Сегодня 29 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор AMD Ryzen 7 7700X, где он сравнивается со старыми Ryzen 7, потому что с Raptor Lake его сравнивать без толку

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Основной состав участников сравнительных тестов был объявлен в самом начале этой статьи. Это восьмиядерные Ryzen разных поколений: от Ryzen 7 1800X до новейшего Ryzen 7 7700X. Кроме того, за компанию с этими процессорами мы протестировали и Ryzen 7 5800X3D. Хотя его результаты нельзя считать полноправной иллюстрацией развития процессорных архитектур компании AMD, его участие позволит нам ответить на смежный вопрос: что полезнее для пользователей — дополнительный L3-кеш или новая архитектура Zen 4.

Также в тестирование был включён и процессор Core i5-13600K, показатели которого на диаграммах нужны главным образом для того, чтобы оправдать заглавие этой статьи. Он должен подтвердить, что по состоянию на конец прошлого — начало этого года Intel удалось убедительно обойти AMD в вопросе производительности CPU и даже старший представитель семейства Ryzen 7 не выдерживает конкуренции с процессором Intel более низкого класса.

В результате состав тестовых систем получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800X (Matisse, 8 ядер, 3,9-4,5 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 2700X (Pinnacle Ridge, 8 ядер, 3,7-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 1800X (Summit Ridge, 8 ядер, 3,6-4,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13600K (Raptor Lake, 6P+8E-ядер, 3,5-5,1/2,6-3,9 ГГц, 24 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASRock X470 Taichi Ultimate (Socket AM4, AMD X470);
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Наличие в списке комплектующих материнской платы, основанной на наборе логики AMD X470, обусловлено отсутствием сквозной совместимости между платами и процессорами внутри экосистемы Socket AM4. Процессоры Ryzen первого поколения не могут работать в современных платах, поэтому для тестов Ryzen 7 1800X пришлось использовать старую материнскую плату ASRock X470 Taichi Ultimate.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры, за исключением Ryzen 7 1800X, тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Поскольку Ryzen 7 1800X не обеспечивал стабильной работоспособности с DDR4-3600, для него частота памяти понижалась до состояния DDR4-3466 со схемой задержек 16-18-18-38. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению были активированы.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.607 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 4.11.15.324;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19199.8340;
  • NVIDIA GeForce 528.24 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.3.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2022b (9.13.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.4.1) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

Если вы читали наши прошлые обзоры, то вас вряд ли удивит, что Ryzen 7 7700X проигрывает по быстродействию в ресурсоёмких приложениях процессору Core i5-13600K, у которого всего шесть производительных ядер. Однако основная идея этого тестирования вовсе не в том, чтобы показать, насколько актуальные модели AMD оказались слабее конкурирующих решений. В центре сюжета — впечатляющий эволюционный путь, который проделали процессоры Ryzen всего за шесть лет: как следует из результатов, сегодняшний Ryzen 7 7700X вдвое быстрее восьмиядерников на архитектуре Zen и Zen+. Более того, Ryzen 7 7700X значительно выигрывает по производительности и у Ryzen 7 3800X. Его преимущество перед этим процессором четырёхлетней давности ровно полуторакратное.

Характерно, что наибольший скачок в производительности восьмиядерных процессоров у AMD произошёл на последнем шаге — при переходе от архитектуры Zen 3 к Zen 4. Объясняется это просто: здесь прирост быстродействия подпитывается не только увеличением IPC, но и не менее серьёзной прибавкой в тактовой частоте.

Сопоставляя между собой результаты разных Ryzen, нельзя не обратить внимание, что усреднённая производительность в приложениях у Ryzen 7 5800X и Ryzen 7 5800X3D примерно одинакова с небольшим перевесом в пользу первого CPU. Это означает, что с точки зрения вычислительных нагрузок добавление в процессор 3D-кеша не имеет особого смысла — этот ускоритель проявляет себя лишь на игровом поле.

Знакомство с результатами измерений производительности в отдельных приложениях заставляет обратить внимание на системный характер отставания Ryzen 7 7700X от Core i5-13600K. Процессор Intel, формально относящийся к более низкому классу, оказывается быстрее в 11 приложениях из 13. А в четырёх приложениях его относительное преимущество выражается двухзначными процентными показателями.

Что же касается соотношения результатов различных восьмиядерных Ryzen, то среди них никаких неожиданностей нет. В любом из тестовых приложений новые процессоры AMD лучше старых, и рост производительности вдвое за три поколения и в полтора раза за два — картина, которая встречается повсеместно.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Относительная игровая производительность восьмиядерных Ryzen разных семейств почти не отличается от относительного быстродействия в приложениях. Главные факты здесь таковы. Ryzen 7 7700X обеспечивает примерно вдвое более высокий FPS, нежели Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X. Превосходство Ryzen 7 7700X над Ryzen 7 3800X — примерно полуторакратное. А при сравнении Ryzen 7 7700X и Ryzen 7 5800X преимущество нового процессора в игровой производительности составляет в среднем 25 %. Таким образом, для геймеров не будет лишён смысла апгрейд любых Socket AM4-систем, но в особенности если процессор в такой системе имеет архитектуру Zen первого или второго поколения.

Но нужно оговориться: Ryzen 7 5800X3D в игровых тестах смотрится очень неплохо даже по меркам сегодняшнего дня. Его средняя производительность близка к производительности Ryzen 7 7700X, и оба эти процессора отстают от Core i5-13600K не более чем на 2 % по среднему FPS и не более чем на 10 % — по минимальному. Таким образом, добавление в процессор AMD дополнительного L3-кеша объёмом 64 Мбайт с точки зрения кадровой частоты в играх примерно эквивалентно смене архитектуры на одно поколение.

Важно подчеркнуть, что тесты игровой производительности, о которых идёт речь, были проведены с самой мощной на данный момент видеокартой, которая минимально ограничивает показатели кадровой частоты. Это значит, что приведённые диаграммы иллюстрируют именно возможности процессоров, а не связок «CPU + GPU». Иными словами, говоря о кратном превосходстве Ryzen 7 7700X над предшественниками, мы исключаем из рассмотрения конфигурации со старыми или бюджетными видеокартами, модернизация процессора в которых не имеет большого смысла.

Говоря о результатах тестов в играх, нужно напомнить, что восьмиядерный Ryzen 7 7700X основан на одном CCD-чиплете. Его L3-кеш не разделён на две части, а задержки межъядерного взаимодействия минимальны для обмена данными между любыми парами ядер. Это делает Ryzen 7 7700X самым быстрым геймерским процессором среди всех Ryzen 7000: как мы выяснили в предыдущих обзорах, он обеспечивает более высокий FPS даже по сравнению с флагманскими Ryzen 9 7900X и Ryzen 9 7950X, которые собраны на двух чиплетах CCD.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Как это обычно и бывает, повышение разрешения ведёт к уменьшению разброса между игровыми результатами процессоров ввиду того, что основная часть нагрузки переносится на графическую подсистему. Тем не менее превосходство Ryzen 7 7700X над предшественниками в игровой производительности хорошо видно и в 4K. Мощности старых процессоров AMD на полноценную загрузку работой GeForce RTX 4090 не хватает даже в высоком разрешении. В результате среднее преимущество Ryzen 7 7700X перед Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X достигает 66 %, перед Ryzen 7 3800X — 29 %, а перед Ryzen 7 5800X — 12 %.

#Выводы

В текущих рыночных реалиях Ryzen 7 7700X — откровенно бестолковый процессор. В приложениях и играх он проигрывает более доступному по цене Core i5-13600K, к тому же он требует перехода на новую платформу Socket AM5 с дорогими материнскими платами и обязательным использованием DDR5-памяти. И даже те, кто на дух не переносит процессоры Intel, могут найти более выгодные по соотношению цены и производительности варианты. Например, Ryzen 7 5800X3D для игровых конфигураций или Ryzen 9 5900X для рабочих. Иными словами, серьёзно задумываться о приобретении восьмиядерника c архитектурой Zen 4 до появления в продаже Ryzen 7 7800X3D, усиленного 3D-кешем, совершенно точно не имеет смысла.

Но эта статья написана не для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть слабые стороны текущего поколения Ryzen. Пользуясь актуальным восьмиядерником, мы исследовали совсем другой вопрос, а именно оценивали темпы роста производительности процессоров AMD за несколько последних лет. И как оказалось, компания наращивает мощность CPU весьма интенсивно: сегодняшний Ryzen 7 7700X опережает Ryzen 7 1800X и Ryzen 7 2700X — флагманы AMD образца 2017-2018 года — примерно вдвое. А его преимущество перед вышедшим три с половиной года тому назад Ryzen 7 3800X достигает полуторакратного размера.

При этом максимальный шаг в производительности восьмиядерных процессоров AMD произошёл как раз в конце прошлого года, в момент выхода Ryzen 7 7700X на архитектуре Zen 4. В нём AMD не только существенно оптимизировала строение ядер, повысив удельную производительность на 13 %, но и на 15 % подняла рабочую частоту, добившись превосходства новинки над Ryzen 7 5800X на 25-28 %.

Правда, вместе с рывком производительности произошёл и неприятный скачок рабочих температур. Гоняясь за быстродействием, AMD не позаботилась о снижении нагрева новых процессоров и повышении эффективности съёма тепла с уменьшившихся по площади кристаллов-чиплетов. В результате 90 градусов под нагрузкой стали для Ryzen 7 7700X новой нормой, в то время как его ближайшие предшественники в аналогичных задачах и с аналогичным охлаждением были как минимум на десять градусов холоднее.

Тем не менее упрекнуть разработчиков архитектуры Zen в недостаточности предпринимаемых усилий невозможно. Они проделали действительно огромную работу, а проблема c новыми Ryzen состоит в небрежном отношении компании к деталям. Ситуация с нагревом — один из примеров такой небрежности. А ещё AMD можно упрекнуть в том, что Ryzen 7 7700X получил на старте неоправданно высокую цену, которая до сих пор не снизилась до приемлемого и конкурентного уровня.

Однако в нашем списке претензий к Ryzen 7000 есть и куда более серьёзный пункт, ведь до сих пор мы не получили от AMD увеличения числа вычислительных ядер в серии Ryzen 7. На протяжении всех шести лет эволюции такие процессоры продолжают оставаться восьмиядерниками, и это сильно печалит, поскольку Core i7 за то же самое время превратились из шестиядерников в процессоры с 16 вычислительными ядрами, половина из которых имеет IPC не хуже, чем у Zen 4.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Botany Manor — занимательная ботаника. Рецензия 2 ч.
Техническое тестирование роглайк-экшена Hades II завершится 29 апреля — ранний доступ стартует совсем скоро 9 ч.
ИИ убьёт классические колл-центры в течение года, считают в их руководстве 12 ч.
Продажи средневековой градостроительной стратегии Manor Lords превысили миллион копий спустя сутки после релиза 13 ч.
Thoma Bravo купит за $5,3 млрд британского разработчика ИИ-решений для ИБ Darktrace 15 ч.
Positive Technologies увеличила в I квартале 2024 года объём отгрузок в 1,5 раза 15 ч.
Пользователи устройств Apple столкнулись с массовыми проблемами при входе в аккаунт Apple ID 19 ч.
Новая статья: XDefiant — любопытный конкурент Call of Duty. Превью по техническому тестированию 28-04 00:01
Новая статья: Gamesblender № 671: подробности Kingdom Come: Deliverance 2, Stellar Blade без цензуры и релиз Unreal Engine 5.4 27-04 23:39
Росту выручки Microsoft в III финансовом квартале способствовало облако и ИИ 27-04 22:12