реклама
Фото и видео

Основы цифрового видео - II

⇣ Содержание

Революция? Нет, эволюция

На самом деле, технологии развиваются не такими стремительными темпами, как это приписывают современности. Даже можно сказать о некоем замедленном режиме. Причиной тому служит все-таки эволюционный, а не революционный путь прихода нового, а все, что революционно, обычно забывается, долго пылится на книжных полках и так далее. Например, сегодня мы говорим об MPEG, а ведь сам базис, который лежит в основе этих стандартов, был широко изложен в научных трудах 60-70-начала 80-х. То есть полноценный переход на «цифру» был вполне предсказуем еще в тот период, но индустрия и пользовательский рынок не были готовы к принятию таких радикальных новшеств. Другое дело - эволюция. Как только базис был полностью подготовлен, встал вопрос о создании мирового стандарта.

Причины появления MPEG-2

MPEG-1 был разработан в первую очередь для VideoCD, и требования к качеству можно выразить в фразе «не хуже, чем VHS». Но вспомните, сколько тогда стоил VideoCD по сравнению с обычной видеокассетой, и какова была цена у устройства воспроизведения. Компьютеры в учет не берем, поскольку их часть на пользовательском видеорынке была предельно малой. То есть основная цель, поставленная разработчиками стандарта, не являлась актуальной, даже напротив.
Вместе с тем, технология MPEG-1 демонстрировала наиболее современный подход к сжатию потока данных, что уже было интересным для вещателей. Например, в 1995 филиал NBC, именуемый KRON, начал применять компрессию MPEG-1 для трансляции телепередач на определенный район города Сан-Франциско. Само сжатие производилось «на лету», то есть в режиме реального времени, такой сигнал поступал на определенные приемники, которые декодировали его и стандартными методами распространяли на небольшую сеть вокруг себя. Этот вариант совмещения новых и старых технологий распространен и поныне, поэтому, если у вас проведено кабельное телевидение, то канал Discovery, передаваемый цифровым способом, вы можете смотреть на черно-белом телевизоре 1970 года выпуска (если такие еще где-то сохранились). Сам MPEG-1 не являлся совершенным в плане качества, поэтому экспертная группа поставила задачу усовершенствовать его таким образом, чтобы он соответствовал требуемым нормам стандартного вещания. Появилась необходимость в MPEG-2. В то время организация MPEG была не единственной из тех, кто разрабатывал стандарты цифрового телевидения. Например, в битве за американский рынок она серьезно схлестнулась с компанией AT&T. Причем последняя предлагала стандарт, который по оценкам многих специалистов превосходил по качеству разрабатываемый MPEG-2. Но в чем была вся соль ситуации? MPEG — это группа экспертов… специалистов от различных компаний и учреждений, и в нее даже входили некоторые сотрудники самой AT&T. В результате, в силу сотрудничества с множеством брендов, а также благодаря более простой технической реализации алгоритмов, MPEG-2 оказался победителем. Если многие скажут, что экспертная группа отхватила жирный кусок пирога, то они ошибутся. MPEG взяла весь пирог и забрала себе. Во избежание некоторых очевидных проблем, в 1993 году команда сделала очень интересный ход, создав отдельную дочернюю подгруппу по лицензированию авторских прав. Поскольку в разработках первых MPEG-стандартов участвовало множество специалистов из различных фирм, использовались различные технологические решения, было объявлено о том, что любая интересующаяся компания или организация может предъявить свои претензии, если увидит применение своих запатентованных технологий в рамках MPEG. Таких претензий набралось около сотни(!), но из всего этого было выделено девять: Fujitsu, General Instrument, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Scientific Atlanta, Sony, Samsung Electronics и Колумбийский университет. То есть стандарты MPEG являются совместной интеллектуальной собственностью. А для упрощения самой процедуры лицензирования в 1995 году создали отдельную компанию MPEG LA, в которую были отданы все патенты от девяти участников. То есть покупая сейчас DVD-диск или плеер, вы платите определенную сумму MPEG LA, это распространяется вообще на все оборудование, ПО и носители, связанные с аббревиатурой MPEG. Леонардо Черильоне, руководитель MPEG, очень большой гуманист и философ, несмотря на его глубокие технические познания. Реализация MPEG-2 в его понимании была воплощением великой исторической миссии, которая подразумевала не только примирение различных телевизионных стандартов на разных континентах, противостояние которых длилось около полувека, но и вообще предопределила будущее телевидения. Несмотря на громкость фраз, так оно и получилось. Личность Черильоне очень интересна для изучения, его напористости можно только позавидовать. Ведь, по существу, он сам и создал MPEG, уговорив руководителя JPEG Хироси Ясуду (Hiroshi Yasuda) основать отдел под своим начальством и видя явные перспективы цифровых технологий в области видео. Для тех лет создание такого небольшого подразделения, скорее всего, было чем-то из области венчурных вложений, ведь телевизионщики тогда весьма отрицательно относились к переходу на цифровое вещание… Впрочем, хотя история интересна всегда, нам сейчас нужны более практические данные.

Из чего состоит MPEG-2?

MPEG-2 (ISO/IEC 13818) не является чем-то радикально новым, скорее, его можно назвать доведенным до ума и развитым вариантом MPEG-1. Всего стандарт предусматривает 10 частей, которые утверждались в период с 1994 по 1999 годы. Наибольший интерес для нас составляют три ключевых: 13818-1 — Systems, 13818-2 — Video, 13818-3 — Audio. Они и описывают суть технологии в целом, при этом уже становится очевиден больше компьютерный подход. Видеочасть (13818-2) стандарта описывает возможности кодирования/декодирования изображений в масштабируемых вариантах качества. Изначально решались задачи наращивания характеристик по сравнению с MPEG-1 и достижения уровня телестандартов. Алгоритмически MPEG-2 несколько отличен от MPEG-1, хотя основные этапы обработки, описанные в прошлом материале, сохранены, за исключением некоторых тонкостей. Вместе с тем, были достигнуты полноценные варианты европейской PAL (625 строк, 50 полей (полукадров) в секунду) и американской NTSC (525 строк, 60 полей в секунду), в то время как MPEG-1 предусматривал разрешение всего 352х240 точек. Помимо того, что были стерты принципиальные разницы между, как ранее казалось, несовместимыми стандартами телевещания, произошла интеграция с компьютерами. Ведь, как мы уже знаем, телевидение подразумевает чересстрочную развертку по полукадрам, а компьютеры прогрессивную, то есть каждый кадр там выводится строка за строкой. Проблемы такой совместимости были успешно решены. Сам стандарт является расширенным, и предусматривает различные варианты масштабирования. Соответственно, когда экспертная группа MPEG взялась за телевидение высокой четкости (HDTV) и собралась посвятить этому отдельный MPEG-3, то в процессе специалисты обнаружили, что при определенной доработке задача может быть решена в рамках MPEG-2. Таким образом, MPEG-3 как такового нет, поскольку он стал частью предыдущего стандарта. Что касается звука, то разработчики предложили новый вариант — MPEG-2 AAC, который подразумевает возможность передачи многоканального аудио в сжатом формате. По качеству звучания и коэффициенту компрессии он превосходит знаменитый МР3. Отдельно стоит сказать и о системной спецификации стандарта, а именно 13818-1. Она разрабатывалась, в первую очередь, с целью упорядочивания цифровых потоков данных, аудио и видео. Причем, если под одной программой подразумевается один элементарный поток, то системная спецификация описывает объединение сразу нескольких элементарных потоков в единый, подходящий для передачи по каналам цифровой связи, и, соответственно, для записи. С MPEG-2 ассоциируется первый виток цифрового вещания, поскольку этот стандарт лежит в основе DVB-T/S/C (Европа, Россия), ATSC (США, Канада, Южная Корея, Аргентина, Мексика) и ISDB (Япония, Бразилия). Сам факт цифрового вещания предусматривает возможность значительного увеличения телеканалов, улучшения качества. Как вы понимаете, при этом к телевидению начинается уже более компьютерный подход, а то, во что он выльется в будущем, предполагает следующий стандарт - MPEG-4.

Немного о MPEG-4 и после него…

MPEG-4 можно рассматривать как весьма далекое будущее. В принципе, в данном случае мы говорим о варианте интерактивного вещания, что чем-то идейно очень схоже с Интернетом, хотя в основе стандарта лежит и другой принцип, имеющий прямое отношение к языку моделирования виртуальной реальности VRML и вообще объектно-ориентированным моделям, использующимся в программировании. То есть телевизоры будущего будут напоминать по своим возможностям обычные компьютеры, в которых установлен специальный модуль, способный загружать данные и интерпретировать их определенным образом. Это касается не только возможностей выбора видеокамер просмотра при трансляциях матчей и концертов. Сие является самым очевидным, что лежит на поверхности (причем теоретически реализуется и без MPEG-4, а в MPEG-2, когда каждая камера «дает» отдельную программу). На самом деле, в стандарте предусмотрены варианты, когда в телевизор единоразово загружаются некоторые элементы (например, спрайты), а после они просто вставляются в рамках изображения, которое технически конфигурируется практически как программа. Причем сами элементы могут быть как натуральными, то есть закачиваемыми в готовом виде, так и синтезируемыми. Чтобы вы представили себе более иллюстративно, о чем идет речь, позволим себе провести аналогию с обычными HTML-страницами. В них указываются только шрифты, которые установлены у вас на компьютере, прописывается информация о цветах, а некоторые файлы помещаются в ваши директории временного хранения. И разница в подходах состоит в том, что вы не загружаете эту страницу в виде большой готовой картинки (BMP или JPEG), а используете только упорядоченный список объектов и их свойств (HTML-код), благодаря чему формируется готовый документ. Сколько при этом экономится трафика и приобретается дополнительных возможностей? VRML очень схож по структуре с тем же HTML, то есть такая параллель сравнения очевидна, как и понятны сами истоки разработки MPEG-4. Отдельным важным пунктом идет возможность защиты авторских прав. То есть тут намешано все, и не факт, что MPEG-4 станет каким-нибудь незыблемым стандартом, ведь все меняется, и возможно, в будущем необходимость в телевизорах вообще отпадет. А место всего этого займет компьютер. Такой вариант также не стоит сбрасывать со счетов, а, следовательно, MPEG-4 может и не появиться. Поскольку само описание возможностей стандарта уж очень сильно напоминает современный интернет, а там, как, собственно, и в компьютерном мире, несколько другие законы. И серьезной конкуренции в этом случае не избежать. Наверняка из этих соображений, в целях опережения событий, экспертная группа принялась за разработку MPEG-7, который, по существу, станет неким глобальным стандартом, объединяющим в рамках контекстной информации данные абсолютно различных типов и являющимся гибкой и масштабированной схемой описания аудио-визуальных данных. MPEG-5 и MPEG-6 нет, и даже не разрабатывались. Цифра 7 взята просто так, хотя раньше шутили, что за 1, 2 и 4 должна следовать 8 (по правилам двоичного кода).

В завершение

Итак, мы рассмотрели суть современных стандартов вывода и хранения видеоинформации, узнали, что к чему стремится. И теперь наш трудолюбивый читатель, увидев при «зависании» одного из телеканалов множество квадратиков на экране телевизора, может с точностью сказать, почему так происходит (все дело в алгоритмах MPEG). Ну, а в следующих материалах мы перейдем непосредственно к съемкам, обработке, монтажу, подбору оборудования и ПО. В общем, самое интересное еще впереди.

- Обсудить материал в конференции

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 4 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 6 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 7 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 8 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 10 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 11 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 12 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 14 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 41 мин.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 6 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 6 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 6 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 8 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 11 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 11 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 12 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.