⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата |
ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair Hydro Series H115i |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор |
NEC EA244UHD |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 419.67 |
Синтетические тесты 3D-графики |
Тест |
API |
Разрешение |
Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike 1.1 |
DirectX 11 (feature level 11_0) |
1920 × 1080 |
Выкл. |
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme |
2560 × 1440 |
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra |
3840 × 2160 |
3DMark Time Spy 1.1 |
DirectX 12 (feature level 11_0) |
2560 × 1440 |
3DMark Time Spy Extreme 1.1 |
3840 × 2160 |
Игровые тесты |
Игра (в порядке даты выхода) |
API |
Настройки, метод тестирования |
Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
3840 × 2160 |
Grand Theft Auto V |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x |
Выкл. |
Ashes of the Singularity: Escalation |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA 4x |
Total War: WARHAMMER II, встроенный бенчмарк |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики |
MSAA 4x |
Wolfenstein II: The New Colossus |
Vulkan |
OCAT, миссия Roswell. Макс. качество графики. Deferred Rendering, GPU Culling, Adaptive Shading — выкл. |
TSSAA (8TX) |
Final Fantasy XV Windows Edition |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк + OCAT. Макс. качество графики. GameWorks выкл., DLSS выкл. |
TAA |
Far Cry 5 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
Strange Brigade |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
SMAA 4x |
Assassin's Creed Odyssey |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA High |
Battlefield V |
DirectX 12 |
OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA High |
TAA High |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл., Shading Rate 100% |
TAA |
TAA |
DiRT Rally 2.0 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA |
Выкл. |
Tom Clancy's The Division 2 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.
Исключениями из этой методики являются игры DiRT Rally 2.0, Far Cry 5 и Wolfenstein II: The New Colossus. Встроенный бенчмарк DiRT Rally 2.0 не записывает время рендеринга отдельных кадров — файл с результатами содержит среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Встроенный бенчмарк Far Cry 5 записывает количество кадров в отдельную секунду теста, поэтому среднее FPS рассчитывается исходя из этих чисел, а не по среднему времени рендеринга кадра.
Для тестирования в Wolfenstein II мы используем OCAT, но в этой игре утилита не сохраняет журнал рендеринга отдельных кадров. Здесь в качестве минимального FPS используется число, которое OCAT выводит на экран, обратное 99-му процентилю времени кадра.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра MingHe VAC-1050A. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.
В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
Стандартная версия BIOS, под управлением которой работает MSI GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z, задает TDP на уровне 250 Вт, что соответствует референсному значению для RTX 2080 Ti. Альтернативная прошивка, которую активирует переключатель на печатной плате, сдвигает лимит мощности до 360 Вт с возможностью дальнейшего увеличения вплоть до 400 Вт. Этой версией микропрограммы мы и воспользовались — как в штатном режиме, так и для разгона.
Несмотря на то, что Boost Clock в спецификациях MSI GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z на 135 МГц превышает соответствующий параметр Founders Edition, на практике частоты различаются не так сильно — всего лишь на 87 МГц в тесте Crysis 3 (1810 у MSI против 1723 МГц у референсной карты NVIDIA). Впрочем, менее ресурсоемкие игры позволяют GPU автоматически разогнаться до частот в районе 1970–1980 МГц.
Массивный трехслотовый кулер удерживает температуру GPU в пределах 71 °C при сравнительно низкой скорости вращения вентиляторов. Если сравнить GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z с видеокартой Founders Edition по этим показателям, то опять-таки небольшое преимущество MSI едва ли оправдывает высокую цену этой модели, а по уровню шума эти устройства практически не отличаются друг от друга. Но стоит учесть, что ради скромного заводского разгона производитель был вынужден увеличить напряжение питания графического процессора, в результате чего энергопотребление при типичной нагрузке возросло на 77 Вт (328 против 250 Вт).
Кроме того, система охлаждения GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z сохраняет приемлемую температуру и уровень шума даже в FurMark, хотя в условиях стресс-теста эта плата освоила на 131 Вт больше, чем Founders Edition. При таком резерве мощности у видеокарты уже есть все задатки для рекордного разгона (по крайней мере со штатной воздушной системой охлаждения) — посмотрим, что покажет практика.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
|
|
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Средн. |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт) |
|
1723 |
1860 |
1950 |
0,912 |
1,031 |
1,044 |
2082 (56%) |
2082 (56%) |
MSI GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z (1350/14000 МГц, 11 Гбайт) |
|
1810 |
1830 |
1875 |
1,050 |
1,050 |
1,056 |
1825 (49%) |
1808 (61%) |
MSI GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z (1520/16000 МГц, 11 Гбайт) |
+11% TDP |
1970 |
1980 |
2040 |
1,050 |
1,050 |
1,056 |
2033 (54%) |
1987 (67%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт) |
+20% TDP |
1970 |
1995 |
2070 |
1,046 |
1,050 |
1,044 |
2019 (55%) |
2019 (55%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11000 МГц, 11 Гбайт) |
|
1735 |
1810 |
1911 |
0,963 |
1,012 |
1,093 |
2377 (50%) |
НД |
Прим.: измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
При разгоне под штатным кулером GPU стабильно работает на базовой частоте вплоть до 1520 МГц, а в игровом тесте удерживает частоты около 1970 МГц. Таким образом, разгон позволил выиграть 160 МГц по сравнению со штатными настройками GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z и 247 МГц по сравнению с GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition. И пусть мощность разогнанной видеокарты в Crysis 3 увеличилась на 30 Вт, она все еще лежит в пределах TDP даже без учета прибавки в 11 %.
Но если честно, все модели на основе TU102, которые прошли через наши руки (даже Founders Edition), без особых проблем разгонялись до частоты 1970 МГц под нагрузкой. Главным фактором, который не позволяет старшим чипам Turing выйти за пределы 2 ГГц, является не мощность, а напряжение питания. Давно замечено, что новый алгоритм GPU Boost игнорирует любые попытки увеличить вольтаж программным методом. Вся надежда на специальную версию BIOS, которую MSI согласна выдать избранным покупателям, — другим способом потенциал GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z не раскроешь (за исключением физической модификации PCB). А вот разгон чипов памяти на 2 Гбит/с относительно штатной пропускной способности 14 Гбит/с не встретил никаких препятствий.
Единственный аргумент против оверклокинга флагманской видеокарты MSI — это уровень шума. При автоматическом контроле скорости вращения вентиляторов разгон практически не повлиял на температуру GPU, но по громкости GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z можно сравнить уже не с GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition, а с референсной версией GeForce GTX 1080 Ti.
Прим.: температура MSI GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z в простое зарегистрирована при стандартном BIOS (не в режиме пассивного охлаждения).
⇡#3DMark
Тесты в синтетических бенчмарках в очередной раз подтверждают правило: «премиальные» модификации графических карт обладают сомнительной ценностью, если их не разгонять. Вот и GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z при штатных настройках лишь на 4 % отличается от GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition по среднему баллу 3DMark. Но благодаря разгону GPU и RAM разница возрастает уже до 14 %. В таком виде лучший игровой ускоритель NVIDIA на 43 % превосходит следующую модель семейства (GeForce RTX 2080) и на 48 % — флагманскую модель предыдущего поколения (GeForce GTX 1080 Ti).
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Результаты игровых бенчмарков совпадают с тем, что уже показала «синтетика». Громадный лимит мощности и чрезвычайно эффективная система охлаждения GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z ничего не стоят без разгона, ведь средняя разница по частоте смены кадров между платой MSI и Founders Edition равна 2 %. Но при сравнительно низком разрешении экрана даже оверклокинг в ручном режиме не увеличит быстродействие больше чем на 10 % по сравнению с Founders Edition (лишь в редких требовательных проектах речь идет о росте кадровых частот на 16 %).
В сравнении с другими ускорителями GeForce RTX 2080 Ti скрывает свою истинную мощь при разрешении 1080p — с максимальным разгоном быстродействие GeForce RTX 2080 Ti LIGHTNING Z лишь на 26 и 36 % превосходит результаты GeForce RTX 2080 и GTX 1080 Ti соответственно.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.