Сегодня 10 мая 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор камеры Pentax 645Z: средний формат — в массы

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Видоискатель большой и светлый, но его область покрытия кадра составляет лишь 98%, тогда как даже у доступных кропнутых зеркалок Pentax стопроцентное покрытие кадра. Впрочем, главное то, что он удобен, да и комплектный резиновый наглазник хорош. Встроенный сегментный дисплей отображает довольно много информации. Диоптрийная регулировка осуществляется при помощи прорезиненного кольца, окружающего корпус видоискателя. В общем, работать с видоискателем удобно.

Дисплей размером 3,2 дюйма с разрешением 1037 тыс. точек сейчас вряд ли кого-то может удивить — такие встречаются даже в сравнительно недорогих фотокамерах. Да и у более или менее схожих по цене малоформатных Nikon 4Ds и Canon 1Dx размер и разрешение дисплеев аналогичные. А вот чего у прямых — и не совсем прямых — конкурентов нет, так это поворотного дисплея. Как уже отмечалось, они просто не решаются на такой шаг, ведь многие продвинутые фотографы всё ещё воспринимают подобное решение как шаг в сторону бюджетного сегмента и неопытных фотографов. Но в Pentax после перехода под крыло Ricoh активно прощупывают новые сегменты и новые слои покупателей, которые могут оценить такую особенность, ведь наклонный дисплей позволяет снимать с нижних ракурсов без углового видоискателя, что особо актуально при работе вне студии.

Непосредственно к дисплею претензий нет — огромные углы обзора, хорошие цветопередача и контраст, блики на солнце не досаждают, да и вообще при падении прямых солнечных лучей дисплей читается хорошо. Верхний дополнительный сегментный дисплей значительно больше, чем у топовых полнокадровых камер, но при этом информации на нём не так уж много, зато размер шрифта гораздо крупнее — не приходится присматриваться, да и выводимой информации более чем достаточно. В отличие от тех же «фулфреймов» либо конкурентов из лагеря среднеформатных камер (хотя конкурентами их назвать сложно из-за огромной разнице в цене), у Pentax 645Z дополнительный дисплей установлен под небольшим углом, поэтому легко читается как при взгляде сверху, так и сзади, благодаря чему основной экран можно смело отключать при любом ракурсе взгляда на камеру. Подсветка сегментного дисплея изумрудного цвета, но при её активировании проявляется один недостаток — при взгляде чётко сверху дисплей резко теряет контрастность, хотя при отключенной подсветке данный эффект не столь выражен.

А вот теперь мы добрались до самого неожиданного решения — меню. Почему неожиданного? Да потому что оно практически полностью копирует меню K-3 и K-5. Весьма существенно сходство даже с меню зеркалок начального уровня. Да, конечно, в наличии или отсутствии некоторых пунктов меню различия есть, но они незначительны. А вот общая иерархия меню, цветовая схема, начертание графических элементов, а также шрифта идентичны. Шрифты Pentax не ругал уже только ленивый, но производителя это ни капли не волнует. И если в случае цветастой K-50 это хоть и второстепенно, но важно, то в случае среднеформатного фотоаппарата на это даже не обращаешь внимания. Само же меню весьма удобно и совершенно не тормозит, чем немного грешила 645D. В общем, благодаря унификации способов управления и меню перейти с кропнутой зеркалки Pentax на средний формат чрезвычайно легко. Процесс миграции даже сложно ощутить, и с новинкой получается работать так, будто пользовался ей и раньше. Ниже для ознакомления с пользовательским графическим интерфейсом приведено несколько снимков дисплея.

#Особенности камеры

Для людей, не слишком знакомых с таким типом фотоаппаратов, главная особенность камеры — это средний формат сенсора. Шутка ли, 44x33мм, почти 52 Мп! Это примерно в два раза больше, чем у классических полнокадровых зеркалок.

Сравнение физического размера матриц. Источник: wikipedia.org

В случае зеркалок Pentax с APS-C-сенсором первым делом мы всегда отмечали потрясающую функцию сдвига и наклона матрицы, которая вдобавок позволяет при помощи встроенного гироскопа наклонять матрицу для удержания линии горизонта в пределах ±2 градуса. Однако в среднеформатнике этого нет — сенсор довольно велик, поэтому организовать подобную функцию сложнее. Нельзя сказать, что в камере подобного класса данная функция не нужна, ведь тот же сдвиг сенсора при работе со штатива мог бы пригодиться. Но чего нет — того нет. К слову, стабилизации тоже нет, что тоже не удивительно и объясняется в том числе размерами сенсора, к тому же у Pentax имеются объективы со стабилизацией, чего нет у конкурентов. Пылетряс есть — и на том спасибо.

Также имеются особенности, свойственные более простым камерам. Например, функция склейки HDR-фото, причём с возможностью указания вилки экспозиции (1, 2 или 3 ступени), тремя режимами склейки и работой в режиме RAW. Кроме того, имеется функция программного расширения динамического диапазона — коррекция теней и коррекция засветок (по три уровня активности плюс автоматический режим работы). В общем, привычные настройки, но у среднеформатников широчайший динамический диапазон, так что особой необходимости в данной функции нет. Также предусмотрена коррекция разнообразных искажений объектива — дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования, что важно для такого большого сенсора, а также коррекция дифракции. К особенностям стоит отнести и отсутствие низкочастотного фильтра. Но если в случае K-3 с проявлением муара боролась функция микровибраций сенсора, то в 645Z нет даже стабилизатора, не то что такой экзотической функции. Однако и заметить проявление муара на практике довольно сложно.

Ещё одна интересная особенность — это связь камеры со смартфоном, причём возможен не только просмотр отснятых изображений, но и управление в режиме LiveView, спуск затвора, выбор точек фокуса, а также установки экспозиции. Внимательный читатель сразу же возмутится: как так, в камере ведь нет Wi-Fi-модуля! Его действительно нет, зато камера поддерживает карты памяти Eye-Fi и FLU, причём не только в качестве устройства для передачи отснятого материала. К сожалению, ограничение у мобильного софта есть — для устройств Apple ОС должна быть не ниже 6-й версии, что проблемой по сути не является, а для Android необходима версия ОС не ниже 4.2.

#Съёмка и впечатления от работы

Среднеформатные камеры создаются для неторопливой и размеренной работы в студии, поэтому особых требований к скорости включения попросту нет. Однако мы все равно отметим, что фотоаппарат готовится к работе чрезвычайно быстро — сделать первый снимок можно, как только рычаг питания переведён в положение ON.

С серийной съёмкой всё ещё интереснее. Средний формат в принципе не подразумевает очередей со скоростью 12 или даже 6 кадров в секунду. Например, предыдущая среднеформатная камера Pentax снимала аж целый 1 кадр в секунду. Новинка же способна отстрелять серию со скоростью 3 кадра в секунду, что по меркам среднего формата быстро, а главное, необычно. Но вот беда: независимо от настроек коррекции объектива и прочих программных обработок, уровня чувствительности и шумоподавления, подопытный выдаёт три кадра в секунду в течение одной лишь секунды, после чего имеется задержка, длительность которой зависит от скорости карты памяти. Затем ещё 3 кадра, ещё задержка — и так далее. Но удивительнее всего то, что подобное поведение свойственно не только при съёмке в RAW или TIFF с гигантским размером файлов, но и в JPEG (хотя стоит отметить, что и в данном формате размер файла достигает 28 Мбайт, а это тоже немало). В общем, декларируемый рост скорости серийной съёмки на практике даёт немного.

Ещё один интересный момент — рост скорости фокусировки. Не секрет, что 645D была и остаётся весьма нерасторопной, к тому же нередко имеют место промахи автофокуса. Разумеется, для студийной камеры автофокус по большому счёту не так уж важен, но улучшение данной функции совершенно не помешает. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной точке, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см. При фазовом методе фокусировки на объект удалось навестись за 0,56 секунды. Не то чтобы быстро, но вполне приемлемо. При использовании контрастного метода в режиме LiveView 645Z уложилась в 0,75 секунды, что лучше, чем у полнокадровых и большинства «кропнутых» зеркалок. Тут стоит отметить, что именно фотоаппараты Pentax среди классических зеркалок являются рекордсменами по скорости фокусировки в режиме LiveView. К слову, скорость фокусировки при фазовом методе мало зависит от уровня освещенности, что приятно радует. К тому же автофокус крайне цепкий — навестись на тестовый шаблон удалось при освещённости всего-навсего 0,2 лк. А это, между прочим, рекордный показатель. В режиме LiveView автофокус смог навестись только при освещённости 1,2 лк, что, впрочем, всё равно является сравнительно неплохим показателем.

Фокусировка работает в трёх режимах — покадровом, следящем и ручном. Переключение между ними осуществляется при помощи вращающегося диска слева от видоискателя, а вот переключиться в режим ручной фокусировки можно при помощи ползунка на корпусе объектива. При автофокусировке по фазовому методу предусмотрено четыре режима выбора зоны (по центру, авто, зона 3х3, а также ручной выбор точки), но зона покрытия чрезвычайно мала, поэтому на практике частенько приходится крутить диск фокусировки вручную даже вне студии. При контрастном методе фокусировки режимов уже пять — по центральной зоне, авто, ручной выбор, а также режимы ведения объекта и обнаружения лиц. Последние два явно достались в наследство от серии K. Режим ведения практически неработоспособный — его не стоило включать в перечень функций даже для галочки. Режим определения лиц, напротив, работает весьма корректно, но в голове как-то не укладывается, что владелец такого фотоаппарата будет его использовать. При фокусировке вручную в режиме LiveView доступна функция подсветки зон резкости, или же «пикинг», но какой-либо настройки активности функции или же изменения цвета подсветки не предусмотрено. Стоит отметить, что производитель предлагает три варианта фокусированного экрана — стандартный, с простой композиционной сеткой и с сеткой «золотого сечения».

Экспозамер тоже без изысков — три стандартных режима. Однако установка экспопары традиционно для Pentax дополнена режимом приоритета выдержки и диафрагмы, а также обратного ему режима приоритета чувствительности. Коррекция экспозиции осуществляется в стандартных пределах от -5 до +5 EV. А вот брекетинг экспозиции смог удивить: можно снять не только 2 или 3, но и целых 5 кадров, которые камера записывает не мешкая, тогда как при серийной съёмке торможения начинаются уже после 3-го кадра. Что касается точности автоматической установки экспозиции, то тут 645Z на высоте, причём не только при естественном, но и при искусственном освещении. Особо впечатляет работа автоматики при съёмке со слабой освещённостью — большинство камер в этом случае задирает экспозицию, а наш подопытный справляется на отлично. В лабораторных условиях при искусственном освещении автоматика также не подкачала. При использовании ламп накаливания ошибка не превышает -0,03 EV, что заметить невозможно в принципе. При использовании ламп дневного света ошибка больше, но всё равно без непосредственного сравнения с эталоном совершенно незаметна — до 0,09 EV.

В настройках баланса белого возможен выбор одной из множества предустановок (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, вспышка, 4 варианта флуоресцентных ламп), а также установка баланса белого с сохранением оттенка источника света, три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K либо 20 майред (отображается в кельвинах), а также три контейнера ручной настройки и автоматический режим, причём любая из настроек баланса белого может быть подстроена по шкале B-A/G-M непосредственно в быстром меню выбора настройки баланса белого. При выборе пресета или подстройке результат сразу же отображается на экране, но не в реальном времени, а на последнем созданном снимке. Кроме того, в меню настройки возможен предварительный просмотр. В пользовательских настройках предусмотрено два варианта коррекции при освещении лампами накаливания.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [майредах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Alibaba представила большую языковую модель, которая отчасти превзошла GPT-4 10 ч.
Новое дополнение отправит игроков DayZ на застывший во времени вулканический архипелаг — трейлер и подробности Frostline 10 ч.
Red Hat представила ИИ-дистрибутив RHEL AI, который требует минимум 320 Гбайт GPU-памяти 11 ч.
Бездонный колодец тайн: метроидвания Animal Well на релизе заслужила восторги критиков и 96 % положительных обзоров в Steam 11 ч.
Создатели Elite: Dangerous и Planet Coaster анонсировали новую игру по «Миру юрского периода» — похоже, это Jurassic World Evolution 3 12 ч.
Слухи: платформа Assassin's Creed Infinity станет рассадником микротранзакций и будет включать игры по подписке 14 ч.
Nvidia выпустила драйвер с поддержкой Ghost of Tsushima: Director’s Cut и Homeworld 3 14 ч.
Шеф-повар против пришельцев: космический шутер PO'ed: Definitive Edition получил новый трейлер и дату выхода 15 ч.
Dell допустила утечку базы данных с именами и домашними адресами клиентов 15 ч.
Успехи Warner Bros. Discovery в первом квартале 2024 года затмил провал Suicide Squad: Kill the Justice League 16 ч.