⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Фиксированная связь: от "барышни" до цифровой АТС
Бизнесмены, военные и профессиональные революционеры уже с начала прошлого века точно знали, что если они будут контролировать связь, то это гарантирует им как минимум половину успеха. Именно услуги телефонной связи предоставляет на протяжении 127 лет компания МГТС. Начавшая работу в 1882 году как ручная телефонная станция на Кузнецком мосту, 6 в доме купца Попова, сейчас она - одна из крупнейших в Европе компаний местной проводной связи. Именно на ее примере мы рассмотрим все этапы развития телефонной связи в России.
Следующая страница →
Фиксированные связиОткрывшись в 1882 году, телефонная компания Белла имела всего 26 абонентов. Но еще до начала нового века сумела набрать еще порядка 3 тыс. - по тем временам рекорд действительно замечательный. Кстати, тогда номера состояли всего-то из четырех цифр - заблудиться было сложно, да и телефонные справочники были не такими объемными, как сейчас. Чуть позже, 31 декабря 1898-го, открылась самая протяженная в Европе междугородная линия Москва-Петербург. Кстати, междугородная станция находилась на Мясницкой улице, где располагалась Центральная телеграфная контора (ныне - здание Главного московского почтамта).Первые телефонные аппараты, выносные звонки (в аппаратах их сначала не было) и коммутаторы.
Телефонный аппарат с креплением на стене - дискового набора нет, все соединения через оператора, но справа есть ручка, крутя которую, можно было вызвать "барышню".
Но истинный размах фиксированная связь получила в самом начале XX века, когда право владения Московской телефонной сетью перешло к Шведско-Датско-Русскому акционерному обществу. Для популяризации услуги талантливые менеджеры снизили цены и начали модернизацию - легко рвущиеся провода (т.н. "воздушку") убрали в подземные кабели и за четыре года построили Центральную телефонную станцию, емкостью до 60 тыс. номеров - эту емкость сразу не освоили и вводили в строй постепенно.
Основной рабочий инструмент того времени - мюльтипльный (соединительный) коммутатор - предмет, отдаленно напоминающий пианино. В момент открытия зала "А" на Центральной станции таких "музыкальных инструментов" вдоль стен стояло 112. И за каждым из них сидела барышня с гарнитурой - комплектом из наушника и микрофона. Обработка вызовов осуществлялась вручную - каждый поступающий звонок "брала" распределительная телефонистка и передавала свободной в настоящий момент коллеге, которая и осуществляла соединение с вызываемым абонентом. Именно с ней говорил абонент, называя своего адресата.
Работа "телефонной барышни" была сложной - 200 часов в месяц надо было сидеть на жестком стуле с закрепленной на груди железной гарнитурой микрофона, тяжелыми наушниками и быстро попадать штекерами в ячейки коммутатора, который стоял перед ней. За час так можно было осуществить до 170 вызовов (исключая "извините - занято"), но работа шла на износ.
Кстати, уже в 1909 году, были оперативно установлены первые 26 телефонов общественного пользования в черте города и 17 - за его пределами. Плата за разговор составляла вполне внушительные 10 копеек, зато это была "безлимитка" - ограничения по длительности разговора не было.
Один из первых таксофонов - за 10 копеек можно было говорить без перерыва.
Более поздний таксофон - есть четкие указания для пользователя, как и что делать для установления связи.
Одна из версий операторского соединительного коммутатора - не самый первый, а более поздний, 30-х годов XX века.
Таблички с торговой маркой сохраняются до сих пор.
К началу революционного 1917 года связь в столице была настолько хорошо налажена, что В. И. Ленин в своей статье "Марксизм и восстание" недвусмысленно ставил задачу своим подчиненным "занять телефон и телеграф", а кроме того, "поместить наш штаб восстания у Центральной телефонной станции" для удобной связи не только с заводами, но и с верными армейскими подразделениями. То есть лозунг "Главное - связь с массами" осуществлялся именно благодаря телефонной связи. Уже в 1918 году был подписан Декрет Совнаркома "О пользовании московскими городскими телефонами" - в соответствии с ним, все московские телефоны были переданы в распоряжение особой комиссии, а аппаратами в первую очередь должны были быть обеспечены отделения милиции, военные комендатуры, учреждения и предприятия города, а уж затем - население.
Больше всего для телефонизации столицы сделали большевики - новейшие технические решения появлялись у нас в стране хоть и с опозданием, но работали долго и надежно. Быстрой и надежной связи придавалось большое значение - выполняя партийное поручение по организации надежных линий связи для управления страной, сам И. В. Сталин в начале 1920-х годов, предварительно проконсультировавшись с инженерами-коммунистами, организует контракт с компанией "Эриксон". По этому контракту, начиная с 1930 года, компания поставляет в Москву первые автоматические АТС.
Чуть раньше, с установкой в сентябре 1918 года в телефонной комнате Кремля 100-номерного коммутатора ЦБ-100/20 и инсталляцией в 1922 году в Кремле автоматической телефонной станции (АТС ВЦИК) было положено начало системе АТС-1, более известной под названием "вертушка". В отличие от обычной телефонной сети, где в то время соединение происходило через оператора, абоненты соединялись друг с другом с помощью АТС и дискового номеронабирателя. В дальнейшем система интенсивно расширялась, а также была снабжена выходом на другие системы правительственной и военной связи (т.н. ВЧ), которые зачастую также назывались в народе "вертушкой". Тогда же, в середине 30-х, проводная связь спустилась в метро - стратегический объект был полностью телефонизирован с самого начала строительства.
Строгий дизайн телефонов - такие аппараты могли находиться в квартирах ответственных работников или быть подключены к "вертушке" в рабочих кабинетах.
Спецсвязь в метро организовывалась с помощью таких аппаратов.
Различные форматы телефонных справочников - "путеводитель по вертушке" в центре.
Для высших чиновников регулярно выпускались специальные телефонные справочники (толстые красные книжечки, по формату напоминающие современную кредитную карточку) - там можно было быстро найти номера всех руководителей страны. "Красивые номера" в то время не ценились - даже высшему руководству их присваивали по очереди, без каких-либо исключений (впрочем, у начальника ВЧК товарища Дзержинского был номер 007). Наладкой станций занимались иностранные специалисты, на оплату услуг которых выделялись значительные суммы в конвертируемой валюте и золоте. Отечественные специалисты быстро учились и не только впитывали зарубежный опыт, но и ударными темпами создавали систему т.н. прослушки - контроля телефонных переговоров в интересах государственной безопасности. Количество абонентов хоть и увеличивалось, но все были известны персонально, многие переговоры записывались на магнитофоны, на контроле были не только партийные товарищи, офицеры армии и спецслужб, но и звонки по таксофонам в посольства иностранных государств. С тех пор подобная система неоднократно модифицировалась и сейчас работает под названием СОРМ и СОРМ-2.
Фрагмент первой машинной телефонной станции, смонтированной в 1930 г. - раритет системы связи.
Пункт контроля качества связи.
В 1942 году окончательно исчезли "барышни", соединяющие абонентов друг с другом, - все стали осуществляться автоматически. Кстати, одна из таких автоматических декадно-пошаговых станций до сих пор действует и успешно используется в музее МГТС - несмотря на ее вполне "боевое" состояние, основная нагрузка с нее снята, она работает только как выставочный экземпляр. Принцип работы в упрощенном варианте сводится к следующему: в одном шкафу набирается одна цифра с характерным щелканьем (визуально поднимается специальный рычажок), в другом - вторая, в третьем - следующая и так все семь цифр. В это время в трубке мы слышим характерное пощелкивание. После окончания разговора (когда абонент положил трубку) все поднятые рычажки опускаются.
С середины 60-х, в связи с расширением строительства Москвы, началась повальная телефонизация, тогда нередко люди стояли в очередь "на телефон" более 15 лет - дольше, чем в очереди на квартиры (да-да, а мобильников-то еще не было совсем).
Мобильный ряд монетных таксофонов.
Сначала корпус таксофонов делали из дерева, потом - антивандальные, из металла, современные - из прочного пластика.
Типичная телефонная будка середины века.
Одновременно начинается широкое строительство сети таксофонов - особенно в новых районах, где телефонов в новостройках не было совсем.
Отечественные радиотелефоны "Алтай" практически не отличались от Nokia, с той лишь разницей, что они были автомобильными, а Nokia - носимый терминал.
Отдельно стоит сказать о телефонных аппаратах. Первые модели были, конечно, импортными, да и конструкция не отличалась эргономичностью - корпус аппарата с жестко вмонтированным микрофоном крепился к стене. При этом абонентам приходилось либо вставать на цыпочки, либо наклоняться к микрофону, чтобы их было хорошо слышно. Только в 1927 году завод "Красная заря" выпустил первые отечественные телефонные аппараты. Кстати, именно отечественными моделями оснащались как общедоступные таксофоны, так и машины ответственных работников, подключенных к радиотелефонной сети "Алтай": примерно такие же аппараты, в различных модификациях, разумеется, ставили в автомашины КГБ и милиции.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|