⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
ASUS PB278Q — идеальный монитор для фотографа
⇡#Методика тестированияТестирование мониторов в лаборатории 3DNews проводится с помощью колориметра Spyder4. Для большинства измерений используется ПО Spyder4Elite для ОС Windows (версия на момент данного тестирования — 4.5.4). В настоящий момент для измерения в тестовой лаборатории 3DNews доступны следующие параметры изображения:
⇡#Результаты тестированияРазработчики оснастили монитор пятью предустановленными режимами — это «Стандартный», sRGB, «Пейзажный», «Театральный» и «Пользовательский». По сравнению с ASUS PA246Q здесь отсутствует пресет AdobeRGB. Ничего удивительного: цветовой охват монитора соответствует sRGB. Обсудим более подробно наш план дальнейших действий. В первую очередь мы, как обычно, изучим режимы монитора на соответствие гамма-кривой эталонному графику, исследуем постоянство цветовой температуры во всем диапазоне яркости, а также проведем тестирование дисплея на максимальную широту цветового охвата и точность воспроизведения отдельных оттенков. Поскольку абсолютно все параметры доступны для настройки только в ручной предустановке, мы подвергнем ее дополнительным испытаниям с максимальной яркостью, контрастностью по умолчанию, различными пресетами оттенков белого и поканальной настройкой цветовой температуры, соответствующей естественному режиму работы матрицы без цветокоррекции. После этого все результаты будут тщательно проанализированы, а затем будет выбран набор установок, наиболее подходящий для тестирования монитора на ширину диапазона яркости и контраста, а также для изучения дисплея на однородность подсветки по полю экрана. Помимо этого, данное сочетание параметров будет использовано и для калибровки. По итогам измерений ширины диапазона яркости наш сегодняшний гость продемонстрировал великолепные результаты. Максимальный уровень точки белого составил 319,8 кд/м2. Неплохой запас по сравнению с заявленным значением 300 кд/м2. Уровень черного изменяется линейно, но не пропорционально уровню белого, поэтому контрастность также увеличивается с 480:1 до 590:1 на всем протяжении диапазона яркости. В абсолютном значении это хороший и даже, можно сказать, характерный результат для данного типа матриц, но от величины 1000:1, которую мы приняли в качестве ориентира, он, к сожалению, сильно отстает. Лидером в категории измеренной яркости стал пресет «Пейзажный» с показателем 322,8 кд/м2. Это отличный показатель, демонстрирующий неплохой запас по сравнению с заявленным значением. Чуть хуже выступили режимы «Стандартный» и «Пользовательский». Их уровни точки белого составили соответственно 297,5 и 297,6 кд/м2, совсем чуть-чуть не дотянув до паспортной величины. Это и неудивительно, яркость по умолчанию в предустановках зафиксирована на отметке 90 из 100. Замыкает список предустановка sRGB с результатом 174,3 кд/м2. К сожалению, это довольно низкий показатель. Что касается измеренной контрастности, то здесь все в основном зависело от предыдущих исследований яркости, поскольку уровень черного всех режимов имеет небольшой разброс. Итак, лучшими стали сразу два пресета: «Стандартный» и «Пейзажный». Их соотношение яркостей белого и черного составило 600:1. Все остальные режимы выступили более или менее ровно, а на последней строчке сводной таблицы вновь вполне ожидаемо оказался пресет sRGB. Его показатель соотношения белой и черной точек составил всего 330:1. Это, разумеется, невысокий результат. С цветовой температурой ситуация тоже сложилась похожим образом. В лидерах все те же три режима: «Стандартный», «Пейзажный» и «Пользовательский». Их результат выше эталонного значения на 500 К, что составляет 7000 К. Это средний показатель. Чуть дальше расположился sRGB с уровнем цветовой температуры, равным 7300 К. И замыкает список пресет «Театральный». Его результат находится на отметке 11500 К, что уже совершенно невозможно назвать приемлемым. Кстати, данные измерений полностью подтверждаются визуально. Режим «Театральный» заметно уводит белый цвет в синюю область. Не совсем понятно, для чего это сделано. Конечно, кинематографисты зачастую интерпретируют баланс белого в соответствии с задумкой режиссера по созданию той или иной атмосферы, и, разумеется, цвета в кино отличаются от того, как мы воспринимаем их в реальности. Но ведь в том-то и интерес — увидеть картинку такой, какой ее задумал создатель фильма и реализовал специалист по цвету. Специфическую форму передаточной кривой, присущую практически всем предустановкам для просмотра фильмов, еще как-то можно объяснить стремлением усилить восприятие экранного действия, но для чего уводить баланс белого от референсного значения, остается неясным. Далее, мы занялись исследованием ручного режима, особенно обращая внимание на различные сочетания предустановок цветовой температуры и базовых параметров. Пользователю доступны четыре варианта готовых значений точки белого, а также тонкая настройка путем поканальной регулировки базовых цветов и задания смещения красного, зеленого и синего каналов в соседние области. Стоит отметить, что все измерения проводились с яркостью, установленной на 100%. Итак, лидером в категории измеренной яркости стала предустановка цветовой температуры «6500 К». Ее результат составил 318,3 кд/м2, что соответствует запасу по яркости в 6% по сравнению с заявленным значением. Отлично! Пресеты «5500 К» и «5000 К» немного превысили паспортный уровень, а вот установка цветовой температуры «9300 К», напротив, сильно просела с результатом 254,1 кд/м2. Честно говоря, это удовлетворительный показатель, но хотелось бы точного соответствия заявленной яркости. Уровень черного во время всего измерения оставался постоянным, поэтому места в категории измеренной контрастности распределились аналогичным образом. На первом месте предустановка цветовой температуры «6500 К» с контрастностью 590:1. До ориентировочного значения 1000:1, к сожалению, не дотягивает, но в целом это неплохой результат. Немного отстали от нее пресеты «5500 К» и «5000 К». И замыкает сводную таблицу предустановка цветовой температуры «9300 К». Ее показатель контраста оказался на уровне 470:1. Это уже маловато. Что касается цветовой температуры, то здесь лидеры поменялись местами, а аутсайдер остался прежним. Стоит отметить, что результаты соответствуют названиям пресетов весьма условно. Например, лучше всех выступила предустановка «5500 К». Ее показатель цветовой температуры оказался наиболее близок к референсному значению и составил 6300 К. Отличный результат! Температуры точки белого пресетов «5000 К» и «6500 К» оказались равноудалены от эталонного уровня: 5700 К и 7300 К соответственно. А вот результат предустановки «9300 К» вообще оказался неудовлетворительным: 11600 К. Как было известно ранее, монитор оснащен несколькими профильными режимами обработки изображения с доступом к тем или иным регулировкам, за исключением пресета «Пользовательский»: здесь доступны абсолютно любые настройки. Как это часто бывает, основные отличия проявляются на этапе измерений передаточной характеристики и постоянства цветовой температуры. Подтверждается ли это эмпирическое правило с нашим сегодняшним гостем? Да, это действительно так. Лидерами по точности соответствия гамма-кривой эталонному графику можно с уверенностью назвать сразу три режима: «Стандартный», sRGB и «Пользовательский». Остальные два пресета отличаются специфическими передаточными функциями. Например, предустановка «Пейзажный» сильно увеличивает контраст в среднесветлых тонах, а на самых светлых участках, напротив, значительно его снижает. Что касается «Театрального» режима то он настроен иначе: снижение контраста в тенях и его подъем в светах. Лидером в категории стабильности цветовой температуры стал пресет sRGB. Разброс значений точки белого на протяжении всего диапазона яркости составил всего 350 К. Это отличный результат. Чуть хуже выступили предустановки «Стандартный» и «Пользовательский»: 500 К и 550 К соответственно. Режим «Пейзажный» еще немного отстал от них с разницей между максимальным и минимальным значением цветовой температуры, равной 700 К. И замыкает список пресет «Театральный» с совершенно провальным показателем 5500 К.
Поскольку в ручном режиме пользователю становятся доступны на выбор два значения показателя гамма-кривой, мы исследовали передаточные характеристики обеих предустановок. Итак, после анализа графиков становится очевидным, что график гамма-кривой с пресетом «2.2» гораздо точнее соответствует эталонной кривой чем передаточная функция предустановки «1.8». Причем, самое интересное, что во втором случае кривая должна была иметь гораздо меньшую крутизну (взгляните на зеленый эталонный график). В любом случае, этот пресет нам не подходит, поэтому для всех дальнейших исследований мы будем пользоваться предустановкой «2.2». Анализ результатов измерения цветовых охватов всех режимов показал, что показатели пресетов практически совпадают. Тем не менее, предустановки можно разделить на две группы. К первой относятся «Стандартный», «Пейзажный» и «Пользовательский» с результатом 99% от цветового пространства sRGB и 77% от AdobeRGB. Во вторую попали режимы sRGB и «Театральный». Их показатель составил 99% от sRGB и 76% от AdobeRGB. Причем анализ получившихся графиков дает понять, что вышеуказанные результаты — это площадь пересечения стандартных цветовых пространств и измеренного треугольника, а по факту количество оттенков даже превышает sRGB. Это отличные результаты. Первое место в категории точности отображения отдельных цветовых оттенков заслуженно досталось режиму sRGB. Среднее отклонение при этом составило 1,29, что является просто великолепным результатом. Вслед за ним ноздря в ноздрю идут предустановки «Стандартный» и «Театральный». Их показатели отказались на уровне 2,27 и 2,3 соответственно. И явными аутсайдерами по результатам измерений стали пресеты «Театральный» и «Пейзажный». Показатель ΔE больше 5-6 — это уже неудовлетворительный результат.
⇡#Аппаратная калибровкаВ результате исследования предустановленных режимов монитора, а также, всех сочетаний параметров пользовательского пресета, мы смогли найти оптимальное сочетание показателей, которое хорошо подходит не только для дальнейших измерений, но и для калибровки. Это предустановка «Пользовательский» с яркостью, установленной на 100%, пресетом цветовой температуры «6500 К» и значением показателя гамма-кривой 2.2. Несмотря на то, что предустановка «5500 К» продемонстрировала результат гораздо более близкий к эталону, яркость настройки «6500 К» оказалась выше. Кроме того, хочется подвести некоторые итоги первого этапа исследований. Монитор даже с предустановленными сочетаниями параметров показывает отличные результаты. Отдельно стоит отметить режим sRGB. В подавляющем большинстве исследованных нами дисплеев предустановка с таким названием совершенно не оправдывает своего имени, поскольку не просто не соответствует указанному цветовому пространству, но и, порой, оказывается значительно хуже других пресетов по этому показателю. Однако, в случае с ASUS PB278Q все совершенно иначе: режим sRGB демонстрирует замечательные результаты, правда, предустановленная яркость маловата. Впрочем, это легко исправить, нужно просто увеличить соответствующий параметр в меню монитора. С определенной уверенностью можно сказать, что режим sRGB сможет перекрыть потребности большинства пользователей не только для повседневных задач, но и для работы, требующей точного цветовоспроизведения. Для тех же потенциальных покупателей, которые, как и мы, интересуются границами возможностей нашего сегодняшнего гостя предназначен второй этап нашего исследования. Итак, давно известно, что в процессе приведения показателей монитора к единому стандарту невозможно улучшить сразу все. Как правило, точность отображения цветовых оттенков возрастает, а яркость и контрастность снижаются. Мы тоже проанализируем показатели до и после проведения калибровки и выясним, как изменились показатели монитора. Итак, в первую очередь удалось уменьшить среднее отклонение при отображении различных цветовых оттенков с 2,3 до 0,95. Отличный результат, который ставит монитор ASUS PB278Q в один ряд с другими профессиональными средствами отображения. Обязательный минимум выполнен, движемся дальше. Точка белого стала точно соответствовать референсному значению. Показатель гамма-кривой совпал с эталоном: 2,2 против 2,05 до проведения калибровки. Цветовой охват незначительно уменьшился и теперь составляет 99% от цветового пространства sRGB и 76% от AdobeRGB. Яркость монитора немного просела, до 308,5 кд/м2, но при этом сохранила небольшой запас по сравнению с поспортным значением. Так как уровень черного не изменился, контрастность тоже немного уменьшилась, с 587,9:1 до 571,3:1. Это хороший результат для PLS-технологии, но до ориентировочного паспортного уровня 1000:1 по-прежнему далековато.
Равномерность подсветки экрана Для оценки равномерности подсветки по полю экрана мы использовали тот же режим, что и для калибровки. К сожалению, монитор продемонстрировал низкие результаты: в зависимости от уровня светимости разброс значений составляет от 16% до 17%. Для светодиодной технологии это очень много. Если проанализировать двумерные графики яркости, то можно заметить, что самая яркая точка находится в центральной части вверху, а самая темная — справа посередине. ⇡#ВыводыИтак, в начале статьи мы сказали несколько слов об основных достоинствах нашего сегодняшнего гостя: о большой PLS-матрице с огромным разрешением, о стопроцентном покрытии цветового простанства sRGB и о доступной цене в российской рознице. Так ли хорош на деле новый монитор? Можно уверенно сказать, что да. Неплохой запас по яркости, хороший уровень контраста, цветовой охват, практически полностью соответствующий цветовому пространству sRGB, неплохая стабильность цветовой температуры, а также точное соответствие гамма-кривой референсному графику. А уж после калибровки монитор можно отнести к категории профессиональных средств отображения. Можно ли сказать, что ставка на новую матрицу оказалась верной? Безусловно. Как и в любом деле, для каждой задачи существует свой инструмент. Если ASUS PA246Q предоставлял всю широту профессиональных возможностей, то ASUS PB278Q — только самое необходимое. При этом никакой скидки на качество, картинка на высоте. Новая панель не только позволяет точно воспроизвести цвет, но и передает больше деталей. Кроме того, на наш взгляд, цветовой охват, соответствующий sRGB, будет гораздо более востребован в сфере и дизайна, и фотографии. AdobeRGB весьма специфичен, плохо заточен под просмотр изображений в браузерах (соответствующие профили поддерживаются буквально парой программ) и, в целом, больше интересен для глянцевых изданий или очень высококачественной полиграфии. Кроме того, даже современные зеркальные камеры малого формата не имеют широкого цветового охвата (да-да, мы в курсе возможности выбора в настройках соответствующего цветового пространства, однако, это всего лишь установка флага для конвертера и последующая «растяжка» цветового диапазона до AdobeRGB). Поэтому, компания ASUS выбрала наиболее верный путь: лучше меньше, да лучше. Ее монитор не стремится охватить необъятное, его задача — максимальная точность цветопередачи и строгое соответствие цветовому пространству sRGB. Учитывая все, сказанное выше, у нашего сегодняшнего гостя действительно есть все шансы стать по настоящему популярным не только в глазах энтузиастов работы с цветом или монтажом видео, но и в среде профессиональных фотографов, дизайнеров и специалистов по трехмерному моделированию. Преимущества:
Недостатки:
С файлового сервера 3DNews можно скачать цветовой профиль для этого монитора, предназначенный для использования с настройками, описанными в разделе «Аппаратная калибровка». Редакция 3DNews благодарит компанию «Графитек» за предоставленный в распоряжение нашей лаборатории колориметр Spyder4 Elite.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|