Первые фрагменты поражённого зондом NASA DART астероида Диморф достигнут Земли через семь лет

В журнале The Planetary Science Journal вышла работа европейских учёных, которые провели моделирование конуса выброса обломков астероида Диморф, в который в сентябре 2022 года ударил зонд-камикадзе NASA DART. Эксперимент должен был дать достоверные данные о возможности повлиять на траекторию опасного для Земли астероида. Диморф не представлял угрозы. Он стал испытательной площадкой для проверки теории ударного отклонения.

Источник изображения: NASA, ESA

Эксперимент увенчался успехом — зонд NASA отклонил 160-м астероид от его первоначальной траектории. Астероид Диморф вращается по орбите вокруг большего по размеру астероида Дидим, который в поперечнике достигает 780 м. Изменение орбиты заметно даже при наблюдении с Земли, но точные параметры будут измерены позже, когда в сентябре 2026 года к системе этих двойных астероидов прибудет зонд европейской миссии «Гера» (Hera).

Удар зондом NASA DART по астероиду предоставил учёным множество точных данных для улучшения моделей столкновения в космосе небесных тел. Размеры, форма и масса ударного инструмента были точно известны, как и известно место и время проведения эксперимента. Точное знание исходных данных позволяет также провести моделирование поведения обломков астероида, которые образовались вследствие удара.

Зонд DART и астероид Диморф в представлении художника

В момент падения зонда-камикадзе NASA на Диморф за этим со стороны наблюдал итальянский кубсат LICIACube. Именно его данные европейские учёные использовали для моделирования конуса выброса обломков. Кубсат смог идентифицировать множество фрагментов астероида в сантиметровом диапазоне размеров. Также он измерил их скорости, которые попали в диапазон от нескольких десятков до сотен метров в секунду. Известно также было направление конуса разлёта, что вместе предоставило избыточные данные для расчётов дальнейшего движения облака обломков Диморфа по Солнечной системе.

Моделирование на суперкомпьютере NASA показало, что облака фрагментов Диморфа достигнут не только Марса, но и Земли. И произойдёт это достаточно скоро — в течение следующих десяти лет. Более того, первые фрагменты поражённого астероида достигнут Земли уже через семь лет. Впрочем, они будут настолько малы, что даже не проявят себя как метеоры. Должно пройти около 30 лет, пока облако фрагментов Диморфа начнёт регулярно проявлять себя как обычный поток метеоров, размеры которых начинаются от 30 мкм, и которые оставляют свой след яркими трассами в небе.

Учёные предоставили все данные, чтобы службы наблюдения за космосом знали, когда и на каком участке неба начнут появляться «диморфиды». Поэтому ошибки с их идентификацией не будет. Нечто подобное будет происходить и на Марсе, хотя до Марса через несколько тысяч лет могут долететь достаточно большие фрагменты Диморфа, чтобы образовать на его поверхности 300-м кратеры.

Согласно расчётам, выброшенные при ударе частицы со скоростью ниже 500 м/с могут достичь Марса примерно за 13 лет, в то время как частицы, выброшенные со скоростью более 1,5 км/с, могут достичь Земли всего за семь лет.