реклама
Процессоры и память

Обзор модулей памяти Kingston HyperX Savage DDR3 (HX318C9SRK4/32 и HX324C11SRK4/32)

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы

Тестирование комплектов памяти Kingston HyperX Savage DDR3 проводилось в LGA1150-системе, построенной на базе материнской платы ASUS Z97-Pro, которая основана на наборе логики Intel Z97. Поскольку оверклокерские комплекты памяти приобретаются в первую очередь энтузиастами, в составе тестовой платформы мы использовали процессор Core i5-4690K, который был разогнан до частоты 4,5 ГГц.

В тестировании были задействованы следующие аппаратные и программные компоненты:

  • Процессор: Intel Core i5-4690K (Haswell, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 4 × 256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнская плата: ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97).
  • Память:
    • Kingston HyperX Savage HX318C9SRK4/32 (4 × 8 Гбайт, DDR3-1866, 9-10-11-27);
    • Kingston HyperX Savage HX324C11SRK4/32 (4 × 8 Гбайт, DDR3-2400, 11-13-14-32).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 Ti (6 Гбайт/384-бит GDDR5, 1000-1076/7010 МГц).
  • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage SSD 480GB.
  • Блок питания: Seasonic Platinum SS-760XP2 (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Professional x64 with Update с использованием следующего комплекта драйверов:

  • Intel Chipset Driver 10.0.27;
  • Intel Management Engine Driver 11.0.0.1137;
  • NVIDIA GeForce 353.30 Driver.

#Тестирование на разгон

Главной и оказывающей основное влияние на производительность платформы характеристикой современных комплектов памяти является их рабочая частота. Поэтому возможность её увеличения выше штатных значений – немаловажная особенность оверклокерских наборов, позволяющая получить дополнительный прирост быстродействия.

Испытуемые комплекты памяти Kingston HyperX Savage DDR3 в этом плане выглядят достаточно многообещающе. В их составе используются отборные чипы памяти, изначально рассчитанные на эксплуатацию при напряжении 1,35 В, частотный потенциал которых расширен увеличением напряжения до 1,5-1,65 В. Хочется надеяться, что Kingston при этом выжала из них не все соки и наши эксперименты по разгону смогут дать какой-либо позитивный результат. На протяжении многих лет Kingston славится приданием своим продуктам солидного «запаса прочности». И это позволяет рассчитывать, что рассматриваемые модули памяти при разгоне смогут функционировать в гораздо более скоростных режимах, чем заложено в их официальных спецификациях.

Правда, следует иметь в виду характерные особенности чипов памяти, которые компания Kingston выбрала для своих модулей памяти серии HyperX Savage DDR3, – SK Hynix H5TC4G83BFR-PBA. Такие микросхемы лучше раскрывают свой потенциал при завышении параметра tRP (RAS# PRE Time), что в какой-то мере находит отражение и в номинальных характеристиках. Однако это не единственная хитрость. Лучшего разгона планок памяти на таких микросхемах можно добиться, если дополнительно увеличить задержку tRFC (DRAM REF Cycle Time) до 300 или даже большего значения.

Учитывая указанные особенности, практические испытания комплектов модулей DDR3 SDRAM на разгон мы проводили по следующей схеме:

  • Напряжение питания DDR3 SDRAM увеличивалось до 1,65 В – оно считается безопасным для долговременного использования. С ним обычно не деградирует ни процессорный контроллер памяти, ни сами модули.
  • Устанавливалась «слабая» схема задержек 13-15-16-40-2T, при которой определялась максимальная частота стабильной работоспособности модулей памяти.
  • При установленной максимальной частоте DDR3 SDRAM выполнялся поиск наиболее агрессивной схемы таймингов, при которой модули сохраняют способность к стабильному функционированию.

Проверка стабильности подсистемы памяти подтверждалась десятикратным прогоном теста LinX 0.6.5 AVX Edition с задействованием всего доступного объёма памяти и дополнительной часовой проверкой в тесте Memtest86+ v5.01.

Kingston HyperX Savage HX318C9SRK4/32

С аппаратной точки зрения комплект памяти HX318C9SRK4/32, рассчитанный на режим DDR3-1866, отличается от старшей модели Kingston HyperX Savage лишь заполнением профилей XMP и SPD. Конечно, Kingston для более скоростных модулей памяти может прибегать к дополнительному отбору наиболее удачных чипов, однако такая стратегия обычно практикуется в производстве дорогой и высокоскоростной памяти, а серия HyperX Savage к ней не относится. Поэтому вполне логично ожидать, что комплект HX318C9SRK4/32 будет разгоняться как минимум до состояния DDR3-2400.

Практическая проверка подтвердила справедливость такого предположения. С увеличением напряжения питания на модулях до 1,65 В нам удалось добиться стабильного функционирования комплекта HyperX Savage HX318C9SRK4/32 на частоте 2400 МГц с таймингами 11-13-14-35-1T. И такой разгон удивительным образом совпал с номинальным режимом комплекта HX324C11SRK4/32 – старшего предложения в линейке HyperX Savage.

Таким образом, 32-гигабайтный набор планок памяти HyperX Savage DDR3-1866 смог продемонстрировать очень неплохой оверклокерский потенциал – его легко можно разогнать на два 266-мегагерцевых шага относительно паспортного режима.

Kingston HyperX Savage HX324C11SRK4/32

С разгоном комплекта памяти HyperX Savage HX324C11SRK4/32 ситуация сложнее: он рассчитан на 2400 МГц изначально. Это достаточно высокая частота сама по себе, и к тому же максимальная скорость для памяти, относящейся к семейству HyperX Savage. Поэтому особенно впечатляющего разгона от модулей Savage DDR3-2400, которые основаны на тех же микросхемах, что и Savage DDR3-1866, мы не ожидали. Но в реальности всё оказалось ещё хуже – частоту выше номинальных 2400 МГц повысить не удалось вообще. Выбор следующего делителя контроллера памяти, позволяющего тактовать модули хотя бы на 200 МГц быстрее, сразу же приводил к нестабильности.

Таким образом, разгон комплекта Kingston HyperX Savage HX324C11SRK4/32 оказался невозможен. Слабое утешение дали и попытки улучшения таймингов. Заявленную в спецификациях схему задержек удалось улучшить лишь до 11-13-13-35-1T, а при более агрессивных установках во время тестирования возникали ошибки. Таким образом, этот комплект памяти практически не имеет нераскрытого производителем потенциала, и в руках искушённых пользователей он является лишь более дорогим эквивалентом комплекта HX318C9SRK4/32.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что паспортный режим HyperX Savage HX324C11SRK4/32 способен удовлетворить многих оверклокеров, ведь DDR3-2400 – это достаточно быстро даже для систем верхнего ценового диапазона. Пропускная способность в случае двухканальной конфигурации при этом достигает впечатляющей величины 38,4 Гбайт/с.

#Производительность

В заключение знакомства с комплектами памяти серии Kingston HyperX Savage DDR3 мы провели тестирование их производительности при работе в номинальном состоянии, в предопределённом основным профилем XMP режиме, а также при разгоне. Сравнение полученных результатов проиллюстрирует практический смысл приобретения более скоростных модулей памяти и их последующего разгона применительно к наборам HX318C9SRK4/32 и HX324C11SRK4/32, которым посвящён этот обзор.

Для измерения производительности использовался следующий набор приложений и бенчмарков.

Синтетические бенчмарки:

  • AIDA64 Cache & Memory Benchmark 4.1.633-x64 – измерение скорости операций с оперативной памятью.
  • ASUS MemTweakIt 2.02.16 – измерение параметра DRAM Efficiency Score.

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.5.915 — тестирование в сценах Sky Diver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2014 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Maxon Cinebench R15 — измерение быстродействия фотореалистичного трёхмерного рендеринга в анимационном пакете CINEMA 4D. Применяемая в бенчмарке сцена содержит порядка 2 тысяч объектов и состоит из 300 тысяч полигонов.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2491 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50 FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.

Игры:

  • Battlefield 4. Настройки для разрешения 1280 × 800: Graphics Quality = Custom, Texture Quality = Ultra, Texture Filtering = Ultra, Lighting Quality = Ultra, Effects Quality = Ultra, Post Process Quality = Ultra, Mesh Quality = Ultra, Terrain Quality = Ultra, Terrain Decoration = Ultra, Antialiasing Deferred = Off, Antialiasing Post = High, Ambient Occlusion = HBAO. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Grand Theft Auto V. Настройки для разрешения 1280 × 800: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = Off, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = Off, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum. Настройки для разрешения 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280 × 800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

В первую очередь обратимся к результатам синтетических тестов.

Синтетические тесты позволяют увидеть некую идеализированную картину, отображающую, как меняется скорость подсистемы памяти в зависимости от установки того или иного комплекта и выбора различных настроек частоты и задержек. И главный вывод здесь вполне очевиден: память, работающая как DDR3-2400, заметно быстрее, чем DDR3-1866. Но даже медленный комплект HyperX Savage DDR3-1866 (HX318C9SRK4/32) можно заставить работать не хуже, чем флагманский набор модулей памяти HyperX Savage DDR3-2400 (HX324C11SRK4/32). Главное – не полагаться на настройки по умолчанию, заложенные в профиле XMP, а уделить время разгону по частоте и подбору наилучших сочетаний таймингов.

Но, к сожалению, такой трюк проходит только с более простой памятью DDR3-1866. Скоростной набор DDR3-2400 разогнать подобным образом не получается. Он изначально работает почти на пределе своих возможностей, и изнурительными экспериментами по подбору более благоприятных, чем заложенные в спецификации, значений частоты и задержек можно добиться лишь еле заметного прироста быстродействия.

При этом следует понимать, что результаты в синтетических тестах демонстрируют некую теоретическую картину, не отражающую реальную производительность. Насколько же сильно быстродействие платформы в целом зависит от скорости работы памяти, покажут тесты в задачах из реальной жизни.

О том, что скорость подсистемы памяти оказывает не слишком заметное влияние на производительность в реальных общеупотребительных задачах, известно давно. Однако на фоне того, что прогресс в быстродействии CPU в последнее время существенно замедлился, эффект от правильного выбора модулей памяти уже не кажется таким ничтожным. Хорошая память в отдельных задачах способна обеспечить не меньшую прибавку в производительности, чем даёт порой переход на процессоры новых поколений.

Приведённые диаграммы показывают, что DDR3-2400 однозначно лучше, чем DDR3-1866, вне зависимости от того, идёт ли речь о «чистокровной» оверклокерской памяти, или о той памяти, которая была разогнана до такого состояния из более медленных режимов. При этом увеличение частоты работы DDR3 SDRSAM на 28 % (с некоторым ослаблением схемы таймингов) может вылиться в ускорение платформы, достигающее в отдельных случаях 6 %. Впрочем, если говорить об увеличении производительности в среднем, то оно составляет лишь 2-3 %.

Но самая интересная часть нашего тестирования – измерение игровой производительности. Дело в том, что современные 3D-игры относятся к числу задач, нуждающихся в быстрой памяти, и можно ожидать, что при игровом использовании более быстрая память сможет раскрыть свои преимущества в полной мере.

Как видно из приведённых диаграмм, на самом деле на реальную игровую производительность скорость подсистемы памяти практически не влияет. Главным определяющим фактором здесь давно выступает видеокарта, и именно от её мощности зависит то число кадров в секунду, которое наблюдается на экране. Однако если искусственно разгрузить графическую подсистему, понизив разрешение и отключив сглаживание, то влияние памяти сразу обнаруживается. Поэтому в игровых системах установка более быстрых комплектов DDR3 SDRAM и их разгон имеют смысл лишь тогда, когда графическая подсистема не становится «бутылочным горлышком». В этом случае прирост частоты кадров, который способна обеспечить быстрая память, может даже доходить до 10 %.

#Выводы

Комплекты памяти серии Kingston HyperX Savage DDR3 запомнились тремя отличительными чертами. Во-первых, достойными характеристиками: они далеко ушли от обычных модулей DDR3 SDRAM для массового рынка и предлагают частоты и задержки, свойственные добротным оверклокерским продуктам среднего уровня. Во-вторых, притягательной внешностью: литые радиаторы красного цвета прекрасно сочетаются с большинством геймерских материнских плат и видеокарт, а их «злая» форма способна придать платформе дополнительный колорит. И в-третьих, своей доступной стоимостью: HyperX Savage – это предложение среднего ценового диапазона, поэтому приобретение модулей памяти из этой серии не требует заметных дополнительных инвестиций.

Кроме того, хочется обратить внимание читателей и ещё на один момент. Рассмотренные в этом обзоре комплекты HX318C9SRK4/32 и HX324C11SRK4/32 включают в себя по четыре восьмигигабайтных модуля, а значит, их суммарный объём достигает 32 Гбайт. Для платформ с двухканальным контроллером DDR3 SDRAM это максимум, но наборы памяти серии HyperX Savage такого объёма работают без каких-либо видимых проблем. Абсолютная стабильность сохраняется, даже несмотря на то, что их частоты доходят до DDR3-2400, а занятыми оказываются все слоты DIMM на материнской плате. Объём же оперативной памяти в 32 Гбайт сегодня уже не кажется чем-то сверхъестественным: им без труда могут распорядиться, например, современные приложения для создания и редактирования мультимедийного контента высокого разрешения.

Если же говорить о протестированных комплектах более подробно, то в первую очередь следует отметить, что HX318C9SRK4/32, рассчитанный на эксплуатацию в режиме DDR3-1866, и HX324C11SRK4/32, штатный режим которого – DDR3-2400, — это, по сути, одно и то же. Восьмигигабайтные модули памяти, входящие в различные по характеристикам наборы HyperX Savage DDR3, основываются на одинаковых печатных платах и собраны из одной и той же элементной базы. Различия кроются лишь в том, как заполнены SPD и профили XMP. Поэтому совершенно неудивительно, что и HX318C9SRK4/32, и HX324C11SRK4/32 могут работать как DDR3-2400 с задержками 11-13-14-35. Но для старшего комплекта это номинальный режим, активация которого требует минимума настроек в BIOS материнской платы, а для комплекта HX318C9SRK4/32, формально рассчитанного на частоту 1866 МГц, это достаточно серьёзный разгон, для достижения которого нужно приложить некоторые усилия.

Таким образом, если переход на платформы с поддержкой нового стандарта DDR4 вам кажется преждевременным, то наборы Kingston HyperX Savage – весьма достойный вариант для комплектации подсистемы памяти современного персонального компьютера. Компания Kingston славится своим умением делать предложения с привлекательным сочетанием характеристик и цены, и комплекты DDR3 SDRAM серии HyperX Savage – прекрасная тому иллюстрация.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Команда специалистов OpenAI по защите человечества от угроз, связанных с ИИ, просуществовала менее года 28 мин.
Google выпустил вторую бету Android 15 с «Личным пространством», предиктивным «Назад» и множеством других нововведений 8 ч.
Новая статья: Animal Well — колодец, из которого не хочется вылезать. Рецензия 8 ч.
В России готовы взяться за борьбу с серым импортом видеоигр 8 ч.
Microsoft начала веерные остановки подписок на свои облачные продукты для российских корпоративных клиентов 8 ч.
Лучше поздно, чем никогда: Arkane Austin всё-таки выпустит финальное обновление Redfall 9 ч.
МТС открыла магистратуру по искусственному интеллекту в Высшей школе экономики 12 ч.
Sony пригрозила 700 компаниям судом за несанкционированное использование музыки для обучения ИИ 12 ч.
Ubisoft отреагировала на слухи о требованиях Assassin's Creed Shadows к постоянному онлайн-подключению 12 ч.
Следующая Call of Duty на старте продаж станет доступна в Game Pass 14 ч.
Летающими электромобилями XPeng можно будет управлять без особых разрешений, но только за пределами городов 2 ч.
Слухи: Apple готовит сверхтонкий iPhone 17 — он выйдет в 2025 году и будет дороже iPhone 17 Pro Max 6 ч.
Крупнейший в России оператор ЦОД и облачных услуг «РТК-ЦОД» готовится к IPO 10 ч.
Palit представит на Computex видеокарту с водоблоком и воздушной системой охлаждения 11 ч.
Роборуки от MIT помогут астронавтам NASA встать после падения на Луне 11 ч.
Xiaomi представила смартфон среднего уровня Redmi Note 13R — он почти идентичен Redmi Note 12R 12 ч.
AT&T и AST SpaceMobile обеспечат спутниковой связью обычные смартфоны сначала в США, а после — по всей Земле 12 ч.
TSMC будет выпускать основания для стеков HBM4 по 12- и 5-нм техпроцессам 14 ч.
LG свернула производство рулонных телевизоров Signature OLED R 14 ч.
Производитель микроэлектроники «Элемент» выйдет на биржу до конца мая — это позволит привлечь до 15 млрд рублей на развитие 15 ч.