Астрономы обнаружили двойную звёздную систему с аномалией — её может создавать звезда из тёмной материи

В данных, собранных европейским астрометрическим спутником «Гайя» (Gaia), обнаружена звёздная система с необычным поведением. Похожая на Солнце звезда вращается вокруг невидимого объекта в 11 раз тяжелее её. Такое поведение не укладывается в общепринятые модели эволюции парных систем. Звезда расположена слишком близко к невидимке, чтобы заподозрить в партнёре чёрную дыру. Неужели там обнаружена мифическая бозонная звезда из тёмной материи?

Источник изображения: Pixabay

Звезда и её невидимый партнёр вращаются вокруг общего центра масс на расстоянии 1,4 а.е. друг от друга. Это примерно равно расстоянию от Марса до Солнца с периодом обращения 188 дней. Теоретически невидимым объектом может быть чёрная дыра, но она должна была образоваться после взрыва достаточно большой звезды. Звезда должна была взорваться с филигранной точностью, чтобы не допустить разрушения соседки на таком близком расстоянии. Подобный сценарий с большим трудом укладывается в известные нам модели поведения наблюдаемых двойных систем.

Но всё становится проще, если в невидимом партнёре заподозрить бозонную звезду, вещество которой также прочат в частицы тёмной материи. Некоторые теории допускают, что тёмная материя может собираться в сгустки планетарного и звёздного масштабов. Данная работа как раз обосновывает вероятность развития одного из таких сценариев, когда тёмное вещество собралось в компактный объект типа звезды.

Учёные не настаивают на своей трактовке событий, но призывают внимательно проследить за указанной звёздной системой. Возможно это приведёт к удивительным открытиям, о чём они сообщают в препринте на сайте arXiv.