реклама
Звук и акустика

Создаем профессиональное техно в Propellerhead Reason 2.5

⇣ Содержание

Инструменты

Это самый сложный момент в описании программы, поскольку, во-первых, достаточно объемный, а, во-вторых, требует некоторых знаний в области современной музыкальной аппаратуры и ПО. Но я думаю, что мы это осилим. Есть такой метод:)

Итак, Subtractor Polyphonic Synthesizer.


Этот модуль представляет из себя программную полифоническую модель, прототипом для которой послужил ряд аналоговых синтезаторов 70 - 80-х, основанных на вычитающем или субтрактивном методе синтеза. Все современные методы синтеза были перечислены мной в статье "Вокодеры и синтезаторы речи". Чтобы вам долго не искать, буду цитировать сам себя:)

Вычитающий синтез (substractive synthesis). Суть этого метода обратна аддитивному, при котором сложная звуковая волна составляется из множества простых. В качестве исходного берется тембрально богатый, насыщенный гармониками звук, и потом, в результате сложной фильтрации из него формируется определенный тембр с характерной тоновой окраской. Вычитающий синтез активно использовался в аналоговых синтезаторах, а сейчас применяется в программных моделях для получения "аналогового эффекта". Как пример аналоговых синтезаторов с субтрактивным синтезом можно привести модельный ряд Moog, пришедший к нам из далеких 70-х.

Итак, что мы имеем в варианте Subtractor Polyphonic Synthesizer от Propellerhead Software:

  • 99-голосная полифония. Для каждого пэтча (инструмента) можно редактировать это количество.
  • Сложные фильтры, которые могут работать взаимосвязанно.
  • Огибающие (envelopes) в количестве 3 шт.
  • Два осциллятора (генератора), генерирующих волны 32 типов на выбор.
  • Два низкочастотных генератора (LFO).
  • Частотная модуляция (FM).
  • Внешнее управление CV/Gate.

С программой поставляется набор уже готовых пэтчей, в котором можно найти практически все, что связано с аналоговыми синтезаторами, плюс множество современных звуков.


Для другого полифонического синтезатора Malstrom за основу взят гранулированный метод синтеза.

Гранулированный синтез (Granular synthesis). Данный метод является частным случаем таблично-волнового синтеза. Звук формируется из ультра-коротких сэмплированных фрагментов звуковой волны. В результате взаимодействия частоты их повторения и частотных составляющих сэмплированной звуковой формы, получается тембрально сложный монотонный звук, который впоследствии можно обрабатывать методами вычитающего синтезирования. Одна из первых реализаций подобного была в программе Ross Bencina AudioMulch, правда в виде эффекта, а как законченный инструмент впервые появилась в Propellerhead Reason.

Небольшая спецификация Malstrom:

  • Два осциллятора, основанных на гранулированном синтезе.
  • Два модулятора с возможностью синхронизации по темпу.
  • Два фильтра и импульсный генератор (Shaper).
  • Предусмотрено большое количество различных режимов работы фильтров, в сочетании с Waveshaper можно получить уникальные эффекты.
  • Три генератора огибающих (envelopes).
  • На каждый осциллятор предусмотрено управление амплитудной огибающей.
  • 16-голосная полифония.
  • Управление уровнями громкости и модуляции.
  • Внешнее управление CV/Gate.
  • Разнообразные решения по коммутации аудио входов и выходов.

Чтобы воспользоваться данным модулем на всю катушку я рекомендую качественно ознакомиться с Help к программе, а также посмотреть, что заложено в фабричный пресетах (пэтчах). На самом деле, как уже было сказано ранее, гранулированный синтез впервые появился как эффект-процессор, а уже потом разработчики Reason реализовали его в виде отдельного инструмента. Соответственно и применение Malstrom - создание уникальных звуковых спецэффектов и инструментов.


Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с графическим интерфейсом программного сэмплера NN-19, так это его внешнее сходство с аппаратными устройствами от AKAI. Я достаточно плотно общался с последними некоторое время, и модуль NN-19 вызвал у меня сильное удивление.


Опять перехожу на цитирование…

Сэмплинг (Sample playback ). Данный метод базируется на использовании сэмплированных (записанных) инструментов и воспроизведении их в режиме обычного проигрывателя. Небольшие звуковые фрагменты (образцы или сэмплы) загружаются в память (ROM или RAM) и воспроизводятся оттуда. Из этих фрагментов складывается звучание инструмента. Активно используется в сэмплерах (AKAI, E-mu) и программных или программно-аппаратных (например, Turtle Beach Pinnacle) синтезаторах и звуковых картах. Так как раньше объем памяти не позволял обращаться с большими объемами памяти, то разработчики шли на ухищрения - понижали разрядность или частоту дискретизации либо записывали очень короткие фрагменты, зацикливая их. Теперь ситуация изменилась в прогрессивную сторону, и мы можем использовать не только качественно отсэмплированные библиотеки, но и создавать многослойные инструменты, включающие сразу несколько сэмплов на реализацию одного инструмента.

В NN-19 мы загружаем фрагменты звуковых файлов, после чего можем ими манипулировать - как минимум, распределяя их по MIDI-клавиатуре. При этом, если мы используем для формирования инструментов один сэмпл, то через некоторый интервал (кварта, квинта, октава) он начнет звучать неествественно. Посему обычно библиотеки инструментов для программных и аппаратных сэмплеров включают сразу несколько сэмплов для формирования одного инструмента.

Помимо этого мы можем воспользоваться и некоторой обработкой, включающей LFO, фильтр и генератор огибающей.

Для NN-19 в качестве звукового материала подойдут файлы форматов:

  • Wave (.wav)
  • AIFF (.aif)
  • SoundFonts (.sf2)
  • REX file slices (.rex2, .rex, .rcy)

При этом не стоит забывать, что существует мощная программа позволяющая переводить форматы любых популярных инструментальных библиотек в эти файлы - Awave. С Reason поставляется дополнительно специальная библиотека для NN-19.


Сэмплер NN-XT - это попытка модернизации модуля NN-19. Как мы знаем, NN-19 является качественным программным повторением аппаратных устройств. NN-XT не имеет реальных прототипов. За основу берутся банки SoundFont со всеми настройками, при этом предусмотрен выход на 8 стерео-пар, а также возможно создание многослойных (multilayered) инструментов, в формировании тембра которых используется не один, а сразу несколько сэмплов.


Если использовать в качестве отсэмплированного материала не отдельные ноты, сыгранные определенным инструментом, а музыкальные и ритмические фразы, то нам нужен продвинутый вариант сэмплера. Кстати, это направление в профессиональном звукопроизводстве состоялось уже только в программном виде. Редактор фраз (loops) от Propellerhead Software назывался Re-Cycle и знаком многим современным электронщикам. Примерное подобие этой программы релизовано и в Reason - в модуле Dr. REX. Со временем этот инструмент начинает занимать ключевые позиции в программе, выпущено много качественных и современных библиотек. Хотя первая версия Reason была популярна в основном за счет эмуляций ритм-машин, сэмплеров и аналоговых синтезаторов, сейчас в обиходе работа с фразами (loop'ами) и Propellerhead держит руку на пульсе. Представляю, какой бешенный успех будет у данной программы после выхода нового альбома The Prodigy, который в ней создается. Dr. REX поддерживает только внутренние форматы, чем программа защищает сама себя:

  • REX (.rex) - платформа Mac.
  • RCY (.rcy) - платформа РС.
  • REX 2 (.rex2) - платформа Мас и РС.

Как видно, разработчики не забывают свои старые программы (все форматы файлов использовались еще в Re-Cycle) и даже проявляют некоторую настырность в их продвижении. И если бы они не раскрутили свою технологию ReWire до уровня VST и DirectX, то сохранился бы еще какой-то скептический взгляд на происходящее. Теперь же библиотеки для Dr. REX имеют не меньший успех, чем для AKAI, E-mu и т.д. Это признак успеха.


Программная ритм-машина REDRUM является одной из лучших в современном ПО (хотя, для объективности, стоит упомянуть Native Instruments Battery и Image-Line Fruity Loops). Современные программные ритм-машины можно считать обыкновенными сэмплерами с возможностями набивки фраз.


Опять же привожу (как и в описании практикума по FL Studio) иллюстрацию с реальным прототипом всех современных программных ритм-машин - Roland TR-909. И, кстати, Propellerhead является первым разработчиком, который качественно эмулировал устройства Roland в программном виде, а именно в программе Re-Birth.

В варианте одного модуля REDRUM мы имеем возможность загрузки 10 отдельных ударных инструментов посэмплово, и используем стандартный редактор создания ритмических фраз. Ничего сложного для современного музыканта.

С программой Reason для модуля REDRUM поставляется отдельный банк качественных сэмплов. На этом описание инструментов заканчивается.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple научит Siri лучше поддерживать диалоги с пользователем 29 мин.
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 6 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 8 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 9 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 10 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 12 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 13 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 14 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 15 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 3 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 8 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 8 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 8 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 10 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 13 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 13 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 14 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 14 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 15 ч.