 8-гигабайтную версию. Четырехгигабайтная модель в ААА-играх 2020-2021 годов откровенно задыхается при использовании высокого качества графики.

Всем 6-гигабайтным версиям видеокарт однозначно не хватает видеопамяти в современных ААА-проектах при заданных настройках качества графики. Но те же GeForce RTX 2060 и Radeon RX 5600 XT спасает применение более быстрой GDDR6-памяти, а также в целом высокопроизводительный тестовый стенд. Уже сейчас ясно, что у перечисленных моделей нет запаса прочности, и, конечно же, новые представители среднего класса смотрятся заметно интереснее в этом отношении. Например, если сравнить GeForce RTX 2060 с GeForce RTX 3060 только в Deus Ex: Mankind Divided, Shadow of the Tomb Raider, Horizon Zero Dawn и Assassin's Creed Valhalla, Ampere-ускоритель окажется быстрее уже на 40, а не 30 %.

Тестирование показывает, что между Radeon RX 5600 XT и GeForce RTX 2060, а также между Radeon RX 6600 XT и GeForce RTX 3060 можно смело поставить знак равенства. По крайней мере в 2021 году. Правда, это замечание актуально только для игр, не использующих трассировку лучей. Наше игровые тесты с трассировкой показывают, что в этом плане видеокарты NVIDIA оказываются далеко впереди. GeForce RTX 2060 опережает Radeon RX 6600 XT на 19 % и уступает GeForce RTX 3060 47 %.

#Выводы

Новинкам этого года в какой-то степени не повезло. Да, отныне видеокарты среднего класса стоят больше 300 долларов США, но по факту их популярность и актуальность обуславливает рынок криптовалют. А потому было бы интересно посмотреть, насколько Radeon RX 6600 XT и GeForce RTX 3060 пользовались бы популярностью среди геймеров. Быть может, одной из них было суждено сместить с трона старушку GeForce GTX 1060. Но если это и произойдет, то, видимо, уже не в 2021 году…

Выражаем благодарность компании MSI, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Kingdom Come: Deliverance 2 ушла на золото и не выйдет 11 февраля 2025 года — игру выпустят раньше запланированного 37 мин.
OpenAI пообещала 12 дней подряд представлять ИИ-новинки — от духа Рождества до рассуждающего ИИ 2 ч.
Гладиаторы далёкого будущего на мультиарене: Astrum Entertainment анонсировала футуристический шутер Ncore на Unreal Engine 5 2 ч.
Firaxis показала и рассказала, как Sid Meier’s Civilization VII будет играться на консолях 3 ч.
С Microsoft в Великобритании требуют £1 млрд за завышение расценок для клиентов облачных конкурентов 3 ч.
The Witcher 3: Wild Hunt ворвалась в мир Naraka: Bladepoint — трейлер к старту кроссовера 4 ч.
Вышло обновление Telegram — партнёрские программы, ИИ-поиск стикеров и коллажи 5 ч.
Google запустила ИИ-генератор видео Veo, но вы вряд ли сможете его опробовать 5 ч.
Xiaomi хочет обновлять Android ежемесячно со следующего года, но не готова это пообещать 5 ч.
ГК Softline открыла офис в Индонезии для продвижения продуктов и сервисов 7 ч.
ЕС попытается спасти свой крупнейший проект по выпуску батарей для электромобилей, но уже может быть поздно 47 мин.
Робот Toyota установил рекорд по броскам мяча в баскетбольное кольцо, но до человека ему ещё далеко 3 ч.
Apple выпустит «iPad на ножке» или «HomePod с экраном» позже, чем ожидалось 4 ч.
ИИ обойдётся без Nvidia: Amazon выпустила системы на чипах Trainium2, а через год выйдут Trainium3 4 ч.
MaxSun представила белую видеокарту Arc B580 iCraft и чёрную Arc B580 Milestone 4 ч.
AWS построит распределённый ИИ-суперкомпьютер Project Rainier с десятками тысяч ИИ-ускорителей Trainium2 5 ч.
Marvell перенесёт разработку чипов в облако AWS, а AWS получит от Marvell новые чипы для своих ЦОД 7 ч.
Разборка видеокарты Intel Arc B580 Limited Edition показала асимметричный GPU и замедленную память Samsung 7 ч.
Meta готова инвестировать в атомную энергетику для питания своих ЦОД в США 7 ч.
«Первый в мире» настольный мини-компьютер на Qualcomm Snapdragon X Elite уже не за горами 8 ч.