⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Фиксированная связь: от "барышни" до цифровой АТС
"Внутренности" АТССейчас в Москве одновременно работают декадно-пошаговые станции, более современные координатные и, наконец, цифровые. Цифровые станции начали ставить только в 1987 году, однако их срок службы гораздо меньше, чем у предыдущих поколений - порядка 20 лет, потом их надо кардинально модифицировать. Заглянем по "внутренности" координатной и цифровой АТС.Такие таблички здесь повсеместно, поэтому ходить по залу с оборудованием стоит осторожно.
Декадно-пошаговая АТС.
"Внутренности" типовой АТС на 10 тыс. номеров в городе Москва - огромный рабочий зал, ряды техники "за горизонт".
В помещении постоянный шум.
Координатная АТС - огромный зал из "железных шкафов".
В каждом ряду цветовая индикация - если что-то выходит из строя, сразу загорается лампочка, локализуя проблему.
Передвижные столики с ремонтным и контрольно-измерительным оборудованием.
"Мы все слышим - ты так и знай".
Оперативный ремонт оборудования - выполняется на месте.
Ремкомплект для ремонта на координатной АТС.
В координатных АТС в качестве коммутационных устройств используются многократные координатные соединители (МКС), представляющие собой электромагнитные приборы параллельного действия. Основным отличием от декадно-шаговых АТС является отсутствие индивидуальных управляющих устройств на каждом коммутационном приборе. Вместо них используются регистры (принимают и запоминают информацию) и маркёры (устанавливают соединение на отдельных ступенях искания по информации, получаемой от регистра). Причём маркёр обслуживает целую группу многократных координатных соединителей на данной ступени искания и занимается только на время установления соединения на данной ступени.
Монтаж цифровой АТС - фальшпол, аккуратные шкафы с оборудованием - по площади такая АТС занимает значительно меньше места, чем координатная, и без потери емкости и качества связи.
В цифровых АТС коммутация и управление полностью цифровое. Аналоговый сигнал оцифровывается и передаётся внутри АТС и между АТС в цифровом виде, что гарантирует отсутствие затухания и минимальное число помех, независимо от длины пути между АТС. Сигналы между АТС последнего поколения передаются светом по оптоволоконным кабелям. Разрыв или повреждения в таком кабеле (коллекторы МГТС страдают от нашествия крыс, которым нравится "пробовать на зуб" различные кабельные трассы) не устранить бригаде спайщиков - приходится менять весь пролет в 1-1,5 км. Для этого кабели надо вытаскивать на поверхность, где уже с помощью специального оборудования сваривают волокно за волокном. Но к старым аналоговым линиям до сих пор подключено около 2 млн. номеров.
Типовой спуск в колодец связи.
Таинственные подземелья - справа и слева тянутся кабели, уложенные друг над другом. Станционные кабели здесь соединяются в группы по 600-1,2 тыс. пар. Далее они переходят в соединительные линии и телефоны абонентов, которые разводятся сначала в шкафы, а затем в квартиры.
Если кабель поврежден или перерублен, его можно восстановить на месте с помощью специальной машинки, позволяющей за раз соединять 25 пар жилок. При свете фонаря, размещенного на каске, это романтично, но очень утомительно.
В МГТС используют кабели разных поколений с пластмассовой, бумажной, резиновой и свинцовой изоляцией. Век многих из них недолог - свинцовые страдают от коррозии, бумажные - размокают, резиновые - любимое лакомство крыс, как было сказано выше.
Что происходит с инфраструктурой МГТС сегодня? Основная задача - это внедрение технологии IMS (IP Multimedia Subsystem), что позволит ускорить "цифровизацию" Московской городской телефонной сети. Подобный шаг позволит компании сразу перейти с аналоговой на более современную технологию, минуя стадию TDM и NGN, причем капитальные вложения в проект по внедрению IMS будут на треть ниже по сравнению с инвестициями при переходе с аналоговой технологии на NGN в сочетании с широкополосным доступом. По новой схеме, вместо телефонной станции, которая принимает вызовы абонентов, а также телекоммуникационного оборудования для каждой дополнительной услуги (доступ в Интернет, IPTV и т. д.) в каждом доме, имеющем несколько десятков или сотен абонентов, будет установлен мультиплексор доступа (DSLAM), к которому непосредственно подключаются медные пары абонентских линий. В свою очередь, мультиплексоры уже будут подключены по оптическим каналам связи к базовой транспортной сети "Комстар-ОТС" в Москве. Подобная сеть представляет собой суперъядро (supercore), где вместо кольцевой топологии сети используется "двойная звезда", причем транспортная сеть создана с применением технологии спектрального уплотнения DWDM (Dense Wavelength Division Multiplexing) на оборудовании Cisco.
Таким образом, с одной стороны, к каждому дому, подключенному таким способом, будут проложены скоростные каналы связи, по мощности значительно превышающие то, что есть сейчас. С другой - все телекоммуникационные услуги при использовании этого сценария предоставляются "поверх широкой полосы" (VoBB) с использованием DSL. Принцип предоставления услуг базируется на технологии all IP, когда услуги телефонной сети связи общего пользования и дополнительные мультимедийные сервисы оказываются с использованием IP-протокола поверх DSL.
Современное оборудование для IMS.
Полигон для "обкатки" новых услуг связи.
Новое клиентское оборудование - в т.ч. роутер и видеофон.
"Железо" от Huawei...
...и Siemens - давнего поставщика МГТС.
Контроль работы АТС остался - только с более новыми терминалами.
А вот "лапша" телефонных линий монтируется, как и прежде.
В первую очередь на новые услуги и сервисы МГТС будут переводить пользователей, которые подключены к старым аналоговым линиям, - таких в настоящий момент насчитывается около 2 млн номеров. В результате внедрения архитектуры IMS оператор получит возможность для быстрого введения новых сервисов и персонализированного общения с абонентами за счет формирования различных пакетов услуг, включая голосовую связь, широкополосный доступ в интернет, сервисы текстовых сообщений, передачи изображений и т.д. Чисто технически, в каждую столичную квартиру может быть установлен домашний шлюз (сейчас тестируются продукты компаний Huawei, Pirelli и Zyxel), который и будет являться центром подключения любых абонентских устройств. По сути, это гибридный хотспот с подключением по ADSL - по умолчанию в таком шлюзе будет возможность подключения по Wi-Fi, два-четыре порта для Ethernet, несколько USB-портов и встроенная (или опционально подключаемая) приставка для IPTV. Кроме того, к подобному шлюзу можно будет подключить и любой доступный на рынке SIP-телефон для VoIP-звонков.
Тотальная осведомленностьКак мы уже писали, "барышня на телефоне" издавна помогала абонентам определиться с номером их визави - особо продвинутые девушки помнили даже титулы и имена (с отчествами) своих наиболее постоянных и именитых клиентов. После этого, в середине века, служба справки была расширена - по коду 09 можно было получить информацию о телефонах службы сервиса, вокзалах, гостиницах и т.д. Основной толчок к развитию служба "09" получила в 1980 году, когда была организована справочная служба "09" на французском, английском, немецком и испанском языках.На входе вот такое забавное объявление.
Рабочий зал справочной службы.
Несколько лет назад МГТС организовала службу платной справки "009", которая выделила три основных направления в своей работе: предоставление структурированной и периодически обновляемой информации (расписание движения транспорта, работа органов государственной власти и частных компаний, телефоны организаций, граждан и т.д.), сервис (заказ такси, билетов на транспорт и культурные мероприятия, выяснение цен на интересующий товар и пр.) и консалтинговые услуги (связь с различными специалистами - юристами, экономистами, трейдерами и др.), всего порядка 650 видов услуг.
В рабочую смену коридоры практически пусты.
Типовое рабочее место оператора - компьютер, голосовая гарнитура, переключатель для приема звонков.
Рабочее место руководителя смены - отсюда можно видеть статистику загрузки справочной службы и прослушать, для контроля, любой диалог.
В настоящее время продолжительность среднего звонка с запросом на информацию чуть снижается - сейчас это 1 мин 7 с, а годом ранее - на 10 с дольше. Растет и стоимость - раньше 30, потом 35 руб./мин, сейчас - 49. При этом - поминутная тарификация. Все операторы службы (их более 330-350 человек) разбиты на несколько основных групп - это операторы "первой линии", которые отвечают на типовые вопросы (погода, расписание движения поездов, координаты компаний и т.д.), а также шесть групп сотрудников, отвечающих на вопросы, которые требуют специального поиска в информационных базах и сети Интернет. Специфические услуги (юридическая помощь, финансовые консультации и т.д.) оказываются компаниями-партнерами - при поступлении подобного запроса, оператор переключает пользователя на сторонние компании автоматически (в настоящий момент у МГТС порядка трех десятков сторонних компаний-партнеров). Работает служба круглосуточно, правда, количество операторов ночью снижается - их остается не более трети от дневной смены, на которую заступают около 200 специалистов.
Справочная служба МГТС размещается на трех основных площадках - два больших зала на Новом Арбате и в Столярном переулке, а также помещение на улице Зорге - здесь 75 операторов отдела подготовки информации тщательно проверяют собственную базу данных компании и вносят в нее текущие изменения (новые названия компаний, изменившиеся телефоны и web-сайты и пр.). Всего база МГТС насчитывает 13 млн телефонных номеров (6,5 млн по Москве и столько же - по остальной России), а также несколько сотен тысяч других единиц хранения, включая базу данных по весьма сложным вопросам, на которые уже однажды приходилось отвечать. А они бывают самыми разными - спрашивают и расстояние от Земли до Солнца, и форму листков экзотических растений, названия старых городов, форму гвоздей на испанских галеонах Средних веков. К слову, ведут в справочной службе и специальную базу организаций, давно канувших в Лету, с указанием их юридического адреса и именами руководителей, это бывает необходимо гражданам для подтверждения своего стажа при начислении пенсии.
Поиск информации происходит с помощью собственной информационной базы - МГТС АСИС разработки компании "Медиател" (запущена в 2004 г.). В компании есть свой ЦОД, который поддерживается Управлением систем и технологий информационными ресурсами с помощью скоростных линий связи. Каждый день в БД вносятся порядка 8-9 тыс. обновлений, она на 90% охватывает рынок справочно-сервисного обслуживания.
В среднем, поиск информации на 90% вопросов (всего 15 тыс. обращений в сутки год назад и 11 тыс. обращений в этом году) составляет не больше двух минут. На сложные вопросы - от 5-10 минут до часа. Абонент все это время не ждет на линии - оператор перезвонит ему самостоятельно или пришлет SMS с правильным ответом на вопрос. Если ответ не найден, то никаких денег не возьмут - выставление счета будет аннулировано - ведь услуга не оказана. Такой механизм позволяет существенно снизить количество претензий - до 0,003% от количества звонков абонентов.
Другие проектыБезусловно, обеспечение связью целого города - крайне сложная и многосторонняя задача. У той же МГТС случаются и промахи. К примеру, до сих пор не реализован проект таксофонов с поддержкой WI-Fi - две сотни подобных аппаратов до сих пор лежат на складах МГТС. Не получили особого развития и таксофоны с доступом в сеть, экраном и клавиатурой для интернет-серфинга и отправки SMS.Таксофоны с поддержкой Wi-Fi в столице так и не появились.
Многофункциональные таксофоны с доступом в сеть пока не популярны и не могут соперничать с мобильными ПК.
Но реализуются и нестандартные проекты - к примеру, "связь на колесах" есть и для фиксированных абонентов. Сейчас, в век мобильных терминалов, это не так актуально, но еще 5-6 лет назад при авариях на телефонных подстанциях "в бой" вступали передвижные пункты телефонной связи, смонтированные на базе самых обычных "газелей". В свое время такие решения использовали и в МГТС: в микроавтобусе размещалась антенна для связи с базовой станцией по радиосигналу (БС находилась на Останкинской башне), дальность действия - до 40 км. Таким образом, передвижной пункт мог присоединиться к сети общего пользования в месте аварии или ЧП и, пока идет ремонт, обеспечивать связь при помощи радиотрубок или мини-таксофонов, работающих на расстоянии до 1,5 км от машины. Обычно на каждый такой мобильный переговорный пункт выделялось от 12 до 70 радиолиний.
Рассказ о проектах, технологиях, прошлом, настоящем и будущем московской сети фиксированной связи мог бы стать темой целой книги. Но рамки формата статьи, увы, для этого слишком тесны. На этом мы заканчиваем рассказ о работе МГТС, но, возможно, мы еще вернемся к этой теме в будущем.- Обсудить материал в конференции Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|