⇡#Методика тестирования
Монитор Viewsonic VP3881 был протестирован по обновленной методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100 % исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьезной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Viewsonic VP3881 производитель повторил ранее отмеченные нами ошибки, предоставив выбор из 20 пресетов, которые разбросаны по дебрям меню, причем часть из них поддаётся дополнительной настройке с помощью внушительного количества параметров. Также есть три ячейки для записи профилей аппаратной калибровки (CAL1-CAL3). Смысл такого количества, а также взаимосвязь некоторых пунктов меню и режимов картинки до сих пор не совсем ясны. Любому профессионалу было бы достаточно 2-3 режимов, а для простых пользователей разобраться во всём этом бардаке (по-другому и не скажешь) практически невозможно.
Чтобы снизить вероятность возникновения проблем, в первый же день работы с монитором мы обновили версию его микропрограммы до последней из доступных. Для этого необходимо соединить монитор по кабелю USB с компьютером, скачать необходимую утилиту и подождать около 2-3 минут, после чего монитор перезагрузится и попросит произвести сброс настроек к заводским.
В качестве рабочего интерфейса мы выбрали DisplayPort 1.4, к которому подключали дисплей при помощи кабеля из комплекта поставки. Впрочем, вы можете со спокойной душой использовать доступные HDMI-порты и USB Type-C – картинка от этого хуже не станет. Главное — выставить правильный рабочий диапазон в настройках драйвера видеокарты и в меню монитора.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом.
- режим изображения — Custom (он же Off и Native с настройками по умолчанию);
- яркость — 100;
- контраст — 70;
- цветовая температура — нативная;
В ходе аппаратной калибровки мы использовали программу Colorbration v.1.5.0 и последнюю версию колориметра X-Rite Display Pro с дальнейшей проверкой референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro. В настройках программы было выставлено цветовое пространство sRGB, яркость 100 нит, максимально возможный коэффициент контрастности и пользовательская коррекция неравномерности подсветки по матрице 5 × 5.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Rec.709 при выключенной системе компенсации неравномерности подсветки.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
317 |
0,349 |
908 |
90 |
291 |
0,32 |
909 |
80 |
266 |
0,292 |
911 |
70 |
240 |
0,263 |
913 |
60 |
213 |
0,233 |
914 |
50 |
187 |
0,204 |
917 |
40 |
160 |
0,174 |
920 |
30 |
131 |
0,142 |
923 |
20 |
103 |
0,112 |
920 |
10 |
74 |
0,08 |
925 |
0 |
45 |
0,049 |
918 |
В этом случае максимальная яркость оказалась на уровне 317 кд/м2, а нижнее значение составило 45 кд/м2. Коэффициент контрастности – 918:1 в среднем, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но ничего страшного в этом нет.
Полученный диапазон изменения яркости подсветки устроит подавляющее большинство потребителей. По верхней границе монитор незначительно превосходит указанное производителем значение, а нижняя граница позволит серьёзно снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.
В режиме Rec.709, при включении функции Uniformity Compensation |
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
132 |
0,351 |
376 |
90 |
122 |
0,321 |
380 |
80 |
112 |
0,293 |
382 |
70 |
101 |
0,265 |
381 |
60 |
90 |
0,234 |
385 |
50 |
80 |
0,205 |
390 |
40 |
68 |
0,175 |
389 |
30 |
56 |
0,143 |
392 |
20 |
44 |
0,112 |
393 |
10 |
32 |
0,08 |
400 |
0 |
20 |
0,049 |
408 |
После принудительной активации системы компенсации неравномерности подсветки в режиме Rec.709 диапазон яркости резко снижается — до уровня 20-132 нит при коэффициенте контрастности в 380:1. Результат не лучший, но многие мониторы с системой UC откликаются на её активацию похожим образом. Так что это нас особо не удивило. К тому же глубина чёрного поля сохраняется на изначальных значениях, а снижение коэффициента контрастности происходит исключительно из-за падения яркости белого поля при прочих равных.
⇡#Результаты при стандартных настройках
В режиме Custom монитор демонстрирует возможный максимум установленной матрицы, доступно много дополнительных настроек, но отсутствует возможность активации системы компенсации неравномерности подсветки.
Возможности монитора практически полностью перекрывают sRGB-стандарт без явного превосходства на основных цветах. Впрочем, без использования CMS-системы, ПО с её поддержкой и ICC/ICM-профилей для получения правильной цветопередачи тут всё равно не обойтись.
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 97,3 % и AdobeRGB на 71 %.
Точка белого смещена в «холодную» область — почти 7000 К в среднем, но без паразитных оттенков. В повседневных рабочих условиях, если вы работаете при естественном освещении или используете лампы накаливания, такой результат, вполне вероятно, будет постоянно о себе напоминать немного «холодной» картинкой. Зато стабильность ЦТ оттенков серого нас приятна удивила – более высокого результата мы просто не можем вспомнить.
Гамма-кривые при стандартных установках настроены практически идеально. Единственная претензия – недостаточная различимость крайних тёмных участков.
Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля sRGB составило 1,18 единицы DeltaE94, максимальное – 4,97. Результат для большинства пользователей очень хороший, но изрядный выход за пределы пространства sRGB на красном стимуле и не слишком точно настроенная точка белого (уж для монитора с заявленной заводской калибровкой — так точно) картину несколько портят. С другой стороны, для рассматриваемого режима калибровку никто не обещал. Так что ещё не всё потеряно.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Среди огромного разнообразия предустановленных режимов VP3881 для дополнительной проверки мы выбрали стандартный sRGB — как один из четырёх с заявленной заводской калибровкой. По умолчанию в нём включена система компенсации неравномерности подсветки, что провоцирует не только сниженный коэффициент контрастности — на уровне 391:1, но и заблокированную на отметке ~125 нит яркость (у того же Rec.709, о котором мы поговорим чуть позже, таких ограничений нет) вкупе с невозможностью менять другие параметры, ответственные за точность цветопередачи и картинку на экране.
Цветовое соответствие sRGB оказалось на уровне 91,1 %.
Точка белого настроена точно также, как и в режиме Custom: «холодновато», зато с первоклассным уровнем стабильности ЦТ оттенков серого.
А вот вопросов к гамма-кривым у нас нет. Режим отличается хорошей различимостью крайних тёмных участков и правильной передачей светлых участков.
Наши выводы подтверждает отчёт, полученный в ходе проведения измерений в Argyll CMS. Монитор показал высокие результаты по гамме и ошибся лишь на некоторых цветовых патчах при выбранном референсе sRGB Profile (что не удивительно, если вспомнить результат цветового соответствия). Кроме того, мы получили отклонение точки белого почти в 4 единицы DeltaE — и с этим, к сожалению, ничего не поделать: таковы ограничения, введённые программистами Viewsonic.
⇡#Результаты в режиме Rec.709
Теперь взглянем на точность настройки режима Rec.709, который придётся по вкусу видеографам, монтажёрам и всем тем, кто каким-то образом связан с созданием, обработкой и конечным выводом видеоматериалов.
Цветовой охват в этом режиме чуть шире, чем в sRGB, в частности — на красных и зелёных стимулах.
С точкой белого и стабильность ЦТ оттенков серого ситуация идентична тому, что мы видели в режимах Custom и sRGB. Ничего нового.
Гамма-кривые выстроены точно в соответствии с гаммой 2,4 – одно из основных требований стандарта Rec.709 для работы с видео.
Если указать в качестве референса данный стандарт и использовать соответствующий системный профиль, то результаты в тесте Argyll CMS окажутcя следующими: среднее отклонение чуть больше единицы DeltaE94, а максимальное — всего 4,25, и исключительно из-за ошибки на синем цвете. Очень достойно – отчёт о заводской калибровке соответствует реальности!
⇡#Результаты после аппаратной калибровки
Для аппаратной калибровки мы использовали программу Viewsonic Colorbration последней версии, созданную на базе решения X-Rite и полностью повторяющую как его дизайн, так и возможности. Был установлен продвинутый режим калибровки, измерительным устройством выступал колориметр Display Pro последней версии и с последней прошивкой. Точность его работы вкупе с используемой в ПО матрицей коррекции в дальнейшем была подтверждена референсным спектрофотометром.
Общее время на проведение одной процедуры калибровки со средней таблицей цветовых патчей и компенсацией неравномерности подсветки по матрице 5 х 5 составило чуть менее получаса. Каких-либо ошибок в ходе работы и странных действий со стороны программы нами замечено не было – все ее проблемы программисты Viewsonic окончательно решили (на это потребовалось чуть больше года). Из общего времени около 2 минут потребовалось на замеры яркости в 25 точках экрана и примерно 5 на запись корректирующих данных в LUT-монитора.
Аппаратная калибровка ожидаемо позволила изменить цветовой охват Viewsonic VP3881, максимально сократив количество зон, выходящих за пределы пространства sRGB. При работе за монитором это позволит получить максимально точную цветопередачу даже в ПО без поддержки системы управления цветом.
Точки белого приблизилась к 6500 К без какого-либо паразитного оттенка. Точки чёрно-белого градиента сместились к зоне DeltaE<3 и легли максимально близко друг к другу, хотя получить столь высокую стабильность ЦТ, как в режиме Custom, нам не удалось.
Гамма-кривые выстроились в соответствии с кривой sRGB (несколько отлична от гаммы 2,2), увеличилась различимость глубоких теней. Вопросов к точности работы ПО Viewsonic у нас не возникло.
Внесённые правки во встроенный 14-битный 3D-LUT позволили улучшить точность цветопередачи, а созданный в ходе калибровки ICC-профиль второй версии позволил использовать его для проверки в среде Argyll CMS. Итоговые результаты оказались следующими: среднее отклонение DeltaE94 — 0,34 единицы, максимальное — 1,3. Если учесть, что профиль мы создавали в одной программе, а проверяли его качество в другой, то результат можно смело называть великолепным.
⇡#Равномерность подсветки
Инженеры компании не изменили своим принципам, сохранив особенности работы встроенной системы Uniformity Compensation и в самой старшей модели линейки VP. Измерения равномерности подсветки дисплея Viewsonic проходили при яркости в центральной точке на стандартном уровне в 100 кд/м2, однако точка белого в случае с заводскими настройками Uniformity не подвергалась правкам вовсе и, таким образом, была определена изначальными настройками героя обзора. Но, будьте уверены, на нашу оценку и финальные выводы это никак не повлияет.
Дополнительно напомним, что система компенсации неравномерности подсветки у VP3881 работает только в предустановленных режимах sRGB/EBU/SMPTE-C/Rec.709, причём в двух из них — исключительно при зафиксированном уровне яркости подсветки (125-130 нит). Для проверки и сравнения равномерности мы использовали режим Custom после ручной настройки, режим аппаратной калибровки с дополнительной настройкой равномерности по матрице 5 х 5 и режим Rec.709 со стандартной настройкой Uniformity. Именно в таком порядке будут расставлены все последующие фотографии и диаграммы.
По фотографиям отчётливо видна работа технологии Uniformity. После её активации в ходе аппаратной калибровки и тем более в режиме Rec.709 равномерность белого поля значительно возрастает.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Uniformity Compensation выкл.
|
|
Uniformity Compensation вкл.
|
Ровно то же происходит на серых заливках, где эффективность работы системы компенсации просто поражает. Причём в данном случае показаны исключительно варианты без Uniformity (слева) и с ней (справа, с заводскими установками).
Влияние на равномерность подсветки можно проследить и по полученным результатам измерений. Среднее значение составило 6,4 % / 4,7 % / 2,0 %, а максимальное снизилось с 19,8 до 15,5 и в дальнейшем до 6 %. Для столь крупной и широкой матрицы – результат фантастический. В случае с ручной коррекцией равномерности в ходе аппаратной калибровки можем предположить следующее – получить примерно такой же результат, как при заводских настройках, возможно, но для этого необходимо прикладывать прибор максимально близко к краям экрана, а не как требует того приложение Colorbration.
Теперь оценим равномерность цветовой температуры. Даже без работы системы компенсации среднее значение не превышает 1,1 %, после калибровки падает до 1 %, а в лучшем варианте снижается до 0,6 % в режиме Rec.709. Максимальное отклонение составляет 2,9 %, 2,1 % и 2 %. Лучший результат по разнице между измеренным минимумом и максимумом показал режим с ручной коррекцией равномерности – всего 173К – лучше для 37,5-дюймового монитора просто сложно представить.
Результаты отклонений ЦТ по уровню DeltaE подтверждают, что активация системы компенсации неравномерности подсветки положительно сказывается на светлом и сером полях. Разница в цифрах несущественна, но она есть. Куда сильнее заметен изменившейся характер отклонений, а точнее диаграммы поверхностей, которые вы можете оценить самостоятельно.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). Сразу отметим, что никакого влияния на равномерность подсветки на чёрном система Uniformity Compensation не оказывает и оказывать не может.
В плане углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал вполне обычный для IPS-матрицы результат – четыре «засвеченных» угла со слабыми паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше, а их заметность находится в прямой зависимости от яркости подсветки и силы внешнего освещения (снижайте первую и увеличивайте вторую – тогда точно забудете про Glow). По сравнению с тем, что можно было наблюдать 4-5 лет назад, на первых ультрашироких IPS-моделях, это большой скачок вперёд.
При отдалении от экрана Glow полностью исчезает — и становится ясно, что с реальной равномерностью чёрного у нашего экземпляра VP3881 всё хорошо. Оставшиеся лёгкие «облака» по краям экрана – ерунда на фоне необъятных размеров героя обзора, и к недостаткам их относить не стоит.
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Используемая псевдо-10-битная матрица типа IPS и хорошая заводская настройка позволили монитору продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах. Полноценная аппаратная калибровка с помощью колориметра от X-Rite внесла свои коррективы, но качество градиентов осталось достаточно высоким – появилось несколько более различимых переходов в области 0-10 %, но никакой катастрофы не произошло.
Оценивая равномерность градиентов на VP3881 также хотелось бы отметить, что никакой существенной разницы между работой в 8-битном и 10-битном режимах мы обнаружили. Видимость переходов из-за очень большой диагонали экрана прослеживается в обоих случаях, в любых приложениях и при любых условиях проверки.
Монитор не поддерживает ни одну из систем адаптивной синхронизации, что только подтверждает направленность модели. Скорость отклика у VP3881 типична для современных IPS-type решений с максимальной частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Проводить сравнение с любыми игровыми мониторами нет никакого смысла – модель обречена на провал. Впрочем, как и все прямые конкуренты.
Выставленное по умолчанию значение разгона у героя обзора оптимально среди всех доступных: скорость достаточна, артефакты полностью отсутствуют. Режим Advanced можно активировать в том случае, если вы хотите слегка ускорить монитор и не боитесь появления слабых артефактов на движущихся объектах. Смысла в Ultra Fast нет, поскольку шлейфы не становятся меньше, а вот артефакты явно прибавляют в количестве и заметности. В общем, всё точно также, как и у других моделей линейки VP двух последних лет.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора у Viewsonic VP3881 идентичны тем, что вы получите на прямых конкурентах (ввиду использования полностью идентичных матриц), и примерно такие же, как и у других подобных мониторов с большой диагональю и форматом 21:9.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее. Если привстать над монитором, то яркость изображения снижается, появляется неприятный металлический отлив с лёгким розоватым оттенком, падает контрастность изображения.
Glow-эффект на изучаемом мониторе выражен слабее, чем на 34-дюймовых моделях. Тем не менее в зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с черными полосами по сторонам при просмотре фильма) паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. Снизить его заметность, как мы уже говорили не раз, можно только путем уменьшения яркости подсветки и повышением уровня внешней освещённости (по отдельности, а лучше в совокупности).
На цветных изображениях Glow проявляет себя значительно слабее, но все равно заметно.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Viewsonic VP3881 используется полуматовая пленка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы – так, как предпочитают большинство покупателей.
В первую очередь бросается в глаза не совсем привычная структура пикселей – вспоминаются матрицы H-IPS. Картинке на экране далеко до «глянцевого журнала», зато у дисплея хорошие антибликовые свойства. Кристаллический эффект заметен слабо, а при изменении угла просмотра виднее он не становится. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.
Проблем с заводской резкостью и проработкой шрифтов любого размера не замечено.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free W-LED-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо ее частота составляет несколько или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны.
⇡#Выводы
Рассмотренный сегодня монитор Viewsonic VP3881 предлагает уникальное сочетание характеристик и возможностей, заложенных в качественную обёртку по достаточно привлекательной для этого класса мониторов цене. За два года существования новых решений в профессиональной линейке VP инженеры и программисты компании наконец-то смогли решить проблемы, связанные с аппаратной калибровкой и работой системы компенсации неравномерности, и, вполне вероятно, провели «полировку» других технических моментов, не столь явно бросающихся в глаза при тестировании.
Тем не менее при всех своих достоинствах герой обзора – это не идеальный дисплей. У него есть свои особенности и недостатки, в частности, касающиеся заводской настройки точки белого. Хаос в меню, не совсем удачное расположение клавиш управления, ограничения в различных режимах – набор, ставший стандартом для мониторов из линейки VP.
Если вы выбираете себе крупный ультраширокоформатный монитор без акцента на игровые возможности (хотя играть с развёрткой в 60 Гц пока никто не запрещал) и готовы потратить около 100 тысяч рублей, то мы рекомендуем рассмотреть именно класс 37,5-дюймовых дисплеев. Качество матриц (по углам обзора, Glow-эффекту, равномерности) в них выше, чем среди 34-дюймовых UWQHD-решений, а дополнительная рабочая площадь будет только в плюс. Выбрав же VP3881, вы получите возможный максимум для этого класса и точно не разочаруетесь.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль Viewsonic для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки и профилирования средствами Argyll CMS.
Достоинства:
- удачный дизайн и «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками с трёх сторон;
- хорошее качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка с быстросъёмным соединением и наличие VESA-крепления;
- достойный выбор современных интерфейсов для подключения: HDMI 2.0, DP 1.4, USB Type-C 3.1;
- USB-хаб с тремя портами USB 3.1;
- достойный комплект поставки;
- функции PiP/PbP с широкими возможностями настройки;
- встроенная акустическая система, пускай и среднего качества;
- прямой доступ ко встроенному 14-битному 3D LUT с возможностью аппаратной калибровки;
- качественно работающая система компенсации неравномерности подсветки;
- высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB в большинстве режимов;
- хорошая заводская калибровка (исключительно по гамма-кривым и цветовому охвату) и эмуляция пространства sRGB в соответствующем режиме;
- отличные градиенты при любых установках, в том числе после аппаратной калибровки (но качество всё же снижается);
- безупречная стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве изученных режимов (не все из них представлены в обзоре);
- хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры и яркости для столь крупного экрана (даже без Uniformity Compensation!);
- отличная равномерность подсветки по уровню яркости на белом при активной системе UC;
- достаточно хорошая равномерность подсветки на чёрном (не учитывая Glow и Color-Shift);
- отличные углы обзора и относительно слабый Glow-эффект (лучше, чем у 34-дюймовых UWQHD IPS);
- полуматовая рабочая поверхность матрицы с еле различимым кристаллическим эффектом при любых условиях просмотра;
- W-LED-подсветка без мерцания и отсутствие Cross-hatching;
- адекватная цена с учетом возможностей.
Недостатки:
- неудобное управление и бесконечное количество настроек/режимов изображения, разбросанных по самым разным разделам и подразделам (улучшений по сравнению с ранее протестированными моделями не наблюдается).
Может не устроить:
- большая подставка;
- отсутствие переворота корпуса в портретный режим (Pivot);
- система компенсации неравномерности подсветки работает только в некоторых режимах (в паре из них с ограничением по изменению яркости, в других – без);
- невозможность изменения цветовой температуры в режимах с включенной системой компенсации неравномерности;
- недостаточно точная настройка точки белого в предустановленных режимах;
- низкий коэффициент контрастности при активации системы Uniformity Compensation – стандартное явление, также ведут себя профессиональные мониторы NEC за совсем другие деньги.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.