⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Создаем профессиональное техно в Propellerhead Reason 2.5
ИнструментыЭто самый сложный момент в описании программы, поскольку, во-первых, достаточно объемный, а, во-вторых, требует некоторых знаний в области современной музыкальной аппаратуры и ПО. Но я думаю, что мы это осилим. Есть такой метод:) Итак, Subtractor Polyphonic Synthesizer. Этот модуль представляет из себя программную полифоническую модель, прототипом для которой послужил ряд аналоговых синтезаторов 70 - 80-х, основанных на вычитающем или субтрактивном методе синтеза. Все современные методы синтеза были перечислены мной в статье "Вокодеры и синтезаторы речи". Чтобы вам долго не искать, буду цитировать сам себя:) Вычитающий синтез (substractive synthesis). Суть этого метода обратна аддитивному, при котором сложная звуковая волна составляется из множества простых. В качестве исходного берется тембрально богатый, насыщенный гармониками звук, и потом, в результате сложной фильтрации из него формируется определенный тембр с характерной тоновой окраской. Вычитающий синтез активно использовался в аналоговых синтезаторах, а сейчас применяется в программных моделях для получения "аналогового эффекта". Как пример аналоговых синтезаторов с субтрактивным синтезом можно привести модельный ряд Moog, пришедший к нам из далеких 70-х. Итак, что мы имеем в варианте Subtractor Polyphonic Synthesizer от Propellerhead Software:
С программой поставляется набор уже готовых пэтчей, в котором можно найти практически все, что связано с аналоговыми синтезаторами, плюс множество современных звуков. Для другого полифонического синтезатора Malstrom за основу взят гранулированный метод синтеза. Гранулированный синтез (Granular synthesis). Данный метод является частным случаем таблично-волнового синтеза. Звук формируется из ультра-коротких сэмплированных фрагментов звуковой волны. В результате взаимодействия частоты их повторения и частотных составляющих сэмплированной звуковой формы, получается тембрально сложный монотонный звук, который впоследствии можно обрабатывать методами вычитающего синтезирования. Одна из первых реализаций подобного была в программе Ross Bencina AudioMulch, правда в виде эффекта, а как законченный инструмент впервые появилась в Propellerhead Reason. Небольшая спецификация Malstrom:
Чтобы воспользоваться данным модулем на всю катушку я рекомендую качественно ознакомиться с Help к программе, а также посмотреть, что заложено в фабричный пресетах (пэтчах). На самом деле, как уже было сказано ранее, гранулированный синтез впервые появился как эффект-процессор, а уже потом разработчики Reason реализовали его в виде отдельного инструмента. Соответственно и применение Malstrom - создание уникальных звуковых спецэффектов и инструментов. Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с графическим интерфейсом программного сэмплера NN-19, так это его внешнее сходство с аппаратными устройствами от AKAI. Я достаточно плотно общался с последними некоторое время, и модуль NN-19 вызвал у меня сильное удивление. Опять перехожу на цитирование… Сэмплинг (Sample playback ). Данный метод базируется на использовании сэмплированных (записанных) инструментов и воспроизведении их в режиме обычного проигрывателя. Небольшие звуковые фрагменты (образцы или сэмплы) загружаются в память (ROM или RAM) и воспроизводятся оттуда. Из этих фрагментов складывается звучание инструмента. Активно используется в сэмплерах (AKAI, E-mu) и программных или программно-аппаратных (например, Turtle Beach Pinnacle) синтезаторах и звуковых картах. Так как раньше объем памяти не позволял обращаться с большими объемами памяти, то разработчики шли на ухищрения - понижали разрядность или частоту дискретизации либо записывали очень короткие фрагменты, зацикливая их. Теперь ситуация изменилась в прогрессивную сторону, и мы можем использовать не только качественно отсэмплированные библиотеки, но и создавать многослойные инструменты, включающие сразу несколько сэмплов на реализацию одного инструмента. В NN-19 мы загружаем фрагменты звуковых файлов, после чего можем ими манипулировать - как минимум, распределяя их по MIDI-клавиатуре. При этом, если мы используем для формирования инструментов один сэмпл, то через некоторый интервал (кварта, квинта, октава) он начнет звучать неествественно. Посему обычно библиотеки инструментов для программных и аппаратных сэмплеров включают сразу несколько сэмплов для формирования одного инструмента. Помимо этого мы можем воспользоваться и некоторой обработкой, включающей LFO, фильтр и генератор огибающей. Для NN-19 в качестве звукового материала подойдут файлы форматов:
При этом не стоит забывать, что существует мощная программа позволяющая переводить форматы любых популярных инструментальных библиотек в эти файлы - Awave. С Reason поставляется дополнительно специальная библиотека для NN-19. Сэмплер NN-XT - это попытка модернизации модуля NN-19. Как мы знаем, NN-19 является качественным программным повторением аппаратных устройств. NN-XT не имеет реальных прототипов. За основу берутся банки SoundFont со всеми настройками, при этом предусмотрен выход на 8 стерео-пар, а также возможно создание многослойных (multilayered) инструментов, в формировании тембра которых используется не один, а сразу несколько сэмплов. Если использовать в качестве отсэмплированного материала не отдельные ноты, сыгранные определенным инструментом, а музыкальные и ритмические фразы, то нам нужен продвинутый вариант сэмплера. Кстати, это направление в профессиональном звукопроизводстве состоялось уже только в программном виде. Редактор фраз (loops) от Propellerhead Software назывался Re-Cycle и знаком многим современным электронщикам. Примерное подобие этой программы релизовано и в Reason - в модуле Dr. REX. Со временем этот инструмент начинает занимать ключевые позиции в программе, выпущено много качественных и современных библиотек. Хотя первая версия Reason была популярна в основном за счет эмуляций ритм-машин, сэмплеров и аналоговых синтезаторов, сейчас в обиходе работа с фразами (loop'ами) и Propellerhead держит руку на пульсе. Представляю, какой бешенный успех будет у данной программы после выхода нового альбома The Prodigy, который в ней создается. Dr. REX поддерживает только внутренние форматы, чем программа защищает сама себя:
Как видно, разработчики не забывают свои старые программы (все форматы файлов использовались еще в Re-Cycle) и даже проявляют некоторую настырность в их продвижении. И если бы они не раскрутили свою технологию ReWire до уровня VST и DirectX, то сохранился бы еще какой-то скептический взгляд на происходящее. Теперь же библиотеки для Dr. REX имеют не меньший успех, чем для AKAI, E-mu и т.д. Это признак успеха. Программная ритм-машина REDRUM является одной из лучших в современном ПО (хотя, для объективности, стоит упомянуть Native Instruments Battery и Image-Line Fruity Loops). Современные программные ритм-машины можно считать обыкновенными сэмплерами с возможностями набивки фраз. Опять же привожу (как и в описании практикума по FL Studio) иллюстрацию с реальным прототипом всех современных программных ритм-машин - Roland TR-909. И, кстати, Propellerhead является первым разработчиком, который качественно эмулировал устройства Roland в программном виде, а именно в программе Re-Birth. В варианте одного модуля REDRUM мы имеем возможность загрузки 10 отдельных ударных инструментов посэмплово, и используем стандартный редактор создания ритмических фраз. Ничего сложного для современного музыканта. С программой Reason для модуля REDRUM поставляется отдельный банк качественных сэмплов. На этом описание инструментов заканчивается.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|