⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Полтинничка не найдется? Выбираем лучший 50-мм объектив для Canon
⇡#ЮстировкаПрежде чем приступить к тестам, необходимо определить, насколько точно объективы наводятся на резкость по заданной точке. Для оценки состояния автофокусировки мы использовали специальный лист со шкалой. Фотографии были сделаны с соблюдением необходимых параметров: между оптической осью объективов и плоскостью таблицы зафиксирован угол 45°, а фокусировка производилась по линии, соответствующей нулю на шкале. Нетрудно заметить, что у объективов Sigma и «эльки» Canon точность фокусировки несколько нарушена. Для исправления этих недостатков в современных камерах предусмотрена функция микроподстройки резкости, которая, согласно введенным параметрам, будет подкручивать фокусировочное кольцо в ту или иную сторону и корректировать фокус. В случае если она не помогает, объектив следует отнести в сервисный центр на юстировку. Также заметим, что причиной «фронт/бэк-фокуса» может служить неправильное расположение датчиков автофокуса непосредственно в самой камере. Такое частенько встречается в зеркалках младшей ценовой категории. В таком случае юстировать нужно саму камеру. ⇡#АвтофокусЕдинственный объектив из нашей «фантастической четверки», не оснащенный ультразвуковым приводом автофокуса, — Canon EF 50mm ƒ/1.8 II. Он наводится на резкость с помощью обычного механического моторчика и из-за лёгкой конструкции делает это относительно быстро, но несколько шумновато. При дневном или комнатном освещении автофокус младшего «полтинника» работает весьма точно, а вот в вечернее время периодически допускает промахи и частенько не может сфокусироваться на объекте. Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM наводится на резкость при плохом освещении ощутимо точнее и в целом ведет себя более стабильно. К тому же он фокусируется практически бесшумно, но не слишком быстро. Вероятно, причиной этому служит использование micro-USM-привода. Canon EF 50mm ƒ/1.2L, единственный из всех объективов, представленных в этом обзоре, обладает полноценным кольцевым USM-моторчиком, правда наводится на резкость он даже несколько дольше младшего EF 50mm ƒ/1.4. Причина тому очевидна — приводу приходится двигать уж очень тяжеловесную оптику. Зато процесс фокусировки абсолютно бесшумен. К сожалению, при работе в условиях плохой освещенности «элька» частенько гоняет шкалу фокусировки от края до края несколько раз, а периодически даже после этой процедуры не может зацепиться за объект. Иными словами, для репортажных целей EF 50mm ƒ/1.2L вряд ли подойдет, равно как не сгодится для них и Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG, несмотря на наличие ультразвукового HSM (HyperSonic Motor) привода. Причины те же — тяжеловесная оптика двигается довольно медленно. Даже младший «полтинник» на Canon EF 50mm ƒ/1.8 II иной раз может навестись на резкость быстрее. Впрочем, точность фокусировки объектива от Sigma несколько выше, чем у «эльки» с красной полоской. Глубина резкости (ГРИП) и эффект «боке»
Самой, пожалуй, популярной «фишкой» светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием является красивый эффект размытия областей, находящихся вне зоны ГРИП, который называется боке. Судить о качестве проявления данного эффекта объективно очень сложно, ведь каждый фотограф выбирает сам, какой рисунок размытия ему по душе. Зачастую даже разгораются споры, у какого объектива боке лучше, а у какого — хуже. Исходя из приведенных образцов снимков, мы можем сделать несколько интересных и, как нам кажется, наиболее объективных выводов. На открытой диафрагме у линз Canon EF 50mm ƒ/1.8 и EF 50mm ƒ/1.4 размытие заднего фона выглядит наиболее аккуратно. Контрастные объекты размываются в виде более отчетливых дисков нерезкости, невооруженным глазом виден их контур. Впрочем, если прикрыть диафрагму до ƒ/2,8 или ƒ/4, становится понятно, что пять лепестков — это маловато. У объектива EF 50mm ƒ/1.8 II форма боке слишком острая и угловатая, отчетливо видны пятиугольники. Старший «полтинник» Canon размывает фон совершенно по-другому, более, если позволите так выразиться, художественно. Боке не имеет резких границ и очень плавно сливается с остальными элементами фона, причем равномерно по всему полю нерезкости. «Полтинник» Sigma по данному эффекту больше схож с EF 50mm ƒ/1.2L, но проработка размытия выполнена более небрежно и неоднородно. Тем не менее единственный неродной объектив системы может похвастаться более детальной прорисовкой дисков нерезкости в зоне перед фокусной плоскостью. Canon EF 50mm ƒ/1.8 II По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Искажения: хроматические аберрации Мы сравнивали края фотографий нашего натюрморта с целью определить наличие характерных цветовых искажений, называемых хроматическими аберрациями. Для этого была взята левая область кадра с контрастным объектом, попадающим в зону резкости. Мы изучили полученные кадры на разных диафрагмах, поскольку с уменьшением относительного отверстия (то есть с постепенным закрытием диафрагмы) должно уменьшаться и количество хроматических аберраций.
На открытых диафрагмах пурпурные и зеленые ореолы заметны у всех четырёх объективов. Впрочем, это ничуть не удивительно, поскольку оптике практически невозможно справиться с выравниванием интенсивного светового пучка с разными длинами волн. Иными словами, правило простое: чем светосильнее объектив, тем больше хроматические аберрации. Заметим, что наибольшее количество аберраций наблюдается у объективов Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM и Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM.
При последовательном закрытии диафрагмы ситуация несколько улучшается, что, опять же, ожидаемо. Очень хорошо в этом плане ведёт себя Canon EF 50mm ƒ/1.8 II: у получаемых с него изображений практически нет цветных ореолов на закрытых диафрагмах, что говорит об очень качественной проработке оптической схемы объектива и плотности его линз. Неплохо себя показал и Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM, хоть его искажения и несколько более заметны. Старшие «полтинники» от Sigma и Canon, к сожалению, показывают не очень хорошие результаты: что на открытых диафрагмах, что на закрытых ситуация практически одинаковая — аберрации видны невооруженным глазом. ⇡#Искажения: резкость в углахМы уже убедились, что в центральной части кадра все четыре объектива обладают очень достойной резкостью даже на открытых диафрагмах. Впрочем, другого мы, честно говоря, не ожидали. Гораздо интереснее посмотреть, как ведут себя наши герои на краях снимков. Падающая к краям кадра резкость — явление известное и принимаемое как данность. Вопрос в том, в каком из объективов оно сведено к минимуму? При минимальных диафрагмах к краям кадра резкость падает особенно сильно. Что ж, тогда с открытых, пожалуй, и начнем. В таблице ниже приведены фрагменты тестовых снимков с использованием разлинованного листа А4, расположенного перпендикулярно оптической оси каждого из четырёх объективов. В качестве наиболее характеризующей области для оценки резкости был использован левый нижний угол каждой фотографии. Ссылки на полноразмерные фотографии приведены внизу страницы.
«Аутсайдер» виден невооруженным глазом: Canon 50mm ƒ/1.8 II на открытых диафрагмах по резкости на краях кадра значительно уступает коллегам. «Полтинник» от Sigma также не может похвастаться хорошим уровнем проработки деталей в углах при максимальной диафрагме, однако к ƒ/2 ситуация меняется в лучшую сторону. Лидеры теста — объективы Canon 50mm ƒ/1.4 USM и 50mm ƒ/1.2L USM — показали примерно одинаковую, очень достойную резкость в углах даже на открытых диафрагмах. Для относительного отверстия ƒ/1,2 это особенно хорошо.
При последовательном закрытии диафрагмы объективы продолжают «наращивать» резкость в углах кадра. Лидеры остались без изменений, правда, из-за отсутствия хроматических аберраций, о которых мы говорили раньше/поговорим позже, картинка с Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM выглядит более проработанной. К ƒ/5,6 «полтинник» от Sigma практически сравнялся с родным аналогом, а резкость младшего объектива Canon заметно подросла, но всё еще оставляет желать лучшего.
На закрытых диафрагмах все четыре объектива продемонстрировали очень приличный уровень резкости не только в центре кадра, но и по краям. Примечательно, что проработка картинки на диафрагме ƒ/8 порой не только сопоставима с четкостью при ƒ/16, но и даже превосходит её, так что зажимать относительное отверстие до упора нет абсолютно никакой необходимости. Наиболее стабильный результат на всех диафрагмах продемонстрировал Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM. ⇡#Искажения: виньетированиеЗатемнение изображения по краям кадра называется виньетированием. Оно характерно абсолютно для всех объективов, проявляется на открытых диафрагмах. Виньетирование может использоваться как художественный прием, например при портретной фотографии, однако в большинстве случаев оно нежелательно. На разных объективах степень виньетирования значительно различается. Меньше остальных виньетирование заметно у «полтинника» Sigma. На полностью открытой диафрагме оно едва ли достигает двух ступеней (то есть двух шагов экспозиции), а при прикрытии до ƒ/2 — уменьшается до одной. При относительном отверстии ƒ/2,8 и более виньетирование практически отсутствует. У аналога от Canon с диафрагмой ƒ/1,4 дела обстоят ощутимо хуже. При съемке на открытой диафрагме виньетирование может достигать двух с половиной ступеней, а при прикрытии до ƒ/2 края кадров будут темнее чуть более чем на полтора шага экспозиции. Правда, уже к ƒ/2,8 объектив реабилитируется — виньетирование сводится на нет. Самый бюджетный «фикс» от Canon тоже допускает значительный уровень виньетирования. На полностью открытой диафрагме экспозиция к краям кадра падает более чем на две ступени. Если у конкурентов при прикрытии до ƒ/2,8 виньетирование практически полностью отсутствует, то у Canon 50mm ƒ/1.8 II оно составляет более 1 EV, а исчезает только к ƒ/4. Самый ощутимый уровень виньетирования продемонстрировал единственный L-объектив из тестируемых от Canon. На открытой диафрагме ƒ/1,2 падение яркости на углах составило почти три ступени экспозиции. Впрочем, другого быть и не могло: чем больше светосила — тем больше виньетирование. При последовательном закрытии диафрагмы виньетирование стало заметно менее навязчивым уже при ƒ/1,8, а при ƒ/2,8 — практически незаметным, хотя всё еще присутствовало падение яркости на половину ступени. ⇡#Искажения: дисторсияГеометрические искажения, именуемые дисторсией, присущи каждому объективу. Где-то они выражены в большей степени, где-то в меньшей. Обычно чем больше фокусное расстояние — тем правильнее объектив видит «геометрию» кадра. Пятьдесят миллиметров, к сожалению, недостаточно большое ФР, поэтому наша задача — оценить уровень этих искажений. Для этого мы фотографировали разлинованный в клетку лист, а полученные снимки свели с исходной «сеткой» в полупрозрачный слой. На снимках ниже черные линии — это фотографии, а красная — образец с идеальной перспективой. В целом можно утверждать, что величина искажений у четырех объективов приблизительно одинакова. Хотя практически незаметная тенденция к усилению геометрического искажения с ростом максимальной диафрагмы объектива просматривается при увеличении относительного отверстия от ƒ/1,8 до ƒ/1,2, то есть самый светосильный объектив нашей четверки передаёт перспективу самую малость хуже остальных. Заметим, что искажения — вещь неприятная, но терпимая. Инженеры Canon борются с ними интересным образом — современные зеркалки японского гиганта поддерживают программное подавление хроматических аберраций, виньетирования и дисторсии родных объектив (да, к продукции Sigma это не относится). Жаль, резкость в углах пока что "вытягивать" не умеют. Обнаруженные искажения не достигают критических масштабов ни у одного из четырех протестированных объективов, а подавить их можно либо непосредственно в камере, либо в редакторе. Так что камнем преткновения для желающих приобрести данные объективы этот недостаток не станет. Более того, все искажения проявлялись к краям кадра, благодаря чему они останутся практически незаметными для владельцев камер формата APS-C (то есть неполнокадровых серий). Canon EF 50mm ƒ/1.8 II По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16 ⇡#ЗаключениеКакой же из четырех протестированных объективов оказался лучшим? Вы не поверите: все. Напомним, что мы говорим о продуктах абсолютно разных ценовых категорий, а стоимость «крайних» из них различается более чем в десять раз. Canon EF 50mm ƒ/1.8 II — объектив по цене качественного светофильтра, обязателен к покупке начинающим фотографам и любителям. Идеальный вариант для знакомства со светосильными «фиксами». Да, мы нашли у него ряд недостатков. Хлипкий корпус, «острое» боке и средненькая разрешающая способность на открытых диафрагмах — пожалуй, самые значимые из них, однако баланс цены и качества значительно перевешивает в сторону пользователей. Из пары «полтинников» с максимальным относительным отверстием ƒ/1,4 мы отдаём предпочтение родному. Объектив от Sigma может похвастаться более надежной конструкцией и меньшей склонностью к виньетированию, однако у него значительно медленнее автофокус и, на наш взгляд, более скучный рисунок. Пожалуй, Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM — это самый сбалансированный объектив из четырёх. Относительно невысокая цена и максимум достоинств определенно перевешивают чашу весов в его пользу, даже несмотря на единственный значимый недостаток — довольно «ломучий» корпус. Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM — самый спорный из всех четырех объективов. Дело в том, что его стоимость несколько завышена. Безусловно, когда достаёшь эту линзу из коробки и надеваешь на камеру, чувствуешь, как говорят маркетологи, гордость обладания. Правда, значительных улучшений по сравнению с EF 50mm ƒ/1.4 USM у объектива нет. А посему, вероятно, многие предпочтут сэкономить тысяч эдак 30-35 и остановиться на среднем из трёх братьев. Авторы статьи выражают благодарность за помощь в подготовке материала Егору Гану.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|