Внимательный читатель, видящий вещи в перспективе, не может не признать, что все гаджетописательство вот уже несколько лет вращается вокруг двух-трех главных тем, в плоскости которых рассматриваются все события. Перечислить их нетрудно: социальные сети, архитектура железа (например, x86 vs. ARM в планшетах) и, конечно же, нескончаемый гонконгский боевик «Битва платформ: кто последний, тот…» В этом разделе есть особый, «горячий» подраздел, дающий фанбоям всех ориентаций богатейшую почву для соревнования в размерах своих… потенциалов: чей аппсторчик всех живее, всех богаче и милее?
В этом смысле разительный контраст ожидаемого и фактического положения дел являет собой Windows Phone 7. За ней стоит очень богатая и влиятельная корпорация, сама ОС проста в использовании, но программ пока мало, крайне мало. И, что самое обидное для российских пользователей — в отсутствие локализации системы и официальных поставок телефонов на рынок программы с локальным контекстом в Marketplace тоже практически отсутствуют. Несмотря на то, что российские разработчики уже давно допущены «к телу».
Действительно, никакой вольницы в стиле Android у Microsoft нет, а процедурно все еще мрачнее, чем у Apple, — программы могут подавать на рассмотрение только разработчики из официально одобренных стран (коих пока 38, Россия входит), а всех остальных не то чтобы посылают по матушке — скорее предлагают воспользоваться услугами одного из пяти официально одобренных посредников, призванных взять на себя работу с редкими самородками из «диких» регионов вроде Африки, Ближнего Востока и (три раза ха-ха) Центральной Европы.
России вроде бы посредники не нужны, и тем не менее с месяц назад Microsoft официально объявила, что обзаводится таковым, до того работавшим строго в обратную сторону — супермаркетом ПО Softkey. Сразу оговоримся, что на одну Россию тут равняться не стоит — Softkey в этой сделке выполняет функцию присоединения стран СНГ, в том числе богатых талантами Украины и Белоруссии.
И все же — зачем? Ну, для Softkey все довольно очевидно — диверсификация бизнеса в пределах допустимого, престиж еще более тесного сотрудничества с Microsoft и получение прибыли. С последним, кстати, все несколько менее очевидно — ведь компания понесла расходы на организацию поддержки, юридического и, кхм, лингвистического сопровождения наших в большинстве своем «безъязыких» программистов. Впрочем, тарифы там тоже не вполне гуманные — или $99 за размещение до 100 бесплатных приложений в течение года, или 10% от стоимости платного, в дополнение к тем 30, что забирает себе Microsoft. И это еще не все — если творцу пришло в голову снабдить свое творение типично СНГ’шными методами оплаты вроде SMS или банковского перевода с квитанцией, он может дополнить программу платежным модулем Softkey — еще за 10%.
Для Microsoft это хороший выход в плане покрытия стран СНГ — таланты, несомненно, есть и там, а разделываться с формальностями на небольших рынках компания сейчас явно не готова. Есть и очевидный имиджевый момент — на фоне задорной анархии Android Market и страшных, непонятных, местами дурно пахнущих формальностей App Store, четкая, локализованная для русскоязычных пользователей служба «одного окна» в теории смотрится выигрышно.
С предполагаемыми мотивами пользователей тоже все довольно просто. Во-первых, посмотрим правде в глаза — с владением английским языком дела у нас в среднем обстоят крайне паршиво, наше общество все еще в значительной мере изолировано от мира, и обращаться «туда», особенно по серьезным денежным вопросам, психологически страшновато. С другой стороны, у разработчика встает вопрос взаимодействия с отечественными госорганами, которые на ежедневной основе дают нам вполне реальные основания считать их полными, абсолютными и беспросветными (вырезано перепуганной цензурой. — прим. редакции), от которых при личном контакте можно ожидать только какой-нибудь подставы.
Реалистичное представление о полезности предложения Softkey можно было получить, напрямую поинтересовавшись мнением российских девелоперов об анонсе. Вопрос был задан в несколько менее прямом виде: а в чем основные трудности этого бизнеса в России? Решает ли их Softkey? Приведу два наиболее интересных мнения.
Александр «alexmak» Пацай, известный своей неугасающей любовью к Apple, в настоящий момент глубоко погружен в свой вполне «кроссплатформенный» проект Unreal Mojo, в рамках которого его сотрудники программируют под все основные мобильные платформы. Юридические формальности, налоги и валютный контроль не кажутся ему серьезными препятствиями — неприятными, но не более того: «Основную нашу беду постоянно озвучивают на разнообразных конференциях инвесторов — и это отсутствие в России независимой судебной системы и эффективных мер по защите собственности и инвестиций. Я с этими оценками совершенно солидарен, и, увы, такая малость, как партнерство Microsoft и Softkey, эту фундаментальную проблему не решает».
Тарифный план | Описание | Стоимость |
---|---|---|
Годовая подписка | Размещение до 100 бесплатных приложений для Windows Phone | 99 у.е. |
Дополнительное размещение (после окончания тарифа на 100 приложений) | Размещение до 20 бесплатных приложений для Windows Phone | 20 у.е. |
Разовое размещение (20 бесплатных приложений без предыдущих тарифных планов) | Размещение до 20 бесплатных приложений для Windows Phone | 25 у.е. |
Размещение платных приложений | Неограниченно | 10% от оборота |
Дмитрий Тарасов, который успел отметиться несколькими коммерчески успешными платными программами для Symbian, а также работой в формате «издатель на проценте», в настоящий момент также пришел к убеждению, что писать надо сразу под все основные платформы. В своих суждениях он достаточно жесток и прямолинеен: «Я в принципе не считаю затею Microsoft и Softkey благотворной для рынка. Мобильными приложениями надо или заниматься серьезно, с прицелом на коммерческий успех, или не надо заниматься вообще. Многие ошибочно полагают, что для успеха достаточно быть крутым программистом. На самом деле 1% успеха в нашем деле — это собственно программирование, а вот 99% — поиск и понимание ниши, а главное — постоянные маркетинговые усилия после релиза. Чтобы программа получила распространение и принесла деньги не только на пиццу и пиво, нужно, условно говоря, быть в каждой бочке затычкой, постоянно мозолить глаза потенциальным потребителям. А все эти страшилки про налоговую и валютный контроль — для несерьезно настроенных. В нормальном проекте такими вещами должна заниматься специальная тетенька, которая знает все ходы и выходы, — и эта тетенька непременно окупится. Да и сложного там после пары итераций уже ничего нет. Эти байки из склепа на самом деле выполняют важную «санитарную» роль — отваживают от рынка тех, кто не настроен серьезно и будет только мешаться под ногами. Совсем другое дело, если, помимо избавления от мнимых трудностей с валютным контролем, Softkey предлагает маркетинговую поддержку приложений в виде помещения продуктов в Premium-витрины Marketplace. В этом случае не жалко ни 10%, ни 20%».
Перед нами встают три ключевых вопроса. Номер 1 — грубо говоря, не обалдела ли Softkey? На мой взгляд, совершенно нет. Компания понесла вышеупомянутые расходы по организации процесса (как это будет работать на практике — посмотрим через полгода); она страхуется от низкого интереса к платформе; ну и к тому же на фоне некоторых оригиналов, вроде APPA Market с их 30 фунтами за подачу одного приложения и 15 — за апдейт, условия Softkey выглядят вполне неплохо.
Номер 2 — интересно ли это предложение матерым «мобильным» программистам, ну или просто серьезно настроенным начинающим? В моем понимании, практически нет. Как ясно из бесед с состоявшимися предпринимателями в этой сфере, писать приложение только под одну платформу, да к тому же пока далеко не самую популярную, — практически самоубийство. А значит «бумажной волокитой», «валютным контролем» и «юридическими тонкостями», от которых за скромное вознаграждение стремится избавить нас Softkey, заниматься все равно придется. Да, для этого нужно будет нанимать отдельного человека, но в масштабе возможных доходов получается не так и дорого. Программистов из других стран СНГ при этом никто не неволит оставаться в рамках Softkey — вполне можно попытаться поработать через других посредников. Весьма дельный пост на основе личного опыта написал по этому поводу литовский разработчик Алан Менделевич. К тому же многие бизнесмены от мобильного ПО сходятся во мнении о существовании некоей пороговой суммы ежегодных доходов, после которой уже имеет смысл регистрировать компанию в Люксембурге, на Кипре или в США и переносить операции туда.
Номер 3 — а для кого вообще это приложение? Здесь мы постараемся быть несколько менее категоричными, чем Дмитрий Тарасов, и скажем так — идея «попробовать свои способности на живых людях» имеет право на жизнь. Вероятность написать гениальное приложение и без маркетинговых усилий заработать дикие тыщщи хоть и мала, однако все ж отлична от нуля. «Поточить зубы» и набить шишки на реальном продукте, освоив попутно инструментарий Microsoft − это может стать недурной путевкой в жизнь для начинающего программиста на последних курсах института, будет что записать себе в резюме.
Напоследок немного самокритики — по искреннему убеждению автора, эта «Offсянка» не представляет совершенно никакой самостоятельной ценности. Это своего рода приглашение к обсуждению более широкой темы развития бизнеса вокруг ПО в наших условиях. Мы надеемся, что на него откликнутся русскоязычные программисты, которым есть что сказать. Если это случится, вернуться к данной теме нам придется еще не раз.