Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Тест AMD Ryzen 7 7800X3D: лучший процессор не для работы

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Мировые продажи Ryzen 7 7800X3D начались 6 апреля, и за прошедшие с этого момента недели он получил ярлык самого быстрого процессора для игровых систем и без нашей помощи. Тем не менее проверить данный тезис было бы нелишним. Тестирование в нашей лаборатории имеет свою специфику, например, мы используем во всех системах DDR5-память с одинаковой частотой и одинаковыми таймингами, а для охлаждения всех процессоров применяем одну и ту же СЖО.

Кроме того, мы стараемся вовлечь в сравнение максимальное число альтернативных вариантов, и поэтому в сегодняшнем тестировании принимают участие сразу девять процессоров. Это старшие модели серий Ryzen 7000X3D и Ryzen 7000, две верхних модели Core 13-го поколения, плюс Ryzen 7 5800X3D — первый процессор AMD c технологией 3D V-Cache, основанный ещё на архитектуре Zen 3.

В результате состав тестовых систем получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X3D (Raphael, 16 ядер, 4,2-5,7 ГГц, 128 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7950X (Raphael, 16 ядер, 4,5-5,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7900X3D (Raphael, 12 ядер, 4,4-5,6 ГГц, 128 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7900X (Raphael, 12 ядер, 4,7-5,6 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7800X3D (Raphael, 8 ядер, 4,2-5,0 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-13700K (Raptor Lake, 8P+8E-ядер, 3,4-5,4/2,5-4,2 ГГц, 30 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилю. Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению не отменялись.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 5.02.19.2221;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19444.8378;
  • NVIDIA GeForce 531.61 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.5.0 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2023a (9.14.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.5.4) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Hogwarts Legacy. Разрешение 1920 × 1080: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Reflections = On, Ray Tracing Shadows = On, Ray Tracing Ambient Occlusion = On, Ray Tracing Quality = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Reflections = On, Ray Tracing Shadows = On, Ray Tracing Ambient Occlusion = On, Ray Tracing Quality = Ultra.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

Выбор Ryzen 7 7800X3D для рабочей системы — идея, от которой лучше сразу отказаться. Конечно, этот процессор, как любой современный восьмиядерник, вряд ли можно назвать слишком медленным. Но по отношению производительности к цене он проигрывает многим альтернативам. Если говорить о картине в среднем, то и Ryzen 9 7900X, и Core i7-13700K способны предложить на 25-30 % более высокое быстродействие в ресурсоёмких приложениях, в то время как их стоимость ниже, чем у рассматриваемого восьмиядерника с 3D-кешем.

До что уж там говорить, даже Ryzen 7 7700X, который дешевле Ryzen 7 7800X3D на весомые 25 %, опережает его в среднем на 7 %. Причины такого положения дел вполне понятны: Ryzen 7 7800X3D на 400-600 МГц отстаёт от обычного восьмиядерного Zen 4 по частоте, в то время как 3D-кеш почти никогда не ускоряет работу в вычислительных задачах.

Как обстоит дело в различных приложениях для создания и обработки контента, можно посмотреть на диаграммах, приведённых ниже. Мы же обратим внимание лишь на один факт: среди всего списка тестов находится только один случай, когда Ryzen 7 7800X3D выигрывает у своего собрата без технологии 3D V-Cache. Этот случай — архивация в 7-zip, где утроенному по вместительности L3-кешу удаётся компенсировать 9-процентное отставание в частоте. Но больше такого не наблюдается нигде, и среди оставшихся результатов нет ни единого случая, когда Ryzen 7 7800X3D удалось хотя бы приблизиться по производительности к Ryzen 7 7700X.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Здесь Ryzen 7 7800X3D, напротив, чувствует себя хозяином положения, ведь игры — именно тот тип нагрузки, с явным прицелом на который AMD придумывала его дизайн. Причём поскольку восьмиядерный процессор не страдает от высоких задержек межъядерного взаимодействия, он оказывается даже чуть лучше Ryzen 9 7950X3D, несмотря на то что у последнего больше ядер и выше частоты. И это автоматически делает Ryzen 7 7800X3D самым быстрым современным решением для 3D-игр.

Что касается процессоров Intel, то преимущество Ryzen 7 7800X3D перед Core i9-13900K в среднем FPS составляет 2,5 %, а по сравнению с более близким по цене Core i7-13700K оно достигает 6 %. Нельзя сказать, что такое соотношение результатов позволяет говорить о Ryzen 7 7800X3D как о безоговорочно лучшем решении на фоне LGA1700-вариантов, но, по крайней мере, оно делает платформу Socket AM5 хорошо подходящей для игровых сборок, о чём не было и речи до появления процессоров с технологией 3D V-Cache. И действительно, по средневзвешенной игровой производительности Ryzen 7 7800X3D опережает представителей семейства Ryzen 7000 первой волны на весьма ощутимые 18-19 %.

При этом, говоря об игровой производительности Ryzen 7 7800X3D в деталях, нужно сделать ту же самую оговорку, которую мы уже делали в обзоре Ryzen 9 7950X3D. Этот CPU нельзя назвать лучшим в любых играх без исключений. Если посмотреть на показатели FPS в разных ситуациях, то можно увидеть, что 3D-кеш обеспечивает очень неоднородный уровень прироста. Превосходство Ryzen 7 7800X3D над тем же Ryzen 7 7700X в одних играх может превышать и 30 %, но в других — едва переваливает через 2-процентную отметку. В результате в довольно существенном наборе тестов Ryzen 7 7800X3D в действительности не выигрывает у процессоров Intel Core 13-го поколения. Так, даже Core i7-13700K может похвастать более высоким быстродействием в 5 играх из 13, включая Cyberpunk 2077, Hogwarts Legacy и Marvel's Spider-Man Remastered.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Увеличение разрешения ожидаемо сближает частоту кадров, полученную в системах с различными процессорами. И если в качестве ориентира выбрать производительность в 4K, то между Ryzen 7 7800X3D, Core i9-13900K и Core i7-13700K можно поставить знак приблизительного равенства. В то же время превосходство процессоров с 3D-кешем над обычными Ryzen 7000 сохраняется и в высоком разрешении, что довольно чётко очерчивает множество подходящих для игровых конфигураций продуктов компании AMD.

При этом не стоит забывать, что здесь речь идёт о производительности систем с видеокартой GeForce RTX 4090. На сегодня это самый быстрый вариант игровой графики, однако завтра, когда на рынке появятся более мощные видеоускорители, разница между процессорами может стать заметнее даже в высоком разрешении. По этой причине при выборе CPU для игровых сборок, которые предполагается в дальнейшем подвергать модернизации, лучше ориентироваться на результаты в более низком разрешении — это позволит выбрать более перспективный и долгоживущий вариант.

#Выводы

Ryzen 7 7800X3D выдаёт ровно то, что от него и ожидалось: это действительно самый быстрый процессор для геймерских платформ на сегодняшний день. Хотя он располагает лишь восемью ядрами и работает на частоте ниже 5 ГГц, в играх ему удаётся не только не уступить 16-ядернику Ryzen 9 7950X3D, но и даже немного опередить флагманский Core i9-13900К с 24 вычислительными ядрами. Вместе с тем Ryzen 7 7800X3D приятно удивляет энергоэффективностью: актуальные процессоры Intel в игровых нагрузках потребляют примерно вдвое больше.

Но в то же время Ryzen 7 7800X3D не является универсальным. Это узкоспециализированный игровой продукт с посредственной для своей цены вычислительной мощностью как в однопоточных, так и в многопоточных задачах. Из-за недостатка ядер и сравнительно низкой тактовой частоты он плохо подойдёт для рабочих ПК — в творческих приложениях восьмиядерный Ryzen 7 7800X3D проигрывает и альтернативам с близкой ценой (12-ядернику Ryzen 9 7900X и 16-ядернику Core i7-13700K), и гораздо более дешёвому восьмиядерному собрату Ryzen 7 7700X.

Но AMD и не предлагает видеть в Ryzen 7 7800X3D аналог швейцарского ножа. Для тех, кому важна производительность и в играх, и в ресурсоёмких приложениях одновременно, компания сделала Ryzen 9 7950X3D с двумя CCD разных типов. А Ryzen 7 7800X3D фактически представляет оптимизированную для игр его половину, которая решает ровно такую же задачу, как стояла год назад перед Ryzen 7 5800X3D, — подтянуть игровую производительность актуальной платформы, чтобы подогреть к ней интерес со стороны массовой геймерской аудитории.

И этой аудитории определённо стоит обратить пристальное внимание на предложенное AMD решение. Пусть Ryzen 7 7800X3D и проигрывает конкурирующим процессорам семейства Raptor Lake в смысле всеядности, лучшего варианта для игровых ПК на рынке пока нет. И не нужно пугаться, что Ryzen 7 7800X3D стоит дороже весьма привлекательного Core i7-13700K. Во-первых, он предлагает на несколько процентов лучшую частоту кадров в играх. А во-вторых, он гораздо меньше него нуждается в материнских платах высокого класса. Максимальное энергопотребление Ryzen 7 7800X3D описывается двузначными величинами, а разгон заблокирован в самом CPU. Поэтому комбинация из восьмиядерника AMD с 3D-кешем и бюджетной платы на базе набора логики B650 (или даже A620) вполне допустима, что позволит снизить суммарную стоимость платформы.

Подводя итог, остаётся констатировать, что Ryzen 7 7800X3D стал первым процессором для платформы Socket AM5, который мы действительно готовы рекомендовать для приобретения. Да, это продукт не для всех, но для многих. Поэтому если вы собираете игровой ПК, то Ryzen 7 7800X3D на данный момент — оптимальный вариант в ценовой категории «дороже $400».

Что же касается истории с массовыми поломками процессоров с 3D-кешем, то AMD вместе с производителями материнских плат, кажется, смогла поправить ситуацию в новых версиях BIOS, и поток жалоб от пострадавших пользователей к настоящему моменту прекратился. Иными словами, покупать Ryzen 7 7800X3D можно уже без опасений, хотя перед началом его эксплуатации первым делом стоит обновить прошивку материнской платы — ошибка, приводившая к поломкам, была исправлена совсем недавно, и в BIOS плат, продающихся в магазинах, она наверняка всё ещё присутствует.

 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥