⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор беззеркальной камеры Nikon Z fc: ретрошик
⇡#Камера в работеПерейдем к практической части обзора. Мне удалось протестировать Nikon Z fc с четырьмя объективами — NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE), специально разработанным для этой камеры; NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S; NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR; NIKKOR Z 85mm f/1.8 S. ⇡#Съемка в JPEGNikon Z fc — камера скорее для энтузиастов-фотолюбителей, чем для профессиональных фотографов, поэтому наверняка в рядах ее пользователей будет достаточно тех, кто снимает в формате JPEG. В целом камера способна выдать очень симпатичную и качественную картинку даже с полностью автоматическими настройками. Конечно, чем сложнее сюжет, тем важнее вмешательство фотографа, но простые сцены с равномерным освещением Z fc отрабатывает достойно. Для своего разрешения камера выдает очень неплохую детализацию: антимуарного фильтра здесь нет, что помогает лучше прорисовывать текстуры и мелкие нюансы. При съемке сюжетов с большим перепадом яркости формата JPEG может быть недостаточно. Динамический диапазон у камеры неплохой, но и не выдающийся, поэтому есть риск получить пересветы или «проваленные» тени. До определенной степени выручить может формат HDR, при котором камера объединяет три снимка с разной экспозицией для расширения динамического диапазона итоговой картинки. Пользователь может самостоятельно отрегулировать интенсивность воздействия эффекта. На мой вкус, максимальная степень дает уже несколько неестественную картинку, тогда как промежуточные варианты смотрятся очень органично. Есть в Nikon Z fc и еще одна фирменная опция, направленная также на расширение динамического диапазона — активный D-Lighting. Баланс белого, который легко исправляется при съемке в RAW, может создать проблемы тем, кто работает с форматом JPEG: править некорректные либо просто не соответствующие видению фотографа цвета в редакторе довольно муторно и не всегда эффективно. Поэтому верно настроить баланс белого при съемке необходимо. Nikon дает возможность сделать это очень гибко: в Z fc мы видим не просто автоматическую настройку баланса белого, а три варианта этой автонастройки: сохранение белого (уменьшение теплых тонов), сохранение общей атмосферы (на снимках сохраняется «теплинка», но они не выглядят излишне желтыми), сохранение теплых цветов (такой баланс белого формально считается некорректным, но некоторые пользователи любят именно его). В ходе теста я в основном делала снимки с сохранением общей атмосферы. Мне понравилось, как камера передает оттенки человеческой кожи. Дневные пейзажи, на мой вкус, получились «холодноватыми», но это вопрос индивидуальных предпочтений. Разумеется, в Z fc есть фирменная разработка Nikon – режим Picture Control. Помимо «классического» набора установок (портрет, пейзаж, монохром, насыщенный и прочие), в камере есть 20 творческих вариаций тонирования (уже традиционных), которые можно сравнить с фильтрами в "Инстаграме". Эффект фильтра виден сразу при его выборе, так что пользователь может перебирать варианты до тех пор, пока та или иная тонировка не «ляжет» на текущий сюжет. Также из творческих функций отмечу режим мультиэкспозиции, в котором пользователь может объединить несколько кадров в одно изображение. По его исполнению Nikon, пожалуй, опережает большинство конкурентов: доступно наложение от двух аж до десяти снимков, также пользователь может выбрать один из четырех режимов наложения. При этом непосредственно в момент съемки можно видеть, как будут накладываться изображения, что помогает строить композицию. Объединить готовые снимки можно и постфактум, зайдя в меню обработки. ⇡#Съемка в RAW, динамический диапазонФормат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Базовую обработку RAW-файлов можно произвести непосредственно в камере – кадрировать, поправить экспозицию, баланс белого, применить творческие режимы Picture Control. Делать это не очень удобно из-за маленького размера снимка на мониторе, но как быстрый способ улучшить картинку, чтобы немедленно опубликовать ее в соцсетях, – почему бы и нет. Для максимально тщательной обработки, разумеется, понадобится профессиональная программа. Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько сложных по свету/контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени. Запас в тенях у Nikon Z fc очень хороший: без проблем удается вытянуть все детали даже из очень глубоких, казалось бы, теней. Со светами ситуация хуже: если вы недосмотрели за экспозицией при съемке, восстановить информацию в сильно пересвеченных участках уже не получится. Лучший вариант, если нужно снять очень контрастный сюжет одним кадром, – настраивать экспозицию по ярким участкам и затем осветлять тени при обработке. Это может немного снизить качество фото из-за появления шумов, но в данном случае это меньшее из зол. ⇡#Автофокус, серийная съемка и буферКак уже говорилось в начале статьи, система автофокуса на Nikon Z fc подверглась определенным доработкам, но по большей части они коснулись съемки видео. В том, что касается фото, более удобным стало распознавание лиц на сюжетах с несколькими людьми в кадре. В камере реализован гибкий выбор зоны автофокусировки: одноточечный, точечный, динамический, широкий (маленький / большой) и автоматический выбор зоны (маленький / большой). В режиме широкой и автоматической зоны автофокуса можно выбрать приоритет распознавания человека или животного. Из животных мне удалось протестировать камеру на кошках – и здесь автофокус работал без сбоев, быстро определяя животное в кадре. С людьми проблем также не возникало как при хорошем освещении, так и в темное время суток. Один раз камера промахнулась с фокусом при съемке в контровом свете, но все остальные портреты из этой серии были сфокусированы корректно. Далее – тестирование серийной съемки с непрерывным автофокусом при съемке динамичного сюжета. Максимальная скорость серийной съемки – 11 кадров в секунду: для данного класса камер, не рассчитанных на «суровый» репортаж, показатель хороший. Мне удалось сделать серию из 35 кадров в формате RAW+JPEG максимального качества. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но иногда камера теряла человека из резкости на 1-2 кадра. В целом фокусировка на Nikon Z fc не доставляет проблем. Она происходит быстро и точно, не заставляя обращать на себя лишнего внимания. В большинстве ситуаций удобно фокусироваться прикосновением к сенсорному экрану. Единственный не очень удобный нюанс – в камере нет специального фокусировочного джойстика, вместо него используется четырехпозиционный контроллер. Также нет часто встречающейся сейчас опции использования ЖК-экрана для перемещения точки фокусировки при визировании по видоискателю. ⇡#Съемка на высоких ISOДиапазон светочувствительности Nikon Z fc – от 100 до 51 200 единиц ISO с шагом 1/3 EV. Доступно расширение до 102 400 и 204 800 единиц ISO. Хорошие показатели, но важно на практике определить, на каких значениях можно снимать, не жертвуя качеством. Посмотрим несколько примеров «из жизни», прежде чем перейдем к тестовой сцене. При съемке в JPEG на всех фото применялся стандартный уровень шумоподавления. Первый снимок сделан на значении ISO 1600. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. И в JPEG, и в RAW качество хорошее, детализация на высоком уровне, шумы почти незаметны. При сильном приближении можно заметить легкий шум в тенях в RAW, но он не критичен. На ISO 3200 картинка также смотрится очень неплохо и нет существенной разницы между RAW и JPEG. Работа шумодава довольно деликатна, снимок не смотрится «мыльно». На ISO 4500 шумы в RAW и «мыло» в JPEG становятся уже заметнее, но качество по-прежнему достойное, приемлемое не только для соцсетей, но и для печати фото форматом А4 и, вероятно, даже больше. ISO 6400. Здесь уже многое будет зависеть от сюжета – где-то шумы будут мешать сильнее, где-то меньше. В данном случае они не бросаются в глаза. Детализация, конечно, не такая хорошая, как на малых значениях светочувствительности, но даже простое поднятие резкости в редакторе может улучшить фото. На ISO 12 800 шумы в RAW уже очень сильно бросаются в глаза. В JPEG же явно не хватает деталей. Но если уменьшить такой снимок и немного доработать в редакторе – он может смотреться неплохо на просторах интернета. Под формат инстаграма подойдет, в принципе, даже фото, сделанное на ISO 32 000. Правда, стоит признать, что современные смартфоны нередко обходят камеры при съемке с рук ночью за счет мощной программной обработки с применением «искусственного интеллекта». Попытка сделать кадр на расширенном значении ISO 102400 не увенчалась большим успехом. То есть снимать, безусловно, можно, если стоит цель задокументировать какой-то объект или момент, но речь о качестве уже не идет. Теперь – тестовые кадры. В том, что касается высоких значений светочувствительности, Nikon Z fc держится на уровне с конкурентами. Камера способна обеспечивать вполне хорошее качество вплоть до ISO 6400. При необходимости можно снимать и на более высоких значениях: некоторые сюжеты не сильно страдают от наличия шума или падения детализации при шумоподавлении. ⇡#ВидеосъемкаВ целом возможности съемки видео у Z fc такие же, как у Z50: добавилась только уже упомянутая функция непрерывной фокусировки по глазам человека – что, впрочем, весьма существенно. В камере доступна съемка 4K-видео с задействованием всей поверхности сенсора, без кропа. Максимальная частота при съемке в максимальном разрешении — 60 кадров в секунду. Также доступна высокоскоростная съемка в разрешении Full HD со скоростью до 120 кадров в секунду и функция замедленной съемки. Nikon Z fc имеет порты для микрофона и microHDMI, но разъем для наушников отсутствует — уже это указывает на класс камеры в вопросах видеосъемки. Еще один важный момент: поскольку в камере нет механизма внутренней стабилизации, при съемке с рук приходится в первую очередь полагаться на стабилизацию в объективе. В камере предусмотрена, правда, цифровая стабилизация, однако она как раз требует пусть небольшого, но кропа, да и эффективность оставляет желать лучшего. Еще один ограничивающий фактор в сравнении с конкурентами — отсутствие возможности съемки несжатого файла (тот или иной Log-формат), который частично компенсируется специальным режимом Picture Control (да, он доступен не только для фото, но и для видео). Максимальная продолжительность непрерывной съемки видео – 30 минут. При ручной фокусировке доступен фокус-пикинг. При съемке с ручной экспозицией камера позволяет вам зафиксировать выдержку и диафрагму, а также регулировать яркость с помощью диска компенсации экспозиции. За счет удобного поворотного экрана и непрерывной фокусировки по глазам Nikon Z fc выглядит привлекательным вариантом для видеблогеров. Напомню также про удобное переключение режимов фото- и видеосъемки и возможность сохранить отдельные настройки для каждого из них. Скачать оригинал видео (620 Мбайт) Пример съемки человека. Следящий автофокус сработал отлично, камера удерживает фокус на модели при движении и зуммировании. Скачать оригинал видео (462 Мбайт) Съемка в движении. Ощущается нехватка внутрикамерной стабилизации, но в целом картинка качественная. Скачать оригинал видео (484 Мбайт) Пейзажная съемка. ⇡#АвтономностьВ Nikon Z fc используется та же батарея, что и в Z50, — EN-EL25. Заявленное время автономной работы, с учетом похожих характеристик камер, тоже практически не отличается: по стандарту CIPA камера может сделать порядка 300 снимков на одном заряде. На практике эта цифра может довольно сильно отличаться, причем скорее в большую сторону – все зависит от стиля использования камеры конкретным фотографом. Мне без проблем хватало заряда на полный день съемки в путешествии. Зарядить камеру можно как с помощью специального зарядного устройства, так и с помощью USB-разъема, что, безусловно, удобно. Отдельный плюс – возможность заряжать камеру во время работы, чего не было у Z50. ⇡#ЗаключениеNikon держит марку: все выпускаемые в рамках Z-серии камеры интересны и хороши. Новая Z fc при этом неоднозначна. Наверняка, выпуская ее, производитель был готов к волне критики от определенных слоев фотографического сообщества, мол «это та же самая Z50, только в другом корпусе!». По большому счету, это так и есть. Но у нее, безусловно, есть свой потребитель. Скажем, я сама из тех, для кого дизайн имеет большое значение. И если бы мне вдруг пришлось выбирать между Z50 и Z fc, я бы с большой долей вероятности выбрала последнюю, несмотря даже на небольшую переплату (Z fc стоит 79 990 рублей, Z50 – 74 990 рублей). Да, потому что красиво, потому что радует глаз, потому что приятно держать в руках. Потому что фотокамера – не чисто утилитарный инструмент, а продолжение внутреннего мира и стиля фотографа. А еще – из-за удобного поворотного экрана и улучшенного автофокуса. Да, это все не такие уж критически важные вещи, и если стоит вопрос экономии при получении аналогичного качества фото – конечно, есть смысл смотреть в сторону Z50. Nikon Z fc – не про новаторские технологии, а про эстетику и, может, даже ностальгию. При этом, конечно, камера остается современной — все базовые показатели здесь на достойном уровне. Быстрый и точный автофокус в режиме фото и видео, хорошие экран и видоискатель, достаточно высокая скорость серийной съемки, обширный буфер, возможности съемки на высоких значениях светочувствительности. Сильно не хватает разве что внутрикамерной стабилизации. Nikon Z fc
Скачать RAW-файлы (1,02 Гбайт) Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|